Почти половина конкурсантов — из Татарстана. Большинство из них широкой публике незнакомы, но есть и известные архитекторы. Один из них — соавтор мечети Кул-Шариф Айвар Саттаров Почти половина конкурсантов — из Татарстана. Большинство из них широкой публике незнакомо, но есть и известные архитекторы. Один из них — соавтор мечети Кул-Шариф Айвар Саттаров Фото: Tatarstan.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

Кто вышел во второй этап конкурса на Соборную мечеть?

За право проектировать Соборную мечеть в Казани поборются 20 команд-участников. Накануне после заседания конкурсной комиссии организатор открытого международного конкурса — фонд при президенте РТ «Игелек-Доброта» — опубликовал список претендентов. Рассмотрев портфолио и опыт в сфере архитектурного проектирования, к участию во второй этап конкурса допустили представителей России, ОАЭ, Турции, Египта, Казахстана, Узбекистана и Азербайджана. 

Как рассказали «БИЗНЕС Online» в фонде, всего на конкурс было подано свыше 40 заявок как российских, так и зарубежных архитекторов, а технический отбор вела конкурсная комиссия. Для сравнения: во время проведения международного конкурса на проект театра им. Камала заявки подали 537 архитекторов из 14 стран мира. Видимо, политическая обстановка и санкции все же дали о себе знать.  

«Молящиеся люди нуждаются»: Соборная мечеть Казани заменит карусели «Кырлая»

Кто эти команды? Почти половина конкурсантов — из Татарстана. Большинство из них широко публике не знакомо, но есть и известные архитекторы. Один из них — соавтор мечети Кул-Шариф Айвар Саттаров. Это не первая его попытка побороться за победу в международном конкурсе. Последняя закончилась скандалом. Саттаров раскритиковал конкурс на проект театра им. Камала и обвинил организаторов в том, что его не допустили до участия, хотя сами эксперты заявки от него не получали. Возмутило архитектора тогда и то, что ему как физлицу нельзя было участвовать, а проект нельзя было представить на татарском языке. На этот раз Саттаров проходит как индивидуальный предприниматель. Это одно из условий конкурса на Соборную мечеть — допускаются только ИП или юрлица.

Еще одна известная компания — «Забир». Ее учредитель — главный архитектор, начальник отдела мониторинга, сохранения и реставрации музея-заповедника «Казанский Кремль» Рустэм Забиров. Он же брат покойной Фариды Забировой, которая раньше была председателем татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Забиров также входил в творческую группу по созданию мечети Кул-Шариф, за что команда архитекторов в 2012 году была удостоена госпремии РТ им. Тукая.

Еще одна известная компания — «ЗАБИР». Ее учредитель — главный архитектор, начальник отдела мониторинга, сохранения и реставрации музея-заповедника «Казанский Кремль» Рустэм Забиров Еще одна известная компания — «Забир». Ее учредитель — главный архитектор, начальник отдела мониторинга, сохранения и реставрации музея-заповедника «Казанский Кремль» Рустэм Забиров Фото: «БИЗНЕС Online»

Конкурсант из Казани Петр Сафиуллин — архитектор и владелец компании «Яратам Дизайн», которая занимается производством мебели. Он же входит в состав учредителей казанского бара «Дафт Паб», где долю также имеет сын экс-гендиректора «Таттелекома» Руслан Шафигуллин. Сафиуллин ранее рассказывал «БИЗНЕС Online», что окончил в Казани строительную академию по специальности «архитектурное проектирование», уехал в Москву, но потом вернулся. В числе его проектов — интерьер уже закрытого ресторана «Якитория» Зуфара Гаязова и бара «Квартира 63», в 2015-м архитектор руководил мастерской в «Татинвестгражданпроекте». В студенчестве Сафиуллин участвовал в конкурсе на создание интерьера для станции метро «Суконная слобода».

КГАСУ в конкурсе представлен целым университетом, так же как и коллектив творческой мастерской живописи при Российской академии художества в Казани. Есть также компания ОSТА из столицы РТ, правда, никакой информации в сети о ее владельцах нет. Еще один участник — Дамир Сафиуллин из Челнов, владелец архитектурно-проектной организации «КМТ Проектный отдел». Компания относительно молодая, ей всего три года. В числе проектов — офисно-жилой комплекс «Плазма», промпарк «Развитие», универсальные и торговые комплексы в Челнах, Елабуге, Нижнекамске, а также частные виллы и коттеджи, складские и производственные здания.

Москвичи представлены компаниями «Гинзбург Архитектс» и «Сретенские Архитектурные Мастерские». В списке также владелец студии и профессор Международной академии архитектуры Илья Уткин, который разрабатывает проекты жилых зданий и храмов. А вот из зарубежных компаний одна из известных среди архитекторов — стамбульская HASSA, соавторы мечети Университета Мармара. Из Турции участвует в конкурсе архитектурно-строительная компания Mila Construstion Decoration. Из Узбекистана — KARAT PROJECT, которая разрабатывала фасады и внешний вид центра исламской цивилизации в Ташкенте. Есть и архитекторы из Египта в лице First Designers.

В списке также компания «Оста» Алмаза Муглиева и Искандера Насырова. Архитекторы занимаются только мечетями. С 2005 года в копилке более 30 построенных объектов. 

Победителя объявят 8 июля, в канун священного праздника Курбан-байрам. Общий призовой фонд составит 4 млн рублей Победителя объявят 8 июля, в канун священного праздника Курбан-байрам. Общий призовой фонд составит 4 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто возглавил жюри и что предстоит сделать конкурсантам?

Напомним, международный конкурс на разработку эскизного проекта Соборной мечети и прилегающей территории стартовал в Казани 1 апреля. Мечеть расположится на правом берегу Казанки, на месте парка аттракционов «Кырлай». Вместительность составит не менее 10 тыс. человек. Площадь конкурсной территории — 8,2 гектара.

В положении конкурса сказано, что его цель — выбор и утверждение оптимального эскизного проекта Соборной мечети, позволяющего создать на берегу Казанки новый объект религии, предоставляющий жителям и гостям города возможность посещения, экскурсионного просмотра и совершения религиозных обрядов.

Как отбирали конкурсантов? Заявки принимались до 15 апреля. В портфолио — не менее пяти проектов претендента, разработанных участниками самостоятельно или в составе временных творческих коллективов в градостроительстве и архитектуре либо архитектурных концепциях благоустройства. В эссе участники должны были описать ключевую идею развития территории и подходы к разработке эскизного проекта Соборной мечети «с учетом уникального имиджа, национальной значимости, преемственности традиций и нацеленности в будущее, потенциала местоположения на берегу реки Казанки». К эссе — визуализация решений, включая принципиальные схемы и модели, в количестве не более двух изображений.

Теперь, когда конкурсанты второго тура определились, команды должны получить техническое задание и исходные данные по будущему объекту. До 1 июля им необходимо подготовить ряд материалов:

  • решения архитектурной концепции с учетом статуса религиозной принадлежности и культурного бренда Татарстана, роли в городском инфраструктурном каркасе, миссии Соборной мечети как «места паломничества и совершения религиозных обрядов»;
  • социокультурную стратегию функционирования нового пространства мечети, основанную на текущих проектных инициативах, запросах жителей, представителей мусульманского духовенства, туристов и режиме работы;
  • предложения по архитектурно-художественному облику фасадов объекта, входной группы и благоустройства территории;
  • предложения по архитектурно-планировочной организации ключевых категорий пространств объекта.

В правилах конкурса сказано, что материалы представляются в анонимном формате, без указания авторов, логотипов, а также иной информации, указывающей на авторов. Помимо печатной версии нужно сделать видеоролик с элементами 3D-моделирования. Все материалы должны быть предоставлены на русском и английском языках. Жюри будет оценивать соответствие предложенных идей задаче разработки эскизного проекта Соборной мечети, содержательность, обоснованность и оригинальность идей. 

«Соборная мечеть должна быть построена так, чтобы не стать «убийцей» Кул-Шарифа»

В жюри конкурса довольно внушительный состав. Глава минстроя России Ирек Файзуллин, мэр Казани Ильсур Метшин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Айзатуллин, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. Оценивать работы также будут начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин, ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, президент союза архитекторов России Николай Шумаков, специалист в области архитектурного проектирования Фаррух Дерахшани, советник гендиректора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки, а также директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В экспертах — главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, известные историки и духовные деятели.

В финал пройдут 6 участников, но количество может быть увеличено по решению конкурсной комиссии. Победителя объявят 8 июля, в канун священного праздника Курбан-байрам. Общий призовой фонд составит 4 млн рублей. Жюри по балльной системе выберет трех победителей. За первое место — 2,5 млн рублей, за второе — 1 млн, и за третье — 500 тысяч. 

Десять дней назад начали разбирать и обод колеса обозрения, продолжался и демонтаж других аттракционов 10 дней назад начали разбирать обод колеса обозрения, продолжался и демонтаж других аттракционов Фото: «БИЗНЕС Online»

Парк «Кырлай» уже разбирают для переноса на новое место, а камень в основание Соборной мечети заложат 20 мая

Территорию парка «Кырлай» готовят к строительству мечети с конца марта. Тогда же там появились синие строительные вагончики, рабочие и тяжелая техника. 10 дней назад начали разбирать обод колеса обозрения, продолжался и демонтаж других аттракционов. Парком «Кырлай» владеет АО «Паркинвест», а земельный участок под ним находится в муниципальной собственности. Под новый парк аттракционов уже подбирают территорию, один из вариантов переноса — за ТЦ «Парк Хаус».

Напомним, парк открыли в 2004 году с участием Минтимера Шаймиева. На сайте «Кырлая» указано, что во время церемонии первый президент РТ «посадил молодое дерево как символ долголетия, мощи и добра». Сначала парк назывался «Шурале», в 2009-м получил нынешнее название. На территории было 30 аттракционов и развлекательных площадок. Изначально парк принадлежал тогда известному телеведущему, а впоследствии пресс-секретарю президента РТ Андрею Кузьмину. Но после банкротных процедур владельцами стали структуры, близкие к Ак Барс Банку. В банке на запрос о начале демонтажа в конце марта ответили так: «Ак Барс Банк не курирует парк „Кырлай“ уже год. Вам нужно обратиться к ним напрямую». По телефону АО «Паркинвест» отказывается от комментариев.

Первый камень в основание мечети планируют заложить 20 мая — за день до 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Начать стройку собираются уже осенью. На минувшей неделе министр культуры РТ Ирада Аюпова также предложила заложить в основание храма и прототип закладного камня, который сохранился от утраченной Ханской мечети.

«Столица РТ долго и внимательно реконструировала территорию Кремля и вокруг него. Соборная мечеть должна буквально прилепиться к этой сложной и своеобразной картине» «Столица РТ долго и внимательно реконструировала территорию Кремля и вокруг него. Соборная мечеть должна буквально прилепиться к этой сложной и своеобразной картине» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такой объект должен бережно относиться к сложившемуся окружению, тогда ни у кого не возникнет негатива»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание при проектировании мечети.

Николай Васильев — советник министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ:

— Кроме образа мечети большое значение имеет градостроительная ситуация, плотная застройка, другие особенности этой территории. Зачастую такие осложнения становятся источником интересных идей планировочного характера. При формировании образа основное, на что нужно обратить внимание, — видовые коридоры относительно Кремля и водной глади. С функциональной стороны следует предусмотреть перспективу развития территории, пешеходные и транспортные связи. Такой объект должен бережно относиться к сложившемуся окружению. Тогда ни у кого не возникнет негатива, особенно когда это касается центра Казани.

Важность объекта комментировать не приходится. Он претендует на большую смысловую нагрузку. Мечеть станет ключевым объектом, который станет влиять на будущее восприятие города. Как сориентировать доминанты, как подчеркнуть уникальность центра Казани — это главные вопросы. Столица РТ долго и внимательно реконструировала территорию Кремля и вокруг него. Соборная мечеть должна буквально прилепиться к этой сложной и своеобразной картине. В этом и сложность, и интерес проекта. Образ мечети должен «зайти» казанцам. Должен не просто появиться новый функциональный объект, а новый символ города.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Это традиционное по планировке и внешним формам здание. Но сейчас XXI век, и оно должно быть выполнено с учетом современных тенденций в архитектуре. Надо умело сочетать и традиционные формы, и культурные задачи и в то же время создать современное здание. 

Нужно учесть и местоположение, довольно проблемное. Выбрали низкое место. Вход мечети должен быть направлен на Мекку, а значит, он будет направлен в сторону Ленинской дамбы. По всей видимости, вход окажется ниже дамбы, ведь ее гребень — 6–7 метров. Плюс стоит учесть близость высотных жилых зданий — мечеть не должна проиграть на фоне крупных градостроительных акцентов.

Есть такое понятие, как «дух места», — оно уже довольно давно существует в мировой архитектуре и имеет важное значение. Для Соборной мечети это должно было быть место, где исторически возникла и формировалась культура татарского народа. Никак не гривка в Кировском районе! Естественным выбором кажется территория Старо-Татарской и Ново-Татарской слободы. На мой взгляд, было бы правильно разместить соборную мечеть именно там, вблизи речного порта. Там есть и подходящие места, и прекрасный вид с Волги.

Марья Леонтьева — эксперт центра прикладной урбанистики Казани:

— Я очень рада, что в Казани привилась практика архитектурных конкурсов, потому что это позволяет кроме того, что выбрать оптимальный проект, еще и побудить к эмоциональному осмыслению вопроса. Не просто что-то спроектировать, а действительно всем заинтересованным осмыслять это. Примером этого может служить недавно прошедший конкурс на новое здание театра Камала.

Очень важно техническое задание конкурса, поскольку оно во многом проявляет намерения субъектов, которые проводят конкурс. В данном случае это, наверное, правительство Республики Татарстан. Его видение, ограничение места, потенциалов места и задач того здания, которое проектируется. В данном случае эта мечеть. Конечно, как автора раздела, посвященного нематериальному наследию и материальной идентичности Казани, меня очень интересует вопрос формирования техзадания в части осмысления национальной и религиозной идентичности, когда мы говорим о традиционном исламе в его региональном, локальном смысле. Какие это означает архитектурные особенности и формы, какие это означает особенности сценария и практик в контексте общемирового ислама. О каких традициях мы можем здесь говорить. В том числе и о самой архитектурной форме традиций.

Также очень важно, чтобы техзадание на эту мечеть учитывало положение и концепцию устойчивого развития исторического поселения Казань, которая была принята два года назад. Важен анализ и осмысление имеющихся материалов по соборным мечетям, которые располагались в столице РТ на территории нынешней Адмиралтейской слободы, Ново-Татарской слободы.