Контракт на базовое проектирование установки мощностью свыше 3 млн. тонн в год между ОАО «ТАИФ-НК» и американской инжиниринговой компанией KBR был подписан сегодня в Казани |
ТРИ ГОДА НА ОКУПАЕМОСТЬ
Документ о старте работ подписали первый президент, член совета директоров американской инжиниринговой компанией KBR Тим Чалланд и гендиректор ОАО «ТАИФ-НК» Амиль Калимуллин.
Надо отметить, что владельцем технологии VCC является нефтяная компания BP, которая в 2008-2009 гг. провела тендер среди инжиниринговых компаний на право проектировать, продавать, распространять и создавать установки с ее использованием. Победителем оказалась американская Kellogg Brown & Root. Именно у нее ТАИФ в конце 2011 года приобрела лицензию.
Плановый срок ввода установки VCC в Нижнекамске намечен на 2015 год. Мощность установки по сырью составит 2,7 млн. т в год по битуму и до 0,7 млн. т вакуумного газойля в год. После ее запуска глубина переработки на таифовском НПЗ достигнет 95%.
Весь объем перерабатываемой достигнет 7,3 млн. тонн татарстанской нефти с выходом 7,1 млн. т светлых нефтепродуктов.
Документ о старте работ подписали первый президент, член совета директоров американской инжиниринговой компанией KBR Тим Чалланд и гендиректор ОАО «ТАИФ-НК» Амиль Калимуллин |
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ТЕХНОЛОГИЙ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Перед официальной церемонией подписания контракта Рустам Минниханов и члены совета директоров ТАИФ пообщались с гостями. Вице-президент Kellogg Brown&Root Ананд Субраманиан провел краткую презентацию компании, которая ведет свою историю с начала ХХ века. Сегодня объединяет 61 офисов по всему со штатом в 50 тыс. человек. Представительства компании есть в Нью-Дели, Лондоне, Хьюстоне и Пекине. Основные направления - нефтепереработка, нефтехимия, переработка газа и угля.
Кстати, именно технология переработки угля была положена в основу новой установки. Как вспомнили на встрече, в ее основе лежит технология, применявшаяся еще немцами в период третьего рейха. Германия во время второй мировой войны обеспечивала 92% потребностей всего люфтваффе в топливе за счет переработки угля, часто в смеси с остатками нефти. Низкие цены на нефть заставили забыть об этой технологии. После того, как BP выкупила владельца патента германскую компанию «VEBA», технологию усовершенствовали для переработки гудрона, природных битумов или сверхтяжелых жидких остатков от переработки нефти.
Минниханов постарался вникнуть в особенности этой технологии. Сидевший рядом Калимуллин начал объяснять, что эта технология давно известна, главная «фишка» в том, что BP удалось разработать добавку (химическую добавку), которая позволяет получать вместо 25% тяжелых остатков только 5%. Причем, как сказал Субраманиан, эти пять процентов можно использовать в качестве дорожного битума. Получаемый керосин и автодизель будет качеством не ниже евро-5, пообещал индус.
Рустам Минниханов, Тим Чалланд и Альберт Шигабутдинов после подписания контрактов договорились о посещении крупнейшего НПЗ в Джамнагаре |
ПОКА ТОЛЬКО КИТАЙЦЫ И ТАТАРСТАН
Единственным слабым звеном в выступлении зарубежного гостя было отсутствие примеров действующих установок.
Напомним, что именно спор о выборе технологии участники рынка называют одной из причин ухода команды прежнего гендиректора ОАО «ТАИФ-НК» Александра Бабынина в октябре прошлого года. Он отстаивал на отработанную технологию американцев - UOP (входит в корпорацию Honeywell), но в итоге руководство компании выбрало предложения KBR и BP. Вообще, глава ТАИФ Альберт Шигабутдинов эту тему старательно обходил на встрече с журналистами, отметив, что вообще компания выбирало из шести технологий и выбранная - самая лучшая.
В слайдах Субраманиана упоминался Китай, который приобрел две лицензии на эту технологию. Это четвертая по величине китайская нефтяная компания Shaanzi Yang_Chang Petroleum и госхолдинг BPEC. Запуск установки первой запланирован на март 2013 года, а второй на конец 2013 года. «Всего предложение по нашей технологии рассматривается 30 компаниями. Осуществляется написание 5 технико-экономических обоснований. В частности, для крупнейшего НПЗ в мире в Индии в г. Джамнагар. Мы приглашаем вас посетить его», - обратился к президенту гость. Минниханов не растерялся и спросил, когда. «Завтра ждем!» - улыбнулся индус. Также Субраманиана был вынужден отметить, что, запуская эту технологию, индийская компания, с одной стороны планирует ослабить зависимость от сырья (у нее нет собственной нефти») и перейти на эту технологию, а с другой стороны увеличить глубину переработки.
Тут Минниханов остановил спикера и спросил, сколько будет нужно газа для новых мощностей ТАИФа, видимо, вспомнив о непростых взаимоотношениях татарстанской нефтехимии с "Газпромом". «Seven hundred million», - ответил индус. На пресс-конференции Шигабутдинов, отвечая на вопрос журналистов об объемах газа, несколько смягчил цифру до 600 млн. кубов.
10 МЛРД. НАЛОГОВ
В заключение Минниханов задал несколько вопросов. Первым делом он спросил, сколько займет проектирование, услышав про 44 - 45 месяцев, президент спросил нельзя ли это как-то ускорить. «Сейчас он (показывает на Шигабутдинова - ред.) платит огромные налоги и ему выгодно быстрее запустить. Только в год он теряет 10-12 млрд. рублей налогов», - заявил Миннинханов, намекнув на новый режим налогообложения нефтепереработчиков (схема 60/66). «Только в январе мы заплатили 1,2 млрд. рублей», - включился глава ТАИФ.
«Технология хорошая. Если будет работать, то окажется хорошей рекламой. Если будет успешной, то ее станут разбирать как горячие пирожки. А если неуспешной, то можете поставить крест на этой технологии…» - резюмировал президент. Гости на том конце стола закивали.
Управление молекулами ТАИФ и общее решение для НПЗ |
ТАИФ исключит производство котельного топлива и улучшит экономические показатели топлива |
Комплекс глубокой переработки ТАИФ |
Kellogg Brown and Root (KBR) - одна из крупнейших многофункциональных компаний, предоставляющих услуги в энергетической и нефтехимической отраслях (предпроектные проработки, концептуальное проектирование, начальное проектирование, детальное проектирование, МТО, строительство, сдача и пуск в эксплуатацию, управление проектом, а также выполнение государственных подрядов и проектов по развитию гражданской инфраструктуры). Располагая более чем 57 тысячами сотрудников в 45 странах мира, компания KBR обладает огромными интеллектуальными ресурсами, позволяющими ей занимать лидирующие позиции на многих обслуживаемых ею рынках. По итогам 2011 года компания входит в четверку крупнейших инжиниринговых компаний мира. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.