«У нас есть два формата: компьютерная 3D*-игра и VR**-лаборатория. Мы предлагаем проводить эксперименты, которые невозможно представить в школьных или университетских условиях. Виртуальная реальность позволяет безопасно познавать новые миры, многие из которых вы даже не могли бы себе вообразить», — говорит основатель стартапа Икс Рэди Лэб Хуррам Пиров. В интервью нашему изданию он рассказал, зачем консультируются с ведущими мировыми учеными, профессорами и преподавателями, как на Икс Рэди Лэб отреагировал президент РТ, а также смогут ли VR-лаборатории превратиться в неотъемлемую часть образовательного процесса в России.
«Проект Икс Рэди Лэб зародился в 2018 году, его ключевая миссия — развивать у детей интерес к науке через игровую механику»
«Миссия Икс Рэди Лэб — развивать у детей интерес к науке через игровую механику»
— Хуррам Хуршедович, расскажите подробнее о проекте Икс Рэди Лэб: как давно он был создан?
— Впервые вдохновились идеей использования VR- и 3D-симуляций после просмотра фильма «Первому игроку приготовиться». В этот момент поняли, что VR-технологии можно использовать не только для обычных игр, но и для образовательных: сделать обучение еще более интересным. Мы начали стартап, еще будучи студентами Сколтеха, где и появился наш первый VR-образовательный центр. Проект Икс Рэди Лэб зародился в 2018 году, его ключевая миссия — развивать у детей интерес к науке через игровую механику.
— Что сегодня Икс Рэди Лэб предлагает школьникам?
— На сегодняшний момент Икс Рэди Лэб предлагает два инструмента взаимодействия через образовательные симуляции: VR-формат — лаборатории виртуальной реальности по физике, химии и биологии. И Web***-формат, где предлагаются симуляции, и 3D-уроки (3D-паки). Учитель может приобрести по подписке пак 3D-модели и создавать свои уроки, тесты без вмешательства разработчиков. Образовательные же 3D-курсы доступны в виде игры, которую также можно загрузить в очки виртуальной реальности. Мы предлагаем проводить эксперименты, которые невозможно представить в школьных или университетских условиях. Виртуальная реальность позволяет безопасно познавать новые миры, многие из которых вы даже не могли бы себе вообразить.
Например, Икс Рэди Лэб позволяет «полететь» в космос или произвести секвенирование ДНК — установить последовательность нуклеотидов в молекуле. Раньше можно было только увидеть эти процессы на картинках, а виртуальная реальность позволяет буквально своими руками участвовать в этом процессе. Также при помощи нашей лаборатории можно оказаться внутри клеток растений — изучить их строение, протекание болезней. Спросите любого взрослого человека, был ли он внутри клетки. Ответ будет очевидным. А VR-лаборатория позволяет побывать там, где в реальной жизни никому не под силу оказаться.
«Мы проводили небольшое исследование, когда давали 500 ученикам изучать темы с помощью web- и VR-игр по биологии, а также с помощью обычных видео. Результаты таковы: та группа, которая использовала наши образовательные симуляции, показала оценки выше, чем группа, изучающая материал по видео»
За 15 минут можно «слетать» в космос, попутешествовать внутри клетки и сделать многое другое, что недоступно за школьной партой
— Вы создаете 3D-игры и VR-лаборатории. В чем разница между этими форматами?
— Разница форматов в том, что VR-формат более иммерсивный: 100-процентное внимание, ребенок не отвлекается, больший эффект погружения. Но многие темы хорошо объясняются с помощью web- и 3D-форматов. Разница в том, что при помощи 3D можно изучать объемную картинку поверхностно — вращать в разных плоскостях. VR-лаборатории — более геймифицированный формат, где ученик не просто смотрит, а полностью погружается в процесс, познавая его изнутри. Школьники улучшают свои результаты, используя наши образовательные симуляции. Но самое главное — ребенку хочется дальше и дальше изучать новые для себя направления.
— Такой эффект всегда достигается, проводили ли исследование?
— Мы проводили небольшое исследование, когда давали 500 ученикам изучать темы с помощью web- и VR-игр по биологии, а также с помощью обычных видео. Результаты таковы: та группа, которая использовала наши образовательные симуляции, показала оценки выше, чем группа, изучающая материал по видео. Мы заметили пользу среди группы школьников, которые были по успеваемости ниже средней оценки в классе, их количество в рамках тестов уменьшилось после применения для объяснений VR-технологий. Ученики в восторге от VR-формата. Еще один важный аспект: урок в школе идет 45 минут — это долго и нередко скучно, потому что не всегда преподавателю удается увлечь аудиторию темой. Но, стоит дать школьникам или студентам очки VR, они тут же вовлекаются в процесс. Это ключевое преимущество применения виртуальной реальности. Всем известно, что если теория не закреплена на практике, то знания получаются поверхностными.
Наша уникальность заключается в том, что мы поняли, почему учителям раньше неудобно было пользоваться VR, ведь не существовало системы, которая позволяла бы удобно контролировать происходящее в классе. Мы такую систему сделали — она позволяет делать удобную трансляцию, собирать статистику и даже редактировать контент. Учителя могут адаптировать контент под себя: добавлять аннотации, изменять приложения и кастомизировать за счет No code-инструментов.
— Какие предметы можно изучать благодаря вашим лабораториям?
— Пока мы сосредоточены только на предметах естественно-научного цикла STEM****: математике, физике, химии и биологии, но с помощью нашей системы можно запускать огромное количество приложений, доступных в бесплатном пользовании, как, например, по географии и истории от других разработчиков. Например, я лично делал оптическую лабораторию, так как занимался квантовой оптикой, два года был физиком-экспериментатором. У нас в команде свои биологи, химики и сильные математики с качественным прикладным образованием. Для составления контента мы регулярно общаемся с ведущими исследователями МФТИ, ВШЭ, Сколтеха, МГУ.
— Ваша технология — дополнение или альтернатива базовому образованию?
— Пока это продукт новый, и его расценивают как дополнение к основному образовательному процессу. Еще одна сторона — уникальность нашего проекта Икс Рэди Лэб заключается в том, что мы создаем гибкие инструменты, которые легко встраиваются в существующие школьные образовательные программы. Например, в странах Ближнего Востока наши лаборатории используются как практическое дополнение к базовым предметам.
«Один из VR-классов установлен в Казани, в лицее «Унбер». Там идет курс по созданию VR-приложений»
«Компаний, которые применяют VR-технологии много, но…»
— Сколько школ уже сотрудничает с вами?
— Уже сейчас в рамках пилотных проектов и установок VR-классов мы сотрудничаем с 20 школами из РФ, Грузии и ОАЭ. В основном это частные школы. Один из VR-классов установлен в Казани, в лицее «Унбер». Там идет курс по созданию VR-приложений. Программа курса разделена на пять разделов, в рамках которых учащиеся изучают разные блоки, начиная от основ работы со средой разработки Unity до собственного VR-проекта с механиками взаимодействия с объектами и перемещения внутри виртуальной среды. Татарстан нам нравится своей активностью и скоростью. И после официального визита в Сколтех и наш VR-центр президента РТ с делегацией поняли, что у республики есть интерес к таким технологиям, поэтому начали создание VR-класса в одной из школ.
К слову, в феврале, когда было официальное открытие лаборатории Икс Рэди Лэб в «Унбере», мероприятие посетили президент РТ Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин. Рустам Нургалиевич и Ильсур Раисович высоко оценили наш проект Икс Рэди Лэб. Данный проект будет реализовываться и в других школах республики. Наша модель развития в России — региональная, мы в каждом регионе ищем бизнес-партнеров, которые совпадают с нами по ценностям. В Республике Татарстан мы нашли креативное агентство Evolution, с которыми ранее делали проекты в Москве. Ребята тоже активно занимаются развитием образовательных инициатив. Мы рады, что в синергии могут появляться новые проекты. Сейчас мы думаем, как с помощью VR-технологий добавить интереса и скорости освоения татарского языка. В общем, идей много, и мы верим в их реализацию.
— Можете ли вы разработать учебный курс под определенные задачи отдельно взятого учебного заведения?
— Можем, мы разрабатываем учебные курсы под определенные задачи. В первую очередь предлагаем готовые решения. Вообще, чтобы поближе познакомиться с нашей технологией, просят провести открытый урок и уже далее принимают решение.
«Отличительная особенность Икс Рэди Лэб в том, что обучающий контент сформирован таким образом, что притягивает внимание на протяжении всего образовательного цикла, а это период от 12 месяцев»
— На какой «начинке» вы строите проект Икс Рэди Лэб? Не возникнет ли проблем с масштабированием?
— Проблем для масштабирования не возникает, для образования нет границ. И наша цель — дать доступ к качественному образованию. Мы заинтересованы в том, чтобы использование было удобно не только ученикам, но и учителям. Нас очень сильно отличает от других компаний то, что наши инструменты сфокусированы на удобстве использования программ учителем.
Наше решение строится на операционной системе Android.
— Насколько ваша ниша конкурентна: много ли компаний в РФ, кто применяет дополненную реальность в сфере образования?
— Компаний, которые применяют VR-технологии, много, но мало тех, кто создает качественный образовательный контент, способный заинтересовать школьника или студента на протяжении длительного времени. Отличительная особенность Икс Рэди Лэб в том, что обучающий контент сформирован таким образом, что притягивает внимание на протяжении всего образовательного цикла, а это период от 12 месяцев.
* 3D — трехмерная графика.
** VR (virtual reality) — виртуальная реальность.
*** web — интернет-пространство.
**** STEM — термин, используемый для объединения академических дисциплин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.