«НАЧНУТ ЛИ МИТИНГИ УГАСАТЬ?»

Без вопроса от участников конкурса не остался ни один из экспертов, выступающих на этот раз на «Антикризисном клубе»: ни экономист Михаил Хазин, ни кризисолог Андрей Фурсов, ни профессор МГИМО Елена Пономарева. Читатели интересовались: что сегодня можно считать национальными интересами России? почему «оранжисты» не поддерживают коммунистов? существуют ли предпосылки для возникновения опричнины грозненского типа? насколько реален захват США всего мирового нефтяного рынка? какие социально-экономические инновации нужно применять для выхода из кризиса конкретно в Татарстане? И так далее.

Тем не менее, нам показались наиболее интересными вопросы Альберта Шакирова, аспиранта философского факультета КФУ. Его вопросам предшествовала серьезная преамбула:

«Мой интерес к событиям декабря 2011 года и их недавним отголоскам вполне логичен в силу своей специальности. Я внимательно следил и анализировал период думских выборов, в связи с этим хотелось бы услышать мнение Елены Пономарёвой на следующие тезисы. Ещё с лета 2011 года в сети то и дело появлялись мнения о том, что выборы в декабре будут сфальсифицированы полностью. Накал страстей особенно вырос во время проведения праймериз партии «Единая Россия». И чем ближе были выборы, тем больше противников появлялось у «партии власти» в сети: многочисленные группы в социальных сетях, видео с фальсификаторами с прошлых выборов, а к декабрю в интернете уже была готова серьезная почва для мобилизации "оппозиции".

3 декабря. Такого тихого "дня тишины" и представить себе было невозможно. Интернет молчал. Ни единого видео (а их каждый день появлялось по несколько штук), ни статей, ни призывов – ощущение, что все «в засаде». И 4 декабря хлынул шквал роликов с избирательных участков - с самого утра и до ночи, произошел резкий скачок рейтинга телеканала «Дождь», Твиттер и социальные сети буквально взорвались.

В результате в интернете была проведена внушительная и, что не менее важно, эффективная работа по мобилизации, пробуждению всех и вся, кто против этих выборов. Народ всё-таки был выведен на улицы. Но на самой улице ориентиры, которые были в сети, куда-то затерялись. На улице не было лидера оппозиции, в самом глубоком понимании этого слова. Да был Навальный, была Божена Рынска, были известные личности, которые тоже возмущались и вели за собой людей на площадь, Но это скорее напоминало организованное столпотворение, нежели организованный митинг. В Казани собравшиеся на Площади Свободы через полчаса после митинга начали петь гимн России, ибо лозунгов не осталось. Тоже показатель.

IMG_9936.jpg
Аспирант философского факультета КФУ Альберт Шакиров считает, что сейчас мало кто доверяят телевидению и радио - эти каналы коммуникации прочно ассоциируются с Кремлем и достаточно сильно себя дискредитировали

Мне рисуется примерно такая схема: шум в соцсетях с августа по 4 декабря - выход на улицы, аресты, лозунги - возврат в сеть, муссирование новых впечатлений, видео, интервью и ток шоу - снова на улицы».

А вот собственно и сами вопросы:

1) Справедливо ли считать, что эти митинги, хоть и провоцируются через социальные сети и начинаются также как «оранжевые», в конечном счёте, они всё же развиваются по иному сценарию и, пройдя несколько циклов «возмущения в сети - выплеск на улицах» просто начнут угасать?

2) Очевидно, что конечная цель митингов в декабре и феврале - это мартовские выборы президента, а точнее их делегитимизация. Как вы оцениваете их потенциал, учитывая то, что Путин отстранился от «Единой России», и тем самым вывел себя с линии огня?

«МИТИНГИ – ЭТО ИГРА С ОГНЕМ»

Вручая победителю билет на встречу с экспертами семинара «Смута на фоне глобального кризиса», мы задали ему несколько вопросов.

- Альберт, вы ведь не случайно интересуетесь политическими процессами, происходящими в стране и мире?

- Тема моей кандидатской диссертации - «Местное самоуправление в системе федеративных отношений», и поэтому мне особенно интересно все, что связано с механизмами функционирования органов управления. А один из эффективных методов самоуправления – это сход, то есть, по сути, волеизъявление граждан.

При этом каждый гражданин России, согласно закону, обладает целым комплексом инструментов влияния на управленческие решения – может, например, выходить с законодательной инициативой, вносить предложения в работу государственных органов и т.д.

На последних же митингах все эти законные возможности отметаются, и на первый план выходят радикальные лозунги. Меня это как законопослушного гражданина откровенно возмущает! Абсолютное большинство людей, вышедших на митинги, не держат в головах конкретных целей. Но при этом в толпе присутствуют провокаторы, которые берут на себя слишком много. Это самая настоящая игра с огнем: если что-то пойдет не так, эти так называемые «лидеры» не смогут справиться с толпой, что в свою очередь может привести к самым непоправимым последствиям.

- А почему вы считаете, что митингующие не акцентированы на конкретные требования?

- У меня сложилось такое впечатление во время общения с молодежью, со своими сверстниками, друзьями, знакомыми.

Надо заметить, что большинство из них не доверяет телевидению и радио - эти каналы коммуникации сегодня прочно ассоциируются с Кремлем и достаточно сильно себя дискредитировали. Однако традиционные СМИ в последние годы успешно заменил Интернет. Многие больше доверяют социальным сетям ввиду их высокой персонификации, ведь большая часть информации здесь советуется френдами, то есть такими же, как ты, обычными людьми.

И это, я считаю, не очень хорошая тенденция. В сети зачастую подменяются понятия, многие события подаются в деформированной интерпретации, создается определенный эмоциональный фон.

- И как, вы считаете, будет развиваться ситуация?

- Мне кажется, что все-таки эти процессы будут идти по нисходящей. Надеюсь, применение видеокамер на выборах неизбежно уменьшит число роликов в Интернете, будет гораздо меньше веских оснований для выхода на улицы. Уже не будет такого негатива и задора. Так что стандартному сценарию «оранжевых» революций в России вряд ли суждено повториться…

- Чего вы ожидаете от встречи с экспертами семинара?

- Ожидаю профессиональных прогнозов и анализа возможных путей преодоления негативных явлений со стороны власти. Ну и с научной точки зрения я рассматриваю семинар как возможность сбора новых интересных материалов для своих работ.

- Читаете ли вы «БИЗНЕС Online»?

- Ежедневно читаю на протяжении последнего года. Более того, «Бизнес Online» на сегодняшний день – это мой основной источник информации. Очень нравится легкий стиль подачи материалов, компетентные и разносторонние мнения экспертов, колкие публикации. Вообще в газете много самых разных фишек. Сайтом пользуются многие мои коллеги по аспирантуре и друзья, с которыми мы часто обсуждаем темы, поднимаемые газетой.

Подробнее о встрече с Михаилом Хазиным, Андреем Фурсовым и Еленой Пономаревой можно узнать здесь