«ГЛАВНЫМ ПОЖЕЛАНИЕМ БЫЛО ОДНО – ПОНИМАТЬ ТВОРЦОВ»

- Айрат Миннемуллович, в марте исполнится год вашего пребывания на посту министра культуры. В то время кадровые перемены в минкульте были ожидаемыми, но ваша кандидатура была неожиданной. А для вас назначение было неожиданным?

- Абсолютно неожиданным! Мне позвонили в пятницу вечером и пригласили в кабинет министров. У меня в голове сразу возникли вопросы – что напортачили мои журналисты? (Сибагатуллин возглавлял ГТРК «Татарстан» - ред.). Вопросы были только об этом и ни о чем другом!

В кабмине сказали, что поступило предложение возглавить мне министерство культуры. Я понимал, что впереди у нас Универсиада 2013 года, что очень беспокоит исторический центр Казани… Спросил – а у меня есть время для раздумий? Время дали до утра – посоветоваться с женой. А на 7.45 уже была назначена моя встреча с президентом республики…

- Интересно, что посоветовала жена?

- Сначала она расстроилась из-за того, что мне придется покинуть любимую работу. Но есть предложения, от которых не отказываются.

- Какие задачи перед вами поставил президент РТ при назначении?

- Главным пожеланием было одно – понимать творцов, понимать и изучать отрасль, а при возникновении проблем – встречаться и обсуждать их.

- А по историческому центру Казани пожелания были?

- Конечно, одной из главных задач было сохранение объектов культурного наследия Казани, работа с общественностью. В первую очередь были вопросы по дому на пересечении улиц Татарстана – Московской, где должен быть музей Габдуллы Тукая, и по другим объектам.

IMG_8367.jpg
Айрат Сибагатуллин: «Мы получили некоторые средства по тем проблемам, которые возникали. Вы ведь знаете, что денег всегда не хватает, тем более на такую отрасль, как культура»

«БОЖЕ МОЙ, КАК МАЛО МЫ ЕЩЕ ЗНАЕМ И МОЖЕМ!..»

- Президент РТ, когда назначает на должность, как правило, дает «подъемные» - энную сумму денег на отрасль, чтобы новому руководителю было легче адаптироваться. Вам дали?

- Мы получили некоторые средства по тем проблемам, которые возникали. Вы ведь знаете, что денег всегда не хватает, тем более на такую отрасль, как культура. Я не говорю, что культура - самая крупная отрасль, но большая – в ней работает более 20 тысяч людей.

- Вы имеете в виду бюджетников?

- 20 тысяч – это работники и муниципальных учреждений культуры, и подведомственных минкульту учреждений, и аппарата министерства. Кстати, аппарат министерства культуры небольшой – 74 человека, и еще идет сокращение. Но нам не хватает специалистов! На такую низкую зарплату идут не многие.

- Но кроме бюджетных учреждений культуры есть масса художников, певцов, писателей и поэтов, которые не являются бюджетниками. Вы их не учитываете?

- Всех невозможно учесть, но это наше «поле», и мы все равно помогаем им по мере возможности – пишем письма в администрации, по более умеренным ценам предоставляем площади под мастерские или для проведения концертов.

- Такая помощь оказывается системно?

- Систему нужно выстраивать. Пока получается так: вечером какое-то решение проблемы «нащупал», а утром понимаешь, что все это не то! Потому что откуда-то возникают новые, абсолютно непонятные на первый взгляд вопросы… И думаешь – Боже мой, как мало мы еще знаем и можем!.. Поэтому сказать, что все системно, пока не могу.

- Пока получается, что у нас «два мира - две культуры»…

- Мы работаем. Все знают, что сегодня происходит на острове Свияжск и в Булгаре. Есть предложение организовать новый фестиваль «Музыка веры». Может быть, даже удастся его провести в текущем году – в год исторического наследия России. Почему бы нет? Думаем над этим проектом. Нет, не то чтобы перед нами стоит задача «раскрутить» при помощи нового фестиваля Свияжск и Булгар, просто музыка эта интересная, это широкий пласт и в православии, и в исламе. Мы не разделяем - берем музыку веры в целом.

«СКАЖУ О ТОМ, ЧТО НАБОЛЕЛО…»

- Давайте, что называется «сверим часы»: что у вас, как у министра культуры, сегодня в приоритете?

- Скажу о том, что наболело. Первое – сохранение и восстановление объектов культурного наследия. И не только в Казани, но и в других городах Татарстана – там «картинка» не лучше, чем в столице.

Второй момент - заработная плата в отрасли. Мы, наверное, от всего народного хозяйства отстаем: средняя зарплата по театрам – 13 тысяч рублей, по образовательным учреждениям – 11 тысяч. Кого должны привлекать такие деньги?

Третье - отраслевое профессиональное образование. Да, наверное, создание кластеров поможет. Но ведь мы знаем и советскую схему подготовки деятелей искусства: школа – училище – вуз. И многие известные наши музыканты, художники, актеры прошли именно эту школу, и нам не хочется ее терять.

- Вас не устраивает качество профессионального образования?

- Я сказал про многоступенчатость образования. У нас сегодня есть все: школы (музыкальные или художественные), училища (музыкальные, художественное, хореографическое), вузы (консерватория, университет культуры и искусств, филиал суриковского института). Задача - не только все это сохранить, но и улучшить условия их деятельности.

- Как, например?

- Например, для иногородних студентов обеспечить нормальные условия проживания в общежитии. Следующий вопрос – обеспечение преемственности среди профессорско-преподавательского состава, приток молодых кадров и увеличение зарплаты, естественно.

«ВСЕМ СТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ, НО НЕ ВСЕГДА ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ»

- А какие виды искусства приоритетны для поддержки и развития?

- Здесь различий нет – все в приоритете, и всем стараемся помочь, хотя, конечно, не всегда это получается.

- А общество увидело эти приоритеты четко - со стороны президента республики: в прошлом году он дал грант государственному симфоническому оркестру РТ (120 млн. рублей), в этом – театру оперы и балета имени Мусы Джалиля (124 млн. рублей)…

- Но помощь со стороны президента РТ была оказана и другим творческим коллективам: оркестру Файзрахманова, театру имени Галиаскара Камала, союзу театральных деятелей. Правда, это другие суммы, но тем не менее эти средства помогли в какой-то мере улучшить работу этих коллективов. И на этот год стоит такая задача.

- По-видимому, в первую очередь поддерживаются национальные коллективы. Наверное, по-другому и не может быть в Татарстане…

- Осенью прошлого года президент Татарстана выделил 100 миллионов рублей на ремонт театра имени Качалова, и ремонт уже идет. Но этих средств не хватает, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы включить театр Качалова в федеральную программу «Культура России».

- Хотелось бы узнать, в Татарстане будут развиваться современные виды искусства, которые во всем мире имеют огромное воздействие на умы людей? Для этого надо стимулировать художников, писателей, деятелей кино…

- У нас же есть государственный заказ на создание произведений искусства, например, кинофильмов – проходят конкурсы, определяются производители. К сожалению, средств не столько много, чтобы создавать полнометражные фильмы.

- На создание каких фильмов есть госзаказ?

- В прошлом году по государственному заказу созданы восемь фильмов: один игровой короткометражный фильм режиссера Салавата Юзеева «Он, его муза и одноклассники» и семь документальных фильмов. На этот год госзаказ пока не сформирован. А вообще для меня, как министра культуры, все направления равны, и мы всем помогаем в меру возможности.

НА ЧТО «ТВОРЦЫ» РАСХОДУЮТ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА?

- По поводу того, кому и как помогают, есть хороший вопрос: «Власти стали выделять дополнительное финансирование трем театрам, филармонии, ансамблю песни и танца и симфоническому оркестру. Обозвали эти деньги почему-то грантом… Почему при выработке этих решений нет широкого обсуждения ни во время итоговых коллегий минкульта, ни в творческих союзах, ни в экспертном сообществе, ни в прессе? (Культработник с хорошим стажем)

- Думаю, это справедливое замечание, и мы обязательно учтем его в своей работе.

- Любой человек только приветствует, что культура поддерживается. Но и знать хочется, а руководитель оркестра ГСО Сладковский взял на себя какие-то обязательства под эти 120 миллионов рублей? Хорошо бы провести с ним пресс-конференцию по итогам работы…

- У Сладковского есть план, правда, небольшой, но он выполняется. Все-таки, наверное, мы этот план будем пересматривать в сторону увеличения. Возможно, это не тот план при таких деньгах.

- А отчет есть, на что идут средства? Его можно опубликовать?

- Отчет, кончено же, есть. Поскольку оркестр первым в России получил статус самостоятельного автономного учреждения, он по закону обязан публиковать отчет о деятельности автономного учреждения до 1 июня следующего за отчетным года. В этот отчет включается вся информация – и отчет о выполнении государственного задания, и финансовый отчет.

Что касается крупных музыкальных проектов Государственного симфонического оркестра РТ, хотелось бы выделить концерт опен-эйр у Дворца Земледельцев 30 августа с участием звезд мировой оперной сцены, премьерную постановку оперы Назиба Жиганова «Алтынчач» с участием студентов Казанской государственной консерватории имени Жиганова на Пушечном Дворе Казанского Кремля 4 сентября прошлого года, яркие фестивали - «Белая сирень», «Конкордия», «Рахлинские сезоны». Очень запоминающимся был благотворительный проект, посвященный международному дню защиты детей – «Петя и волк». Блестящим финалом года стал концерт в Концертном зале имени Чайковского в Москве 26 декабря.

IMG_8337.jpg
«Проблема низкой зарплаты – одна из самых «кричащих». У нас планируется увеличение зарплаты на 16 процентов. К тому же мы переходим на новую систему оплаты труда»

- Дело, конечно, не только в Сладковском. Нам кажется, что планы и отчеты надо сделать публичными: в начале года провести пресс-конференцию о планах, а в конце – о сделанном. Народ имеет право знать, на что «творцы» расходуют бюджетные средства…

- Мы постараемся к 2013 году к этому хотя бы приблизиться. Мы подумаем над этим, поищем приемлемую форму работы с журналистами.

«ПЛАНИРУЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ НА 16 ПРОЦЕНТОВ»

- Можно с первых официальных уст услышать - когда же повысят и пересмотрят з\плату (разряды) работникам культуры - клубным, библиотечным, кинематографии? На сегодня мы, пожалуй, самые нищие бюджетники. Учителям и врачам поднимают в течение года неоднократно. Почему же наше государство пока к нам спиной? Просим - повернитесь к нам лицом! Нас много, и мы хотим работать, но за достойную з\плату. (Юлия)

- Я уже сказал, что проблема низкой зарплаты в отрасли – одна из самых «кричащих».

У нас планируется увеличение зарплаты на 16 процентов. К тому же мы переходим на новую систему оплаты труда. Я не могу сказать, что произойдет качественная подвижка, но увеличение будет. У этой системы есть свои плюсы - поощряться в большей степени будут активные работники, демонстрирующие хорошие результаты своего труда. В выигрыше будут работники с высшим образованием.

- А сколько средств выделяется на культуру, сколько направляется на основные статьи расходования?

- В бюджете Республики Татарстан на культуру на 2012 год выделено 2,5 млрд.рублей: 800 млн. рублей из этой суммы идет на Булгар и Свияжск (32%), 36% бюджета идет на выплату заработной платы, на коммунальные платежи идет 3% средств, на обеспечение деятельности государственных учреждений культуры и искусства – 16%.

- Айрат Миннемуллович, на заседании коллегии вы сказали, что творчество может приносить систематичный доход. Что вы имели в виду? Какие формы работы? Уже есть конкретные проекты?

- У нас есть учреждения, которые не только «съедают» деньги, но и зарабатывают. И они имеют планы своего развития. Мне кажется, надо работать в этом направлении всем учреждениям культуры. Конечно, все могут сразу сказать – давайте увеличим стоимость билетов…

- А какой уровень стоимости билетов сейчас в среднем?

- Везде по-разному, но везде не высокий. Стоимость билетов поднять, может быть, и можно, но будут ли люди ходить? Тоже вопрос. Мы считаем, что учреждениям культуры надо находить новые формы работы. Сейчас прорабатываются разные проекты, при этом учитываются многие факторы – где располагается учреждение, удобна ли логистика, его реальный потенциал и т.д.

«В КУЛЬТУРЕ ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАТЬ МОЖНО!»

- Сравнительно недавно начал работу Театр на Булаке. Вы их поддерживаете?

- Мы их поддержали, когда они этого попросили, помогли с финансированием их участия в фестивале «Белые ночи» в Перми.

- А ведь все остальное время театр выживает самостоятельно! То есть в культуре деньги зарабатывать можно…

- Можно.

- Национальный музей РТ является главным музеем Татарстана, культурным лицом республики. Вместе с тем с 1987 года в нем отсутствует постоянная экспозиция. Скажите, пожалуйста, как оценивает эту ситуацию министерство культуры РТ? (Ильдар)

- Мы и перед музеями, в какой-то степени, к сожалению, сегодня ставим задачу зарабатывать деньги, поэтому они проводят коммерческие выставки, довольно часто меняют экспозиции. Что касается постоянной экспозиции, то она может очень быстро надоесть посетителям… Я считаю, что выставки должны быть тематическими и часто сменяемыми, тогда музеи смогут постоянно поддерживать интерес посетителей. И у нас много планов сотрудничества с музеями России.

IMG_8326.jpg
«Министерство культуры республики ежегодно проводит закупку произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 2011 году было приобретено 43 произведения на общую сумму 3 миллиона рублей»

- А сколько всего музеев в Татарстане? По нашим сведениям, около 80-ти… Все ли они нужны?

- По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Татарстан функционируют 13 государственных музеев (с 33 филиалами - структурными подразделениями) и 47 муниципальных музеев (с 35 филиалами). Если они существуют, значит, они нужны. Хотя, конечно, каждый «уголок» музеем называть нельзя, ведь к ним есть определенные требования.

- Какие музеи вы лично считаете лучшими в республике?

- Казанский Кремль, Национальный музей, Музей изобразительных искусств, Елабужский музей-заповедник, Болгарский музей-заповедник, литературный музей Тукая, музей Боратынского… У нас много интересных музеев!

- А сколько человек посещает музеи?

- В год – порядка двух миллионов посетителей. Кстати, у нас самая большая посещаемость музеев по ПФО.

В 2012 ГОДУ УВИДИМ «КОЧЕВЫЕ ИМПЕРИИ ЕВРАЗИИ»

- Наверное, один из лучших проектов – филиал музея Эрмитажа. Какие экспозиции запланированы на этот год?

- В центре «Эрмитаж-Казань» в ноябре 2011 года открылась девятая по счету выставка «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа». Выставка будет работать до 27 мая 2012 года. А в 2012 году будет представлена выставка «Кочевые империи Евразии».

- Очень интересной была выставка модного бурятского скульптора Даши Намдакова. Это тот редкий случай, когда наша республика хоть как-то прикоснулась к современному искусству…

- Очень интересный человек! Сейчас он работает в Италии, но хочет переехать в Англию, где ему создают все условия для творчества.

- По нашим данным президент РТ заказал ему несколько скульптур к Универсиаде. Какие скульптуры? Где они будут стоять? Сколько стоит это «удовольствие»?

- Про Универсиаду я не в курсе, но республика заказывает ему скульптуру барса для Булгар. Это будет большой барс, которого установят на берегу.

- А сколько это будет стоить? Наверное, очень дорогой будет…

- Не дороже произведений, которые он создает! Это как он попросит, и насколько это будет возможно для республики.

- С нашими художниками вы познакомились? Чье творчество вам ближе всего? У нас есть художники мирового уровня, как Вы считаете?

- Со многими художниками я уже познакомился, многих я знаю лично. Кто из них мирового уровня – рассудит время…

- Кто у нас, например, признан в Москве и за рубежом?

- Некоторые художники говорят, что их работы покупают с зарубежных выставок. Не думаю, что это происходит в массовом порядке. Считаю, не хватает выставок художников Татарстана за пределами республики, и не только в Москве. Хочется идти в этом направлении – знакомить с нашим творчеством.

- А государственные гранты художникам есть?

- Министерство культуры республики ежегодно проводит закупку произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 2011 году было приобретено 43 произведения на общую сумму 3 миллиона рублей.

- У минкульта есть возможность самим давать гранты? Есть такая практика?

- Система ежегодных грантов у нас есть, вся информация открыта – она опубликована на нашем сайте. Гранты выдаются по трем направлениям – профессиональным коллективам, муниципальным учреждениям, лучшим работникам и лучшим учреждениям. Гранты профессиональным коллективам – это гранты президента Республики Татарстан. Они утверждаются указом президента. Что касается остальных форм грантовой поддержки, то в бюджете определяется грантовый фонд, а конкурс проводит министерство.

IMG_8349.jpg
«Будут отреставрированы или воссозданы памятники деревянного зодчества, например, дома Марджани, Юнусова, Алафузова, Бахтеева, Дротоевского...»

«В ОДИНОЧКУ СПРАВЛЯТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ПАМЯТНИКОВ НЕПРОСТО»

- Одна из основных задач, поставленных перед вами президентом РТ, - охрана памятников истории и культуры. А у минкульта хватает на это власти?

- У министерства культуры есть определенные полномочия в области охраны памятников исторического наследия, и мы это выполняем. Может быть, мы не всегда успеваем выдавать охранные обязательства, и об этом много разговоров. Но в министерстве на этом направлении работает всего два отдела. Мы ищем пути оптимизации функционала сотрудников путем перераспределения полномочий между министерством и госучреждением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при министерстве культуры РТ.

- Айрат Миннемуллович, охраной памятников, вроде, занимались всегда, во всяком случае, соответствующие структуры есть и в исполкоме городов, и в минкульте. Однако памятники разрушили. А сейчас, после знаменитых прогулок президента РТ по Казани, «железобетонная» система охраны выстраивается?

- Система, конечно, выстраивается – регулярно проходят совещания под председательством президента, на которых наглядно показывается, что есть, что делается, что будет сделано. Все новые проекты для центра Казани обсуждаются - этажность, архитектурный облик зданий и т.д.

- А без участия президента республики эта система жизнеспособна?

- Система есть – все проекты сначала рассматривает градостроительный совет, затем они поступают в научно-методический совет минкульта – мы выдаем свое заключение. И если мы пишем отказ, то обосновываем его. И часто бывает, что жалуются на министерство культуры – якобы, мы задерживаем согласование. А когда начинаем выяснять, в чем дело, оказывается, что проект еще градостроительный совет не прошел…

- Какие сдвиги вы считаете главными в деле сохранения памятников Казани?

- Во-первых, выявляются собственники, которые когда-то приобрели исторические здания или получили земли в историческом центре Казани. Удалось их как-то «всколыхнуть». Многие грозят судами, но, думаю, разум все-таки будет преобладать. Ведь в таком состоянии центр столицы быть просто не может!

Второе – это то, что проблема сохранности памятников стала вопросом номер один в работе многих ведомств – минстроя, минкультуры, исполкома Казани. Считаю, что все, что делается руководством республики – это для нас очень большой плюс в работе по данному направлению, потому что одному министерству культуры справляться с этой проблемой непросто.

- Скажите, то министерство культуры, которое вы приняли, имело авторитет для решения подобных проблем?

- Считаю, что у нас каждое министерство имеет авторитет... До меня было сделано очень много!

«МНОГИЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА БУДУТ ВОССОЗДАНЫ»

- Какие памятники предполагается воссоздать в центре города? Колокольню разрушенного монастыря, к примеру, или же какие-то объекты в самом Кремле (вроде были планы сооружения мавзолея ханов)? (Гульнара)

- В соответствии с поручением президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова будут отреставрированы или воссозданы многие памятники и объекты исторической застройки, относящиеся к деревянному зодчеству, например, дома Марджани, Юнусова, Алафузова, Бахтеева, Дротоевского и другие.

Открытие же Ханского мавзолея - это результат археологических исследований на территории Казанского кремля, проводимых еще с 1920-х годов. Работы по изучению мавзолея продолжились с началом реконструкции Казанского кремля. С 2005 года началось проектирование павильона над местом перезахоронения останков казанских ханов. Было выполнено около 12 вариантов эскизного проекта памятного павильона, один из которых уже согласован в соответствующих инстанциях

- А что будет со зданиями бывшей гостиницы «Казань» и пассажа? Кто будет строить, кто проектировщик, кто инвестор?

- Александровский Пассаж - уникальный архитектурный памятник. В настоящее время собственник ООО «Недвижимость и реконструкция» получил задание на обследование технического состояния. Выполняет эти работы институт «Татинвестгражданпроект».

Собственник здания Казанского подворья, больше известного как гостиница «Казань», ООО «Гостинично-торговый комплекс «Казань», получил разрешение на проведение первоочередных противоаварийных работ, поскольку здание находится в плачевном состоянии. Все работы выполняет Татарское специальное научно-реставрационное управление.

- Министерство культуры обещало опубликовать на своем сайте список всех охраняемых государством памятников культуры – объект, его состояние, кто владелец.

- Часть реестра уже опубликована на сайте министерства и на портале «Культура». Более подробно информацию по объектам культурного наследия можно получить на сайте: http://okn.tatarstan.ru. Правда, он пока работает в тестовом режиме.

IMG_8444.jpg
«Мы стараемся хотя бы частично помогать нашим театрам и другим творческим коллективам в организации их гастролей за рубежом. Я считаю это нашей обязанностью»

«СТРАТЕГИЯ – ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛУЧШИМИ МАСТЕРАМИ»

- Что сегодня с программой «Мирас-Наследие»? Утвержден ли его бюджет, в каком объеме, на какие проекты?

- Про программу «Мирас» говорить не буду по одной простой причине – проект программы находится на согласовании, он еще не принят.

- Знакома ли вам ситуация в Казанском ТЮЗе? Под костюмерный цех отдано неприспособленное помещение, в гримерках не работает душ, во всем театре царит жуткий холод. Известно ли вам, сколько получают актеры? В среднем 6 - 8 тысяч рублей! (Илья)

- ТЮЗ я не так давно обошел весь – мы смотрели все помещения на предмет соответствия программе «Доступная среда». Да, проблемы по ремонту есть. Первая очередь капитального ремонта там прошла с 1995 по 2001 год, а по второй очереди, к сожалению, пока не определен источник финансирования. Возможно, в этом году это удастся сделать.

А средняя зарплата в ТЮЗе – 10700 рублей, хотя это тоже, конечно, мало...

- Татары, проживающие в Европе, безгранично благодарны вам за то, что в январе этого года вы содействовали уникальному проекту - гастролям ТГТДиК имени Тинчурина в Брюсселе. Можем ли мы надеяться, что данный проект будет иметь продолжение, а может, и плановость? (Лилия Валеева)

- Мы стараемся хотя бы частично помогать нашим театрам и другим творческим коллективам в организации их гастролей за рубежом. Я считаю это нашей обязанностью.

- Когда планируется решить вопрос по руководителю ГБКЗ им. Сайдашева? Есть ли у министерства культуры РТ видение стратегического развития центральной академической концертной площадки Казани и республики? (ola)

- Стратегия развития – это исполнение лучших произведений лучшими мастерами своего дела. Что касается руководителя, то сейчас его обязанности исполняет Новикова Инга Николаевна, которая работает в БКЗ с самого его создания и была заместителем директора.

- А почему такая пауза в назначении?

- Паузы нет, просто смотрим, как дальше. Есть много вопросов, по которым я пока не готов принять какое-то определенное решение.

- Как вы собираетесь отметить 100-летие первого балета в Казани? (В 1912 году в Казань приезжает Надежда Мариусовна Петипа, дочь Петипа, открывает Школу хореографии и ставит первый балет) (Евгений Демидов)

- По мнению специалистов, дата первого балета в Казани – вопрос очень спорный. Но с 16 по 19 марта у нас пройдет шестой международный фестиваль учащихся хореографических училищ и школ.

- Что делается в нашей республике для развития народных художественных промыслов? Какие функции выполняет центр развития НХП РТ? Есть ли бюджетное финансирование на развитие этой отрасли? И куда направлены деньги? (Марат)

- Вопрос народных художественных промыслов для нас тоже один из главных, потому что куда бы мы ни выезжали, мы всегда берем с собой мастеров НХП. Они очень помогают нам и в организации крупномасштабных выставок на выезде и в республике. И когда мы проводили итоговое заседание своей коллегии, мы пригласили многих мастеров из районов Татарстана. Очень хочется поддержать их и сохранить, что имеем.

Сегодня разработан проект программы развития народных художественных промыслов, он находится на этапе экспертизы и согласования.

IMG_8400.jpg
«Знаменитости на фестивале нужны, они привлекают внимание всех – и зрителей, и журналистов!»

«СИБЕЛЬ КЕКИЛЛИ ПОЛУЧАЛА ПРИЗЫ НЕ ТОЛЬКО У НАС…»

- Можно ли узнать дальнейшую судьбу скандального фестиваля мусульманского кино? Что с ним будет? Продолжится в том же ключе? Или потеряет свою мусульманскую составляющую? (Ренат Аминов)

- Фестиваль, безусловно, будет! Привлечем авторитетных людей, которые разбираются в кино, и не только в мусульманском. Нужно ли именно эту окраску фестивалю давать? Наверное, со временем можно переосмыслить концепцию. Не хочется сходу менять то, что сделали до меня, потому что делали хорошее дело.

А вообще, министерство культуры - это только организатор. Мы ни в действия отборочной комиссии, ни в работу жюри не вмешиваемся. Наше дело - принять гостей, организовать открытие-закрытие, предоставить площадку… Да, наверное, в чем-то была моя ошибка, но я не хотел лишних разговоров за спиной. Но отвечать, конечно, придется все равно мне.

- Как вы считаете, а фестиваль кино Казани нужен?

- Конечно, нужен! Такой ли, другой ли, но нужен обязательно.

- А кто главный «мотор» этого фестиваля?

- Есть дирекция фестиваля, оргкомитет, госужреждение «Татаркино». Готовится заседание оргкомитета очередного фестиваля. Думаю, будем подходить к процессу самокритично.

…А что касается Сибель Кекилли, то ведь эта актриса получала призы не только у нас, но и в мусульманских странах. Знаменитости на фестивале нужны, они привлекают внимание всех – и зрителей, и журналистов!

- Какой бюджет у фестиваля? Кто спонсоры?

- Бюджет небольшой. А в спонсоры мы приглашали многие компании, но желающих недостаточно. Постоянного генерального спонсора у фестиваля пока нет.

IMG_8346.jpg
«Министерство культуры попробовало быть сорганизатором фестиваля «Татар жыры», но мы ни копейки на это не потратили. А раз средства не вкладывали, то и диктовать свои условия не могли. Мне просто хотелось посмотреть, какие у нас сегодня есть исполнители»

«НА ФЕСТИВАЛЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И ТАТАРСТАНСКОЕ КИНО»

- Вам не кажется, что в каждом нашем фестивале должен принимать участие хоть один фильм, сделанный в Татарстане или татарстанскими режиссерами?

- На фестивале, конечно, должно быть собственное, татарстанское, кино. И фестиваль должен быть ежегодным, и то, что собственного фильма у нас пока нет, не повод закрывать фестиваль.

- Но такую задачу себе ставите – чтобы были и собственные фильмы?

- Задачу такую ставим.

- А кого можно назвать из наиболее перспективных режиссеров?

- Например, Салават Юзеев интересно работает, очень интересные работы у Ильдара Ягафарова – мне они нравятся. Но это навскидку, есть и другие таланты. Интересные работы у Николая Морозова, Фарида Давлетшина… Перспективы неплохие у Гульнары Ахметовой – студентки 4 курса факультета кино и телевидения университета культуры.

- Почему не снимаются фильмы по произведениям татарских писателей? (Лилия)

- Хороший вопрос и хорошая идея! Будем думать, хотя я не могу полностью согласиться с автором вопроса - есть «Бибинур», снятый по сценарию Мансура Гилязова на основе пьесы Аяза Гилязова, есть «Куктау»… Уверен, есть интересные сценарии. Вот, например, молодой татарский писатель, уроженец Нижнего Новгорода Ильдар Абузяров – первый писатель-татарин, получивший Пушкинскую премию. У него много идей, его нужно привлечь.

- В Казани живет Денис Осокин, которого тоже можно привлечь…

- Можно и его привлечь. Но я всегда говорю – «товар» должен быть востребованным. Мы пишем, выпускаем, рисуем. Для кого всё это предназначено? Будет ли спрос на всё это? Или «ляжет на полку»? Это ведь тоже вопрос! В этом направлении хочется немного изменить наше мышление и наши желания. Когда ко мне приходят и просят деньги, я прошу объяснить, на что деньги? И не всегда получаю четкий ответ.

«НУЖНЫ ХОРОШИЕ ПЕСНИ, НО ИХ ОЧЕНЬ МАЛО»

- Минкульт имеет отношение к фестивалю «Татар жыры»? Поступил такой вопрос: «Спасибо организаторам! В этот раз сцена была прекрасная, оформление замечательное! Гордиться можно. Но процентов 50 - 60 лауреатов фестиваля не достойны звания «лауреат Татар жыры». Особенно в этот раз - сплошь бездарные… Я думал, что новый министр культуры внесет изменения». (Ринат)

- Это коммерческий фестиваль, который в свое время начинали три человека - Марат Гараев, Ильшат Аминов и ваш покорный слуга. От этого проекта я со временем отошел. В этом году министерство культуры попробовало быть сорганизатором, но мы ни копейки на это не потратили. А раз средства не вкладывали, то и диктовать свои условия не могли. Мне просто хотелось посмотреть, какие у нас сегодня есть исполнители.

- И какое ваше мнение?

- Мне кажется, проект чисто коммерческий, и он развивается. А для того, чтобы лучше развиваться, нужны хорошие песни, талантливые композиторы и поэты. Они, конечно, есть, но их очень мало. И это беда не только организатора фестиваля - компании «Барс- Медиа», а всего нашего общества.

В самом начале у меня была идея, чтобы участники фестиваля исполняли две песни – одну эстрадную, а вторую - а капелла татарскую народную, чтобы услышать их голоса. Но этот проект не пошел, поскольку получался некоммерческим.

- В Башкирии проходит подобный фестиваль. Они «слизали» идею у нас?

- Да, но в этом нет ничего предосудительного. Я тоже не стесняюсь говорить, что у многих учусь тому, чего не знаю. Я, например, часто звоню и спрашиваю совета у Зили Рахимьяновны Валеевой, Марселя Мазгаровича Таишева – кстати, он возглавляет общественный совет при министерстве культуры. И в этом нет ничего плохого!

- А в дальнейшем вы планируете финансировать «Татар жыры» и влиять на его концепцию?

- Пока нет, ведь у министерства культуры есть совместный с ТНВ проект - фестиваль «Татар моны», в котором принимают участие татарские певцы, проживающие в других регионах. Да, может быть, это не такой огромный проект, но он сегодня охватывает очень многие регионы, и нам нужно развивать его.

«БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА УНИВЕРСИАДЕ НЕ ОБОЙТИСЬ!»

- Будет ли представлен национальный колорит республики во время проведения Универсиады 2013? Существует ли совместная программа министерство культуры РТ и комитета по организации Универсиады? (Бадретдинова Роза Хасановна)

- Этим занимается дирекция универсиады, но мы, конечно, принимаем участие. Все уже знают, что сценарием и постановкой церемонии открытия универсиады занимается Игорь Крутой, но, думаю, без коллективов Татарстана они не обойдутся.

- А если Игорь Крутой решит, что национальный колорит неуместен, вы будете настаивать?

- Думаю, нас обязательно услышат, ведь без национального колорита весь смысл культурной программы универсиады, в том числе церемонии открытия, теряется. Тем более, у нас есть, что показать.

- Говорят, Игорь Крутой ставил открытие азиатских игр в Казахстане и сначала не учел национальный колорит. Пришлось спешно все менять…

- Во всяком случае, они обещали сделать открытие казанской универсиады не хуже, чем это было на универсиаде в Китае…

- В рамках реализации проекта «Остров-град Свияжск» реставрируется, воссоздается собор «Всех Скорбящих Радость» и требует вашего внимания. Учитывая сжатые сроки и значительный объем предстоящих работ, а технологии производства работ связаны временем и качеством, прошу вашего содействия в ускорении заключении договора между заказчиком и исполнителем. (Сагдеев Рустам Флюрович)

- Я не в курсе такой проблемы, но мы изучим ситуацию и обязательно ответим автору вопроса лично. Министерство культуры в этих делах выступает заказчиком, а со всеми подрядчиками работает фонд «Возрождение».

IMG_8376.jpg
«Сижу на совещании, и вдруг приходит sms от моего младшего сына: «На «БИЗНЕС Online» отличная твоя фотография! Где только ее нашли?..»

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ САБАНТУЙ ПРОЙДЕТ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ»

- Министерству культуры республики рекомендую обратить внимание на дикцию и чистоту произношения ведущих программ на ТВ. Поймите, ТНВ для татар в других регионах – это школа и языка и культуры. И некачественный продукт допускать до эфира нельзя!!! (Рим В.)

- Конечно, у телевидения есть свое «министерство» – «Татмедиа». Но, бесспорно, вопрос чистоты языка – это вопрос культуры. На ТНВ есть хорошие специалисты, и они, я знаю, проводят занятия с молодыми ведущими. Работа в этом направлении идет и, я думаю, ситуация будет меняться к лучшему.

- Какое из предлагаемых названий для станции метро, строящейся рядом с Московским рынком, нравится вам больше: "Волгоградская", "Декабристов", "Улица Декабристов", "Кизическая", "Московская", "Удельная", "Удельная слобода", "Симоновская"? (БОБ - ведущий интернет-форума «Обсуждение названий строящихся станций Казанского метрополитена»).

- Лично я назвал бы «Московская», потому что все знают это место как московский рынок. А, может, «Кизическая».

- Какие три мероприятия, запланированные на 2012 год, вы можете назвать в качестве наиболее ярких?

- Мероприятий очень много! Это и федеральный Сабантуй, который в этом году пройдет во Владивостоке, и фестиваль мусульманского кино, и 115-летний юбилей Баки Урманче, 180-летие Ивана Шишкина, 100-летие Льва Гумилева, 75-летие государственного ансамбля песни и танца РТ и республиканской филармонии и другие юбилейные даты деятелей искусства и учреждений культуры.

«СПАСИБО «БИЗНЕС ONLINE» ЗА «КУЛЬТУРНУЮ АФИШУ»

- Айрат Миннемуллович, а как вы восстанавливаете силы, как отдыхаете?

- Мне не хватает на это время… Но мы с женой ходим в бассейн, в этом году после долгого перерыва встали на лыжи. И стараемся регулярно играть в бильярд. Жена у меня архитектор – траекторию видит хорошо, стала обыгрывать меня…

- Вы лично читаете газету «БИЗНЕС Online»? Что нам пожелаете?

- Я вам отвечу так: сижу я на совещании, и вдруг приходит sms от моего младшего сына: «На «БИЗНЕС Online» отличная твоя фотография! Где только ее нашли?..».

Я вашу газету смотрю утром, в обед и вечером. Огромное вам спасибо за то, что ввели «культурную афишу». А пожелание вам такое – продолжайте так же работать и еще больше улучшайтесь. Бывает так, что какой-то материал не можешь найти в других изданиях, а у вас это опубликовано. Спасибо вам за то, что вы есть!

- Айрат Миннемуллович, спасибо вам за разговор. Желаем успехов вам и всему коллективу министерства культуры!