«Возможно, Саудовская Аравия поменяется с Россией рынками. То есть мы им отдаем Европу, а вместо этого получаем Индию и китайские поставки. Иначе Европа просто не сможет закупить нефть в других источниках, новые проекты потребуют несколько лет и сотни миллиардов долларов инвестиций», — оценивают эксперты перспективы введения Европой полного нефтяного эмбарго, предупреждая, что компаниям вроде «Татнефти», возможно, придется сокращать добычу. О том, на какие уступки Еврокомиссия пойдет для Венгрии и Словакии и какие еще страны не дают ЕС завинтить нефтяной вентиль, — в материале «БИЗНЕС Online».
О полном эмбарго на энергоносители речь в Европе ведется давно, но сегодня вероятность перекрытия вентиля кажется как никогда реальной
Как Евросоюз приближается к введению нефтяного эмбарго
«Сегодня мы предлагаем полностью отказаться от российской нефти в Евросоюзе. Это будет полный запрет на импорт нефти из России, доставляемой по морю и по трубопроводам, неочищенной и очищенной. Это нужно сделать аккуратно, чтобы найти альтернативных поставщиков нефти и минимизировать влияние санкций на глобальные рынки», — объявила сегодня глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, анонсируя новый, 6-й по счету пакет санкций. О полном эмбарго на энергоносители речь в Европе ведется давно, но сегодня вероятность перекрытия вентиля кажется как никогда реальной.
Впрочем, для введения эмбарго его параметры должны быть одобрены и утверждены всеми национальными правительствами Евросоюза, члены которого принципиально расходятся в позициях. Некоторые страны слишком зависят от российской нефти, чтобы позволить себе от нее отказаться. Для таких на сегодняшнем заседании Европейская комиссия предложила начать поэтапный отказ, который вступит в силу через 6 месяцев для сырой нефти и через 8 — для дизельного топлива и других нефтепродуктов. Самую яркую обеспокоенность предложенными мерами выражают Словакия, Венгрия, Чехия и Болгария. Кроме этого, по данным Bloomberg, Греция, Мальта и Кипр на заседании подняли вопрос о запрете транспортировки нефти между третьими странами, заявив, что этот шаг просто поможет конкурентам из Европы.
К примеру, госсекретарь правительства Венгрии Золтан Ковач заявил, что страна не готова ограничивать поставки нефти и газа из России, чтобы не рисковать безопасностью энергоснабжения. По его данным, из получаемого Венгрией газа 85% приходится на поставки из РФ, 65% нефти, или 20 тыс. т в сутки, в страну также поступает из России. Золтан подчеркнул, что правительство Венгрии согласно с необходимостью диверсифицировать энергоснабжение Европы, но «газ и нефть можно брать только там, откуда их можно транспортировать». В том же духе высказался и министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто. «Это не вопрос отсутствия политической воли, намерений или времени, а просто реальность, обусловленная физическими, географическими и инфраструктурными факторами», — объяснил он, подчеркнув, что предложенное ЕС эмбарго может разрушить экономику страны.
Власти Словакии, в свою очередь, поддержали запрет на импорт российской нефти, однако отметили, что стране потребуется не менее трех лет в качестве переходного периода, пишет Reuters. Накануне министр энергетики Словакии Рихард Сулик заявлял, что страна не может позволить себе присоединиться к нефтяному эмбарго ЕС, ранее с просьбой об отсрочке выступила Чехия.
Собственно для Венгрии и Словакии и прорабатываются исключения: официальный представитель ЕК Эрик Мамер заявил, что Еврокомиссия предложила учесть особую ситуацию стран, которые не находятся на побережье и сильно зависят от российского трубопроводного газа. Переговоры постпредов стран по введению нефтяного эмбарго продолжатся завтра, 5 мая, согласовать его они должны до 9 мая.
Наиль Маганов: «Одно дело — политическое руководство, но есть и бизнес. А бизнес на Западе не в меньшем, а в куда большем шоке, нежели мы»
«Экспорт российских нефти и нефтепродуктов в объеме более 7 миллионов баррелей в сутки не может взяться откуда-то еще»
Пока же точные параметры нефтяного эмбарго неизвестны, их огласят после утверждения. По информации СМИ, можно ожидать и разные условия отказа от танкерной и трубопроводной нефти, о чем просит Венгрия. ЕС также предлагает запретить европейским судам и компаниям оказывать услуги, связанные с транспортировкой российской нефти, в том числе в сфере страхования. Запрет может распространяться и на предоставление «прямо или косвенно технической поддержки, посреднических услуг, финансирования или финансовой помощи либо любых других услуг, связанных с транспортировкой, в том числе путем перевалки с судна на судно, в третьи страны сырой нефти и нефтепродуктов, произведенных в России или экспортированных из нее».
Вероятность отказа Запада от российской нефти допускал на днях и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. Выступая на форуме Made in Kazan, он заявил, что «ничего нельзя исключать», есть факты, которые свидетельствуют о том, что возможно и полное эмбарго. «Мы сегодня наблюдаем целый ряд решений, которые принимают наши бывшие партнеры с Запада, пытаясь ограничивать нас, и при этом страдают очень сильно сами. Причем мы не только оцениваем эти решения, а обсуждаем их с контрагентами с той стороны. Одно дело — политическое руководство, но есть и бизнес. А бизнес на Западе не в меньшем, а в куда большем шоке, нежели мы. Они спокойно развивались, привыкли к сложившимся связям, размеренной жизни, и вдруг такие изменения. Но что такое эмбарго для РФ? Из 600 миллионов тонн нефти 200 мы гнали на Запад, самое большее. Думаю, что часть эмбарго мы преодолеем. А потом, у нас страна была с положительным внешнеторговым балансом. Значит, поменьше станут вкладывать деньги в евро и доллары. Не думаю, что уменьшение экспорта окажется настолько катастрофичным для нашей страны», — рассуждал Маганов.
Интересно, что параллельно с обсуждением эмбарго Еврокомиссией сегодня проходил и техсовет ОПЕК+. «Очевидно, что экспорт российских нефти и нефтепродуктов в объеме более 7 миллионов баррелей в сутки не может взяться откуда-то еще. Свободных мощностей просто не существует. Его потенциальную потерю из-за санкций или добровольных ограничений определенно ощутит энергетический рынок», — констатировал генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо.
Напомним, «бурно» обсуждать введение нефтяного эмбарго страны ЕС начали сразу после введения пятого пакета санкций, 8 апреля. На этом фоне президент РФ Владимир Путин поручил ускорить работу по созданию инфраструктуры для перенаправления экспорта нефти и газа с Запада на другие «перспективные рынки — на Юг и Восток».
«Они [западные страны] будут тянуть с принятием решения очень долго, надеясь, что что-нибудь изменится. Но если они откажутся, то получат рост инфляции и падение производства»
«Запад будет тянуть с принятием решения очень долго, надеясь, что что-нибудь изменится»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили, каким может быть окончательное решение Евросоюза и как оно скажется на России.
Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— На самом деле они (западные страны — прим. ред.) будут тянуть с принятием решения очень долго, надеясь, что что-нибудь изменится. Военная операция на Украине, допустим, закончится. Возможно, до конца года. И что им можно будет от российской нефти не отказываться. Но если они откажутся, то получат рост инфляции и падение производства. А что касается нас… Ну, скажем так, все это, конечно, болезненно, потому что европейский рынок для нас исторически, со времен Брежнева, был ключевым. Но ничего, будем продавать в Индию. Что касается сокращения добычи нефти, то она уже на 10 процентов снижается. Конечно, спад произойдет, но я не думаю, что он окажется критичным. Всю жизнь, сколько я на рынке, дисконт Urals и Brent был 5–10 процентов. Сейчас он 33 процента. Но, с другой стороны, и Brent стоит немало. Поэтому наши, я думаю, будут индусам по 70–75 продавать. Что, в общем, скажи о этом год назад, очень хорошая цена.
Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:
— Дело в том, что этот пакет предусматривает план постепенного отказа (от нашей нефти — прим. ред.) в течение 6 месяцев. Более того, есть вероятность, что будут приняты исключения для таких стран, как Венгрия, Словакия и Австрия. Это те страны, которые получают нефть по российскому нефтепроводу «Дружба». Этим странам фактически больше негде получать нефть. У них нет морских портов для того, чтобы выработать какие-то альтернативные маршруты, либо эта нефть будет для них очень дорогой. То есть придется от портов грузить нефть на цистерны и везти их от побережья внутрь континента. Это резко повысит цену нефти, приблизительно на 10 долларов или 10 евро. Я не знаю сегодняшних расценок в Европе, но раньше транспортировка по железной дороге стоила от 4 до 8 евро, и я думаю, что в сложившейся ситуации можно будет говорить и о более высоких ценах. Соответственно, Венгрия и Словакия утверждают, что вопрос стоит не о том, чтобы снизить зависимость, а о том, что можно вовсе лишиться нефтяных поставок. Потому эти страны не готовы поддержать нефтяное эмбарго либо требуют исключений. Что касается европейских стран, то вероятность этого сильно возросла после того, как [Эмманюэль] Макрон выиграл выборы во Франции. Собственно, он и добивался того, чтобы данное решение можно было отложить до выборов и не провоцировать общественность на еще большее возмущение. Касаемо объемов поставок, здесь очень сложно сказать, потому что сейчас свободной нефти на рынке нет, и речь идет о том, что, возможно, Саудовская Аравия поменяется с Россией рынками. То есть мы им отдаем Европу, а вместо этого получаем Индию и китайские поставки. Иначе Европа просто не сможет закупить нефть в других источниках. Какие-либо новые проекты, для повышения добычи, альтернативной российской, потребуют несколько лет и сотни миллиардов долларов инвестиций.
Частично, конечно, придется сокращать добычу, особенно для европейской сырьевой базы. Это касается таких компаний, как «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Лукойл». «Роснефть» в основном сейчас ведет добычу и разведку на востоке страны, то есть в Сибири, Восточной Сибири, Западной Сибири. В частности, поставки нефти по трубопроводу Eastern Siberia – Pacific Ocean. Сахалин поставляет нефть марки «Сокол» и так далее. Эти поставки целиком и полностью ориентированы на Восток: на Индию, на Китай, на Южную Корею и Японию. Что касается европейских поставок, то здесь, наверное, необходимо говорить о доступности танкеров ледового класса. Их не так много, и в основном они российские. Все будет зависеть от того, насколько им разрешат в азиатских странах заходить в порты, но, на мой взгляд, никаких запретов здесь не возникнет. То есть, скорее всего, будем ждать сокращения добычи нефти приблизительно на 2 миллиона баррелей в течение года. И это приблизительно тот же самый объем, который мы сократили в рамках соглашения с ОПЕК+, то есть на пике сокращения добычи во время коронавирусного кризиса. То есть по большому счету это не должно стать проблемой для российского бюджета даже в случае того, что мы будем продавать нефть с определенным дисконтом. Ну, скажем так, за 70–75 долларов. То есть за ту цену, которую сейчас озвучивают индусы, по которой они с удовольствием купят эту нефть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.