«Проработав в салоне какое-то время, почти у каждого мастера созревает «план-кабан» — хочу попробовать работать на себя, но почти половина возвращается обратно», — рассказывает инсайдер «БИЗНЕС Online». После 24 февраля поток клиентов на стрижку, маникюр и прочие процедуры заметно поубавился. Но с потеплением желающие «обновиться» вновь ринулись к мастерам. Цены на услуги в ряде салонов уже подняли на 15–20% из-за курса валюты. О том, сколько зарабатывают начинающие и опытные специалисты, важно ли образование, и о парикмахерах с наличкой в 1990-х, — в нашей рубрике «Инсайдер».
«Стоимость маникюра с покрытием за месяц уже подскочила до 1,5 тысячи рублей, хотя еще на 8 Марта удерживали цены в 1,2 тысячи. Если сделать срез по салонам Казани, цены подняли почти везде на 15–20 процентов»
О герое
Нашей собеседнице слегка за 30, она не замужем и с 18 лет зарабатывает, оказывая услуги в сфере красоты. Начинала как маникюрша, работала администратором в салоне красоты, открывала свое дело, но вновь ушла работать по найму. Называет себя универсальным мастером, который и пострижет, и брови покрасит.
Санкции и индустрия красоты: один из рекламных каналов «пересох», а цены выросли
- С начала марта вся бьюти-индустрия находится в шоке. Скачок курса доллара привел к подорожанию расходников вплоть до 30–50%: краски для волос, лаки для ногтей, уходовые средства, даже одноразовые пилки взлетели в цене. Это не может не сказаться на стоимости услуг. В нашем салоне красоты стоимость маникюра с покрытием за месяц уже подскочила до 1,5 тыс. рублей, хотя еще на 8 Марта мы удерживали цены в 1,2 тысячи. Если сделать срез по салонам в Казани, цены подняли почти везде на 15–20%, иначе все будут работать в минус.
- Многие скажут: подумаешь, разница в 200–300 рублей за услугу, это же немного! Поверьте, сейчас уже две сотни играют роль! Даже платежеспособная аудитория станет экономить и смотреть на цены. Может, девушки и будут ходить к своему постоянному мастеру по новому прайсу, но новых клиентов придется как-то затягивать: придумывать акции, поить чаем и кофе, больше давать рекламы в соцсетях.
- К сожалению, из-за закрытия в России популярной соцсети, которую теперь просто так не назовешь, поток новых клиентов в индустрии красоты упал. Раньше мы даже запись вели через личные переписки. Сейчас для этого активно используем мессенджеры, а также звоним старым клиентам, которые по каким-то причинам перестали к нам ходить.
- Проблем с поставками иностранных материалов и инструментов мы пока не ощутили. Немецкие, итальянские, канадские косметические средства к нам по-прежнему поступают от поставщиков. Мы же не работаем напрямую с производителями, а платим дилерам. Они нас заранее предупреждали еще в конце февраля, что надо торопиться и делать заказы заранее. Но не все салоны могут позволить себе затовариться вдолгую, максимум месяца на два. К тому же у средств есть срок годности.
- Стали ли в салоны меньше ходить из-за ситуации на Украине? Да, небольшое затишье было в начале марта, но всего на пару дней — затем пришел Женский день, дополнительные выходные, и народ как-то потянулся. Тем, кто постоянно делает маникюр, например, ведь нужно раз в 3–4 недели менять покрытие, и самостоятельно это сделать очень трудно. Поэтому девочки все равно идут к мастеру. К тому же к весне многие хотят «обновиться» — покрасить волосы, постричься. Мужчины тоже от женщин не отстают: даже если с прическами не заморачиваются, стричься-то все равно нужно хотя бы раз в месяц.
«Зарплата работника салона красоты — это всегда договорной процент. У всех специалистов он разный и даже индивидуальный, все зависит от опыта и умений. Начинающий мастер может оставлять себе 30 процентов от стоимости услуги, а опытный может запросить и 50»
Все-таки у нас, в России, все красятся дома, а в салон идут по особенным датам или праздникам
- Основную прибыль салонам приносят постоянные клиенты — те, кто приходит на маникюр и стрижку раз в месяц. С депиляцией сложнее. Если ногти девушки пропустить не могут, потому что покрытие нужно менять, то с удалением волос можно повременить. Многие мастера еще во время пандемии ушли из этой сферы в продавцы и бухгалтеры.
- Визажисты тоже уже работают в салонах не на постоянной основе, а чаще под запись, потому что салону держать такого сотрудника невыгодно. У визажистов меньше клиентов — все-таки у нас, в России, все красятся дома, а в салон идут по особенным датам или праздникам.
- Текучка в нашей сфере постоянная. В штат салоны берут только после длительной стажировки, она длится 2–3 месяца. Такая схема дает понять, будут ли возвращаться клиенты к этому мастеру.
- В последнее время стали популярны бьюти-коворкинги. Это оборудованные рабочие места, которые арендуют мастера. Так что сейчас однозначно стало меньше специалистов, которые принимают на дому. Есть и салоны, которые тоже так существуют, и им все равно, кто именно снимает у них стол с креслом и какие клиенты туда ходят. В таких салонах нет системы сервиса, это работа на поток, и это уже не салон, а проходной двор. Считаю, что, если владелец салона начал сдавать свои «квадраты» в аренду, значит, его дело просто не пошло и он лишь нацелен стричь деньги с аренды, а не предлагать качественные услуги. Для меня аренда — это шаг назад, потому что ты не смогла сделать свои 5 кв. м прибыльными.
- К новым мастерам часто делают скидки, чтобы привлечь дополнительных клиентов. Но чаще практика такая, что самоучек не берут. Как ни странно, у них очень завышенные требования. Насмотрятся роликов в интернете, пройдут экспресс-курсы и считают, что они звезды высшего класса: сразу хотят зарплату в 70–100 тысяч. Такого не бывает! Чтобы получать даже такие деньги, надо делать себя лет пять — много учиться, практиковаться, ездить на семинары и тренинги. Нарабатывать свою клиентскую базу в конце-то концов.
- В нашу отрасль приходят совершенно разные девочки, с разными запросами по зарплате. Как-то пришла одна и говорит, что на прежнем месте, откуда она уволилась, ей платили как маникюрше 100 тысяч рублей. По-моему, это откровенная ложь. Потом уже выяснилось, что у нее было 6 рабочих дней в неделю и она трудилась чуть ли не круглосуточно. Конечно, здесь и 150 можно затребовать!
- Поработав в салоне какое-то время, почти у каждого мастера созревает «план-кабан»: «Хочу попробовать работать на себя». Они набивают свою базу клиентов, и им кажется, что они могут заработать больше. Но почти половина из них возвращаются обратно в салоны. Молодые девочки не осознают, что им придется самим заниматься закупкой материалов, вести запись, делать контент в соцсетях, давать рекламу. И при этом они еще должны успевать делать маникюр по 1,5 часа на каждого клиента, так что здесь не все так просто, как кажется.
- Есть много мастеров, не оформленных как предприниматели или самозанятые, и они не платят налоги. Поэтому и ценник надомники могут поставить ниже, чем в салоне.
«Проблем с поставками иностранных материалов и инструментов мы пока не ощутили. Немецкие, итальянские, канадские косметические средства к нам по-прежнему поступают от поставщиков»
График работы у мастеров адский, а из профзаболеваний мучают варикозы, аллергия и постоянно немеющая спина
- Зарплата работника салона красоты — это всегда договорной процент. У всех специалистов он разный и даже индивидуальный, все зависит от опыта и умений. Начинающий мастер может оставлять себе 30% от стоимости услуги, а опытный может запросить и 50. Мастера маникюра и парикмахеры на старте карьеры получают 25–30 тысяч. Больше всех в нашей сфере, скорее всего, получают стилисты по волосам — до 100 тысяч. Потому что, помимо стрижек, они зарабатывают на окрашивании и еще продают косметику и сопутствующие товары — гели, кремы, лосьоны — и получают с этого свой процент. Но и работа у них кропотливая — сложное окрашивание хоть и стоит до 10 тыс., но и длиться может 3–4 часа.
- График работы у мастеров адский. В основном это 12-часовые смены — с 10:00 до 22:00. Зато ты работаешь два через два дня, хоть какой-то плюс. Но здесь можно договориться с хозяйкой — студентам, например, идут на уступки: можно выходить в дневную или вечернюю смену. Но тогда и зарплата будет меньше.
- Без профессиональных травм в нашей сфере не обойтись. У визажистов от постоянного напряжения доходит то того, что у них немеют руки, затекает спина. У парикмахеров — варикоз, мозоли и шишки от ножниц, аллергия на краску. Также у парикмахеров есть еще одна неприятность: они постоянно в мелких волосках, которые оседают на одежде, попадают в слизистые. У мастеров маникюра очень кропотливая сидячая работа — руки и спина также в постоянном напряжении. Пойти на массаж после трудовой недели — это уже обычное дело.
«У многих мастеров наступает переломный момент, когда они боятся повышать цены и потерять базу клиентов. Но это скачок вверх, который позволит тебе как мастера себя оценить, что ты достойна такого прайса, это нужно в себе проработать»
Почему я выбрала такую профессию? Это быстрый заработок
- У меня нет высшего образования. Я училась для галочки ради мамы и папы на экономиста, не вытерпела год и отчислилась. Родители у меня не очень обеспеченные, и мне было тяжело совмещать работу с учебой. Да, подрабатывала вечером официантом. И вообще, зачем учиться для кого-то, если я хочу стать мастером? Мне со школьных времен нравилось заниматься красотой, и у меня были изначально планы открыть свою студию. Работа должна приносить эмоции, заряжать тебя.
- Почему я выбрала именно профессию маникюрши? В детстве я думала, что стану ближе к красоте, буду делать бесплатные процедуры в салонах. К тому же это быстрый заработок. Не нужно обучаться 2–3 года, можно пойти на недельные курсы и постепенно отрабатывать технику. Повышать квалификацию, расти и в доходах. В общем, в этой сфере люди, которые хотят зарабатывать здесь и сейчас, развиваться. В 18–25 лет можно иметь хорошие деньги. Сначала подруги платят по 500 рублей за ногти, потом ты делаешь хорошо и поднимаешь ценник. У многих мастеров наступает переломный момент, когда они боятся повышать цены и потерять базу клиентов. Но это скачок вверх, который позволит тебе как мастера себя оценить, что ты достойна этого прайса, это нужно в себе проработать.
- Часто бывает, что в нашу сферу кто-то приходит и говорит, что раньше, дескать, работали в офисе или на заводе, а ногти было хобби. Так что у нас работают совершенно разные люди — и с высшим образованием, и со среднеспециальным. И не нужно мыслить стереотипами, что в эту сферу идут от небольшого ума и те, кого отчислили из университета. Поверьте, в нашей сфере работают только творческие люди. Это то, что их вдохновляет.
- Я общалась со многими, кто начинал еще в 1990-х. Тогда все оканчивали профучилища и практика у них была на живых клиентах в парикмахерских. Они в то время были в основном государственными, и мастера переходили из одного салона в другой. Потом появились коммерческие сети, популярной была «Лавена», и многие вышли оттуда — начинали с обычных мастеров и дорастали до заведующих. В то время многие шли в парикмахеры, это была денежная работа, у них всегда имелась наличка, жили хорошо. Сейчас же отношение часто, как к обслуге.
«В основном те, кто уходит из нашей сферы, просто устают от клиентов. Это очень энергозатратно. Ведь задача салона в том, чтобы человек, если он пришел без настроения, ушел счастливым и довольным, оставил о тебе хороший отзыв и снова пришел к тебе. Обслуживание и оказание качественной услуги — что студентке, что жене депутата — одинаково»
Салонные войны в стиле такси: «Самая жесткая подстава — записаться на процедуру и не прийти!»
- Конкуренция между салонами в Казани очень жесткая. Лет 15 назад, когда я переехала сюда из другого региона, их не хватало. Сейчас те же парикмахерские почти на каждом углу, в каждой многоэтажке. Не всегда конкуренция честная. Самая жесткая подстава — записаться на процедуру и не прийти. И это довольно частое явление. Или оставляют негативные отзывы в 2ГИС или на нашей странице. А когда мы начинаем проверять, выясняется, что такого мастера у нас вообще не было и клиента — тоже. Бывает, приходят и говорят, что ничего не понравилось и все ужасно. А потом смотришь в соцсетях — этот человек рекламирует другой салон. Такие засланцы приходят и ищут, за что бы зацепиться.
- В Казани нет четкого разделения на премиум- и эконом-салон. Клиент сам выбирает, исходя из чека — если есть готовность платить 10 тыс. за окрашивание, значит, это его выбор. Премиум-салоном, конечно, называют «Лучано», но здесь скорее работает статус места. Хотя это спа прежде всего, а салон красоты — допуслуги. К тому же предпочтение в обслуживании отдают тем, у кого есть клубная карта. Кому-то это удобно, но что если клиент пришел «с улицы»?
- В основном те, кто уходит из нашей сферы, просто устают от клиентов. Это очень энергозатратно. Ведь задача салона в том, чтобы человек, если он пришел без настроения, ушел счастливым и довольным, оставил о тебе хороший отзыв и снова пришел к тебе. Обслуживание и оказание качественной услуги — что студентке, что жене депутата — одинаково. И нет предпочтений, что кому-то, условно, ковровую дорожку стелют или крепкий чай нальют, а кого-то обслужат как бы между делом. Люди это больше всего и ценят: клиентоориентированный подход.
- А если говорить о мужчинах, то для них парикмахер — это еще и психолог, выполняющий роль «свободных ушей». Как правило, постоянный мастер знает о всех любовницах, перипетиях личной жизни. Кто-то стригся еще студентом, потом свою семью приводит — сыновей, дочерей.
- Попадаются очень сложные клиенты, у которых чересчур завышенные требования. Была у нас одна женщина за 50, которой делали ламинирование бровей. У нее изначально были разные брови — по форме, ширине, волоски на одной короче, а на другой — длиннее. Эффект ей не понравился, и она истерила матом. Довела управляющего, бровиста. Я таких называю энергетическими вампирами — они любят вступать в конфликт, оскорблять и ждать реакцию. На самом деле мастер сделала хорошую работу, учитывая природную данность.
- Очень много мастеров, которые переживают за деньги клиента. Даже боятся предлагать какие-то допуслуги — косметику или шампуни. Девушки — это такие натуры, которые делают эмоциональные траты. Если им надо — купят на последние деньги, попросят у мужей. Но это не ваша задача — считать чужие деньги. Ваша задача — предложить. Если человеку это надо, он возьмет и будет доволен, и главное здесь не навязывать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.