Сегодня в рамках Kazan Summit 2022 прошла панельная дискуссия на тему индустрии халяль. Как сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиль Залаков, на сегодня в Татарстане более 100 предприятий производит продукцию по стандартам халяль.

«Сегодня мы наблюдаем существенную динамику развития индустрии халяль как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации в целом. Все больше производителей и поставщиков услуг убеждаются в преимуществе производства продукции по стандартам халяль», — заявил Залаков. По его словам, в Татарстане создаются все условия для открытия бизнеса по стандартам халяль. За последние три-пять лет количество производителей халяль-продукции в республике «кратно выросло».

По словам спикера, на сегодняшний день в Татарстане более 100 предприятий производит продукцию по стандартам халяль, из них 20 предприятий реализует свою на экспорт. Татарстанская продукция халяль реализуется в такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Иран, Киргизия, Монголия, ОАЭ.

Участники встречи вспоминали, что еще не так давно в Москве проблемой было найти курицу халяль, за счастье было найти разрешенную шариатом курятину французского производства. Сегодня проблема обеспечения мусульман халяль-продукцией решена, а ее излишки поставляются на экспорт.

«Сегодня постоянно растущее мусульманское население нашей страны обеспечено нужными продуктами питания», — подтвердил зампредседателя духовного управления мусульман РФ Рафик Фаттахетдинов, который также присутствовал на обсуждении. Поставки халяльных продуктов в страны исламского мира могут стать локомотивом продвижения российской агропромышленной продукции в мировом экономическом пространстве, считает он.

Представитель минсельхоза РФ Надежда Коломейцева сообщила, что в числе крупнейших потребителей российской халяль-продукции являются жители ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта, Египта и др. «Продукты питания с маркировкой „Халяль“ выбирают не только мусульмане, представители других религий воспринимают сертификат „Халяль“ как „качество и натуральность продуктов“», — сообщила Коломейцева.

Она отметила, что «зачастую стандарты халяль отличаются, что ведет к дополнительным издержкам для производителей». В РФ при Росстандарте существует технический комитет, в задачи которого входит повышение эффективности по стандартизации халяльной продукции.

Владелец сети халяль-ресторанов и кафе «Итле» Руслан Хайрутдинов считает, что халяль помогает людям делать сознанный выбор. «Посмотрите вокруг — сегодня люди растеряны, найти что-то настоящее становится все сложнее и сложнее. Каждый день реклама нас учит, что нам есть. То, что вчера считалось полезным, сегодня считается вредным. Новые технологии достигают такого уровня, что человек уже не может отличить, что он ест — настоящее мясо или его заменитель? Именно поэтому мы много говорим об осознанности», — заявил предприниматель.

В РФ живут более 20 млн мусульман, что составляет около 14% населения России. Внутренний рынок халальяной продукции в РФ в 2020 году оценивался в 40 млрд рублей. Ранее в ходе саммита сообщалось, что в мире около 2 млрд мусульман, которые в год тратят на халяль-продукцию $ 6 трлн в год. Рынок халяль растет по 17−20% в год.