«В первый, основной день нужно ставить то, что есть. Если у 25 процентов будут двойки, значит, у 25 процентов!» — инструктировали сегодня в Рособрнадзоре чиновников минобрнауки Татарстана по проведению ОГЭ. Директор федерального института на совещании в Казани объяснял позиции республики и рассказал, как регион докатился до 44-го места по использованию компьютеров в школах. По «образовательному равенству» РТ поднялась с 42-го места на 13-е, однако двоечников сильно меньше не стало. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсур Хадиуллин отметил, что насчет места республики в рейтинге за 2021 год есть «разные мнения», но в целом удалось улучшить многие показатели
Скандальный рейтинг
Спустя неделю после того, как Рособрнадзор и подведомственный ему федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) представили карту качества школьного образования в регионах, «разбор полетов» для чиновников минобрнауки РТ по видеосвязи провел директор ФИОКО Сергей Станченко. Надо отметить, что в принципе подобных совещаний с регионами у ФИОКО не предусмотрено и встречу провели по инициативе главы минобрнауки РТ Ильсура Хадиуллина. Это уже вторая встреча республиканского министерства со Станченко: предыдущая прошла в 2021 году. На этот раз пригласили в том числе СМИ.
По такому поводу на совещание собрали начальников профильных отделов и руководителей районных отделов образования. Проводивший «собрание» министр образования и науки РТ Хадиуллин отметил, что насчет места республики в рейтинге за 2021 год есть «разные мнения», но в целом удалось улучшить многие показатели. К примеру, по «функциональной грамотности» учеников Татарстан поднялся с 27-го места на 9-е, набрав 59,3 балла из 100 возможных. Для сравнения: по итогам 2019-го было 43,6 балла.
Надо уточнить, что на совещании сравнивали показатели 2019 года и 2021-го. Итоги пандемийного 2020-го брать в расчет не стали, поскольку там все было, как отметил Станченко, «нестандартно и несопоставимо». Кроме того, на этот раз Рособрнадзор отказался от интегрального показателя и общего рейтинга для всех регионов. Теперь есть только места по отдельным 12 параметрам. Хадиуллин сразу обозначил, что совещание минобрнауки проводит не для того, чтобы восхищаться своими результатами, а для устранения проблемных точек. Пока есть над чем работать, признал министр.
В Татарстане по «использованию компьютеров» — 55,5 балла из 100 и аж 44-е место. Хотя по итогам 2019 года республика была в лидерах — 85,8 балла и 7-я позиция
Что не так с «использованием компьютеров»?
Где Татарстану нужно подтягиваться? Судя по таблице, которую представил директор ФИОКО, результаты ухудшились только по двум параметрам. Первый — это «использование компьютеров». Здесь у республики 55,5 балла из 100 и аж 44-е место. Хотя по итогам 2019 года республика была в лидерах — 85,8 балла и 7-я позиция. «Если чисто внешне смотреть на значение, может возникнуть вопрос: что же такое случилось в Татарстане со всей его любовью к компьютеризации? На самом деле ничего такого особенного не произошло», — успокоил Станченко. И пояснил, что изменилась методика. В 2019 году считали долю школ, в которых хоть один 9-классник выбрал ОГЭ по информатике (ЕГЭ на компьютерах тогда еще не было). А в 2021-м определили долю школ, где хотя бы один выпускник 11-го класса выбрал ЕГЭ по информатике. Только ЕГЭ учитывалось потому, что в прошлом году 9-классники сдавали экзамены лишь по обязательным предметам — русскому языку и математике. Результаты по ОГЭ и ЕГЭ «абсолютно никак не коррелируют», подчеркнул директор ФИОКО.
Сергей Станченко отметил, что к рейтингу надо относиться не как к «хлысту, который кого-то несправедливо обидел или оскорбил», а как к инструменту, который помогает двигаться вперед
В то же время Станченко уверен: в целом показатель «использование компьютеров» отражает усилия системы образования в регионе. Откуда тогда такое низкое место — плохо работаем? Спикер предположил, что сказывается профилизация 10–11-х классов. Т. е. в классах с IT-уклоном с использованием компьютеров все в порядке, зато в остальных детям «не дают возможности увлечься информатикой». И вообще нужно посмотреть, насколько оправдана система профилизации, сколько учеников идет работать по профилю, подчеркнул Станченко. Где созданы условия, там дети и выбирают информатику, указал спикер.
Станченко подчеркнул, что к рейтингу надо относиться не как к «хлысту, который кого-то несправедливо обидел или оскорбил», а как к инструменту, который помогает двигаться вперед.
С методикой Рособрнадзора можно поспорить, осторожно высказался уже после совещания Хадиуллин. «Было сказано про условия [для занятий на компьютерах]. У нас практически во всех школах созданы условия, везде они есть! Но это же не означает, что все дети должны выбирать информатику», — негодовал министр. Да, после 9-х классов есть профилизация, ученики могут выбрать химический, биологический, агроклассы, и это хорошая практика, уверен Хадиуллин. Но и с таким оправданием министра поспорить можно. Сложно предположить, что в Москве или Петербурге с профилизацией не все в порядке. Тем не менее у них показатели почему-то принципиально лучше. Не говоря уже о соседях Татарстана, опередивших нас, — Башкортостане, Пензенской области, Пермском крае, Удмуртии и Нижегородской области.
По доле выпускников, которые для продолжения обучения выбрали «домашний» вуз, Татарстан в 2019 году набрал 73,8 балла и занял 14-е место, а по итогам 2021-го у республики 69,9 балла и 22-я позиция
Как Рособрнадзор убеждал не делать ставку на олимпиадников
Второй показатель, по которому Татарстану есть куда расти, — это «поступление в организации высшего образования своего региона». Т. е. доля выпускников, которые для продолжения обучения выбрали вуз в «домашнем» субъекте. Если в 2019 году Татарстан набрал 73,8 балла и занял 14-е место, то по итогам 2021-го у республики 69,9 балла и 22-я позиция. «Вы можете сказать: зато у нас много выпускников уезжают поступать в столичные вузы, — опередил Станченко возможный вопрос в свой адрес. — Я считаю, что в целом с позиции Российской Федерации было бы лучше, если бы в каждом регионе существовали хорошие, престижные вузы. И они, безусловно, есть в Татарстане». Тем не менее, судя по цифрам, пока республиканским вузам «престижа» все-таки не хватает.
Зато по поступлению в «свои» организации среднего профессионального образования (СПО) в Татарстане «абсолютная стабильность», нет скачков и потрясений, похвалил Станченко. И здесь цифры выглядят даже немного подозрительными: 62,7 балла и в 2019-м, и в 2021-м. Но и тут не все так хорошо: в целом по этому показателю республика скатилась с 29-го места на 48-е. Другими словами, остальные субъекты за два года значительно улучшили результат, а мы остались на прежних позициях.
По «образовательному равенству» Татарстан прыгнул с 42-го места на 13-е (55,1 балла против 64). У Татарстана здесь «очень хорошая динамика», указал Станченко. В то же время директор ФИОКО несколько раз акцентировал внимание на том, что делать ставку только на олимпиадников нельзя. И такой призыв вполне логичен: Татарстан «любит» обращать внимание на свои достижения в олимпиадах. Число победителей и призеров всероссийских олимпиад среди школьников РТ в 2021-м увеличилось до 213, республика по этому показателю на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, с гордостью отмечал Хадиуллин в июне прошлого года. «Показатель [равенства] будет лучше, если оказывать равномерное внимание всем школам. И наоборот, будет плохим, если делать ставку на развитие элитных лицеев и гимназий, перетаскивать туда сильных учителей и учеников и таким образом деформировать систему образования», — предупредил «лектор» из Москвы. Прозвучало как намек: хорошо, но можно лучше. То, что качество обучения в школах РТ разнится, не секрет и для властей республики. Выступая в Госсовете РТ в апреле, премьер-министр республики Алексей Песошин именно этим объяснял перекос, когда в одних школах дети учатся в несколько смен, а другая не добирает учеников.
В рейтинге 2021 года Татарстан занял лишь 41-е место по достижению минимального уровня подготовки (80,7 балла). Казалось бы, цифра немаленькая, но даже она не обеспечила республику высоким местом
А что с объективностью оценок?
На образовательное «неравенство» в Татарстане указывает и еще один показатель. В рейтинге-2021 республика заняла лишь 41-е место по достижению минимального уровня подготовки (80,7 балла). Казалось бы, цифра немаленькая, но даже она не обеспечила Татарстану высокое место. В Поволжье республику обогнали Оренбургская область (4-е место), Мордовия (9-я строчка в рейтинге) и Кировская область (10-я), а также Самарская область, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Саратовская область, Марий Эл и другие, занявшие, соответственно, 16-е, 20-е, 21-е, 25-е и 34-е места. Хуже Татарстана по числу двоечников в ПФО больше никого нет. Если по-простому, при подсчете учитывается доля ребят, которые не сдали ЕГЭ, ОГЭ и всероссийские проверочные работы (ВПР) или преодолели минимальный порог на 1–2 балла.
За два года ситуация не сильно улучшилась: в 2019-м было 79,5 балла и 49-я позиция. В чем же дело? Надо активнее работать со школами с низкими результатами и предотвращать риски возникновения неуспешности, наставлял Станченко. «Понятно, что полностью избавиться от отстающих не получится, <…> но важно, чтобы были механизмы, которые не позволяют проблеме расширяться», — указал спикер. Что ж, отчасти задача решена: проблема «неравенства» в РТ хотя бы не расширяется.
На этом фоне даже третье место в России по достижению высокого уровня подготовки не сильно радует. Татарстан подтверждает репутацию региона, владеющего кадрами и методиками для обучения успевающих учеников, подтвердил директор ФИОКО. Чтобы здесь еще улучшить показатель, нужно тщательнее выявлять таланты в школах, которые иногда скрыты. «Это не про единичного победителя олимпиады, а про внимание каждого учителя к каждому ребенку. <…> Это не про развитие лицеев, а про индивидуальный подход к каждому ученику. Это очень важно. Это не олимпиадники!» — несколько раз повторил Станченко.
Остановились и на «объективности оценочных процедур». Для Татарстана это ахиллесова пята. В прошлом году, как объяснял замминистра образования РТ Андрей Поминов, низкие результаты республики были связаны именно с «объективностью проведения единого государственного экзамена». «Вот эта одна строчка опустила нас на 22-е место», — объяснял Поминов. По сравнению с 2019-м у Татарстана на 49,6 балла больше (92), но все то же 45-е место. Здесь вообще не стоит обращать внимание на место, отметил директор ФИОКО. «БИЗНЕС Online» отдельно попросил Станченко объяснить, как высчитывается показатель, но вразумительного ответа не получил. «Это очень важный показатель, который рассчитывается сложными статистическими алгоритмами», — пояснил спикер. И отдельно попросил на совещании не давать никаких поблажек 9-классникам, которые впервые сдают ОГЭ. В целом республика здесь идет хорошо. «Если бы у всех регионов было за 90 [баллов], как у Татарстана, тогда место вообще не означает. Ваше 45-е можно считать вообще третьим-четвертым. В целом результат очень хороший, так держать!» — обнадеживал спикер.
Зато дальше прозвучало довольно откровенное обращение. По сути, признание, что в регионах мухлюют с оценками 9-классников. «Если ОГЭ не жесткий, это абсолютно демотивирует и расхолаживает систему образования. Это нужно для вас, для учителей, для поднятия качества образования! В первый, основной, день нужно ставить то, что есть. Если у 25 процентов [учеников] будут двойки, значит, [надо ставить] у 25 процентов! Потом будет пересдача, возьмут себя в руки, пойдут готовиться и на троечку вытянут», — призвал Станченко. По его словам, Татарстан в этом плане услышал Рособрнадзор и в прошлом году исправился. «Надеемся на сохранение тех же позиций», — добавил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.