Глава МВФ Кристалина Георгиева допустила вероятность дефолта России из-за «беспрецедентных санкций, которые загнали страну в глубокую рецессию» Глава МВФ Кристалина Георгиева допустила вероятность дефолта России из-за «беспрецедентных санкций, которые загнали страну в глубокую рецессию» Фото: «БИЗНЕС Online»

МВФ предупреждает Россию о дефолте

Заявление о вероятности дефолта России глава международного валютного фонда Кристалина Георгиева сделала в интервью телеканалу CNBC. «Нынешний кризис — это ужасно для Украины, это также очень плохо для России, — заметила Георгиева. — Беспрецедентные санкции, введенные в отношении России, загнали страну в рецессию. Согласно нашему прогнозу, эта рецессия будет носить глубокий характер».

Глава МВФ подчеркнула, что дефолт больше не представляется невероятным сценарием для России. «Я не намерена спекулировать на тему возможного дефолта экономики России, — заметила она. — На это может повлиять то, как долго будет сохраняться действие антироссийских санкций, а также то, появится ли у России возможность выплачивать свои долги. Ни то ни другое пока неясно».

Накануне, выступая на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным, министр финансов Антон Силуанов выступил с ответным обвинением. По его словам, Запад объявил дефолт по своим обязательствам перед Россией, заморозив золотовалютные резервы РФ.

По словам Антона Силуанова, Запад объявил дефолт по своим обязательствам перед Россией, заморозив золотовалютные резервы РФ По словам Антона Силуанова, Запад объявил дефолт по своим обязательствам перед Россией, заморозив золотовалютные резервы РФ Фото: kremlin.ru

Министр подчеркнул, что Россия выполнит свои обязательства перед инвесторами в любом случае. «Минфин России попытается заплатить по еврооблигациям в валюте их выпуска, но без разморозки валютных счетов российских ЦБ и правительства платежи не пройдут, и придется проводить их в рублях», — заметил он. 

Вероятность дефолта сегодня на встрече с журналистами оценил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Условий для дефолта не существует. Если только они не создаются и не вменяются нам искусственно», — отметил он. 

Риск дефолта крайне низок, полагает глава комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев. «Экономических предпосылок для этого на настоящий момент нет никаких, — цитирует парламентария РИА „Новости“. — Наверное, руководство МВФ, к сожалению, также включилось в психологическую и экономическую борьбу против России, что, в общем-то, не делает им чести».

Заморозка активов российского ЦБ странами Запада, из-за чего РФ технически лишилась возможности расплачиваться с нерезидентами, произошла 27 февраля, спустя три дня после начала спецоперации на Украине Заморозка активов российского ЦБ странами Запада, из-за чего РФ технически лишилась возможности расплачиваться с нерезидентами, произошла 27 февраля, спустя три дня после начала спецоперации на Украине Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть ли предпосылки для дефолта?

Заморозка активов российского ЦБ странами Запада, из-за чего РФ технически лишилась возможности расплачиваться с нерезидентами, произошла 27 февраля, спустя три дня после начала спецоперации на Украине. Вслед за этим крупнейшие рейтинговые агентства — S&P Global Ratings, Fitch и Moody’s — сразу на несколько ступеней обрушили долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте до «мусорного» уровня. К примеру, 9 марта Fitch опустил его до категории C (дефолт неизбежен). По мнению Fitch Ratings, события, произошедшие с начала марта, еще больше подорвали готовность РФ обслуживать государственный долг. «Дальнейшее наращивание санкций и предложение об ограничении торговли энергоносителями увеличивают вероятность ответных действий России, которые могут включать в себя по меньшей мере выборочный отказ от проведения выплат по долгу», — считают аналитики. Moody’s заодно понизило рейтинги 11 российских регионов, в том числе Татарстана, Москвы и Санкт-Петербурга, до околодефолтного уровня Ca c негативным прогнозом. До этого рейтинг республики был на уровне Ba1 со стабильным прогнозом.

Ближайшая дата, когда Россия должна расплатиться с внешними кредиторами, наступает 16 марта. На этот день назначены выплаты по суверенным евробондам (купоны по выпускам с погашением в 2023 и 2043 годах на $3 млрд и $1,5 млрд соответственно). Размер начисленного купонного дохода — около $117 миллионов. Замороженные резервы ЦБ с данной суммой несравнимы — всего парализовано до $380 млрд финансовых активов банка России (по данным на 30 июня 2021 года). Однако, если купонные выплаты не будут произведены вовремя, иностранные владельцы ценных бумаг могут обратиться в суд для признания дефолта правительства России. Это даст им возможность получить доступ ко всем замороженным активам за пределами страны для удовлетворения своих требований.

5 марта Путин подписал указ «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». Документ позволяет выплачивать валютные долги кредиторам из государств, совершивших «недружественные действия» против России, в рублях через специальные счета в российских банках. Минфин, согласно тексту президентского указа, имеет право выплачивать внешний долг в валюте, но указ разрешает этого и не делать. Впрочем, позволят ли страны, заморозившие резервы ЦБ, расплачиваться России в собственной валюте, неизвестно.   

Президент «Норникеля» Владимир Потанин считает необходимым для России вывести из-под действия существующего положения о валютных ограничениях текущее обслуживание внешнего долга. «Сегодня внешний долг России составляет около $480 миллиардов (с учетом корпоративного долга российских резидентов — прим. ред.). Из этой суммы на обслуживание кредитов приходится лишь несколько сотен миллионов долларов, — указал он. — В сравнении с общей массой это очень небольшая часть, но из-за нее может появиться риск кросс-дефолта по всему внешнему долгу, когда из-за небольшой невыплаты по процентам появляются юридические основания потребовать к немедленному погашению весь объем долга».

Очередь за продуктами. Россия, 1998 год Очередь за продуктами. Россия, 1998 год Фото: Метелица Сергей / Фотохроника ТАСС

«Заморозка наших международных активов — это и есть дефолт Запада перед Россией»

Чем отличается риск дефолта в 2022-м от того, который случился в 1998-м, объясняют эксперты «БИЗНЕС Online».

Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— У России, как у государства, есть внешний долг в рамках все тех же выпущенных евробондов и всего такого прочего. И ближайшие платежи, насколько я помню, должны быть проведены до 15 марта с грейс-периодом до 15 апреля. С учетом того, что валютные резервы страны заблокированы, технической возможности проводить платежи в валютах нет. И вполне может оказаться, что де-факто это будет дефолт.

Конечно, вышел закон, который подписал уважаемый Владимир Владимирович, по которому мы заплатим рублями через специальный счет. Но проблема в том, что если ты у соседа брал тысячу рублей в долг, а предлагаешь отдать сигаретами, то он, наверное, будет не очень рад. Потому что если брал тысячу, то и должен отдать тысячу. Поэтому, да, формально оплата рублями через специальный счет будет являться дефолтом, несмотря на то что резервы вроде как есть, хоть и замороженные.

В 1998 году ситуация была похожей и непохожей одновременно. Формальный повод для дефолта был — отсутствие возможности расплатиться по долгам. В этом смысле ситуация схожая. Разница в том, что сейчас деньги есть, но нет к ним доступа. В этом фундаментальная разница. Тогда дефолт случился во внутренней валюте, а тут он будет относительно внешних займов.

Каковы последствия? Западные фонды, которые держат определенные бумаги российских активов, иностранные инвесторы в России будут вынуждены сбрасывать российские активы. Они и сейчас вынуждены это делать, потому что выставлены в преддефолтные рейтинги. И они бы их и сбрасывали, если бы биржа не была заблокирована. То есть фактически этот дефолт — исход внешнего капитала, причем во всех форматах, не только портфельных инвестиций, но и прямых. Ну нельзя здесь работать, здесь дефолт. Это формальный критерий.


Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Госпожа Кристалина Георгиева, насколько я понимаю, является жуликом и коррупционером. Она глубоко увязла в скандале с рейтингом Doing Business, который оказался насквозь коррумпированным. Это был международный скандал. Не очень понятно, как человек с такой репутацией может занимать должность директора МВФ, если конечно, не предположить, что этот пост предусматривает, что его в сегодняшних условиях может занимать только жулик.

Дефолт объявил Запад по своим обязательствам перед Россией. Потому что заморозка наших международных активов — это и есть дефолт, это и есть отказ исполнять свои обязательства. И Российская Федерация, на самом деле, должна была прекратить исполнять свои обязательства перед странами-агрессорами. К сожалению, мы выбрали мягкий путь, который формально не выглядит как дефолт. Наши юридические и физические лица могут платить в рублях на специальный счет, а если кому-то нужно эти деньги получить в валюте или просто получить из стран-агрессоров, то пусть они обращаются в Банк России и им разрешат утащить кусочек из наших резервов, замороженных на Западе. Но ситуация такова, что мошенница, как я понимаю, Георгиева, просто механически смотрит на международные рейтинговые агентства, которые ставят нам дефолтный или околодефолтный рейтинг просто потому, что у нас украли очень много денег и это нанесло нам достаточно большой ущерб. Но само существование рейтинговых агентств в России уже абсолютно неоправданно просто потому, что рейтинг имеет смысл, если вам дают кредит. А нам кредиты не дают. Поэтому эти агентства должны быть изгнаны из Российской Федерации. 


Максим Осадчий — начальник аналитического управления банка БКФ:

— Дефолт — это неисполнение обязательств, причем на первоначальных условиях. Возврат средств иностранным инвесторам по обязательствам в иностранной валюте на спецсчет в российском банке в рублях — такое исполнение обязательств может расцениваться иностранными инвесторами как дефолт.

Разница с 1998 годом принципиальная. Тогда, может, и было желание платить по обязательствам, но не имелось возможности. А сейчас ресурсы есть, но желания расплачиваться с кредиторами из «недружественных» стран, которые ввели санкции, нет. Да и технологически расчет затруднен из-за санкций (в первую очередь блокирующих) и отключения ряда банков от SWIFT.

Иностранные обязательства России существенно меньше наших международных резервов даже с учетом заблокированной части. Чем нам грозит дефолт, если он случится? Деньги сохраним, но репутация на международном рынке пострадает. С другой стороны, наши рейтинги уже рухнули. И в текущих условиях ценность репутации ставится под вопрос. Репутация ведь нужна для того, чтобы получать деньги, а не для того, чтобы их отдавать. Если в любом случае давать деньги не будут, зачем нужна репутация?


Елена Румянцева — доктор экономических наук, президент центра экономической политики и бизнеса:

— Россия как участник международных экономических отношений может попасть под определение дефолта, являющееся еще одним инструментом санкций, вводимых против России. Позиция международного сообщества продолжает корректироваться, развиваться. И признание в России дефолта не российской стороной, а сторонами – инициаторами санкций может быть одним из очередных шагов наряду, например, с приостановлением торговли в России ряда известных международных брендов. Как известно, до заявления директора МВФ Кристалины Георгиевой о возможности дефолта России международные агентства Moody’s, S&P и Fitch, основываясь на своих методиках расчета, снизили кредитные рейтинги России с инвестиционного уровня до преддефолтного в связи с фактом наличия военных действий. И это может являться формальным основанием для юридического признания в рамках санкций против России дефолта в ней, хотя экономических оснований для этого нет.

В развитие данной темы можно было бы также говорить о рисках заинтересованности коррупционных группировок, об экономии на социальных выплатах населению, выполнении иных денежных обязательств государства перед населением в период спецоперации России на Украине как серьезной статьи расходов. Но наступления данных рисков мы не наблюдаем: российское правительство предпринимает усилия (и намеревается предпринимать и дальше) по стабилизации экономической обстановки внутри России и недопущению невыполнения обязательств государства. В связи с этим я предложила бы экспертам в ходе общественных обсуждений больше внимания уделить укреплению защиты позиции России в продвижении процедуры формального признания в ней дефолта и ухудшения в связи с этим условий погашения внешнего долга, как я полагаю, существенного удорожания этой процедуры, установления дополнительных административных барьеров.