«Раньше за 10 часов мы могли зарабатывать 4 тысячи рублей «грязными», сейчас работаем 16 часов и получаем столько же. Чтобы заработать, водитель начинает гонять, выезжать на встречную полосу — отсюда аварии», — сетовали сегодня бастующие водители «Яндекс.Такси». Внимание агрегатора к своим бедам они привлекли с помощью марша протеста — несколько десятков таксистов в утренний час пик замедлили движение на проспекте Ямашева, заняв две полосы и снизив скорость до 30 км/ч. «Яндекс.Такси» обычно такие акции игнорирует, поэтому водители впервые обратились к властям с просьбой легализовать рынок перевозок и ввести госрегулирование тарифов. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Большинство работают нелегально, но многие готовы легализоваться». Казанские таксисты провели марш протеста
Сегодня в 6:30 на парковке ТЦ XL недовольные заработком водители «Яндекс. Такси» собрались на забастовку. Около 40 человек требовали от агрегатора пересмотреть тарифную политику поездки. По их словам, с уходом с рынка сервисов DiDi и «СитиМобил» «Яндекс» практически стал монополистом и начал вводить новые правила, которые мешают им зарабатывать. К примеру, теперь они не видят конечную стоимость поездки, до того как начнут выполнять заказ клиента. Поэтому водители не имеют возможности отказаться от невыгодных поездок, а после серии отказов теряют приоритет и могут быть заблокированы на несколько часов.
Таксисты Татарстана и раньше неоднократно жаловались на снижение доходов, но теперь их недовольство оформилось в требования. Например, водителей не устраивает минимальный тариф поездки в 65 рублей. Как заметил в беседе с журналистом «БИЗНЕС Online» один из протестующих, Ильнар, этот тариф должен равняться 140 рублям — столько стоит проезд четырех пассажиров на общественном транспорте. Водители считают, что их требования оправданы, поскольку выросли цены на бензин, расходники для автомобилей и их обслуживание.
«Глобальная проблема — это ценники, рассказал нашему корреспонденту другой водитель, Алексей. — „Яндекс“ заявляет, что заработок водителя составляет 450 рублей в час. Если посчитать расходы, то комиссия агрегатора — 18,5 процента (это уже 83 рубля), комиссия парка — 4–6 процентов (18 рублей), топливо в среднем стоит 46 рублей (по оценкам водителя, расход бензина в декабре с учетом ожидания заказа/пассажиров — 10 л на 100 км, на 30 км расходы составляют 138 рублей — прим. ред.), амортизация выходит 25 процентов от общего заработка, или 112 рублей. В итоге набегает 352 рубля. В час мы получаем „чистыми“ 98 рублей. Я еще не считаю аренду автомобиля — 2 тысячи рублей в день. Если брать 8-часовой график, то это еще 250 рублей. Таксист работает в минус. Мы пробовали обратиться в службу поддержки „Яндекса“, но либо отвечают боты, либо приходят отписки о том, что такие стандарты сервиса».
«Таксист работает в минус. Мы пробовали обратиться в службу поддержки „Яндекса“, но либо отвечают боты, либо приходят отписки о том, что такие стандарты сервиса»
Точкой кипения для водителей стало закрытие «недельной смены». Эта опция позволяет водителю на определенный срок не платить 18,5-процентную комиссию «Яндекс.Такси» с каждого заказа. Покупка у агрегатора суточной смены (12 часов) в Казани стоит 600 рублей, недельной (безлимит на 7 суток) — 3,6 тысячи. «Например, я выходил на работу в 7 часов утра, покупал 12-часовую смену за 600 рублей, зарабатывал 3–3,5 тысячи рублей, тратил из этой суммы на обед, бензин, мойку автомобиля и оставалось 2–2,5 тысячи рублей, — расписывает свою экономику Алексей. — Если смены нет, то только на комиссию „Яндексу“ и парку отдаю рублей 900. Чтобы отбить смену и бензин, я трачу 7–8 часов и только потом себе начинаю зарабатывать. Это еще у меня свой автомобиль». По его словам, возможность купить 12-часовую смену закроется с 15 мая тем таксистам, у кого не будет рейтинга «золото» и «платина».
Этот рейтинг выстраивается, исходя из количества выполненных водителем заказов и оценки пассажиров, и определяет приоритет в получении заказов. В нем четыре позиции — «бронза», «серебро», «золото» и «платина». К примеру, для получения рейтинга «золото» надо набрать 8 тыс. баллов, на «платину» — 10 тысяч. За выполнение одного заказа водителю дается 15 баллов. Проще говоря, для получения хотя бы «золота» надо пять дней в неделю выполнять минимум 30 заказов в день. Иногда это очень сложно, сетуют водители. «Чтобы заработать „платину“, мне нужно 667 заявок в месяц сделать, это нереально, если в среднем около 500 выходит, — сетует Алексей. — А данный уровень каждый месяц нужно обновлять. Плюс к этому нужно держать рейтинг не меньше 4,9. У меня дошло до того, что я выставил машину на продажу. Все, я ее не тяну».
«Большинство из нас работают нелегально. Однако многие готовы стать легальными перевозчиками. Но чтобы что-то платить, надо что-то зарабатывать. Мы обращались к власти. Нам говорят, что не могут вмешиваться в коммерческую деятельность какой-либо компании. В то же время требуют с нас, чтобы мы были добропорядочными налогоплательщиками, — рассказывает Ильнар. — С прошлой недели „Яндекс“ поднял тариф на 50 копеек — стало 9,5 рубля за 1 километр. Это же просто смех. 50 копеек! А наши расходы кто-то учитывает?»
Еще одно требование водителей к агрегатору связано со снижением комиссии с 18,5% до 10%. Не устраивает таксистов и дальняя подача автомобиля — когда водителю приходит заказ на расстоянии 5 километров
Еще одно требование водителей к агрегатору связано со снижением комиссии с 18,5% до 10%. Не устраивает таксистов и дальняя подача автомобиля — когда водителю приходит заказ на расстоянии 5 километров. Бастующие требуют сократить его до 2 километров.
«Водитель начинает экономить. И экономить либо на обслуживании автомобиля, либо на своем здоровье, — возмутились собравшиеся водители. — Раньше, работая 10 часов, могли зарабатывать 4 тысячи рублей до вычета всех процентов и расходов. Сейчас работаем 16 часов и получаем столько же. Кому от этого плохо? Не только нам, но и клиентам. Потому что, чтобы заработать, водитель начинает гонять, выезжать на встречную полосу — отсюда аварии».
Как считают протестующие, «Яндекс» должен установить такой тариф, который будет учитывать расходы перевозчика — налоги, комиссию агрегатора, амортизацию машины и ее обслуживание, стоимость ГСМ, страховку и среднюю зарплату по региону. А в ночное время, поскольку общественный транспорт не функционирует, тариф с 22:00 до 6:00 должен быть завышен на 20% от минимальной стоимости заказа. Один из водителей, Илья, признался, что такси — его единственный заработок. Он переболел коронавирусом и из-за осложнений может работать только сидя. Другой собеседник издания по имени Альберт рассказывает, что раньше работал в такси «Татарстан», но с приходом «Яндекса» заказов там стало намного меньше, и потому он был вынужден сменить агрегатора. «За день примерно 30–40 заказов, если работать от 12 часов. Раньше зарплата „чистыми“ 60 тысяч рублей выходила, сейчас около 40 тысяч», — резюмирует он.
На самый популярный вопрос «Почему вы не устроитесь на другую работу?» таксисты отвечают, что в Татарстане нет работы с достойной зарплатой.
Водители около часа обсуждали свои проблемы, но ближе к 8 часам утра договорились о том, как они заявят о себе. Несколько десятков машин выехало на протестный марш на проспект Ямашева. Водители выстроились в две колонны и двинулись с включенными аварийными сигналами со скоростью 30 км/ч до ТЦ «Южный». Доехав до места, они заявили, что выходить на работу сегодня не намерены. И на этой неделе и в последующие три дня в часы пик они будут бастовать, чтобы «Яндекс» обратил на них внимание.
Протестующие утверждают, что их позицию поддерживают сотни водителей, которые работают в Казани. Но они не решились выйти на акцию, боясь, что «Яндекс.Такси» об этом узнает и применит в отношении них санкции.
Немногочисленная забастовка водителей тем не менее сказалась на ценах. Как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», поездка от ТЦ «Южный» до площади Свободы сегодня выросла в цене до 425 рублей по тарифу «эконом»
Обращение к властям: ввести лицензирование и регулирование тарифов
К представителям властей у водителей также нашлось несколько претензий:
- Признать информационные сервисы службой заказа такси (СЗТ) со всеми вытекающими обязанностями.
- Выдавать лицензию на человека, а не на автомобиль. В этом случае ответственность за перевозку пассажира легковым такси ложится на водителя.
- Ввести квоты на число выдаваемых разрешений на деятельность по перевозке пассажиров легковым такси. Приоритет при получении лицензии должен выдаваться «коренным жителям» с ограничением числа разрешений в одни руки (ИП, ООО).
- Расчет стоимости поездки должен производится счетчиком на основании фактически пройденных километров и времени в пути.
- Государственные надзорные органы обязаны регулировать минимальную стоимость поездки для противодействия демпингу крупными участниками перевозок. При ее расчете следует учитывать налоги, стоимость ГСМ, амортизацию, обслуживание автомобиля, страховку, средний заработок по региону.
- Ввести обязательные медицинские обследования водителей такси раз в квартал в медицинских учреждениях, а срок обязательного техосмотра машины при необходимости сократить до четырех месяцев. Для стимулирования содержания автомобиля в исправном состоянии поднять штрафы для владельца.
- Увеличить число мест стоянок такси для ожидания заказа, чтобы уменьшить помехи для трафика на дорогах. Или расширить до бесплатных 30 минут время стоянки на платных парковках.
Немногочисленная забастовка водителей тем не менее сказалась на ценах. Как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», поездка от ТЦ «Южный» до площади Свободы сегодня выросла в цене до 425 рублей по тарифу «эконом». Поездка с ул. Чистопольской, 88, до Лобачевского подорожала до 326 рублей, хотя обычно в утренние часы она стоит 170 рублей.
В Набережных Челнах водители «Яндекс.Такси» казанскую акцию не поддержали. «У нас никаких забастовок нет пока, но условия „Яндекс“ установил такие же, как и в Казани, — рассказал нашему изданию владелец одного из таксопарков в автограде. — Я думаю, ничего не выйдет из подобной забастовки. У „Яндекса“ уже очень много водителей-подработчиков, а бастуют обычно те, кто работает на постоянной основе. В это время подработчики станут кататься по повышенным тарифам, а от забастовки будут страдать пользователи».
«Водители из Казани сегодня зарабатывают в среднем 435 рублей в час даже по тарифу «эконом». Сервис в городе работает в штатном режиме»
«Яндекс.Такси»: «Из-за резкого изменения тарифов заказов станет меньше и уменьшится заработок водителей»
«В Казани нет ограничений по заработку, — сообщили корреспонденту „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе сервиса „Яндекс.Такси“. — После изменения тарифов доход водителей в городе вырос в среднем на 17 процентов, в том числе благодаря нашей программе поддержки. Водители в Казани сегодня зарабатывают в среднем 435 рублей в час даже по тарифу „эконом“. Сервис работает в штатном режиме».
Повышение тарифов на заказы такси и некоторые тарифы доставки произошло 8 апреля. «Если раньше поездка в Казани длиной 9 километров и 20 минут стоила в среднем 175 рублей и 214 рублей по тарифам „эконом“ и „комфорт“, то с 8 апреля она составляет 186 рублей и 219 рублей соответственно, — привели пример „индексации“ в пресс-службе агрегатора. — Тарифы менялись таким образом, чтобы улучшить экономику поездок и частично компенсировать рост цен на обслуживание автомобилей, но при этом чтобы такси по-прежнему оставалось доступным для людей транспортом. Резкое изменение тарифов может привести к тому, что спрос на поездки упадет — заказов станет меньше, а значит, сразу уменьшится заработок водителей».
«Яндекс.Такси» работает в городах в обычном режиме, а водители выходят на линию и выполняют заказы, прокомментировала митинги Forbes пресс-служба сервиса
«Агрегаторы потеряли все границы дозволенного: сами диктуют цены, сами регулируют правила»
Это не первая акция протеста в адрес «Яндекс.Такси». 13 декабря прошлого года в Волгограде водители вышли на несанкционированный митинг из-за несогласия с системой оплаты труда, сообщал ТАСС. Забастовка в тот день прошла в Анапе, написал региональный сайт 93.ru. За несколько дней до этого акции протеста прокатились по ряду российских городов — Уфа, Сыктывкар, Искитим (Новосибирская область).
«Яндекс.Такси» работает в городах в обычном режиме, а водители выходят на линию и выполняют заказы, прокомментировала митинги Forbes пресс-служба сервиса. «Сейчас спрос на такси соответствует текущему сезону и погодным условиям», — добавили в пресс-службе.
Водители бастуют вполне обоснованно, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель профсоюза таксистов Москвы Александр Макаров. «Агрегаторы уже потеряли все границы дозволенного: сами диктуют цены, сами регулируют правила, отходят от законодательства, — объяснил он. — До сих пор ни один агрегатор не является официально признанным перевозчиком. Они действуют нелегально. Они оказывают информационные услуги и помогают такси, и не более того. Соответственно, они не берут на себя ответственность за эту деятельность. То есть к вам может приехать по заказу через агрегатор бандит с большой дороги, и разбираться с ним будете сами, они ни за что отвечать не собираются».
Собеседник издания убежден, что условия оплаты должны менять не агрегаторы, а законодатели. «Нужно определиться, кто они [агрегаторы] такие, в конце концов, являются ли они перевозчиками или все-таки информационные услуги оказывают, — говорит Макаров. — Сама зарплата водителей зависит от количества времени, проведенного на линии, плюс сопутствующие расходы: на бензин, техническое обслуживание, весь пакет документов, который необходимо собрать. Это все тоже стоит каких-то усилий и денег. В итоге получается, что, проведя 20 часов на линии, водитель бо́льшую часть того, что заработал, вынужден отдавать агрегаторам и расходы оплачивать, плюс налоги, отчисления в пенсионный фонд и так далее».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.