Бизнес оказался в очень непростой ситуации. Санкции повлияли на все сферы экономики, и выжить на рынке сейчас могут только действительно сильные игроки. «Больше всего пострадали те, кто не был готов проявлять гибкость и скорость к внедрению изменений», — уверена Альбина Кочмуратова, исполнительный директор компании «Альянс», основатель проекта HRprospekt*. Компания занимается систематизацией бизнес-процессов и помогает выстраивать более эффективную работу всего предприятия. О том, как выжить в новое время и сколотить по-настоящему сильную команду, читайте в нашем интервью.
Альбина Кочмуратова: «Подробно расписанная структура дает каждому из членов команды четкое понимание того, что он должен делать, какова его сфера ответственности и до какого уровня могут быть расширены его полномочия»
«Пострадали те, кто не был готов проявить гибкость и скорость к внедрению изменений»
— Альбина, на ваш взгляд, в каком положении сейчас находится бизнес?
— Сегодня, в условиях дефицита информации и тотального недоверия ко всему и всем, создается ощущение нестабильности и атмосферы, в которой зарождается хаос. Становится особенно сложно управлять как бизнес-отношениями с партнерами, контрагентами, так и с персоналом.
— Как вы думаете, кто пострадал больше всего?
— Вне зависимости от сферы деятельности и масштабов бизнеса, пострадали те, кто не был готов проявить гибкость и скорость к внедрению изменений. В компаниях, где ключевые сотрудники не смогли проявить разумную самостоятельность и ответственность, чтобы на должном уровне использовать полномочия во благо организации.
— Есть ли способы быстро и эффективно оптимизировать работу команды?
— Одним из способов решения данной задачи может быть качественно описанная организационно-функциональная структура. Делать это необходимо с учетом особенностей компании, ее деятельности и специфики ведения бизнеса. Подробно расписанная структура дает каждому из членов команды четкое понимание того, что он должен делать, какова его сфера ответственности и до какого уровня могут быть расширены его полномочия.
— Как еще можно снизить риски в работе в такой непростой для бизнеса период?
— Механизмов снижения рисков на самом деле немало. Я бы выделила три ключевых: выстроенные коммуникация и взаимодействие, стратегическое планирование и верно организованная основная деятельность. Так, для обеспечения эффективной коммуникации мы всегда рекомендуем нашим клиентам распределять персонал по группам: ключевые сотрудники, дефицитные сотрудники, кадровый резерв и прочие сотрудники. Это поможет определить способы и регулярность встреч их с руководством.
«Организации необходимо выстроить прозрачную систему учета и отчетности «снизу вверх», только в этом случае руководитель может оперативно и взвешенно принимать правильные решения»
«Чем «прозрачнее» бизнес-процессы, тем выше скорость принятия решений»
— Насколько руководитель должен быть вовлечен во все процессы, происходящие в организации?
— Он определенно должен быть вовлечен в решение ключевых задач, в остальном имеет смысл найти сотрудников, которым делегируется часть полномочий. С этим, кстати, мы тоже готовы помочь. Организации необходимо выстроить прозрачную систему учета и отчетности «снизу вверх», только в этом случае руководитель может оперативно и взвешенно принимать правильные решения.
— Можно ли говорить о повышении эффективности бизнеса в условиях кризиса? Как можно решить данную задачу, на ваш взгляд?
— Конечно, можно. Основным решением данной задачи может быть переход от функционального управления к внедрению процессного управления. Согласованные между собой бизнес-процессы позволяют организации добиваться высокой эффективности. Чем «прозрачнее» бизнес-процессы, тем выше скорость принятия решений внутри организации. С этим мы можем помочь. Наши клиенты, например, после работы с нами смогли повысить свои показатели эффективности в среднем на 22 процента.
— А что сейчас происходит с персоналом? Как на него влияет текущая экономическая ситуация?
— Для всех категорий персонала примером для подражания выступает лидер, формальный или неформальный. Важно определить, кто в организации по-настоящему управляет вашим бизнесом. Если лидер способен создать атмосферу, где ценится вклад каждого, то, как правило, такие организации стремительно развиваются даже в условиях кризиса.
— Что делать, если персонал демотивирован?
— Стоит объединить всех общей идеей, внедрить дополнительные инструменты мотивации, например, через геймификацию, привязанную к показателям эффективности. Таким образом вы сможете сместить фокус внимания сотрудников на конкретные задачи. Персонал естественным образом будет вовлечен в процесс достижения уровней и номинаций. В итоге сотрудники получат признание и удовлетворенность, а компания — достижение целей и здоровую конкурентную среду.
«В процессе поиска и привлечения талантов участвует не только менеджер по подбору персонала, но и все сотрудники компании, прямо или косвенно»
«Внутренний подбор создает культуру роста и развития на рабочем месте»
— Как искать персонал в современных реалиях?
— Как и в любое другое время, подбор персонала может быть как внешним, так и внутренним. Причем я в первую очередь рекомендую обратить внимание на второй вариант. Внутренний подбор создает культуру роста и развития на рабочем месте. В этом случае особенно важно обеспечить профессиональное и корпоративное развитие группе сотрудников, находящихся в кадровом резерве. Для компаний, которые стремятся к такому методу подбора, мы прорабатываем систему профессионального и корпоративного роста.
— Что насчет внешнего подбора? Где искать классных специалистов вне своей команды?
— Основным методом в данном случае остается хедхантинг. В процессе поиска и привлечения талантов участвует не только менеджер по подбору персонала, но и все сотрудники компании, прямо или косвенно. Хороший охват дает размещение вакансий в тематических группах в соцсетях. Эффективно использовать комбинированный метод подбора, привлекая к конкурсу и внешних кандидатов, и кадровый резерв.
«В случае когда проблемы необходимо решать комплексно, есть вариант проектной работы «под ключ». Мы проанализируем текущую ситуацию, предложим решения и реализуем их совместно с вашей командой»
«Наша задача — направить бизнес к стабильному росту»
— В перечне услуг вашей компании есть подбор персонала, а что еще? С какими запросами клиентов вы готовы работать?
— Список наших услуг довольно обширный. Мы проводим аудит персонала и бизнес-процессов, с нуля формируем команды, внедряем систему адаптации и наставничества, описываем бизнес-процессы, проводим стратегические сессии, внедряем систему планирования и мотивации, отчетности и контроля. Наша задача — направить бизнес к стабильному росту, создавая культуру, где ценится вклад и достижения каждого.
— Какие форматы сотрудничества можно рассматривать при работе с компанией HRprospekt?
— Первый вариант — это консультирование по вопросам управления персоналом, организационного развития компании. Этот формат подойдет, если есть конкретный вопрос, на который требуется получить быстрый ответ. В случае когда проблемы необходимо решать комплексно, есть вариант проектной работы «под ключ». Мы проанализируем текущую ситуацию, предложим решения и реализуем их совместно с вашей командой. Еще один способ взаимодействия — работа отдела HR** на аутсорсинге. Тогда клиент может обращаться к нам всякий раз, как возникают какие-то вопросы. Наша работа содействует развитию потенциала организации. В результате наши клиенты получают эффективно развивающийся бизнес и команду единомышленников! В современных реалиях это важно как никогда.
* Эйчарпроспект
** HR (human resources) — человеческие ресурсы
Нас выбирают: hrprospekt.ru
Пишите, мы ответим: info@hrprospekt.ru
Звоните, мы рядом: 8 903-318-69-19