Татарстан оказался на 41-м месте в стране по числу учеников, не сумевших или еле-еле преодолевших границу минимальных требований. К такому выводу пришли в Рособрнадзоре, составляя карту качества образования в регионах. Хуже Татарстана по этому показателю в ПФО больше никого нет. При этом по объективности проведения экзаменов республика оказалась на 45-м месте. Казань на фоне городов-миллионников выглядит получше — она лидер по элитному образованию и опять же аутсайдер по двоечникам. В минобрнауки РТ уверены, что показатели «не отражают всю характеристику системы образования». О том, что, по мнению федерального центра, следовало бы подтянуть Татарстану, — в материале «БИЗНЕС Online».
Татарстан, желающий примерить на себя роль IT-столицы и продвигающий Иннополис как Мекку для айтишников со всей страны, оказался на 44-м месте по использованию в школах компьютеров на уроках информатики
Татарстанские школьники игнорируют информатику
Татарстан, желающий примерить на себя роль IT-столицы и продвигающий Иннополис как Мекку для айтишников со всей страны, оказался на 44-м месте по использованию в школах компьютеров на уроках информатики. Таковы данные карты качества образования в регионах, которую накануне представили Рособрнадзор и федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Показатель использования компьютера учитывает также долю школ в регионе, в которых хоть кто-то из учеников выбирал ЕГЭ-2021 по информатике (он проводится с использованием компьютера). В Татарстане это случается всего в 55,5% школ.
В лидерах по этому показателю оказались Москва (92,3% школ), Санкт-Петербург (85,4%) и Московская область (84,8%). В хвосте списка — Карачаево-Черкесия, Ингушетия и Дагестан. В последнем лишь в 23,5% школ выбирают ЕГЭ по информатике.
В Поволжье хуже, чем в Татарстане, обстоят дела в Ульяновской области (49-е место), Марий Эл (63-е), Самарской области (71-е), Мордовии (75-е) и Оренбургской области (81-е). Соседний Башкортостан занял 30-ю строчку, Пензенская область идет 18-й, а Пермский край и вовсе оказался на 12-м месте. Лучше РТ по этому показателю Удмуртия (26-е место) и Нижегородская область (27-е).
О чем рейтинг?
«Тем, кто задается вопросом, каково же качество образования в том или ином субъекте, не надо больше запрашивать средний балл ЕГЭ. Нужно просто открыть эту карту и рассмотреть показатели», — заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на пресс-конференции в РИА «Новости».
Впервые рейтинг, который составляет Рособрнадзор и федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), был представлен в прошлом году. Тогда Татарстан по интегральному показателю оказался на 22-м месте. В 2022-м решили не ранжировать регионы в общем рейтинге. По мнению Музаева, это поможет субъектам РФ быстро сориентироваться в том, на какой аспект стоит обратить внимание для улучшения качества образования. «Мы отказались от единого рейтинга, как в прошлом году. Мы не определяли по всем показателем, кто у нас лучший из лучших, не стали делать отдельных лидеров и рейтинговать субъекты по сумме показателей. Каждое направление у нас выделено отдельно, и в каждом из направлений свои лидеры», — отметил он.
Музаев также добавил, что в этом году эксперты расширили палитру в оценке качества школьного образования в субъектах. Если раньше все сводилось к трем основным цветам (зеленый — высокое качество, желтый — среднее, красный — ситуация вызывает беспокойство), то в новом рейтинге добавлен светло-зеленый (близость к высокому показателю) и оранжевый (близость к красной зоне).
Как считали?
Новая карта качества образования по регионам России, как и в 2021 году, учитывает 12 показателей, которые распределены по трем основным направлениям: результаты обучения, практикоориентированность школьного образования и управление системой образования. Например, в пункте «Результаты обучения» учитывались показатели:
- достижение минимального уровня подготовки (доля участников ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, которые не преодолели минимальную границу или преодолели с запасом в 1–2 балла);
- достижение высокого уровня подготовки (доля участников ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, которые преодолели с запасом в 1–2 балла границу, соответствующую высокому уровню подготовки);
- образовательное равенство (соотношение доли учеников, преодолевших минимальную границу, обучающихся в 25% «худших» школ в регионе, к доле обучающихся в 25% «лучших» школ с теми же показателями);
- функциональная грамотность (средневзвешенный процент выполнения в регионе заданий всероссийских проверочных работ (ВПР), направленных на оценку умений применять полученные знания на практике).
Практикоориентированность приносит субъекту баллы, если школы региона активно используют лабораторное и компьютерное оборудование (в том числе и на экзаменах). Кроме того, учитывается статистика поступления выпускников школ региона в учреждения среднего профессионального образования (СПО) и вузы. Третий показатель отражает уровень сформированности и эффективности функционирования механизмов управления качеством образования в регионе, оценивает уровень технической готовности региона к проведению ЕГЭ и т. д.
Как пояснил Музаев, отбирали только те показатели, которые можно собрать автоматизированным путем, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на школы и регионы. «Это те данные, которые мы считаем верифицированными и объективными, — пояснил Музаев. — Те данные, которые вызывают у нас сомнения, не использовались. Но это не значит, что не будут использоваться в следующий раз».
Как считает Музаев, регионы при желании и реальной работе могут улучшить свои показатели даже за год. «У нас есть такие примеры, не буду их называть, когда они из средних позиций в прошлом году вышли в лидеры. Целенаправленная работа по устранению или по улучшению ряда показателей не на бумаге, а реально, делами, видна на общем результате», — пояснил глава Рособрнадзора.
Результаты обучения на «троечку»
Поскольку общий итог по всем 12 показателям Рособрнадзор в этом году считать не стал, то невозможно сравнить, как улучшились позиции Татарстана в целом. Зато можно пройтись по отдельным показателям.
Так, республика заняла лишь 41-е место в рейтинге регионов по достижению минимального уровня подготовки (80,7 балла). Казалось бы, цифра немаленькая, но даже она не обеспечила Татарстану высокое место. В Поволжье республику обогнали Оренбургская область (4-е место), Мордовия (9-я строчка в рейтинге) и Кировская область (10-я), а также Самарская область, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Саратовская область, Марий Эл и другие, занявшие, соответственно, 16-е, 20-е, 21-е, 25-е и 34-е места. Хуже Татарстана по числу «двоечников» в ПФО больше никого нет.
Абсолютными лидерами по данной позиции стали Санкт-Петербург, Москва и Калининградская область, а в конце списка — Ингушетия, Чечня и Тыва.
Что касается достижения высокого уровня подготовки, то тут Татарстан выбился вперед, заняв 6-ю позицию в рейтинге с 9,1 балла из 20 возможных. Но даже здесь в пятерке лучших, помимо Москвы (13,6 балла) и Санкт-Петербурга (11 баллов), оказались поволжские соседи — Чувашия (10,8), Марий Эл (10,1) и Самарская область (9,6).
По уровню образовательного равенства республика заняла 13-е место с 64 баллами, пропустив вперед Самарскую область, Мордовию, Ульяновскую область и Чувашию.
Опять липовые пятерки
Важная ремарка: результаты по качеству образования рассчитывались с учетом «объективности оценочных процедур». Для Татарстана это ахиллесова пята. В прошлом году, как объяснял замминистра образования РТ Алексей Поминов, низкие результаты республики были связаны именно с «объективностью проведения единого государственного экзамена». «Вот эта одна строчка опустила нас на 22-е место», — говорил он тогда. Но и теперь Татарстан по данному показателю разместился лишь на 45-м месте.
Об этой проблеме не раз высказывался и глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин. Например, на августовской конференции в Казани призвал педколлективы не устраивать «медвежьих услуг никому: ни детям, ни родителям». «Чтобы не было никаких приписок, подсказок, когда ученики пишут ВПР, ОГЭ, ЕГЭ! Натаскивание детей на ЕГЭ — недопустимая вещь, мы говорили об этом всегда!» — отмечал министр. И проводил яркий пример: «В этом году 25 учеников по РТ получили двойки. И пересдали их на пятерки. Немыслимо, коллеги! Не обижайтесь! 25 двоечников пересдали на пятерки. За это, во-первых, нас будут критиковать на уровне Российский Федерации, во-вторых, мы знаем по электронным дневникам, что у них четвертные и полугодовые оценки — четверки-тройки!»
Страдает у республики и эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ-2021 — 53-е место с 69 баллами. Показатель оценивает уровень технической готовности к проведению ЕГЭ, а также уровень сформированности механизмов обеспечения объективности экзаменационных процедур и количество сбоев и нарушений, зафиксированных в ходе проведения экзаменационной кампании. Аналогичная позиция у Кировской области, а вот Марий Эл на шаг впереди — 52-е место.
В этой связи вспоминается прошлогодний скандал в школе-интернате «Лицей им. Лобачевского», где дети, сдававшие ОГЭ, поголовно получили неудовлетворительные оценки: проверяющие работы загрузили в систему не те ключи.
Миграция учеников: треть уезжает покорять вузы в других регионах
Не все хорошо и с престижем высшей школы. 30% учеников Татарстана после окончания учебных заведений поступили по итогам прошедшего года в вузы, расположенных в других регионах. Республиканские вузы предпочли 69,9% 11-классников. Это обеспечило РТ лишь 22-е место по данному параметру.
Лучшие результаты остающихся в своем регионе, что неудивительно, показали столичные регионы — Санкт-Петербург (94 п. п.), Москва (93,9 п. п.). В аутсайдерах рейтинга — Тыва, Ненецкий и Чукотский автономные округа. В последних остаются учиться на родине 12% и 5,55% соответственно.
Что в районах?
Нововведение этого года — рейтинг муниципалитетов. Правда, их оценивали только по 7 показателям: минимальный и высокий уровень подготовки, функциональная грамотность, использование компьютеров, поступление в вузы своего региона, объективность оценочных процедур и эффективность механизмов управления качеством образования.
Самым ответственным районом, с точки зрения взращивания собственных специалистов, выступает Кайбицкий — 100% выпускников школ этого района остались в вузах республики. В противовес ему стоит Бугульминский район, 60% абитуриентов которого уехали за пределы Татарстана. Другая заслуга Кайбицкого района — это получение максимального бала за достижение минимального уровня подготовки; к слову, Казань по этому показателю заняла 23-ю строчку в республике с 81,2 балла, а за достижение высокого уровня подготовки столица взяла 1-е место, поделив его еще с 11 районами (у всех по 9,4 балла).
Самое низкое компьютерное «проникновение» в Муслюмовском, Пестречинском и Агрызском районах. В лидерах, конечно же, Казань.
Проиграла столица и по эффективности механизмов управления качеством образования. Заработав 68,6 балла, Казань расположилась на 15-м месте. В лидерах — Пестречинский и Ютазинский районы, аутсайдер — Верхнеуслонский.
Казань на фоне городов-миллионников
В рейтинге городов-миллионников (исключая Москву и Санкт-Петербург), который оценивает достижение минимального уровня подготовки, лидерами стали Ростов-на-Дону, Уфа и Екатеринбург. Казань оказалась лишь на 8-м месте, отстав на несколько десятых от Нижнего Новгорода. Хуже всех выглядят Пермь и Омск.
В области достижения высокого уровня подготовки лидирующая позиция у Казани. Следом за ней идут Самара и Уфа. Замыкает список Красноярск с количеством баллов почти в 3 раза меньше, чем у Казани.
Другими словами, элитное школьное образование в столице Татарстана чуть ли не лучшее в стране (за исключением столиц), а вот с «вытягиванием» неблагополучных и отстающих детей все плохо.
По направлению «использование компьютеров», а именно: по доле школ, в которых проводится ЕГЭ по информатике, лучше всего обстоят дела в Красноярске и Челябинске, самые низкие позиции не только по месту в рейтинге, но и начисленным баллам у Самары. По сравнению с Казанью, где доля школ, в которых выбирали IT-направление в качестве выпускного экзамена, составляет 93%, в Самаре этот показатель находится ниже 50%.
Связка из общего образования в высшее рвется от города к городу. В зависимости от экономической и экологической обстановки разрыв между уехавшими и оставшимися в «домашних» вузах разнится. Практически каждый четвертый уехал из Челябинска, Уфы и Перми, чтобы учиться в других регионах. Из Казани уезжает каждый пятый абитуриент, выбирая, скорее всего, Москву и Санкт-Петербург. Самый «одомашненный» — это студент из Воронежа, только 1 из 10 абитуриентов позволяет себе уехать из родного города.
Минобрнауки РТ: показатели «не отражают всю характеристику системы образования»
В пресс-службе министерства образования и науки РТ заявили «БИЗНЕС Online», что эти показатели «не являются абсолютными и не отражают всю характеристику системы образования Республики Татарстан». «Так, например, по итогам экзаменационной кампании 2021 учебного года (ГИА-2021) республика впервые вошла в десятку (9-е место); по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад сохраняется 3-е место по России; учителя и воспитатели из республики ежегодно входят в пятерку лучших», — указали в пресс-службе. При этом отметили, что из 12 по 7 показателям рейтинга Рособрнадзора Татарстан находится в зеленой зоне, а в красную республика «ни по одному из критериев не вошла». «В то же время, безусловно, имеются резервы для улучшения всех показателей для обеспечения качественного и доступного образования для татарстанцев», — заключили в пресс-службе министерства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.