Наталия Кропотова рассказала, что общая стоимость реализации программы - 75 млрд. рублей. В эту сумму входят средства бюджетов трех уровней (6,5 млрд. рублей) и внебюджетные средства (68,6 млрд. рублей) |
ПЛАН НА 2015-й – 325 МЛРД. РУБЛЕЙ ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Вчера в мэрии автограда состоялись публичные слушания по проекту программы социально-экономического развития Набережных Челнов с 2011 по 2015 годы. Наталия Кропотова - замруководителя горисполкома, начальник управления экономики и социального планирования, заявила, что разработкой городской программы занялись почти сразу после того, как весной 2011 года была принята республиканская программа. Челнинскую разрабатывали исполком и центр перспективных экономических исследований АН РТ.
Проект был размещен на официальном сайте города. Внимательно изучив документ, корреспондент «БИЗНЕС Online» впервые познакомился с динамикой ряда экономических показателей (в годы кризиса отдельные из них были тайной за семью печатями). В программе отмечается, что, несмотря на финансовый кризис 2008 - 2009 годов, темп роста валового территориального продукта (ВТП) в действующих ценах составил к концу 2010 года 123,1% (по РТ – 112,5%), достигнув 104,1 млрд. рублей. Доля города в объеме промышленной продукции РТ составляет 14,2%. Предприятиями и организациями Челнов отгружено товаров собственного производства на сумму 150,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства (ИПП) составил 135,3% к уровню кризисного 2009 года.
Кстати, за период 2006 - 2010 годов объем промышленной продукции увеличился в 1,3 раза в действующих ценах. Основной вклад в прирост промышленного производства вносят по-прежнему автомобилестроение и металлообработка. Совокупный темп роста производства этих отраслей промышленности в 2010 году составил 142,2% в сопоставимых ценах.
Интересно, что наибольшего падения объем отгруженной продукции собственного производства достиг в 2009 году. Если в 2008 он составлял 181,5 млрд. рублей, то в 2009-м - всего 114,5 (ИПП упал до 50,7! – вот она «ловушка кризиса», если как говорится, не дай Бог, что случится на мировых рынках, глубина падения будет явно не меньше). Однако уже к 2010 году город оправился от кризиса, отгрузив продукции на 150,5 млрд. рублей, а индекс составил 135,3%.
В 2015 году город планирует отгрузить продукции на 324,8 млрд. рублей. Объем ВТП на душу населения должен составить 484,8 тыс. рублей. Показатель износа основных фондов должен снизиться до 30 - 35%. Объем инвестиций должен вырасти с 12 млрд. рублей в этом году до 19,8 млрд. рублей в 2015.
Разработчики программы признают, что экономика города носит моноотраслевой характер – до 72,5% объема промышленной продукции приходится на машиностроение. А до 19,2% (?) бюджета города формирует КАМАЗ (цифра вызывает сомнение, честно говоря, так как есть еще косвенное наполнение на бюджет – через поставщиков).
Впрочем, в программе существует и комплексный инвестиционный план модернизации Челнов и диверсификации экономики. Значительное место в структуре добавленной стоимости на начало 2011 года занимало обрабатывающие производство – 50,7% (интересно, что к 2015 году этот показатель и не планируют увеличивать – целевой показатель на этот год - не менее 40%). Наибольшая доля приходится на производство транспортных средств и оборудования (58,0%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (14,8%), целлюлозно-бумажное производство, издательскую и полиграфическую деятельность (9,9%), производство пищевых продуктов (9,2%).
В ходе обсуждения программы поступили вопросы от горожан по строительству второго въезда в Набережные Челны, велодорожек и регулированию движения на БСИ, по программе моногородов и государственной поддержке предпринимателей |
СТРОЙИНДУСТРИЯ СТАЛА КАТАЛИЗАТОРОМ ДЛЯ МЕТАЛЛУРГИИ
Положительную динамику темпов роста демонстрирует стройиндустрия Челнов. Это выражается как в динамике роста производства строительных материалов, так и в увеличении объемов строительно-монтажных работ, которое достигло к началу 2011 года 24,3 млрд. рублей или 114,8% в сопоставимых ценах к 2009 году. Именно рост потребности строительной индустрии, считают эксперты, «оказал кардинальное влияние на рост производства строительных материалов и отчасти стал катализатором дальнейшего развития металлургической отрасли и производств готовых металлических изделий». К 2015 году ежегодный объем ввода жилья в Челнах должен составить более 300 тыс. кв. м, а обеспеченность населения жильем - не менее 22,5 кв. м на человека.
Неплохая динамика наблюдается и по обороту розничной торговли: в 2010 году он вырос на 22,2%, достигнув 76,6 млрд. рублей. За пять лет рост составил 242,3%. Впрочем, Челны пока отстают от республики: рост оборота розничной торговли составил в Татарстане за аналогичный период 287,0%, в Казани - 349,5%. Объясняется это, разумеется, уровнем доходов населения, который зависит от эффективности работы промышленных предприятий.
Грузооборот автотранспорта по крупным и средним предприятиям всех видов экономической деятельности в 2010 году в Набережных Челнах составил 533,0 млн. т км, за пять лет данный показатель увеличился на 19,2%. В структуре перевезенных грузов основная доля - 68,2% - приходится на автомобильные перевозки. Основным перевозчиком является ООО "Камдорстрой "Автобаза-48" (более 60% всех грузоперевозок города).
ЗАРПЛАТА В 2015 СОСТАВИТ 37 ТЫС. РУБЛЕЙ
Размер начисленной среднемесячной заработной платы вырос в автограде на начало 2011 года на 22,1% и составил 17128,3 рубля (по РТ – 17350,1 рубля). За период 2006-2010 годов средняя зарплата росла, отмечают эксперты, «стабильными темпами - колебание среди показателей минимальное – 20,5 процента». И так же «относительно устойчиво» увеличивались доходы населения, в среднем, на 26,2% в год. Денежные доходы на душу населения на начало 2011 года составили 20623,3 рубля (рост на 14%), превысив показатель по РТ (18 026,9 рубля). В результате за пять лет денежные доходы населения выросли в 2,3 раза.
Впрочем, кризис сказался на реальных денежных доходах в 2009 году: они снизились до 90,1% к уровню 2008 года и составили 16 659,6 рубля в месяц. К 2015 году средний уровень зарплат планируют поднять ни много, ни мало до 37 тыс. рублей. Если программа окажется эффективной, то численность трудовых ресурсов автограда в 2015 году составит 352,6 тыс. человек. Общая среднегодовая численность занятых в экономике достигнет 239,7 тыс. человек. А среднегодовая численность постоянного населения достигнет 516,5 тыс. человек.
ЧГП, ИЛИ ГДЕ ВЗЯТЬ 68 МИЛЛИАРДОВ?
Разработчик проекта программы, научный сотрудник центра АН РТ Азат Сафиуллин заметил на слушаниях, что в числе ее основных задач: интенсивное развитие приоритетных отраслей, обеспечивающих диверсификацию конкурентных преимуществ территории, формирование благоприятных инвестиционных условий долгосрочного роста инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства (ЧГП), повышение качества человеческого капитала и реализация конкурентного потенциала малого и среднего бизнеса.
Интерес в данном случае представляет ЧГП. Конечно, чтобы достичь впечатляющих показателей, потребуются немалые вложения. Напомним, недавно о необходимости финансирования закамского региона заявил и гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, который засомневался, что «эта территория будет давать через пять лет не 10 миллиардов долларов, а 30», и заметил, что вложение в инфраструктуру потребуют 30 - 40% от объема налоговых поступлений.
На слушаниях депутат горсовета, член постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Николай Новиков заявил, что «выполнение задач программы будет обеспечиваться на основе реализации мероприятий среднесрочных городских целевых программ, важнейшим условием которых является их поддержка на региональном и федеральном уровне». При этом общий объем финансирования целевых программ Набережных Челнов, действующих и разрабатываемых в рамках реализации программы социально-экономического развития, составляет 75,3 млрд. рублей!
В качестве источников финансирования программы, по словам директора филиала КФУ Анатолия Макарова, предполагаются «разного уровня бюджеты». Но на них разработчики программы и власти города особенно не рассчитывают: из федерального надеются «выпросить» 1,9 млрд. рублей, по 2,4 млрд. взять из регионального и местного бюджетов. Основная часть финансирования придется на «внебюджетные средства», а это, между прочим, 68,6 млрд. рублей. Найдутся ли в городе представители бизнеса, готовые вложить до 2015 года фактически $2 миллиарда?..
Да, в настоящий момент среди источников финансирования инвестиций в автограде ведущее место занимают собственные средства предприятий (в 2010 году они достигали 70% всех вложений). Однако при изучении структуры собственных средств, направленных на инвестиции, эксперты заметили, что более 80% составляют амортизационные отчисления. Что свидетельствует, во-первых, о низком уровне прибыли на предприятиях города, во-вторых, о недостатке привлеченных инвестиционных ресурсов, направляемых на модернизацию производств, - «в связи с отсутствием развитой банковской инфраструктуры, способной обеспечить долгосрочное кредитование капиталоемких проектов». В итоге, несмотря на положительные финансовые результаты деятельности предприятий на фоне благоприятных рыночных тенденций, сохраняется отрицательная динамика в части вложения инвестиций. Низкой динамикой характеризуется и приток прямых иностранных инвестиций.
Азат Сафиуллин констатировал, что город обеспечен ресурсами, позволяющими сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с индустриальными отраслями активно развиваются высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, среднее и малое предпринимательство |
17 МЛРД. НА САПФИРЫ, КУР И МЯСО
Сафиуллин признал на слушаниях, что инновационная составляющая, являющаяся ключевой для моногородов, «в значительной мере зависит от крупных предприятий» (читай – КАМАЗа). И бюджетообразующее предприятие, по его словам, должно играть ключевую роль, «так как на этапе становления инноваций без привлечения значительного частного капитала развивать инновационный сектор нет возможности»: «Мы видим, какая колоссальная нагрузка сегодня ложится на федеральный и региональный бюджеты. Поэтому все больше инновационные инициативы относятся к сфере муниципалитетов, и без поддержки крупного бизнеса развивать данную тематику нет смысла».
Между тем, целевые показатели для реализации комплекса мероприятий в области научной деятельности и инновационного развития уже есть: доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2015 году каким-то образом надо увеличить до 15%; а темпы роста объема внутренних затрат на исследования и разработки до 5%.
Впрочем, на слушаниях представили четыре проекта ЧГП, которые уже реализуются в автограде. В частности, в ноябре 2012 года должно открыться предприятие по производству синтетического сапфира для оптоэлектроники –3,2 млрд. рублей инвестиций, 560 новых рабочих мест. Завершилась реконструкция птицефабрики компанией «Челны-Бройлер» - 4,3 млрд. инвестиций, 781 рабочее место. В декабре будет введен «Птицеводческий комплекс на базе инновационных ресурсосберегающих технологий» ЗАО «Агросилагрупп», - 8,2 млрд. инвестиций, 1549 рабочих мест. В сентябре «Камский бекон» введет в эксплуатацию предприятие по забою скота и переработке мяса – 1,3 млрд. рублей инвестиций, 595 новых рабочих мест. Всего вложено 17 млрд. рублей.
ЧЕЛНЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ФИНАНСОВО НЕ САМОДОСТАТОЧНЫ
Интерес в проекте программы (а его на слушаниях, понятно, приняли почти единогласно, теперь нужно одобрение депутатов горсовета) представляет пункт 4, где перечислены «основные угрозы социально-экономического развития» города. Что ж, известно, что наиболее самокритичными чиновники бывают именно в подобных документах...
Во-первых, проблемными остаются миграция трудоспособного населения и наиболее активной молодежи в столичные города, недостаток специалистов рабочих специальностей и высококвалифицированных специалистов среднего и высшего звена управления в автомобилестроительной, строительной и пищевой индустрии, и, наконец, снижение эффективности рынка труда, диспропорции по спросу и предложению трудовых ресурсов. Очевидно, что без решения проблемы качества образования никакие целевые показатели достигнуты не будут. Хотя на слушаниях тот же Сафиуллин напомнил о планах по образовательному кластеру в Набережных Челнах на основе инженерных специальностей («тем более что в автограде лучшая материально-техническая база»), который должен помочь соответственно автомобильному и строительному кластеру. Впрочем, этим планам, как известно, уже не первый год, и осуществляются они очень медленно...
Во-вторых, власти признают острую нехватку инвестиционных ресурсов для снижения «высокой степени износа жилого фонда и низкий же уровень средней обеспеченности жильем» (заметим, что одновременно с этим рапортовать о сумасшедших успехах в строительной индустрии города довольно странно).
В-третьих, отмечаются «низкие темпы привлечения инвестиционных ресурсов под долгосрочные промышленные инвестиционные проекты» - и опять же возникает вопрос, как в таком случае будут привлекаться 70 млрд. частных инвестиций? Отмечается и «слабое развитие финансовой сферы, низкая инновационная активность секторов экономики. И наконец, низкий уровень финансовой самодостаточности (известно, что город без поддержки республиканского и федерального бюджетов не смог бы даже отремонтировать проспект Мира).
Реализация комплекса мероприятий в сфере финансово-бюджетной деятельности позволит, считают эксперты, к концу 2015 года увеличить доходы городского бюджета до 5,4 млрд. рублей (сегодня – 4,5 млрд.), налог на доходы физических лиц – до 2,6 млрд. рублей, а безвозмездные поступления из бюджетов других уровней – до 967,7 млн. рублей.
БИЗНЕСУ ОБЕЩАЛИ СНИЗИТЬ НАЛОГИ И ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАКАЗАМИ
Среди проблем, «ограничивающих развитие малого предпринимательства», в программе выделяют его несбалансированную активность по секторам экономики (высокая доля в оптовой и розничной торговле, низкая доля в строительстве и обрабатывающих производствах), низкий объем и темпы роста инвестиций в основной капитал, недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним.
Город помимо прочего обещает бизнесу к 2015 году снизить ставки налога, взимаемого при применении УСН, ЕНВД; ставки транспортного налога и региональной части, ставки налога на прибыль по отдельным видам деятельности. И обеспечить объем размещений государственного и муниципального заказа не менее 20% у субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате за период 2010 - 2015 годов будет создано 9624 новых рабочих места, число субъектов малого предпринимательства увеличится на 12%. Число субъектов малого предпринимательства должно составить уже в этом году 34,8 тыс. единиц. А численность работников, занятых на малых предприятиях, должна увеличиться до 43,1 тыс. человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.