«В Казани 345 компаний с участием иностранного капитала. Из них 40 заявило о приостановке своей деятельности», — рассказал заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» речь шла об устойчивости экономики города к санкционным вызовам, обеспечении казанцев продовольствием и товарами повседневного спроса, о поддержке занятости, бизнеса, а также сохранении и развитии городской инфраструктуры.
«В промышленности зависимость от импорта больше, чем в продовольствии»
— Ильдар Саитзянович, Казань создала антикризисный штаб. Чем он занимается, какие меры поддержки бизнеса предпринимает город вдобавок к федеральным и республиканским?
— Штаб в Казани создан в начале марта, возглавляет его мэр Ильсур Метшин. Я уверен, что антикризисный штаб надо создавать не только на уровне региона и города, но и на каждом крупном предприятии, потому что сегодняшние проблемы новы абсолютно для всех и стандартных решений нет.
Что касается мер поддержки бизнеса, то сегодня мы аккумулируем все доступные нам ресурсы. Еще в начале пандемии, весной 2020 года, городом был разработан пакет мер: мораторий на штрафы, бесплатные летние веранды кафе, пролонгация платежей по аренде рекламных конструкций, отсрочка платежей за аренду муниципального имущества, льготный режим муниципальных парковок. Об этом просили сами предприниматели, и меры показали, что они достаточно полезны и эффективны. Было решено почти весь этот пакет сохранить и сейчас, плюс разработать новые меры.
Более широкое поле возможностей у республиканских коллег и тем более федеральных — меры поддержки регулярно обновляются и дополняются. Сейчас руководители всех уровней власти встречаются с предпринимателями, потому что только само бизнес-сообщество может четко сформулировать свои проблемы, а стандартные меры поддержки, к сожалению, уже не всегда работают.
— Что бизнес говорит?
— Бизнес находится в стадии осознания новой реальности. Сегодня есть проблемы с поставками импортных комплектующих, нарушением логистических цепочек, отказом контрагентов от сотрудничества, изменилась курсовая разница, и, как следствие, выросла себестоимость продукции, снизилась покупательская способность. Очень многое зависит от сложившейся ситуации, поэтому нам пока сложно прогнозировать последствия.
— Есть аналитика, насколько Казань зависит от импорта?
— Думаю, в промышленности зависимость от импорта больше, чем в продовольствии: ажиотажного спроса и пустых полок сегодня в магазинах нет. Соответствующие структуры исполкома ведут мониторинг цен и ритмичность поставок. И УФАС выполняет свои функции, привлекает нарушителей к ответственности. В товарах повседневного спроса промышленного назначения с импортозамещением сложнее, но и повышенного спроса нет.
— Гарантируете, что горожане голодать не будут?
— Что касается школьного, детсадовского и больничного питания, то все контракты подписаны, цены в них зафиксированы. Здесь обеспечение мы гарантируем. Что касается горожан, то мы в диалоге с минпромторгом и минсельхозом. Все базовые потребности жителей Казани и Татарстана на 100 процентов будут закрыты. Республика сама себя обеспечивает хлебом, овощами, мясом, молоком. Семена на посевную уже купили.
«26 брендов, приостановившие свою деятельность, — это 46 магазинов, 900 рабочих мест. Но пока они находятся в ситуации приостановки своей деятельности, все обязались сохранить зарплату работников»
«Пока налоговые поступления стабильные, идут даже с небольшим ростом»
— Есть ли у исполкома Казани понимание, как просядет экономика города, налогооблагаемая база из-за санкций? Насколько ожидаете снижение средств в городской казне? (Ильшат)
— Пока налоговые поступления стабильные, идут даже с небольшим ростом. С начала года в городской бюджет поступило около 4 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов. План на этот год — более 18 миллиардов рублей. К этим цифрам у нас спокойное отношение, без эйфории и воздушных замков. В пандемию I квартал 2020 года тоже не показал падения, когда все работало по инерции, а вот во II квартале было уже сокращение поступлений более чем на 20 процентов. Меры поддержки и помощь, предложенная федеральными и республиканскими коллегами, позволили выправить ситуацию по итогам года. Полная картина станет известна по завершении II квартала.
— Ходят слухи, что минфин РФ спустил письмо с рекомендацией резать расходы по несущественным статьям, это так?
— Да, и это не секрет — сокращаются непервоочередные расходы. Как и два года назад, разрешены расходы только по первоочередным затратам — заработная плата, налоги, коммунальные платежи, содержание социальной сферы. Приостановлено приобретение основных средств и необязательных расходных материалов.
— Вы прогнозируете падение поступлений в бюджет?
— Не прогнозируем, но готовы к такому повороту событий.
Есть ряд предприятий, которые сильно зависят от импортных комплектующих. Как быстро они смогут наладить импортозамещение? Зарплата работников пока сохраняется за счет имеющихся резервов, но, если не найдут новых поставщиков, предприятия будут вынуждены остановить производство и распустить сотрудников.
Много обсуждается история с ретейлом — более 60 брендов заявило об уходе из России. На встрече с представителями торговых центров конкретные цифры были названы: 26 брендов, приостановившие свою деятельность, — это 46 магазинов, 900 рабочих мест. Но пока они находятся в ситуации приостановки своей деятельности, все обязались сохранить зарплату работников.
— Но зарплата небольшая, а премиальные им платить не будут, потому что они зависят от выручки, так?
— Во время простоя по инициативе работодателя работникам выплачивается не менее 2/3 средней зарплаты. Реже, когда зарплата сохраняется в полном объеме. Поэтому да, будет снижение поступлений в бюджет от налога с доходов физических лиц. Плюс при сохранении напряженной обстановки произойдет вторая волна приостановки деятельности брендов, а это еще 700 человек, то есть всего 1,6 тысячи сотрудников торговли будут находиться под угрозой сокращения. Но, к слову, хотя ряд брендов и объявил об уходе с рынка, тем не менее продолжает работать.
«В Казани все 19 точек «Макдоналдс» работают по франшизе, поэтому при обеспечении поставок продукции работу останавливать не собираются»
— Я так и не понял, ушел «Макдоналдс» из Казани или нет? Что будет в его помещениях, которых в городе довольно много? (Мансур)
— «Макдоналдс» как работал, так и работает. Более того, компания продолжает набор сотрудников на свободные вакансии. Надо оговориться, что в Казани все 19 точек «Макдоналдс» работают по франшизе, поэтому при обеспечении поставок продукции работу останавливать не собираются.
— Сеть OBI в прошлом году открыла новое здание в Казани, а сегодня приостановила свою деятельность. Они что-то должны городу?
— Налоги они платят, людям зарплату платят, здание обслуживают и, насколько я знаю, ищут возможность вернуться к работе в обычном режиме. Тем более для них начало дачного сезона — это горячая пора.
— Что происходит на рынке труда Казани после 24 февраля? Как выросла безработица?
— Городская служба занятости продолжает фиксировать снижение количества официально зарегистрированных безработных: на начало февраля было около 4,2 тысячи, на начало апреля опустилось до 3,8 тысячи человек. А вакансий — 20 тысяч, то есть на одного безработного приходится пять вакансий.
— Но эти вакансии малооплачиваемые…
— Большинство зарплат, действительно, ниже средней по Казани, она по прошлому году составила 46 тысяч рублей. Но многие, объявляя зарплату на вакансию, не отражают стимулирующие надбавки, которые обсуждаются при приеме на работу и зависят от квалификации и опыта.
Повторю, ситуация может измениться по итогам II квартала. Понимая это, федеральный центр делает превентивные шаги. Например, в центры занятости сегодня могут обращаться не только безработные, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Им помогут или с временным трудоустройством, или с открытием собственного дела, включая финансовую поддержку при регистрации своего ИП или фермерского хозяйства. Плюс есть широкая программа переобучения кадров как в рамках одного предприятия, так и для желающих кардинально сменить сферу деятельности.
«В центры занятости сегодня могут обращаться не только безработные, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск»
«Доля МСБ в налогах — более 40 процентов»
— Какова структура доходной части городского бюджета?
— Как я уже сказал, за I квартал в бюджет Казани поступило около 4 миллиардов рублей налоговых и неналоговых доходов. По объему в структуре доходов на первом месте подоходный налог, за I квартал его поступило 1,7 миллиарда рублей. На втором месте налог на землю — 700 миллионов рублей, далее — спецрежимы, налог на имущество физлиц, налог на профессиональный доход. Всего за прошлый год самозанятые уплатили 350 миллионов рублей налога, из них в бюджет города поступило 240 миллионов. МСБ составляет третью часть в численности занятых в экономике, треть в ВТП, а доля МСБ в налогах — более 40 процентов.
— То есть бюджет города критически зависит от состояния МСБ?
— Очень зависит, но не критически. Малый и средний бизнес быстрее адаптируются к кризису, легче перестраиваются, они более диверсифицированы.
— Сколько в Казани малых и средних компаний?
— У нас 80 тысяч хозяйствующих субъектов, из них 36 тысяч ИП, порядка 200 средних предприятий. Все остальное — малые и микропредприятия различных организационно-правовых форм.
— Среди 80 тысяч субъектов кого больше — производителей или торговли?
— Конечно, торговли и услуг — подавляющее большинство. Доля задействованных в производстве — 25 процентов.
— Сколько в городе IT-компаний?
— Свыше 1,5 тысячи. К сожалению, более конкретную цифру я не могу назвать.
— Можно сказать, что экономика города более-менее устойчива, диверсифицирована, адаптирована к кризисам?
— Мы считаем, что это так. Благо сегодня как никогда быстро принимаются решения, когда бизнес просит ту или иную поддержку у органов власти.
«Правительство России планирует выдавать гранты от 100 тысяч до 500 тысяч рублей на создание и развитие своего дела для молодых предпринимателей»
— Но, согласитесь, реальной помощи МСБ сегодня нет. Вот если бы снизили социальный налог и предоставили длинные дешевые кредиты, то поддержка была бы ощутимой.
— Да, бизнес многие проекты приостановил, потому что ему необходимо время адаптироваться под существующие реалии. Но принципиальные решения на уровне правительства РФ уже приняты, сегодня должны быть разработаны подзаконные акты и утверждены механизмы их реализации. Например, правительство России планирует выдавать гранты от 100 тысяч до 500 тысяч рублей на создание и развитие своего дела для молодых предпринимателей. Одно из условий — претенденту не должно быть больше 25 лет. Выдача грантов начнется летом.
— Надо не начинающим помогать, а работающим компаниям, которые сегодня испытывают колоссальные проблемы.
— Мы не делаем разницы между начинающим предпринимателем и опытным — поддержка оказывается по секторам, предоставляются адресные кредиты. В числе первых оказались айтишники, затем было принято решение по строителям — о продлении льготной ипотеки. Вся эта информация в республике и городе аккумулируется, наша задача — максимально до всех ее довести, чтобы предприниматели могли воспользоваться поддержкой. Но везде будут сроки, лимиты, поэтому важно сделать так, чтобы бизнесы с нашей территории оказались в числе первых.
Для предпринимателей на федеральном уровне действует три антикризисные программы льготного кредитования: «ПСК Инвестиционная», «ПСК Оборотная» и программа 1764. На сайте «Мойбизнес.рф» можно подробно познакомиться с условиями и списками банков-участников. На уровне Татарстана предпринимателям доступно поручительство гарантийного фонда РТ при недостаточном залоговом обеспечении, а также услуги для бизнеса. Республиканский фонд поддержки предпринимательства на своем сайте представил полную информацию о мерах поддержки. Плюс работает горячая линия министерства экономики (524-90-90). На нашем сайте kzn.ru в разделе «Бизнес в Казани» тоже есть вся информация о мерах поддержки предпринимателей.
— Как себя чувствуют крупные предприятия, расположенные на территории Казани? Например, продукция «Нэфиса» очень востребована в быту, особенно когда уходит импорт. Предприятие испытывает трудности из-за санкций?
— Проблемы есть. Руководитель предприятия рассказывал о том, что альфа-олефины они закупали за рубежом, поскольку там себестоимость была ниже. Но в республике есть возможность выпускать их на «Нижнекамскнефтехиме», поэтому через минпромторг РТ выстраиваются новые производственные цепочки. Как только на «Нижнекамскнефтехиме» производство будет налажено, зависимость «Нэфиса» от импорта станет минимальной. Более того, он будет готов увеличить объемы выпускаемой продукции до 80 процентов по разным позициям. Зарубежные компании сворачивают свои инвестиции на российском рынке, а «Нэфис» — это современное производство, которое входит в топ-3 в сегменте бытовой химии, его продукция хорошо знакома потребителям не только в России, но и за рубежом. Он готов заменить ушедшие зарубежные компании, а это увеличение объемов производства и новые рабочие места для казанцев.
«Зарубежные компании сворачивают свои инвестиции на российском рынке, а «Нэфис» — это современное производство, которое входит в топ-3 в сегменте бытовой химии, его продукция хорошо знакома потребителям не только в России, но и за рубежом»
«Принято решение замену 250 автобусов, которая была запланирована на этот год, отложить»
— Какие инвестпроекты будут заморожены в Казани из-за санкций и экономического кризиса? (Жуков)
— В Казани 345 компаний с участием иностранного капитала. Из них 40 заявило о приостановке своей деятельности. Причем часть из них, несмотря на заявление, по факту продолжает работать в обычном режиме.
Часть компаний работает по франшизе, то есть наши предприниматели приобретают по договору использование иностранного бренда. И если сам бренд уходит, то предприниматели уходить не собираются и после переформатирования бизнеса вполне могут продолжить свою работу.
Хотя, конечно, многие проекты сегодня перешли в режим ожидания. Возросла стоимость проектов из-за курсов валют. Бо́льшая часть инвестиций планировалась за счет кредитов, что с учетом сегодняшней ставки стало менее доступно.
Даже на примере предприятий городского транспорта могу сказать, что ситуация непростая: если автобус «НЕФАЗ» раньше стоил 12,5 миллиона рублей, то сегодня уже 15–16 миллионов. И ставка лизинга выросла, и стоимость запчастей. Поэтому принято решение замену 250 автобусов, которая была запланирована на этот год, отложить.
— А насколько это безопасно? В каком сегодня состоянии автобусы, троллейбусы и трамваи? (Ильгизар З.)
— Запас прочности подвижного состава существенный. Требования города к перевозчикам таковы: автобусы среднего класса должны быть не старше 7 лет, автобусы большого класса — не старше 10 лет. Таковых сегодня около трети, но мы понимаем, что технически это не критично. Автобусы два раза в год проходят плановые техосмотры, и перед каждым выходом на линию его также проверяют. Любой недостаток — сразу на ремонт. Вообще, благодаря тому, что ранее своевременно обновляли подвижной состав, средний возраст автобусного парка составляет 4,8 года, трамвайного — 5 и троллейбусного парка — 6,5 года. Одни из лучших показателей в стране. Поэтому от планов по обновлению мы не отказываемся, но откладываем.
— На какой срок откладываете?
— До стабилизации ситуации.
«Запас прочности подвижного состава существенный. Требования города к перевозчикам таковы: автобусы среднего класса должны быть не старше 7 лет, автобусы большого класса — не старше 10 лет»
— Наверное, транспортные предприятия сегодня терпят убытки?
— Конечно. На штабах с перевозчиками они рассказывают, что если тормозной диск на автобус стоил порядка 3–4 тысяч рублей, то сегодня цена подскочила до 21 тысячи. Обычная прокладка стоила 400 рублей, сегодня — 2 тысячи. И таких узлов, агрегатов в автобусе множество, а их ведь надо обслуживать, менять.
— Сколько должен стоить билет, чтобы перевозчик выходил хотя бы в ноль?
— В полном объеме должна компенсироваться оплата проезда льготников, которых 35 процентов от числа пассажиров. Сегодня экономически обоснованную стоимость билета назвать очень сложно, потому что цены сильно «пляшут». В настоящее время наличными проезд стоит 35 рублей, но это всего лишь 5 процентов от общего объема платы за проезд. Все остальное — безналом: при оплате банковской картой проезд стоит 30 рублей, транспортной картой — 27 рублей, а льготников по социальной карте республика оплачивает из расчета 20 рублей. Вот если все виды платежей уравнять в коридоре от 30 до 35 рублей, то этого будет достаточно. Сегодня у нас по факту действуют тарифы, установленные на начало 2020 года. В начале 2021-го состоялось повышение только наличной формы оплаты с 30 до 35 рублей. Эта мера была обусловлена желанием максимально обелить учет и поступление платежей, чтобы наличка не шла мимо кассы.
— Как же работают транспортные предприятия?
— Адресная поддержка из бюджета республики и города. Такую помощь оказали в прошлом году, иначе убытки предприятиям пришлось бы повесить на плечи населения. За ноябрь – декабрь прошлого года были также выплачены субсидии за снижение пассажиропотока из-за антиковидных ограничений. Сегодня подсчитаны средства за январь – февраль, и перевозчики их с нетерпением ждут.
— Сколько игроков рынка общественного транспорта работает сегодня?
— Из крупных это «Метроэлектротранс», а также ПАТП-2 и ПАТП-4, которые сегодня находятся в процессе объединения. Кроме того, в городе работает 8 частных предприятий. И среди них есть те, у которых ситуация на грани — с кредита на кредит перебиваются, они ждут поддержку от республики и изменение тарифа. Без этого не все перевозчики выдержат нагрузку. За последние три года мы уже потеряли четырех перевозчиков.
«В полном объеме должна компенсироваться оплата проезда льготников, которых 35 процентов от числа пассажиров»
«Запуск новых станций метро в этом году не планируется»
— «Свежая кровь» в руководстве «Метроэлектротранса» на пользу пошла, уже есть ощутимые изменения?
— «Свежая кровь», но не новичок в отрасли. До МЭТа Айдар Абдулхаков 15 лет проработал председателем комитета исполкома Казани по транспорту, весь процесс знает изнутри. Это с одной стороны. С другой — «Метроэлектротранс» все же крепкое хозяйство. Есть определенные подвижки и новый подход ко многим вещам. Более открытой, клиентоориентированной стала деятельность предприятия. В прошлом году провели большую работу по ремонту подвижного состава, наладили поставки запчастей, пересмотрели график и формат обслуживания. Как говорится, карты сложились.
По России много примеров, когда парки электротранспорта, к сожалению, были просто распилены на металлолом. А у нас этот вид транспорта работает стабильно, подвижной состав довольно молодой. Да, проблемы еще есть, но новый директор их решает.
— Метро является приоритетом или нет?
— Запуск новых станций метро в этом году не планируется, но стройка продолжается на средства республики. По пальцам можно пересчитать города, где строится метрополитен: это, понятно, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и Нижний Новгород. У нас строится первый участок второй линии, состоящий из четырех станций длиной почти 6 километров. Ввести его планируют в 2027 году.
Что касается приоритетности, то, считаю, надо развивать и наземный, и подземный транспорт. Сегодня метро загружено на 30 процентов от проектной мощности: в будни ездят около 100 тысяч человек, а должно намного больше. Ввод новой станции, «Дубравной», на росте пассажиропотока сказался незначительно, хотя теперь из одного конца города в другой — от «Авиастроительной» до «Дубравной» — можно доехать за 24 минуты. Полный эффект от строительства метро мы почувствуем, когда откроется вторая линия.
«Сегодня метро загружено на 30 процентов от проектной мощности: в будни ездят около 100 тысяч человек, а должно намного больше»
— Наши читатели считают: «Решение вопроса с общественным транспортом нужно сделать приоритетной задачей. Вложиться необходимо. Подумать, где и как улучшить, где около остановок, скажем, кофейный ларек открыть. Банкоматы около остановок. И комфорт езды, пусть даже, скажем, за 40 рублей, но с комфортом». Это вообще возможно в нынешней ситуации?
— Что касается кофейных ларьков, то нужно очень внимательно посмотреть, потому что это может привести к образованию там стихийной парковки. А как пассажирам входить-выходить из автобуса? Будет ли это безопасно с точки зрения дорожного движения?
Но в целом читатели абсолютно правы, что общественный транспорт надо развивать. В Казани стремительно растет количество личных авто. Уровень автомобилизации за последние 15 лет у нас вырос фактически в 3 раза: со 150 тысяч до 450 тысяч автомобилей. С этой проблемой сталкиваются все мегаполисы мира, и рецепт прост — чтобы не вставать в пробках, надо развивать общественный транспорт. Потому мы выделили специальную полосу для автобусов и троллейбусов, внедрили автоматизированную систему управления дорожным движением по принципу «зеленой волны», чтобы приоритет отдавался общественному транспорту при его подъезде к светофору. В Казани все автобусы низкопольные, что обеспечивает их доступность не только для людей с ограничением возможностей здоровья, но и мам с колясками. Плюс регулярно обновляем подвижной состав. И форма оплаты проезда стала удобной — все виды транспорта принимают банковскую карту. Внедрили единые стандарты обслуживания во всех транспортных компаниях — в муниципальных и частных. Так что общественный транспорт остается приоритетом для города, независимо от ситуации в экономике. Вместе с этим метро, троллейбусы и трамваи — это в первую очередь про экологию. Уровень автомобилизации я вам назвал, масштабы бедствия можете представить.
Из новостей — Казань подписала контракт с НИИ автомобильного транспорта Москвы на разработку новой маршрутной сети городского общественного транспорта. Действующая модель сети с 77 маршрутами была разработана до 2010 года и, хотя она частично корректировалась, требованию времени уже не отвечает. За годы город сильно разросся, построены новые микрорайоны, поменялись зоны приложения труда. Необходима новая маршрутная сеть.
— Как скоро она будет готова?
— К концу года мы планируем иметь новую маршрутную сеть, экономически обоснованную и готовую к внедрению. Работа уже началась. И ждем от горожан и бизнеса предложений о том, какие маршруты им необходимы. Работа по контракту должна быть завершена за 8–9 месяцев. В результате мы получим понимание, сколько и каких должно быть маршрутов и подвижного состава, по какому расписанию они должны работать.
— Перекладывать маршруты трамваев и троллейбусов, наверное, накладно будет?
— Возможно, где-то и перекладка произойдет, но пока речь идет скорее о скоординированном расписании и ликвидации дублирования, открытии или продлении маршрутов до новых жилых комплексов. Что касается пересадочного тарифа, то мы понимаем, как это должно быть, поскольку внедрили его год назад в электротранспорте. Когда распространим на весь транспорт, то, думаю, он более широко станет использоваться.
«Что касается пересадочного тарифа, то мы понимаем, как это должно быть, поскольку внедрили его год назад в электротранспорте. Когда распространим на весь транспорт, то, думаю, он более широко станет использоваться»
— На какой платформе население и бизнес могут вносить свои предложения?
— На портале мэрии и в соцсетях на страничке комитета по транспорту. В ближайшее время мы организуем прием предложений.
— В 2023 году в городе истекают пятилетние контракты с перевозчиками. Будет ли город переходить на брутто-контракты?
— В 2018 году брутто-контракт оценивался в 4,5 миллиарда рублей. Сегодня наша задача — разработать маршрутную сеть и все подготовить к внедрению брутто-контракта, но обоснованно. Если в 2018 году он оценивался в 4,5 миллиарда, то сегодня это не меньше 9,5 миллиарда рублей по автотранспорту в год. Таких денег просто нет! Может, будет рассмотрен так называемый нетто-контракт, когда перевозчикам компенсируются фактически полученные убытки.
— Читатель спрашивает: «Сколько собрано денег за платную парковку и куда они потрачены?»
— Сегодня в городе 6 тысяч парковочных мест, с которых за прошлый год поступило около 86 миллионов рублей. Эти средства идут на благоустройство города, на различные соцпрограммы, в том числе по безопасности дорожного движения: закупаем дорожные знаки, разделители полос. По решению мэра в текущем году 25 миллионов рублей от оплаты парковок будет дополнительно направлено на инновационные решения в области безопасности дорожного движения, например, освещенные пешеходные переходы, удаленная диспетчеризация контроля работы светофоров, управления их фазами. Сегодня в городе не все светофоры подключены к удаленному управлению, и мы нашли более дешевое техническое решение. В планах подключение к адаптивной системе всех светофоров в городе.
«Самозанятых в Казани уже более 62 тысяч. Эксперимент однозначно удачный. Сегодня главное не дискредитировать доверие людей, которые вышли из серой зоны»
«Самозанятых в Казани уже более 62 тысяч»
— Какую финансовую поддержку от муниципалитета получат в 2022 году самозанятые дополнительно к республиканским и федеральным мерам? Возможно ли размещение в торговых центрах площадок для реализации самозанятыми и ремесленниками своих товаров без арендной платы? (Иршат Шмидтович Хисамов)
— Самозанятых в Казани уже более 62 тысяч. Эксперимент однозначно удачный. Сегодня главное не дискредитировать доверие людей, которые вышли из серой зоны. Казань стала первой, кто предоставляет самозанятым гранты — на обучение, оборудование, сырье. Сегодня этим занимается республика, и мы друг друга не дублируем. В городе для самозанятых организовываются маркеты, они практически бесплатно (платят только за коммунальные услуги) продолжают работать в агропромпарке, также в ряде торговых центров на лояльных условиях. Кроме того, мы их приглашаем на все массовые городские мероприятия. Сегодня обсуждаем вопрос организации ярмарок самозанятых по туристическим маршрутам, например около Кремля. Несколько лет подряд мы проводили фестиваль самозанятых в Горкинско-Ометьевском лесу. Планируем организовывать его на регулярной основе, сегодня думаем над форматом и местом проведения.
— Имеется ли общий реестр свободных площадей, которые муниципалитет может предложить самозанятым, ИП, ООО на льготных условиях? (Иршат Шмидтович Хисамов)
— Перечень муниципальной недвижимости, которую мы предлагаем бизнесу в аренду на льготных условиях, размещен на нашем сайте (https://kzio.kzn.ru/). На начало апреля там было 100 объектов на 16 тысяч квадратных метров. С предпринимателями заключено 46 договоров, еще три договора на стадии подписания. Программа предполагает, что первые два года арендную плату город не берет, а с третьего по пятый год она плавно повышается с 25 до 75 процентов. И предприниматели пользуются первоочередным правом выкупа этих помещений, 13 предпринимателей таким правом уже воспользовались. Кстати, с прошлого года самозанятых приравняли в правах ко всем остальным субъектам бизнеса, и они сегодня этой программой тоже могут пользоваться.
— Когда и можно ли вообще ожидать снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество объектов коммерческой недвижимости? (Валентина)
— Такое предложение прозвучало на встрече мэра с руководителями торговых центров, они обратились к руководству республики за помощью. Мы сформулировали предложение и направили в адрес республиканского антикризисного штаба. Как минимум предприниматели просят сохранить базовую кадастровую стоимость этих объектов недвижимости на уровне прошлого года. Впоследствии такое решение было принято федеральным правительством. Еще мы попросили пересмотреть ставки налога на имущество.
— Зачем ТЦ помогать? У них «жирка» нет разве?
— В пандемию им никто ничем не помогал. Как они говорят, весь «жирок» потратили на то, чтобы выжить в условиях пандемии. Девелоперы строили центры на кредитные средства, и они обязаны эти кредиты обслуживать. При падении арендных платежей ситуация складывается тяжелая, хотя и не критическая.
В то же время интернет-торговля набирает обороты, ее доля превысила 7 процентов. По Казани за прошлый год почти 10 тысяч наших предприятий продавало свою продукцию через интернет, совокупный оборот превысил 9,5 миллиарда рублей. По оценке аналитиков, в Казани и Зеленодольском районе в итоге бурного развития электронной торговли создано порядка 38 тысяч новых рабочих мест, в ближайшие два года эта цифра должна удвоиться.
— Город продал Московский рынок московскому инвестору. В какие сроки начнутся преобразования объекта?
— В ближайшее время новые собственники презентуют свою концепцию, после чего можно будет говорить о сроках ее реализации.
— В Казани нет планов организовать несколько точек для фермеров, чтобы они могли продавать свою продукцию?
— Желание такое есть, прорабатываем подходящий формат. Сегодня для казанцев сельхозярмарки проходят на 15 площадках. Кроме того, еще 8 площадок работает круглогодично, и муниципалитет создал для этого необходимые условия. Возможно, каким-то образом изменим их работу, подберем новый формат.
«Сегодня для казанцев сельхозярмарки проходят на 15 площадках. Кроме того, еще 8 площадок работает круглогодично, и муниципалитет создал для этого необходимые условия»
«Предоставляя послабления бизнесу, мы должны понимать, что город должен быть чистым и безопасным»
— Как скорректированы планы по строительству соцобъектов?
— Никакой корректировки нет, все в плановом режиме. За последние пять лет в Казани построили больше всех объектов социальной сферы среди городов-миллионников. С 2017 года открыли 34 детских сада для 7,6 тысячи детей. Конечно, и в таком количестве их не хватает, Казань растет, но кто строит больше? В Челябинске за то же время открыли 31 детский сад, Воронеже — 25, Новосибирске — 22, в остальных городах еще меньше…
Аналогичная ситуация по школам. Активно включались во всевозможные федеральные программы, работали с депутатами, огромная поддержка от руководства республики, и в результате смогли открыть 17 новых школ и дополнительных учебных корпусов. Это просторные школы, с оборудованными кабинетами физики и химии, библиотеками, спортзалами и бассейнами. За то же время в Новосибирске построили 15 школ, в Екатеринбурге — 10, в Воронеже — 9 школ. Тот случай, когда по-хорошему можно похвастаться.
Понимаю, что родители, которым не удалось устроить ребенка в школу рядом с домом, все равно будут недовольны. Но и мы не останавливаемся, работаем дальше и делаем все, чтобы пробиться в ту или иную федеральную программу.
Тут ведь еще один важный фактор: одно рабочее место в строительстве позволяет организовать до 9–10 рабочих мест в других отраслях. К новому объекту и дорогу надо проложить, и мебель новую поставить в классы, и оконные профили с плиткой изготовить. Это загрузка наших больших и малых заводов и всевозможных производств. А в период экономических встрясок иметь такой задел никогда не бывает лишним.
— Почему в городе продолжается установка незаконных киосков? Напротив дома №23 на улице Глушко в конце марта поставили киоск на газоне. (пенсионерка Роза Михайловна)
— Борьба с незаконными киосками не останавливается, это недобросовестная конкуренция по отношению к тем предпринимателям, которые вложились и работают с соблюдением всех норм и требований. Да и за санитарными нормами незаконный бизнес не следит. Как правило, это мусор, грязь, неубранная территория, крысы, не говоря уж о том, что никто гарантию на качество продукции не даст. Что касается конкретно Глушко, 23, то мы разберемся. Если киоск стоит незаконно на муниципальной земле, то мы его демонтируем.
В прошлом году Конституционный суд РФ принял решение, согласно которому размещение киосков на придомовой территории многоквартирных домов допускается, если на то есть согласие собственников жилья. Нам стало сложнее реагировать на жалобы. Там, где объекты установлены без согласования с жителями, мы работу ведем через суд, это более длительный процесс. А на муниципальной земле в этом году работу по сносу планируем завершить. Всего за 10 лет демонтировали более 4,5 тысячи киосков.
— Будут какие-то послабления в части организации кафе в парках и скверах?
— Послабления пока только по открытым летним верандам. Благодаря этому бизнес в прошлом году сэкономил порядка 6 миллионов рублей, а количество летних веранд выросло до 100. Земельный кодекс ведь никто не изменил, у нас нет оснований давать другие послабления. Кроме того, мораторий на штрафы на несанкционированную торговлю не распространяется. Предоставляя послабления бизнесу, мы должны понимать, что город должен быть чистым и безопасным. На туристических маршрутах хотим делать маркеты для самозанятых.
«Туроператоры говорят, что сейчас идет активное бронирование туров на весенне-летний период. Катализатором стала федеральная программа туристического кешбэка»
«Турист тратит в Казани около 7 тысяч рублей в сутки»
— Каким ожидается этот туристический сезон для Казани?
— Туроператоры говорят, что сейчас идет активное бронирование туров на весенне-летний период. Катализатором стала федеральная программа туристического кешбэка. Средняя загрузка отелей города на майские праздники составляет от 70 до 90 процентов. Есть объекты размещения, которые загружены на 100 процентов. То есть мы фактически вернулись к допандемийным показателям.
— У нас много говорят о туризме, а его вклад в ВРП, наверное, мизерный?
— В среднем турист тратит в Казани около 7 тысяч рублей в сутки — на проживание, питание и развлечения, это стандартная цифра, которая держалась на протяжении нескольких лет. В прошлом году Казань посетили 3 миллиона туристов, то есть путем простых вычислений мы можем получить среднюю цифру затрат туристов. Но с учетом роста цен на большую часть услуг в сфере гостеприимства эта цифра будет увеличиваться.
— Сегодня зарубежные маршруты закрыты, поэтому надо готовиться к наплыву российских туристов. Понимание масштаба есть?
— С одной стороны, мы находимся в большой конкуренции с другими регионами за туриста. С другой — Казань входит в топ-5 популярных туристических направлений, и мы рассчитываем, что показатель турпотока в этом году будет не меньше прошлого.
— А что в Казани особо смотреть-то?
— Во-первых, множество исторических событий и персонажей связано с Казанью. Во-вторых, большое количество достопримечательностей, музеев, театров, плюс количество точек притяжения с каждым годом растет. Из относительно нового — открылся экстрим-парк мирового уровня «Урам», начал свою работу комплекс «Союзмультпарк». Важнейшая и особая точка притяжения — воссозданный собор Казанской иконы Божией Матери. Так что постепенно количество дней, которые туристы проводят в Казани, увеличивается.
— Число кафе и ресторанов в городе не уменьшается?
— На сегодня их 1 740 объектов (данные с 2gis.ru). Это меньше, чем в прошлом году, некоторые международные сети и бренды с российского рынка ушли.
«Мое искреннее убеждение, что любой кризис — это окно возможностей. Из кризиса мы должны выйти более сильными»
«Из кризиса мы должны выйти более сильными»
— Говорят, что кризис открывает новые возможности для бизнеса. Но, возможно, не все знают, какие новые ниши освобождаются или появляются из-за санкций. Есть ли у вас подобный анализ? Где можно увидеть информацию о новых нишах? (Илья Тимофеев)
— Есть площадка республиканского маркетингового центра, которая создана агентством по госзаказу РТ. В разделе «Импортозамещение» представлены — первое — те продукты, которые контрагенты из Татарстана раньше покупали извне. Второе — те продукты, которые производятся в республике сегодня. Третье — это так называемая площадка знакомств для бизнеса: у кого какие потребности, кто что может предложить. На портале мэрии мы сегодня интегрировали площадки, где бизнес мог бы обмениваться предложениями: спрос — предложения — возможности.
Посещая предприятия, мы узнаем, где какие возможности есть.
Доходит до смешного: предприятия работают через забор друг от друга и не знают, чем занимается сосед. А на самом деле они могут быть поставщиками друг для друга. Наша задача — выявить такие возможности и познакомить с ними предпринимателей.
На портале мэрии мы хотим докрутить интерфейс: кто в каких комплектующих и материалах нуждается, кто что готов производить в Казани и республике. А пока многие производители обходятся своими запасами и начинают перенастраивать цепочки поставок.
— В какие сроки вы сделаете эти сервисы?
— В ближайшее время.
— К чему готовиться бизнесу, какие советы вы дадите?
— Желаю предпринимателям скорости реакции в меняющихся условиях и быстрой к ним адаптации. Те, кто сможет это сделать, в итоге окажутся в победителях и смогут даже в этих непростых условиях развиться. Мое искреннее убеждение, что любой кризис — это окно возможностей. Из кризиса мы должны выйти более сильными. Наша цель как муниципалитета — все сделать для того, чтобы в выигрыше было как можно больше предпринимателей. Задача — доводить информацию, чтобы они воспользовались всеми имеющими возможностями. Резервы есть. Я думаю, наше большое конкурентное преимущество — запас прочности как в отраслях городского хозяйства, так и у самого бизнеса. У нас сформировавшийся платежеспособный спрос довольно существенный, есть емкость собственного рынка. Мы сейчас должны наладить кооперационные цепочки внутри города и республики, обогащая и развивая друг друга, и нам будет проще преодолеть все эти проблемы, быстрее адаптироваться. Наша задача — помогать, выступать с инициативой, снимать все возможные барьеры.
— Ильдар Саитзянович, спасибо за своевременный и полезный разговор.
Шакиров Ильдар Саитзянович родился 7 апреля 1984 года в Буинске. Окончил Казанский государственный университет по специальности «менеджер» (2006), по специальности «юрист» (2009).
2006–2007 — ведущий специалист, специалист 1-й категории отдела формирования земельных участков комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани.
2007–2010 — заместитель начальника, начальник отдела экономического развития администрации Вахитовского района Казани.
2011 — начальник отдела экономического развития администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани.
2011–2013 — заместитель председателя комитета экономического развития аппарата исполкома Казани.
2014–2016 — председатель комитета экономического развития аппарата исполкома Казани.
2016–2017 — первый заместитель главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани.
С 8 сентября 2017-го — заместитель руководителя исполкома Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.