«Три недели назад человек купил у нас новый Porsche, а потом продал нам его же дороже. А мы купили, потому что знаем, что он будет стоить еще дороже», — рассказывает председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» бизнесмен спрогнозировал трехкратное обрушение авторынка, оценил ситуацию с запчастями и перспективы «китайцев», а также дал советы предпринимателям, как действовать в нынешнем кризисе.
Вячеслав Зубарев: «Я нахожусь в постоянном контакте с руководителями всех наших партнеров по России и не получил ни одного официального уведомления об остановке деятельности»
«Что продавать, у нас есть. Нет того, что нам покупать»
— Вячеслав Викторович, ряд мировых автопроизводителей заявил, что уходит с российского рынка. Ожидаете ли дефицита машин?
— Слово «уход» я бы поставил под вопрос. Ситуация очень динамичная, и сейчас говорить о каких-то окончательных решениях как минимум преждевременно. Я нахожусь в постоянном контакте с руководителями всех наших партнеров по России, не получил ни одного официального уведомления об остановке деятельности. И даже в частных неформальных разговорах никто не заявил мне, что принял решение уходить.
— Но отгрузку приостановили?
— Приостановка отгрузки вызвана тем, что встали все коммуникации между Европой и Россией. И даже азиатские бренды были связаны с Европой. В каких-то случаях причина заключалась в перебоях в поставках комплектующих, которые производились на Украине, например, для Volkswagen и BMW.
— А что с теми брендами, сборка которых была в России?
— Нигде не было 100-процентной локализации. Даже АвтоВАЗ объявляет отпуск сотрудников в апреле. При сегодняшней кооперации в промышленности ни в одной стране ни один завод не может работать на комплектующих, произведенных только в одной стране. Думаю, ни Китай, ни Америка не смогут себя обеспечить всем.
— Итак, что мы имеем сегодня?
— Точно получим меньше автомобилей в этом году. Какие бы политические или управленческие решения ни принимались, это уже по факту.
Мы продадим меньше автомобилей. И, думаю, платежеспособность населения тоже снизится. Да, отгрузка прекращена, но не по решению, а по обстоятельствам. Что касается решений, то они будут приниматься в зависимости от дальнейшего сценария развития событий. Возможно, мировые автопроизводители решат окончательно уйти. Но я все-таки считаю, что для большинства брендов это маловероятно. Если, конечно, конфликт не разрастется и не затянется.
Когда закончится горячая фаза спецоперации, начнут вырабатываться окончательные решения. А до этого говорить о чем-то с уверенностью нельзя.
— Сегодня автодилерам есть что продавать?
— У нас есть. Нет того, что нам покупать. В период инфляции для любого предприятия самое страшное — иметь деньги на счету, потому что они очень быстро дешевеют. Так называемая инфляционная прибыль в бухгалтерском отчете будет фигурировать, но это не исключает банкротства: прибыль, прибыль, прибыль и — банкротство. Объясню на простом примере. Допустим, вы покупаете для продажи стаканы по цене 10 рублей. Закупили 100 стаканов на тысячу рублей и продали их с наценкой 20 процентов. Получили 1,2 тысячи рублей. Накладные расходы составили 50 рублей, со 150 рублей заплатили налоги 40 процентов. В итоге у вас на счету осталось 1 090 рублей. Но за это время подскочили цены в 1,5 раза, и на свои 1 090 вы купите уже не 100 стаканов, а 68. По бухгалтерским отчетам у вас будет прибыль. Еще один оборот — и у вас уже только 30 стаканов. Потом вам не станет хватать оборотных средств. Инфляция страшна тем, что она практически съедает оборотный капитал компаний. Поэтому тем, у кого есть «оборотка», страшно, когда деньги долго лежат на счету. Как только ты что-то продал, должен сразу что-то купить. А сегодня отгрузка автомобилей остановлена. Сложилась интересная ситуация: производители цены поднимают, а машины не дают.
«Мы приняли решение об усилении бизнеса автомобилей с пробегом, и большинство продавцов переориентировали на это направление»
«В нынешних условиях автомобили с пробегом становятся важным направлением в бизнесе»
— Был ли кризис сложнее этого? (Ильяс) Ваша компания пережила не одно потрясение на рынке за 30 лет существования.
— Каждый кризис на тот момент казался сверхсложным, но говорить о том, насколько сложнее нынешний кризис, можно будет лишь тогда, когда он закончится. Но чисто психологически, по личным ощущениям, этот кризис для меня — самый тяжелый. И не только по экономическим соображениям. Первую неделю я был подавлен, даже не мог оперативно реагировать и принимать решения. Мне казалось, что это просто дурной сон и я сейчас проснусь… Но прошла фаза принятия, и я решил, что надо действовать. Мы перешли в фазу осмысления и действия.
Что касается господдержки, то я, как президент РОАД (ассоциация «Российские автомобильные дилеры» — прим. ред.), должен отражать мнение всего дилерского сообщества. Но есть и личное мнение — как руководителя ТТС. Я считаю, что нам сегодня не нужна финансовая поддержка — и без нас есть кого поддерживать. Но нужно ликвидировать два пробела в законодательстве. Поскольку в сложившихся условиях автомобили с пробегом становятся важным направлением в бизнесе для всех автодилеров, нужно, чтобы между регионами были открыты «шлюзы» для обмена машинами. Если у меня скопилось много машин определенного бренда, а у соседнего дилера их нет, то я могу продать им свои модели и купить у них те, которых у нас нет или мало. По действующему законодательству, при этой сделке мы попадаем на двойной НДС: если я продаю автомобиль, принятый от физического лица, юридическому лицу, то плачу лишних 20 процентов НДС. Считаю, в сегодняшней ситуации данную норму надо устранить. Все от этого только выиграют! Во-первых, это выведет рынок автомобилей с пробегом в прозрачную плоскость, во-вторых, увеличит объем налоговых отчислений, поскольку легальный бизнес воспрянет. Перекупы и частники налоги, конечно, не платят, и при этом люди подвергаются риску, когда нет никаких юридических гарантий.
Второе — сегодня, когда идет срыв сроков поставки не по вине дилера, надо пересмотреть те нормы закона о защите прав потребителей, которые определяют наказание за это. Хотя бы на время кризиса это нужно приостановить.
А когда завершится горячая фаза кризиса и начнется нормализация продаж, потребуются меры поддержки покупательского спроса — льготными кредитами и так далее. И это нужно не столько дилерам, сколько российским производителям автомобилей для загрузки производства, когда у них появятся комплектующие. От этого шага тоже выиграют все — люди смогут покупать машины, а автомобильные и металлургические заводы загрузят свои мощности.
«Раньше поступление машин с пробегом в основном было по trade-in, а сегодня мы говорим о выкупе за деньги»
«Все дорожает не менее чем в 1,5 раза»
— Что в ТТС решили делать в такой ситуации?
— Поскольку новые машины не отгружаются, а коллектив надо содержать, мы приняли решение об усилении бизнеса автомобилей с пробегом, и большинство продавцов переориентировали на это направление. Сегодня перед нами стоит две задачи: первая — не допустить банкротства предприятия, вторая — максимально сохранить количество рабочих мест, обеспечив людей зарплатой.
— Почему взлетели цены на автомобили, которые вам были поставлены по старому курсу доллара и евро? (Данилов А.)
— Да потому что новые автомобили нам придется закупать по новым ценам. Допустим, мы купили автомобиль за 1 миллион рублей, а следующий придется покупать за 1,5 миллиона. И для того чтобы иметь 1,5 миллиона, нам надо продать купленный ранее автомобиль за 2 миллиона. Конечно, таких наценок не бывает, я говорю чисто гипотетически. Выплатив зарплату и потратив на накладные расходы, допустим, мы получили прибыль 900 тысяч, с которой надо заплатить налогов 360 тысяч рублей. Остается 1 миллион 540 тысяч. А следующая-то покупка — 1,5 миллиона! И чтобы сохранить оборотный капитал при 50-процентноой инфляции, мы вынуждены повышать цену на имеющиеся в наличии автомобили. При этом мы все равно несем убытки, ресурс наш съедается, и мы хотим хотя бы замедлить данный процесс, чтобы не было пике, которое может привести к закрытию предприятия.
— Автомобили в ваших автосалонах есть?
— Прочитав в СМИ, что бренды ушли, некоторые знакомые у меня спрашивали: «А вы что, закрылись?» Я был очень удивлен.
Мы работаем в прежнем режиме. Сегодня у нас на складах более 10 тысяч автомобилей, из них новых — около 4 тысяч, остальные — машины с пробегом. Это немало! Проблема в том, что сегодня мы не знаем, какие автомобили, за какую цену и когда будем в следующий раз получать.
Мы не заинтересованы в продаже автомобилей, в цене которых не уверены, но в целом сегодня в наших автосалонах богатый выбор.
— Говорят, цена взлетела кратно…
— Все дорожает не менее чем в 1,5 раза.
— Когда люди бросились спасать свои деньги от инфляции, ажиотажный спрос на автомобили был?
— Ажиотажный спрос держался день или два, а потом цены выросли. При этом мы ориентируемся на закупочные цены наших поставщиков. Нам говорят: «Все отгрузки остановлены, будем возвращать предоплату и пересматривать цены». Конечно, курс доллара мы учитываем, потому что в конечном итоге все к этому придет, но все-таки ориентируемся на текущие цены производителей.
«Ажиотажный спрос был день или два, а потом цены выросли»
— Как планируете «выплывать» из нынешней ситуации? Что оптимизируете? (Дмитрий)
— У нас был громадный план развития, предусматривались большие инвестиции, а сегодня принимаем меры экономии, начиная с отмены празднования 30-летия компании. Мы всегда работали над эффективностью и в этом году предполагали большой рост. Естественно, на всех этих планах поставлен жирный крест.
— Планируете ли сократить количество автосалонов?
— Таких мыслей у нас нет. Мы хотим обеспечить весь коллектив работой, но это потребует от людей перестройки, освоения новых навыков. Всем ли это подойдет — конечно, вопрос.
— Вы сказали, что сегодня планируете больший упор делать на продажу автомобилей с пробегом. Значит ли это, что будете автосалоны переделывать?
— Может, и будем, но сегодня во всех автосалонах продаем и новые машины, и автомобили с пробегом тех же брендов. Кроме того, мы выходим на новый для себя рынок — у нас сегодня можно не только купить автомобиль с пробегом, но и продать нам. Наша цель — оформить сделку за 60 минут. Кроме того, мы гарантируем полную безопасность. Все-таки рынок покупки подержанных автомобилей с рук довольно опасен, особенно сегодня, в период турбулентности, — всегда можно нарваться на обман. Потому мы посчитали, что соответствующее это направление окажется востребованным на рынке.
— Но вы же уже занимались автомобилями с пробегом. Новизна в чем?
— Мы этим занимались, но не слишком активно, потому что особой потребности в этом не возникало. Сегодня же мы стремимся быстро наращивать темп в данном направлении. Например, среднесуточный выкуп машин за последний месяц вырос в 10 раз. Раньше поступление машин с пробегом в основном было по trade-in, а сегодня мы говорим о выкупе за деньги. Мы продавали 5 тысяч новых автомобилей в месяц, из которых 60 процентов — с услугой trade-in. То есть мы получали на склад примерно 3 тысячи автомобилей с пробегом в обмен на новые, поэтому потребности в выкупе у нас особо не было. А теперь новых машин мало, чтобы обеспечить жизнедеятельность компании.
«У меня небольшой опыт в вождении китайских машин. Что касается качества, то оценку дают клиенты: если китайских машин продается все больше и больше, значит, клиентам они нравятся»
«Практически на всех брендах, включая китайские, логистические цепочки разорваны»
— К китайским автомобилям присматриваетесь?
— С китайскими брендами мы развиваем сотрудничество. Более года мы работаем с Haval и будем реализовывать докризисные планы. В первом полугодии в Казани откроем продажи еще двух китайских брендов и одного — в Уфе.
— Это новые автосалоны или в существующих новые для вас бренды будут продаваться?
— В существующих мы выделяем площади под новый китайский бренд. У нас есть доступные площади.
— Вы и без кризиса собирались этим заниматься?
— Да, это докризисные планы. Но если многие инвестиционные программы мы отменяем, то связанные с китайскими брендами сохраняем.
— Haval — это премиальная марка?
— У китайцев считается более или менее дорогой.
— Насколько китайские автомобили безопасны?
— Первое — абсолютно безопасных автомобилей нет. Второе — мы не продаем автомобили, которые считаем небезопасными. Наши государственные организации допускают автомобили на рынок только после их проверки.
— Вы сами ездили на китайских машинах? Можете оценить их качество?
— У меня небольшой опыт в вождении китайских машин. Что касается качества, то оценку дают клиенты: если китайских машин продается все больше и больше, значит, клиентам они нравятся. Но говорить о китайских брендах как о доминирующих для нас в бизнесе пока нельзя.
— Смогут ли авто из КНР заменить западные?
— Любая ниша со временем заполняется. Вопрос первый — насколько она большая, вопрос второй — кому это нужно, кроме китайских производителей. Вроде никому. Поэтому я надеюсь, что этого не произойдет. Есть различные варианты развития событий — от самого ужасного, когда нас не автомобили будут волновать, а останется только «о душе подумать». Я исхожу из того, что все может быть. Прогнозировать что-то относительно автомобильного рынка можно будет только после окончания горячей фазы конфликта.
— А китайские автомобили как завозят в Россию?
— Сегодня возникли проблемы с логистикой. Насколько я знаю, китайские авто больше возили морским транспортом до Европы, а оттуда довозили до Москвы и Петербурга. А, например, японский бренд Mazda возит автомобили по железной дороге, поскольку сборка во Владивостоке.
«Официально никто не говорит, что уходит. Но отгрузки нет, кроме каких-то остатков»
— Что с корейскими и японскими автомобилями?
— Официально никто не говорит, что уходит. Но отгрузки нет, кроме каких-то остатков. Практически на всех брендах, включая китайские, логистические цепочки разорваны. Я знаю, что над новой логистикой думают, но, как и что получается, я не в курсе.
— Кроме китайских машин, какие еще рассматриваете как перспективное направление в нынешних условиях?
— Мы работаем только с теми производителями, которые официально пришли в Россию и создают дилерскую сеть. По крайней мере, так мы работали до сегодняшнего дня.
— Есть ли у Турции свои автомобили? Или там только сборка?
— Все автомобильные концерны глобальны, у них сборочные заводы разбросаны по всему миру. Есть заводы и в Турции. Мы Toyota Corolla получали турецкой сборки. Конечно, прорабатываем разные варианты поставки, особенно по запчастям. Но мы никогда не ввозили машины в страну сами.
«Набиваем склад всем, что доступно»
— Запас запчастей у вас есть?
— Запас есть и у нас, и у дистрибьюторов. Думаю, объема склада запчастей по большинству брендов хватит на 4–5 месяцев. А за это время, думаю, что-то альтернативное выстроится.
— Как считаете, коллапс возможен из-за нехватки или даже отсутствия каких-то запчастей?
— Чтобы все встало — не думаю. Но если вы под коллапсом имеете в виду увеличение сроков поставки запчастей — с трех дней до 30 или даже на неопределенный срок, то это вполне может быть.
— Раньше вы говорили, что на складах не держите большое количество запчастей и автомобилей. Возможно, теперь поменяете тактику?
— Мы уже поменяли — набиваем склад всем, что доступно. Но если раньше дистрибьюторы вынуждали нас покупать плановое количество запчастей, то сегодня отпускают по лимиту. Ситуация изменилась на 180 градусов буквально за несколько дней.
«Цена продажи устанавливается двумя сторонами — продавцом и покупателем. Первичное предложение делает продавец, а покупатель либо соглашается, либо нет»
«Чтобы не писать «Не продается», кратно увеличивают цену»
— Наценка на автомобили регулируется дистрибьюторами или производителями?
— Есть рекомендованные цены, но по закону нам никто не имеет права устанавливать отпускные цены. Цена продажи устанавливается двумя сторонами — продавцом и покупателем. Первичное предложение делает продавец, а покупатель либо соглашается, либо нет. Возможен торг между ними. Но в принципе цена никак не регламентируется. Мы можем увеличить цену в несколько раз, но просто в этому случае никто покупать не будет. Это рыночная экономика, где спрос и предложение регулируются участниками. Это легко понять, когда вспоминаешь ситуацию 2018–2019 годов: рекомендованная цена была одной, а по факту мы продавали со скидками, потому что было затоваривание. Мы в то время почти 50 процентов машин продавали практически с минусовой рентабельностью. Люди приходили в автосалон и сходу спрашивали: «У вас какая скидка?»
— Но Mercedes, который недавно за 15 миллионов продавали, сегодня стоит 40 миллионов!
— Это от отчаяния, это чтобы его не купили. Чтобы не писать «Не продается», кратно увеличивают цену, чтобы не продешевить, потому что не знают реальную стоимость.
— Такое ощущение, что дилеры, пользуясь моментом и монопольным правом, три шкуры дерут с покупателей…
— А что такое «монопольное право»?
— В Казани, по сути, два игрока рынка: ТТС и «КАН-Авто».
— Но за машиной и в Москву можно съездить, и в Самару. В России 3 тысячи дилеров!
— А сговор, например, с «КАН-Авто»?
— Автомобиль — это же не хлеб, не предмет первой необходимости. Вот за хлебом далеко не поедешь. А за автомобилем люди ездили и ездят. И в ТТС из других регионов приезжают — порядка 20 процентов покупателей.
«Сейчас, как никогда прежде, каждый в нашей компании должен быть сверхэффективным. И набор новых сотрудников, конечно, мы останавливаем»
— А самоограничения по цене у дилеров нет?
— При рыночной экономике его никогда нет. Ограничение идет либо рынком, либо тарифом. Самоограничение может быть только в каких-то личных вопросах, например когда решил похудеть. А в бизнесе регулирует рынок либо закон. Если рыночная экономика в чистом виде, то ограничений нет. Если, как вы говорите, дилеры пользуются ситуацией, значит, рыночная ситуация такая.
Я не прибедняюсь и не жалуюсь, но давайте рассуждать. Коллектив компании продавал 5 тысяч автомобилей в месяц и за это получал определенную зарплату. А когда он продаст 500 или тысячу автомобилей, доходная часть сократится в 5–10 раз. Кроме того, есть постоянные затраты — содержание зданий и сооружений. То есть «нагрузка» на один автомобиль растет, поэтому, по идее, надо в 5 раз уменьшить зарплату сотрудникам или сокращать штат. Сегодня о каком-то обогащении говорить не приходится, просто надо закрывать свои бреши.
Единственная стратегия на сегодняшний день — это сохранить предприятие и по максимуму — рабочие места. Безусловно, доходы сотрудников упадут, но хотя бы пережить этот период надо. У нас сегодня работают 4,5 тысячи человек! И мы поставили перед собой задачу — не допустить массовых сокращений.
Но и амнистий для персонала за нарушения не последует — если ты работать не хочешь, то уговаривать не станем. Сокращений не произойдет, а увольнения, возможно, будут, поскольку сейчас, как никогда прежде, каждый в нашей компании должен быть сверхэффективным. И набор новых сотрудников, конечно, мы останавливаем.
— Но когда продажи упадут, чем будут заниматься сотрудники?
— Конечно, 400 человек на продажах не нужны, но мы осваиваем новые направления — например, хотим нарастить продажи автомобилей с пробегом. И сервис хотим расширять за счет увеличения линейки предложений — выведем на рынок те, которых ранее у нас не имелось.
— А если будет дефицит запчастей?
— Прорабатываем разные варианты обеспечения.
— Говорят, у вас ТО стало в 2 раза дороже, это так?
— Цена поднялась, но не в 2 раза. С другими сервисами сегодня разрыв в цене стал минимальным. Наш рост стоимости сервисных услуг намного меньше, чем во многих других центрах, потому что у них складского запаса вообще нет, а цена запчастей взлетела в разы. Но я не скрываю, что и у нас цены вырастут. А на что сегодня цены не выросли? Дорожает даже продукция, которая производится в России. И никакая ФАС не спасет ситуацию, когда себестоимость растет.
— При покупке автомобиля сегодня действуют ли кредитные программы?
— Да, кредитные и лизинговые программы есть, хотя, конечно, сократились.
«Наш рост стоимости сервисных услуг намного меньше, чем во многих других центрах, потому что у них складского запаса вообще нет, а цена запчастей взлетела в разы»
«Цена, конечно, окажется не той, что была на момент предоплаты»
— Иностранные автопроизводители заявили о приостановке своей деятельности в РФ. В данных условиях как будет осуществляться профподготовка механиков и мастеров, производящих техническое обслуживание автомобилей? Как организуют взаимодействие с автопроизводителями в рамках техобслуживания? (Фарид)
— Во-первых, никто не объявил, что уходит. Во-вторых, процесс обучения — постоянный, и он у нас налажен. У нас учеба идет регулярно, не только у дистрибьюторов. У нас есть целое подразделение, которое занимается обучением новичков и повышением квалификации сотрудников.
Вопрос запчастей сегодня более сложен. Пока производители говорят, что ресурсы есть, и планируют обеспечивать нас запчастями. Но мы и альтернативные варианты прорабатываем. Однако по каким-то запчастям неизбежно столкнемся с дефицитом.
— А получать европейские запчасти через Китай можно?
— Вот когда я говорю об альтернативных путях, я имею в виду поставки через третьи страны.
— В ноябре 2021 года в ТТС предоплачен BMW со сроком поставки до 31.03.2022, стоимость была определена по действующему на тот момент прайсу. Автомобиль произведен в январе 2022 года и отправлен дилеру ТТС, на 15.03.2022 информации о пересечении границы России нет. Чего ожидать по цене и срокам поставки или они вовсе отменены и необходимо обратиться по вопросу возврата предоплаты? (Линар)
— Если автомобиль не пересек границу, то давать какие-то гарантии сложно. Но если он уже произведен для России, то рано или поздно придет. И по ценообразованию ничего не могу сказать. Цена, конечно, окажется не той, что была на момент предоплаты. И договоров по цене мы не подписываем. Что касается возврата предоплаты, то любой вправе это сделать, и с нашей стороны никаких препятствий не будет.
— Многие автосалоны навязывают допуслуги, не связанные с эксплуатацией транспортного средства. Как вы думаете, долго ли это будет продолжаться? (Людмила, Нияз, Николай)
— Мы не заставляем своих сотрудников навязывать дополнительные услуги. Другое дело, что рыночная цена определяется продавцом и она может быть абсолютно любой. Если машина доукомплектована, то она продается в комплекте. Это не является нарушением закона.
— А где доукомплектована — у производителей?
— Может быть и у нас. Задача в автосалонах — предоставить максимум услуг клиенту. Предметом предложения может выступить машина в любой комплектации. И цена может быть любой, даже если автомобиль недоукомплектован. Навязывать допуслуги нельзя, но можно предлагать автомобиль по цене, которая определяется рыночной ситуацией. Мы руководствуемся только рынком. Мы пытаемся пройти между струек, чтобы и клиенту сделать хорошо, и из рынка не вылететь.
У Hyundai есть практика продажи напрямую, и они продают машины по рекомендованным ценам. К чему это приводит? По нашим наблюдениям, эти машины скупают перекупы и продают по своим ценам. Они профессионально этим занимаются — роботов подключают, айтишников, чтобы первыми засечь такие партии. Когда есть дефицит, всегда будет такая ситуация.
Вспомните, как покупали машины в советский период: или ждать очередь 25 лет, или купить у барыг с переплатой. Если мы отменим рынок, то возникнет черный рынок, как это было в Советском Союзе.
— В 2015 году в ваш адрес был направлен бизнес-проект «Организация производства среднеразмерных SUV». Но проект вами был отклонен. В сложившихся в настоящее время условиях актуальна ли эта тема? (Владимир)
— У меня, конечно, есть некий опыт работы в производстве на КАМАЗе. Поэтому я имею представление, что данный процесс достаточно сложен. Потребуются не только инвестиционные ресурсы, но и управленческие. Такое сложное производство, как автомобилестроение, успешно развивается только в кооперации. К примеру, АвтоВАЗ стал успешно развиваться, когда вошел в Renault — Nissan. Уже никто не спорит, что за последнее время LADA сильно прибавила в качестве. Другой пример кооперации — КАМАЗ и Daimler. Кроме того, есть такое понятие, как «управленческий потенциал». На мне сегодня 4,5 тысячи сотрудников. И как это будет выглядеть, если я увлекусь новым проектом? Вот если бы у меня не имелось ничего за плечами, то я наверняка рискнул бы. Но я никогда не говорю «никогда».
«Три недели назад человек купил у нас новый Porsche, а потом продал нам его же дороже»
— Могли ли вы 10 лет назад поверить, что мы опять столкнемся с дефицитом?
— Я и три года назад не мог в это поверить! Я понимаю досаду, когда человек хочет купить и не получает дешевле. Но продавцы подчиняются законам рынка. Когда мы выпадаем из рынка, сразу возрастают расходы. Вдруг видим, что какие-то запчасти раскупили. Разве это люди купили на свои машины? Нет, кто-то купил для перепродажи, если мы поставили цену дешевле рынка. При этом перекупщик не платит с этого никаких налогов.
«У АвтоВАЗа крупная доля комплектующих Renault. Даже если железного занавеса не будет, снижение покупательной способности сместит среднюю стоимость автомобиля»
— Есть ли марки автомобилей, которые уже исчезли из продажи в России?
— Наверное, нет. Можно сказать, что Porsche практически нет. Три недели назад человек купил у нас новый Porsche, а потом продал нам его же дороже. А мы купили, потому что знаем, что он будет стоить еще дороже.
— То есть сегодня автомобиль превращается в инвестиционный товар?
— Я не рискнул бы так говорить, все зависит от марки автомобиля. Если вложиться в Porsche, зная, что их всего три штуки в городе, то есть вероятность, что его у вас купят. Если вложиться в автомобили, которых тысячи, то могут и не купить. Инвестиционным товаром автомобиль все-таки можно назвать, поскольку ничто дешеветь не будет. Я не утверждаю, что случится именно так, но вероятность роста цен на автомобили очень велика.
— Нет ли у вас ощущения, что с уходом западных автомобилей с рынка наступит эра АвтоВАЗа?
— Но у АвтоВАЗа крупная доля комплектующих Renault. Даже если железного занавеса не будет, снижение покупательной способности сместит среднюю стоимость автомобиля. Поэтому и у АвтоВАЗа, как и у большинства производителей, ухудшатся и продажи, и доходность, хотя доля рынка вырастет. Если случится железный занавес, то, конечно, оставшиеся производители окажутся в выигрыше на региональном рынке.
— Как вы считаете, рынок России важен для западных автопроизводителей?
— Российский рынок для европейских брендов — это 1,5–2 процента их продаж.
— То есть потерять этот рынок для них некритично?
— Они считают, что 1,5 процента — это много. Все относительно. В 2014 году в России продано 3 миллиона автомобилей, и дистрибьюторы строили планы продать 5 миллионов, под это строили и дилерскую сеть, и сборочные заводы. А в прошлом году продали всего 1,5 миллиона…
«Платежеспособность населения зависит и от курса рубля, и от инфляции. Кроме того, в период неопределенности люди начинают экономить»
«Мы сегодня говорим не о прибыли, а о выживаемости»
— Ваш прогноз — какие игроки покинут рынок, не выдержав нынешней ситуации? (Даниил)
— Ответ на этот вопрос смогу дать только после окончания горячей фазы конфликта. Если в ближайшее время переговорный процесс приведет к позитивному результату, то, думаю, никто из игроков рынок не покинет.
— Интересует ваше мнение относительно перспективы автомобильного рынка на ближайший год. (Евгений)
— Менее чем в 2 раза падения рынка не будет. Скорее всего, автомобильный рынок упадет раза в 3 по сравнению с прошлым годом. В прошлом году в России продали 1,5–1,6 миллиона автомобилей.
— Потому что нет автомобилей или спроса не появится?
— Сейчас нет автомобилей — если и завезут, то мизерное количество. А потом не будет покупательной способности населения. Но все можно скорректировать в лучшую сторону, если появятся меры поддержки. Платежеспособность населения зависит и от курса рубля, и от инфляции. Кроме того, в период неопределенности люди начинают экономить.
— Падение в 2–3 раза — это катастрофический обвал рынка?
— Конечно! Мы сегодня говорим не о прибыли, а о выживаемости.
— Наверное, у многих компаний и кредитная нагрузка большая?
— С кредитами стало лучше — многие подчистили свои портфели. Но, честно говоря, сегодня банки не очень охотно дают кредиты. Нам кредиты всегда предлагали сами банки, потому что у нас прекрасная кредитная история, а недавно нам нужно было на 3–4 дня миллиард рублей, что является небольшой суммой по сравнению с нашими оборотами, но нам не дали. Представляю, как тяжело получить кредит другим компаниям. Если есть «оборотка», ее съедает инфляция, а если ее нет, то вообще невозможно работать, потому что кредиты не дают. А все поставщики сегодня переходят на предоплату. И не потому, что боятся, что им не заплатят, а по той причине, что их деньги быстро дешевеют во время высокой инфляции. А раньше подавляющее большинство давало продукцию на реализацию по фиксированной цене.
«Деньги на счету — это худшее состояние из всех»
Три совета предпринимателям
— Дайте советы предпринимателям: что каждый должен сделать в сложившейся ситуации, независимо от рода бизнеса?
— Это даже не столько советы предпринимательские, сколько человеческие. Первое — выходить из процесса переживания в процесс осмысления и созидания. Это как в притче о двух лягушках в горшке со сметаной: та, которая активно била лапками, взбила сметану в масло и выбралась. Сейчас не время складывать лапки и надеяться, что само рассосется.
Второе — после осознания ситуации нужно переходить на оптимизм, хотя бы сдержанно-умеренный. Потому что у мрачного человека, терпеливо страдающего, нет шансов найти выход. Помню, когда я учился экстремальному вождению в 1990-е годы в Германии, инструктор говорил: «Чтобы хорошо водить машину, необходимо уметь правильно делать три вещи: сидеть, держать руль и смотреть». Что делает обычный водитель в критической ситуации? Он с ужасом смотрит на препятствие. А что делает профессионал? Он, окинув взглядом, ищет выход, щелку. Надо просто заставить себя смотреть не на препятствие, а на щелку, и тогда ты рефлекторно проедешь. Так и предпринимателям: нужно окинуть взглядом проблемы и найти щелку для выхода. То есть не только терпеливо сопротивляться, а увидеть образ ближайшего будущего.
Третье — стандартный набор мер: пересмотреть все статьи затрат и отказаться от тех, без которых можно обойтись; в то же время не скупиться на то, что представляет «щелку» выхода. Почему-то большинство наших предпринимателей не любит работать над эффективностью, считая это скупостью, но если мы хотим сделать эффективное предприятие, то нужно быть экономным. А в условиях кризиса это является основополагающим фактором для выживания.
— А что посоветуете по персоналу?
— У всех разная ситуация, поэтому не берусь советовать. Мы поставили задачу максимально сохранить коллектив, потому что увидели в этом свою «щелку», чтобы проскочить.
— Как вы считаете, в условиях кризиса рост возможен? Бывают ведь невероятные истории успеха…
— Для этого нужно ноу-хау. Что-то должно быть новое, или на рынке появится нечто особо востребованное в данной ситуации. Думаю, сегодня все бюджетные предметы первой необходимости окажутся очень востребованными и для производственников откроются новые возможности. Но здесь важно, чтобы не было фатального ухудшения качества.
— Есть ли у вас совет, как сохранить свои капиталы просто людям?
— Я не стал бы держать деньги на текущем счете в банке.
— А куда вкладывать?
— Надо что-то придумывать. Потому что деньги на счету — это худшее состояние из всех. Конечно, я не о том, что снять все деньги со счета и купить что-то совсем ненужное. Но если есть малейшая возможность их куда-то вложить, например в ликвидный товар, то лучше сделать это. Если нет такой возможности, тогда пусть деньги лежат на депозите. В любом случае отчаиваться — последнее дело.
— Вячеслав Викторович, спасибо за актуальный разговор. Удачи всем нам!
Зубарев Вячеслав Викторович родился 25 ноября 1959 года в городе Златоусте Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «автомобили и тракторы».
1981–1983 — мастер на заводе двигателей ПО «КАМАЗ».
1983–1989 — начальник цеха ПО «КАМАЗ».
1989–1991 — начальник производственного комплекса ПО «КАМАЗ».
1991–1993 — начальник отдела маркетинга завода двигателей ПО «КАМАЗ».
1993–2008 — генеральный директор ООО «ПФ „ТрансТехСервис“».
С 2008 года — председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“».
С 3 сентября 2020 года — президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.