МОБИЛЬНИК И СОЦСЕТИ

Вчера в казанском IТ-парке прошла международная конференция-семинар по современным технологиям обучения и внедрению системы электронного обучения или, как ее сейчас модно называть, e-learning. Спикерами выступили западные специалисты: Гарри Тьюбен - менеджер по СНГ и Восточной Европе компании Blackboard Inc. (один из международных лидеров в этом сегменте), Дэвид Льюис - руководитель департамента комбинированного обучения университета Glamorgan (Великобритания), и Пабло Ланга - ведущий консультант/архитектор Blackboard Inc.

Сам термин e-learning возник на Западе, является производным от английского Electronic Learning и означает систему электронного обучения. В это емкое понятие входит электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Один из основных докладчиков Тьюбен отметил, что главный вопрос, которым должны задаваться преподаватели перед использованием средств e-learning: «Почему я должен использовать это?». По его словам, основные проблемы большинства вузов в российских регионах - отсутствие взаимодействия с производствами, а также закрытость ученых от иностранных коллег. Западный гость считает, что россиян, конечно же, спасут системы e-learning, позволяющие создавать онлайн-классы, интегрировать учебный процесс даже в соцсети, отслеживать оценки, использовать интерактивный цифровой контент вместо учебников и даже использовать в обучении мобильные телефоны.

КЛАССИЧЕСКИМ ВУЗАМ ПОДСПОРЬЕ

Иллюстрируя возможности электронных систем обучения, Тьюбен привел в пример Штаты. Так, одному из университетов в Новом Орлеане после катастрофы, вызванной ураганом «Катрин», электронное обучение помогло сохранить 87% студентов. Кроме этого, например, за рубежом такая система помогает экономить миллионы средств, проводя вузовские конференции в режиме онлайн, - это широко используется в Америке.

На вопрос из зала, не уничтожит ли электронное образование такой социальный институт, как собственно вуз, Тьюбен ответил, что беспокоиться не нужно: «Это современная тенденция, и она лишь позволяет укрепить данный институт. Это то же самое, как использование Facebook или Twitter для того, чтобы быть на связи с близкими людьми».

e-learning.jpg
Замминистра образования РТ Андрей Поминов считает, что применение информационных и коммуникационных технологий поможет преодолеть кризис в системе образования

SMS-КА СТУДЕНТАМ

Михаил Васильев - руководитель проектов группы компаний VP Group, в своем выступлении говорил про глобальные тренды в современной системе обучения. Это корпоративные слияния вендоров, предоставляющих платформы для e-learning (лидером является Blackboard Inc. – 60 - 70% рынка, далее идут Moodle, Desire2Learn и др.), сегментация рынка, современные решения в области коммуникаций (использование соцсетей, мобильных устройств в обучении) и т.д.

Современные решения, например, позволяют настроить систему, установленную в вузе, так, чтобы она сама могла проверить достаточность объема диплома студента, процент плагиата в тексте, а затем отправила студенту sms о полученных данных: переписать работу, увеличить объем и т.д. Кроме того, подобная система может позволить вузу сохранять связь с выпускниками путем занесения данных в базу.

Интересными являются и такие решения, как контроль посещаемости студентов с помощью карточек с фото студентов. Однако такой сервис предполагает сложную дорогостоящую систему с установкой камер видеонаблюдения, дверных считывающих устройств, поэтому в России не распространен… Чему, наверняка, тихо радуются наши студенты.

Васильев рассказал, что объем рынка решений в США к 2011 году составил $1,5 миллиарда. Для России данных по рынку нет, т.к. агентства пока не проводили соответствующие исследования. Кроме того, более 50% рынка составляют потребители в США, поэтому Россия в этом плане пока не является законодательницей трендов.

КФУ И КАИ В ПИОНЕРАХ

По словам Васильева, в России систему Blackboard Inc. используют СПБГУ, ЛГУ им. Пушкина, КНИТУ-КАИ, Петрозаводский государственный университет и ИКМ ВШЭ. В пресс-службе КНИТУ-КАИ газете «БИЗНЕС Online» подтвердили использование данной системы. Правда, дистанционное обучение внедрено на факультете довузовской подготовки, т.е. обучение абитуриентов. Также разработаны и внедрены в учебный процесс учебно-методические комплексы для технических и гуманитарных дисциплин.

В КФУ журналисту «БИЗНЕС Online» рассказали, что сегодня в вузе представлены все направления применения информационных и коммуникационных технологий в образовании e-learning. Казанский университет использует дистанционные технологии для обучения уже с 2008 года. Здесь применяется платформа LMS Moodle (LMS – система управления учебной деятельностью, используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа). «Более 200 курсов создано преподавателями КФУ и активно используются в учебном процессе. После присоединения ТГГПУ и КГФЭИ в копилку электронных образовательных ресурсов добавились ещё более 100 курсов», - сообщили в КФУ.

it-park.jpg
Участников конференции интересовал вопрос, не уничтожит ли электронное образование такой социальный институт, как собственно вуз

«РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ВЫБРАЛИ НЕ САМУЮ УДАЧНУЮ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ»

Своим мнением об идеях, прозвучавших на семинаре, с газетой «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.

Михаил Васильев - руководитель проектов группы компаний VP Group:

- Российские вузы по количественному выражению пока больше используют отечественные установки. Однако российские системы локальны и нигде за рубежом, как правило, не используются. Мы делали опрос среди наших потенциальных заказчиков. Из информации тех вузов, которые ответили, следует, что 50 - 60 процентов университетов хотят развивать у себя систему e-learning. И только пять процентов ответили, что используют либо другую систему – свою разработку или какую-нибудь коммерческую. Вот, например, в СПБГУ (самый богатый университет в России) приобрели пять модулей системы Blackboard Inc. для высшей школы менеджмента. И мы признаем, что даже в этом университете возникают некоторые проблемы при внедрении системы. Однако не нужно ее бояться. Она может заменить лишь тех преподавателей, которые не представляют никакой ценности, не имеют собственных методик в обучении. Некоторые вузы боятся, что при глобальной сети для образования их материалы растащат. Однако можно защитить эти материалы, авторские права.

Светлана Павлова - генеральный директор компании «Дистанционный репетитор» (интернет-сообщество преподавателей дистанционного обучения, Москва):

- К сожалению, российские вузы выбрали не самую удачную модель дистанционного обучения – дистанционные курсы, рассчитанные на самообучение с периодическим контролем со стороны преподавателя. Чем плоха эта модель? Учиться в режиме самообучения могут высоко мотивированные люди, а таких единицы. Выстроенные таким образом курсы не работают, в результате складывается негативное отношение к дистанционному обучению в целом.

Мы считаем, что самая оптимальная модель онлайн обучения – это отнюдь не только пресловутые лекции-вебинары, которые сейчас становятся популярными, а активное взаимодействие между учащимися и преподавателями. Именно при таком подходе достигается максимальный эффект.

Учебным заведениям использование дистанционного обучения дает замечательную возможность изменить «знаниевый» подход в образовании на компетентностный. В дистанционном обучении преподаватель перестает быть источником информации, становится проводником в неизведанный мир. Но преподавателям сложно отойти от традиционных форм, избавиться от привычных стереотипов, заменить лекции-семинары на постоянное активное сетевое сотворчество. Сдерживает и отсутствие ИКТ-компетенций.

Догонять или слепо копировать зарубежный опыт бессмысленно, не все будет работать у нас. Громкие слова, но у России свой путь, особенности нашего менталитета, наши привычки, уровень мотивации заставляют искать другие формы. Опыт нашей работы с преподавателями всей России показывает, что истинных творческих педагогов-энтузиастов потрясающе много. Когда они делятся своими находками друг с другом, проводят открытые дистанционные уроки, мы двигаемся вперед, развиваем дистанционное обучение в России. Это еще не семимильные шаги, но очень скоро, я уверена, дистанционное обучение станет одним из ведущих в российской системе образования. Кризис российской системы образования можно преодолеть, в том числе с помощью дистанционного обучения.

Справка

Компания Vertical Portals (VP Group)

Основана в 2004 году. Компания осваивает новые направления в сфере управленческих и информационных технологий. За время существования компания стала ведущим системным интегратором в области информатизации образовательных учреждений, лидером в области информационного обеспечения промышленных предприятий, заняла ведущую позицию в области планирования и диспетчеризации логистических потоков.

Blackboard Inc.

Публичная компания, зарегистрированная на бирже NASDAQ (с 2004 года), компания с правовой формой ОАО зарегистрирована в штате Washington, D.C. в США. Blackboard Inc. первоначально создана слиянием двух компаний: CourseInfo LLC (Daniel Cane и Stephen Gilfus), и Blackboard LLC (Michael Chasen и Matthew Pittinsky). Начиная с 1997 года, компания работала как консалтинговая в альянсе с некоммерческой организацией IMS Global Learning Consortium. В 1998 года компания объединилась с CourseInfo LLC – компанией, занимающейся разработкой ПО для образовательной деятельности Cornell University. Первая линия собственного ПО для СДО (e-learning) называлась Blackboard CourseInfo вплоть до 2000 года. В настоящее время более 3700 образовательных учреждений используют продукты Blackboard в более чем 60 странах.

Андрей Поминов-замминистра образования. можете написать что выступил с приветственным словом