«Мы одними из первых выступили за это мероприятие. Но прошло уже два года, а мы видим, что стоим на месте. Это надо в открытую признать», — жаловался накануне гендиректор ТАНЕКО Илшат Салахов на то, что в Нижнекамском районе до сих пор не запущен постоянный цифровой мониторинг выбросов с предприятий. Как оказалось, по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова деньги на соответствующие цели уже выделены. О том, какие еще мероприятия по экологии планируют крупнейшие предприятия района, — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Шадриков: «Если жалобы населения уменьшились в 6 раз — это о многом говорит»
НКНХ: рост производства в 2 раза и снижение выбросов на 47%
«„Миллиард рублей“ ничего не значит. Но если жалобы населения уменьшились в 6 раз — это о многом говорит», — заявил накануне министр экологии Татарстана Александр Шадриков, который модерировал заседание рабочей группы по обеспечению экологической безопасности Нижнекамского промышленного узла. Власти и надзорные органы собрались в малом зале исполкома Нижнекамска, чтобы выслушать планы крупнейших предприятий города по охране окружающей среды.
Без щеголяния цифрами все же не обошлось. Гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» (входит в группу «СИБУР») Айрат Сафин отчитался, что с 2001 по 2020 год компания потратила более 13 млрд рублей на экологические программы. «С 2001 года выпуск продукции увеличен почти в 2 раза, а выбросы при этом снизились почти на 47 процентов», — рассказал о результатах Сафин.
Планируемые затраты до 2025 года — 12,5 млрд рублей. Среди крупных мероприятий спикер выделил третий этап реконструкции биологических очистных сооружений (БОС), строительство четвертой нитки водовода, строительство локально-очистных сооружений и реконструкцию полигона промышленных отходов. «Суммарно планируется сократить выбросы вредных веществ в атмосферу на 1,4 тысячи тонн, сбросы сточных вод в водоемы — на 14 миллионов кубометров, сбросы загрязняющих веществ в водоемы — на 856 тонн, образование неутилизированных отходов — на 10,74 тысячи тонн и потребление речной воды — на 14 миллионов кубометров», — обозначил глава НКНХ.
Сейчас НКНХ занят масштабной стройкой: этиленник ЭП-600 должны ввести в эксплуатацию в 2023 году. Известно, что на нем предусмотрена установка бездымной факельной системы. Кроме того, как рассказал Сафин, на заводе установят сушилку ила для последующего сжигания. «Хотим использовать технологию на новом проекте ЭП-600 и, если получится, проецировать его на илонакопители. Это вообще первый пилотный проект на территории Российской Федерации», — подчеркнул докладчик.
Эта идея заинтересовала Шадрикова. Он напомнил, что Казань все еще находится в поиске технологий для борьбы с иловыми осадками, и призвал НКНХ оказать содействие коллегам.
Гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» (входит в группу «СИБУР») Айрат Сафин отчитался, что с 2001 по 2020 год компания потратила более 13 млрд рублей на экологические программы.
Сточный вопрос
Подсветил Сафин и проблемные моменты. Так, состав стоков, которые поступают на БОСы предприятия с самых разных источников города, не соответствуют нормам. А именно: в разы превышено содержание аммоний-иона, железа, фосфат-иона и т. д. Наиболее крупным абонентом НКНХ является АО «Водопроводно-Канализационное и Энергетическое Хозяйство» («ВК и ЭХ»), которое не только сливает в БОС загрязненные стоки, но и задолжало «Нижнекамскнефтехиму» 150,4 млн рублей. По данным «Контур.Фокуса», общество принадлежит ликвидированному в 2005 году Коммунальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного и энергетического хозяйства.
«Это отражается на работе очистных сооружений. По результатам проверки Росприроднадзора в декабре 2021 года были выявлены нарушения в стоковых сбросах в реку Каму. Это может привести к наложению административного штрафа на „Нижнекамскнефтехим“. По закону мы можем перевыставить убытки виновным лицам — абонентам допустившим превышение норматива», — предупредил глава НКНХ.
Вопрос он адресовал присутствовавшему на заседании гендиректору «ВК и ЭХ» Ильдару Нурутдинову. «„Нижнекамскнефтехим“ не может остаться в этом вопросе единственным участником», — отметил Сафин.
Ильдар Нурутдинов предложил два варианта. Либо НКНХ реконструирует БОСы с учетом фактических выбросов, либо город строит свои сооружения и отказывается от услуг нефтехимиков
Нурутдинов пожал плечами: 88% их стоков идет от населения, плюс в городе много бесхозных коллекторов — что туда сбрасывают, им не отследить. Он предложил два варианта. Либо НКНХ реконструирует БОСы с учетом фактических выбросов, либо город строит свои сооружения и отказывается от услуг нефтехимиков.
Такой ответ не устроил Сафина. По его словам, в модернизацию сооружений уже заложено 1,7 млрд рублей, в проекте учитываются утвержденные нормы по выбросам.
— Если мы принимаем увеличение сбросов в 15 раз — за чей счет банкет? — интересовался гендир НКНХ.
— Я тоже, Айрат Фоатович, могу задать вопрос: за чей счет банкет? — парировал Нурутдинов.
Точку в вопросе поставил Шадриков. Он поручил водоканалу разобраться с бесхозными коллекторами.
«Я прошу максимально заняться инвентаризацией. И на следующее заседание представить, что сделано по незаконным абонентам», — отрезал министр.
Илшат Салахов: «На сегодняшний день ТАНЕКО является эталонным примером рационального потребления»
Общая система мониторинга выбросов
Затраты АО «ТАНЕКО» (входит в группу «Татнефть») на мероприятия по охране окружающей среды с 2014 года составили 27 млрд рублей. Только в 2021-м на данные цели было направлено 7,5 млрд рублей. Об этом говорилось в презентации генерального директора компании Илшата Салахова.
«На сегодняшний день ТАНЕКО является эталонным примером рационального потребления. Мы обеспечиваем нулевые сбросы по воде. Максимально улавливаются все пары углеводорода. Выпускается продукция, которая имеет ультранизкое содержание серы и ароматических углеводородов, которые являются основным источником загрязнения окружающей атмосферы», — рассказал Салахов. Судя по презентации, к 2050 году компания намерена достичь углеродной нейтральности.
Задача номер один на этот год: потушить на ТАНЕКО факел. По словам спикера, предприятие уже провело большую работу по снижению выбросов газа на факел и его возврату обратно в процесс. В 2022 году нефтеперерабатывающий комплекс «Татнефти» намерен полностью выводить топливный газ на производство. Также компания продолжит проекты по утилизации отработанных шин.
Салахов напомнил о задаче ввести постоянный мониторинг выбросов на всей территории Нижнекамского промышленного узла. «Мы одними из первых выступили за это мероприятие. Но прошло уже два года, а мы видим, что стоим на месте. Это надо в открытую признать. В Год цифровизации нужно данный вопрос ускорить. Мы готовы в этом участвовать», — заявил он.
Шадриков ответил, что президент РТ Рустам Минниханов уже выделил деньги на этот проект.
— То есть собственником [системы] не должен быть ни ТАИФ, ни «Татнефть», а [должна быть] непосредственно республика, — подчеркнул министр.
— Мы полностью такую позицию поддерживаем. Это должен быть орган на уровне республики, — согласился гендир ТАНЕКО.
Кроме того, указал докладчик, для работы системы нужно создать четкую методику определения количественного и качественного состава выбросов, данные по которым предприятия станут направлять в минэкологии и Росприроднадзор. Это будет влиять на выбор оборудования.
Гендиректор АО «ТАИФ-НК» Максим Новиков: «С 2016 года произошло снижение общего выброса вредных веществ на 15 процентов и снижение выбросов сероводорода на 83 процента»
Претензии к КГПТО: «Он нам столько болезней приносит»
Гендиректор АО «ТАИФ-НК» Максим Новиков не стал озвучивать общую сумму затрат компании на экологию, ограничившись итоговым результатом. «С 2016 года произошло снижение общего выброса вредных веществ на 15 процентов и снижение выбросов сероводорода на 83 процента», — сказал он.
За счет чего удалось этого достигнуть? Предприятие заменило горелки технологических печей на современные с низкой эмиссией загрязняющих веществ; отказалось от использования жидкого топлива на печах; сократило факельный сброс на НПЗ. Свою лепту внес и комплекс глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО), полноценно заработавший в октябре прошлого года. С него на установки крекинга стало поступать низкосернистое сырье вместо высокосернистого.
В планах ТАИФ-НК на 2022 год получить комплексное экологическое разрешение на три объекта, установить автоматизированную систему мониторинга выбросов на трубах печей и разработать документы для установки постов автоматического контроля загрязнений воздуха на границе санитарно-защитной зоны.
Первый заместитель руководителя АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» Харис Мустафин хотел было задать вопрос как раз о работе КГПТО.
— Он нам столько болезней приносит, — заявил Мустафин.
— Каких?
— Ну как каких? От него много зависит в вопросах состояния окружающей среды. Это очень серьезно.
В едва начавшуюся дискуссию вмешался Шадриков и призвал поднимать более конкретные вопросы.
«Мы не можем сказать: „Вы создаете проблему“. Мы можем сказать, если какие-то вещества зафиксировали или еще что-то. Чтобы надзорные органы могли промониторить и в дальнейшем взять это в работу», — отрезал министр.
Новиков лишь добавил, что по результатам прошлого года ТАИФ-НК увеличил отбор светлых нефтепродуктов до 81,4%, в разные месяцы показатель достигал 90%. «При этом всем надо сказать, что перерабатываем очень тяжелую сернистую нефть, сталкиваемся с проблемами и их тоже решаем», — подытожил таифовец.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.