«Как он мог купить билет на рейсовый самолет в Стамбул для себя и жены, пройти паспортный контроль и таможню?» — задается вопросом обозреватель «БИЗНЕС Online» Владимир Марченко, комментируя внезапный отъезд за границу Анатолия Чубайса — чиновника класса А. Все это дает почву для всевозможных интерпретаций произошедшего. Кто же такой Чубайс, который «во всем виноват»? О «творческом пути» героя и его дальнейших перспективах рассказывает наш автор.
Анатолий Чубайс — это ведь не имя, не фамилия и даже не человек. Это символ. Для большинства народа — символ грабежа, нищеты, крушения всех жизненных планов, уничтожения страны
Вполне загадочная шпионская история
Эта новость прогремела по всем СМИ, блогам, соцсетям, мессенджерам, кухням и курилкам. Анатолий Чубайс — это ведь не имя, не фамилия и даже не человек. Это символ. Для большинства народа — символ грабежа, нищеты, крушения всех жизненных планов, уничтожения страны; для кого-то — символ успеха, «необратимых реформ», уничтожения «проклятого совка», личного вечно светлого будущего. Бегство символа из страны — это совсем не отъезд человека из точки А в точку Б; это примерно то же самое, как если бы памятник Ленину на площади Свободы соскочил с постамента и помчался бы в сторону государственной границы с криками «Да пошло оно все и пропадите вы тут все пропадом!»
Отъезд Чубайса из России — вполне загадочная шпионская история. Рыжий Толик — чиновник категории А, носитель государственных секретов, долларовый миллиардер, номенклатура из номенклатуры, передвигающийся исключительно с охраной, на машинах с мигалками, на правительственных или частных самолетах. Как он мог купить билет на рейсовый самолет в Стамбул для себя и жены, как мог пройти паспортный контроль и таможню? Кассир немедленно должна была доложить о покупке Чубайсом билета в Стамбул (да хотя бы и в Петербург) своему начальству; первый же полицейский, узнавший его в аэропорту, должен был бы сообщить куда следует, что столь важное государственное лицо нарушает все правила безопасности, да еще в военное время, и что он, полицейский, снимает с себя всякую ответственность за последствия столь опасного поведения, если с господином Чубайсом что-то случится. Да даже просто выйти за ограду своей виллы в Переделкине Чубайсу наверняка не так просто!
Известный психолог, социолог, политтехнолог и популярный блогер Алексей Sapojnik Рощин сразу предположил, что наш герой не бежал, а выполняет секретное поручение президента России Владимира Путина. Чубайс вовсе не противник спецоперации на Украине, как можно подумать, а по-прежнему работает на государство. Сейчас, когда все официальные контакты оборваны или как минимум затруднены, Чубайс, частным образом якобы сбежавший на Запад, может встретиться с важными людьми, к которым формально доступ запрещен. И он почти единственный такой человек в России. Его официальные должности вообще мало что значат, его положение в государстве особое. Чубайс — это аналог Уинстона Вульфа в «Криминальном чтиве». Человек, который решает проблемы. Его официальная должность может быть любой.
Такое бывает гораздо чаще, чем кажется. Вот самый яркий пример: Иосиф Сталин до 1941 года не занимал в советском государстве никакого официального положения — он был всего лишь секретарем некой партии. Сама эта партия тоже не занимала официально никакого положения, потому что не была даже зарегистрирована, формально ее не существовало. Но все эти мелочи настолько несущественны, что даже не вызывали вопросов.
Рыжий Толик — чиновник категории А, носитель государственных секретов, долларовый миллиардер, номенклатура из номенклатуры, передвигающийся исключительно с охраной, на машинах с мигалками, на правительственных или частных самолетах
Неким аналогом Чубайса был знаменитый американский политик полковник Эдвард Хауз, который вообще отказывался занимать какие-либо официальные должности, даже не был военнослужащим. В США в некоторых штатах «полковник» — это почетный гражданский титул, который и присвоил Хаузу один из губернаторов, которому он как политтехнолог обеспечил победу на выборах. Хауз был всего лишь другом и советником президента Вудро Вильсона, но его влияние на политику США и судьбы всего мира после Первой мировой войны было огромно: Версальский договор и Лига наций — это его детища.
Чубайс, конечно, калибром много меньше, но, по сути, это примерно то же самое. Так что гипотеза Рощина заслуживает внимания. Очень важно, что Чубайс до сих пор не сделал никакого публичного заявления. Политические беглецы, эмигранты всегда и везде в обязательном порядке должны высказаться о причинах своего бегства, извалять в грязи страну, которую покинули, ее правительство, народ, культуру, потому что иначе неизбежно возникает вопрос: а какого черта ты к нам приехал-то? А Чубайс молчит. И официальные лица в России тоже молчат. Никакой следственный комитет не открывает никакого дела, никакая налоговая не ищет никаких спрятанных денег, даже пропагандисты высказываются аккуратно, и только простые люди, ненавидящие Чубайса за свои исковерканные «либеральными» реформами жизни, кроют Рыжего от души и восторгаются тем, что им не приходится больше ходить по одной земле с Ржавым Толиком.
А может быть, все настолько банально, что неинтересно. Пожилой, усталый, неудачливый, всеми ненавидимый пенсионер покинул страну, и никто из тех, кто продавал ему билет и встречал в аэропорту, не обратил на него внимания, не попросил автограф, не послал громких проклятий, не набил морду, — разве что проводил презрительным взглядом: «Туда тебе и дорога». Человек пережил свое дело, провалился по всем направлениям, развалил все, к чему прикасался, и даже идея, реализации которой он посвятил всю жизнь, оказалась ложной и привела к полному краху его и всех, кто ей следовал. И молчит он, потому что никому не интересен. «Отработанный материал». В Стамбуле его зафиксировали снимающим деньги в банкомате. Долларовый миллиардер, снимающий с карточки несколько долларов?! Если это так, то крах полный, дела совсем плохи.
Но это мы скоро узнаем. А вот как Чубайс дошел до жизни такой — это вопрос интересный. Обыкновенные люди не умеют взлетать на самый верх с самого дна, десятилетиями на верхушке сидеть и сваливаться оттуда только после событий такого масштаба, что весь мир содрогается.
Чубайс сотрудничал с КГБ и получил благословение на эту работу или даже задание ее организовать. Это только предположение, прямых доказательств нет и вряд ли они когда-то будут
Чубайс стал членом КПСС в 23 года
Чубайс родился в обыкновенной семье: отец — офицер, мать — домохозяйка. Чубайс — фамилия латышского происхождения, Борис Матвеевич считается русским, но мать Чубайса — Раиса Хаимовна Сегал. Борис Матвеевич прошел всю войну с первого до последнего дня, начал политруком танковой роты, закончил заместителем начальника политотдела гвардейской мотострелковой бригады. Был дважды ранен. После войны окончил Военно-политическую академию в Москве, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал марксизм-ленинизм в Львовском высшем военно-политическом училище, в Высшем военном инженерно-техническом Краснознаменном училище в Ленинграде, а после отставки — в Ленинградском горном институте.
Удивительно, но при такой семейной биографии Анатолий с детства возненавидел все военное, патриотическое и советское, в чем не раз с удовольствием признавался. Вполне естественно, что отец отдал сына в школу с военно-патриотическим уклоном (после переезда в Ленинград), но Толя настолько ее ненавидел, что даже пытался разобрать здание на кирпичи.
После школы Чубайс пошел в экономисты: в 1977 году окончил машиностроительный факультет Ленинградского инженерно-экономического института (ЛИЭИ) по специальности «экономика и организация машиностроительного производства», остался там же работать, в 1978-м вступил в КПСС, в 1983-м защитил кандидатскую диссертацию «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях». Абсолютно ничего особенного.
И тогда же там, в ЛИЭИ, что-то случилось. В 1979 году Чубайс с товарищами по работе Григорием Глазковым и Юрием Ярмагаевым, с которыми, по легенде, он познакомился на уборке картошки, организовали кружок экономистов-рыночников.
1979 год.
Ленинград.
Кружок экономистов-рыночников…
Такое могло случиться, только если в игре принимало участие КГБ. Иначе никак. Рынок в СССР мог быть только колхозным, все остальное относилось исключительно к западной экономике и в советской считалось невозможным. Всякие разговоры о рыночной экономике в СССР считались идеологически вредоносными и пресекались. «У нас — план, у них — рынок», только так, никак иначе. Сам Чубайс в интервью «Коммерсанту» объяснил ситуацию так: «За безопасность [кружка от КГБ] отвечал я, это была моя работа. И за то, чтобы не сел никто из нас, отвечал я. И это целая система мер, которая нами осознанно предпринималась».
Это можно понимать только одним способом: Чубайс сотрудничал с КГБ и получил благословение на эту работу или даже задание ее организовать. Это только предположение, прямых доказательств нет, и вряд ли они когда будут, но для тех, кто жил в Советском Союзе, это очевидно.
Вот, например, такое: кружок Чубайса со временем расширился, его собрания стали проходить как заседания совета молодых ученых ЛИЭИ, председателем которого сам Чубайс и стал. То есть все открыто и законно, при отеческом надзоре партии и КГБ.
Или вот еще: Чубайс стал членом КПСС в 23 года. Для рядового инженера-экономиста это все равно, что внезапно быть приглашенным полететь в космос. Такое было возможно, только если он выполнял какую-то важную секретную миссию от партии или КГБ. Очевидно, что Чубайс был ведущим в кружке, потому что именно он стал потом главным реформатором, а Глазков с Ярмагаевым, хотя и достигли немалых должностей (Глазков, например, был одно время региональным представителем Европейского банка реконструкции и развития в Петербурге), но выше не поднялись, и имена их мало кому известны.
Неудачи горбачевских реформ придавали компании Гайдара – Чубайса все больший вес
«Толя тяжело вздохнул и спросил…»
На одно из заседаний чубайсовского кружка в 1982 году прибыл из Москвы Егор Гайдар, который в то время под руководством будущего академика, а в то время еще члена-корреспондента Станислава Шаталина занимался во Всесоюзном НИИ системных исследований анализом экономических реформ стран соцлагеря. Пазл сложился. В компании были еще Петр Авен, Алексей Кудрин, Сергей Алексашенко, Александр Шохин, Евгений Ясин…
Очевидно, что в партии и КГБ были люди, которые понимали, что необходимо срочно реформировать загибающуюся экономику, иначе Советскому Союзу конец. Быть может, Юрий Андропов понимал это лучше, чем все остальные, ведь он был главой КГБ и располагал полной картиной происходящего в стране. Однако, несмотря на нередко расточаемые ему и сейчас дифирамбы и уверения, что он, если бы прожил дольше, провел бы перестройку куда лучше, чем Михаил Горбачев, и сохранил бы СССР, надо помнить, что указание начать перестройку экономики с борьбы за трудовую дисциплину, устраивая днем облавы в кинотеатрах и кафе, признать свидетельством острого ума можно в той же мере, в какой и указ Горбачева о борьбе с пьянством…
Чубайс тогда держался в тени, фронтменом был Гайдар. Его связи простирались куда глубже чубайсовских. Одна фамилия чего стоила. В 1987 году Гайдар стал редактором и заведующим отделом экономической политики в журнале ЦК КПСС «Коммунист», т. е. получил возможность контролировать всю идеологию экономических реформ. Неудачи горбачевских реформ придавали компании Гайдара – Чубайса все больший вес. С другой стороны давил Григорий Явлинский, носившийся со своей программой «500 дней». Но для Горбачева все эти идеи были слишком радикальны, а экономика между тем разваливалась вместе со страной. Чтобы дать реформаторам карт-бланш, потребовался окончательный развал страны, остановка экономики и готовность первого президента России Бориса Ельцина на что угодно, лишь бы удержаться у власти.
Можно разными способами по разным воспоминаниям объяснять назначение Чубайса главой Госкомимущества, т. е. руководителем приватизации, но главная причина в том, что Чубайс был идеологом приватизации. Много раз высказывал он публично свою основную идею: чтобы покончить с коммунизмом раз и навсегда, необходимо создать класс крупных собственников. Чубайс отлично понимал, что естественное возникновение таковых — дело десятилетий и веков, и решил сжать время до нескольких лет и даже месяцев. Понимал он и другое, о чем вспоминает Гайдар в своих мемуарах: «Толя тяжело вздохнул и спросил, понимаю ли я, что он станет человеком, которого всю жизнь будут обвинять в распродаже России».
Но он не отказался. Он занял должность руководителя приватизации и провел ее быстро и неуклонно.
Слово «ваучер» отлично известно всем, кто был к началу 90-х в сознательном возрасте. Ваучер — это приватизационный чек, который бесплатно получил каждый гражданин РФ. На ваучеры можно было теоретически купить акции предприятий. Чубайс самолично выступал по телевизору и уверял, что богатства России таковы, что на ваучер можно купить две «Волги».
Чубайс врал. На ваучер можно было купить разве что две бутылки водки, и он это отлично знал. Задача была не сделать людей собственниками акций, научить их правильно обращаться с деньгами и имуществом, а создать класс «эффективных собственников». Эти будущие «эффективные собственники» так или иначе сконцентрировали ваучеры у себя, покупая, обманывая и просто бандитски отбирая, обменяли их на акции и стали полными собственниками предприятий. На это и был расчет. «Для 80–90 процентов населения функции активного собственника противопоказаны вообще, — говорил Чубайс. — Активными собственниками могут быть 10, от силы 15 процентов населения». Очевидно, Чубайс предполагал, что эти люди действительно станут «эффективными собственниками», но разве Остап Бендер может стать Генри Фордом?..
Понял ли это Чубайс хотя бы сейчас? Может быть, он еще успеет об этом рассказать…
При президенте Дмитрии Медведеве его впервые оторвали от любимого дела и отправили заниматься высокими технологиями в «Роснано». Тут-то и оказалось, что, кроме как делить и отнимать, Чубайс ничего не умеет
«Дербанил народное добро и создавал «эффективных собственников»
Не денежные реформы 1990-х, не гиперинфляция, не развал промышленности и сельского хозяйства, не дефолт 1998-го, а именно — приватизация, жульническая передача социалистической собственности, созданной трудом народа, в руки буквально нескольких, назначенных неизвестно кем, «олигархов», «банкиров», «промышленников», сильнее всего взбесила людей своей вопиющей несправедливостью, вызвала общую ненависть к Чубайсу и, как утверждают конспирологи, победу Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года, которую он сдал Ельцину за спокойную сытую жизнь вечного официального оппозиционера. Если это так, то Чубайс не только отец приватизации, но и отец техники фальсификации выборов, и это второй смертный грех, взятый им на свою душу.
Но до этого были еще залоговые аукционы. Считается, что идею выдвинул Владимир Потанин, но вице-премьером правительства был тогда Чубайс, а идеология аукционов — искусственное создание крупных собственников — и их жульническая схема оттуда же родом, откуда и ваучеры «ценой в две автомашины „Волга“». Правительство якобы брало у банков кредит — на самом деле свои же собственные деньги, потому что банкам их давало министерство финансов — под залог акций государственных предприятий. Кредит, естественно, не возвращался, предприятия переходили в собственность банков. Именно залоговые аукционы создали Михаила Ходорковского, Романа Абрамовича, Олега Дерипаску… «У нас не было выбора, — объяснял Чубайс в интервью The Financial Times. — Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают». Но если кто и не собирался отдавать никому власть олигархов и жуликов, так это сам Чубайс.
В начале 1996 года рейтинг Ельцина был катастрофически низким, и прежде всего из-за деятельности самого Чубайса по распродаже народной собственности. Окружение Ельцина носилось с идеями распустить Думу и отложить выборы на два года. Чубайс лично отговорил Ельцина от этого шага и возглавил параллельный выборный штаб, поскольку основной штаб работу провалил. Он заманивал народ генералом Александром Лебедем, бомбардировал антикоммунистической газетой «Не дай Бог!» (тиражом 10 млн экземпляров), демонстрировал танцующего с девушками Ельцина, зомбировал новостями. Цель была достигнута.
В 1996–1997 годах Чубайс фактически руководил Россией на должности главы администрации президента, потому что сам Ельцин перенес операцию на сердце и не мог работать.
Потом было много чего еще. Чубайс все время был наверху, у самого центра принятия решений. Его соратники давно уже отошли от дел, писали мемуары или занимались бизнесом, а Чубайс по-прежнему был очень нужен руководству и, видимо, выполнял поручения, которые невозможно было поручить никому другому. Например, в 1998-м добился кредита от МВФ (который в основном так разворовали, что до сих пор никто не знает, куда подевались деньги, но хотя бы в этом нашего героя никто не обвиняет).
Потом было РАО ЕЭС, где Чубайс занимался любимым делом — дербанил народное добро и создавал «эффективных собственников». Единая энергетическая система была разделена на 23 независимые компании, из которых только две были государственными.
При президенте Дмитрии Медведеве его впервые оторвали от любимого дела и отправили заниматься высокими технологиями в «Роснано». Тут-то и оказалось, что, кроме как делить и отнимать, Чубайс ничего не умеет. «Роснано» принесло государству одни убытки. Даже несчастный школьный планшет, который Чубайс показывал президенту Путину, по своим параметрам соответствовал не планшету, а электронной книге, и никогда не был запущен в производство.
После бессмысленного закачивания денег в «Роснано», скандалов по распилу средств, уголовных дел и нулевого выхлопа Чубайса убрали от греха подальше, и президент Путин назначил его «специальным представителем президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития». С этой должности Чубайс и уволился, отбыв с женой в эмиграцию.
Кем был (а может, и остался) Чубайс в системе российской власти, мы узнаем нескоро. А возможно, и вовсе не узнаем. Его поразительная непотопляемость, несмотря на очевидные провалы в работе, требует какого-то объяснения. Конспирологи считают, что Чубайс с самого начала своего пребывания в правительстве стал смотрящим от «мировой закулисы» за Россией. Основания, конечно, слабенькие. Ну да, Чубайс — единственный из россиян, кто дважды участвовал в заседаниях Бильдербергского клуба. Да, Чубайс пять лет был членом международного совета американского банка J.P. Morgan Chase. Да, выбил кредит у МВФ в критический момент. Этого, конечно, недостаточно, чтобы зачислить его в «смотрящие», но то, что он часто выполнял поручения по связям российского истеблишмента с западным, — несомненно. И вполне можно предположить, что он занимался этим постоянно. А может, занимается и в данный момент.
Чубайс молчит. Вероятно, в мемуарах что-нибудь и расскажет. Но если вот прямо сейчас, на днях, внезапно произойдет что-то совсем неожиданное, что резко изменит ситуацию в России и во всем мире, то конспирологи непременно скажут, что без Рыжего Толика здесь не обошлось. А мы подумаем, прикинем вероятность и скажем, что и такое может быть. Почему бы и нет?..
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.