«Незваные гости» — совместный проект галереи «БИЗОN» и московской 11.12 Gallery. В экспозиции собраны произведения трех авторов — Дамира Муратова, Рината Волигамси и Василия Слонова. Работы этих художников можно увидеть на столичных площадках и за рубежом, где они «гостят» на правах ярких отечественных авторов. Гигантская винтажная пластинка, писсуар как охотничий трофей, огнетушители, которые складываются в одно слово из трех букв на латинице — все это в нашей редакционной фотоистории.
-
«Незваные гости» прибыли в Казань из Москвы. Владелец известной столичной 11.12 Gallery Александр Шаров, славящийся тем, что открывает миру современных российских художников из регионов, привез в «БИЗОN» работы Дамира Муратова из Омска, Рината Волигамси из Уфы и Василия Слонова из Красноярска. «Все они ребята из субъектов. И каждый имеет уже узнаваемое имя. Собственно, с этим устоявшимся составом мы чаще всего участвуем в мировых выставках. Они уже вписаны в историю современного искусства, — рассказывал Шаров в интервью „БИЗНЕС Online“. — Мне не хочется помещать их в какую-то десятку, двадцатку, сотню лучших художников современности, но они втроем точно узнаваемы. В галерее „БИЗОN“ мы показываем собрание работ этих авторов за определенный период — от 2014 года до сделанных совсем недавно».
-
На первую экскурсию по «Незваным гостям» пришло немало молодежи. Для большинства из гостей это было первое знакомство с Муратовым, Волигамси и Слоновым: данные авторы никогда не экспонировались в Казани.
-
Экскурсию для посетителей выставки провела Надежда Соколова — арт-менеджер 11.12 Gallery, которая располагается в известном московском центре современного искусства «Винзавод».
-
Самая объемная коллекция работ, представленная на экспозиции, у Муратова, которого называют одним из наиболее остроумных российских современных художников. Его картины заняли весь первый этаж галереи.
-
Картины Муратова — это размышление о прошлом. Он часто обращается к советским образам: старому радиоприемнику, внушительным мебельным стенкам и прочим предметам ширпотреба времен СССР. Красочные зарисовки из прошлого с элементами фантастики заставили испытывать ностальгию даже тех зрителей, кто не жил в эти времена.
-
Пластинка в картонном конверте — еще один образ советской эпохи, который сегодня стал скорее предметом роскоши или коллекционирования. Зато на фоне такой огромной штуки удобно, например, записать ролик для TikTok, что и делали некоторые гости.
-
Особое место в своих работах Муратов уделяет тексту. Возможно, это связано с профессиональным бэкграундом художника — он бывший дизайнер. Играя словами, он пересобирает сложившиеся стереотипные образы, обманывая ожидания смотрящего. Например, не стоит верить надписи «Холст, масло», потому что на самом деле это холст и акрил.
-
Слова, в том числе и в составе советских лозунгов, Муратов переносит и на ковры, таким образом переводя приятные чувства о «советском мире» в самую подходящую теплую и мягкую форму.
-
И, конечно, по традиции, заведенной в любой уважающей себя советской семье, ковры оказались на стене.
-
«А это портвейн „Три семерки“», — предположил один из гостей экспозиции. Кто-то подумал, что это и вовсе реклама знаменитого онлайн-казино, прославившего казанский микрорайон Азино. На самом деле смыслов здесь много, уточнила московский куратор. Например, перья индейцев, подвешенные на цифрах, указывают на то, что дым, изображенный на картине, был выпущен из трубки мира. Но, вообще, работа называется «Три топора».
-
Из феерии красок и смеха, поднявшись на второй этаж, можно оказаться в мире мрачного сарказма. Здесь расположились работы красноярского художника Слонова. Он иронизирует над стереотипным мышлением. Например, использует вату из ироничного дресс-кода русской цивилизации и создает целую коллекцию, в которой ватными могут быть даже плавки.
-
По примеру Марселя Дюшана, который однажды выставил в качестве экспоната писсуар и сломал традиционное понятие об искусстве, Слонов создал несколько своих писсуаров-трофеев. Некоторые посетители выставки не стеснялись примерять таковой в качестве шлема.
-
«На Васю работает пол-Красноярска», — рассказывала куратор, говоря о том, какие разные материалы использует в своем творчестве Слонов. В эстетике реди-мейда в ход идут и огнетушители, которыми, кстати, все еще можно воспользоваться по назначению.
-
Художник прославился в том числе и скандальной серией работ, высмеивающих стереотипы о России Welcome! Sochi 2014. Серия состояла из плакатов с изображением Чебурашки, танков, калашниковых, Сталина, берез и других стереотипных образов, ассоциирующихся у многих иностранцев с Россией. Чуть позже Слонов создал «продолжение» — Welcome to Brexit.
-
Welcome to Brexit — это уже набор шаблонов о Великобритании.
-
Например, художник берет за основу знаменитую «Девочку с воздушным шаром» Бэнкси и его мурал, посвященный выходу страны из ЕС, где вместо звезд Евросоюза изображает черепа.
-
Рядом со Слоновым разместились картины уфимца Волигамси, овеянные ореолом чего-то неосознанного и необъяснимого. Мрачные российские пейзажи здесь переплетены с мистикой и психоделикой.
-
Несмотря на всю фантастичность происходящего на картинах, все образы здесь узнаваемы. Каждому россиянину знакомы эти типовые пятиэтажки или деревенские пейзажи.
-
У многих посетителей выставки сложилось впечатление, что живопись Волигамси похожа на фотографии, а возможно, это и есть снимки. «Это не фото, не его распечатка и последующая раскраска, не баллончик. Это живопись от начала и до конца», — отметила арт-менеджер московской галереи.
-
Для сомневающихся художник фотографирует каждый этап создания картин. Снимки можно посмотреть в каталоге Волигамси на первом этаже, здесь же есть возможность приобрести сувенирную продукцию с фрагментами работ Муратова.
-
«Незваные гости» ждут вас на серьезный и смешной разговор об окружающем мире и нас самих.
-
Выставка работает в галерее «БИЗОN» (ул. Баумана, 44/8, ТЦ «Родина», режим работы: ежедневно с 12:00 до 20:00) до 3 апреля.