СТРУКТУРА РУХНУЛА ПОД НАПОРОМ ПАНИКУЮЩИХ КЛИЕНТОВ
История развития российского розничного банкинга достаточно молода. Это направление кредитные организации стали развивать в новом тысячелетии, когда уровень жизни населения пошел вверх - у граждан появились накопления, уверенность в будущем, желание тратить и брать кредиты. На этой волне банки начали продвигать розничное кредитование.
Тогда же о развитии нового для себя направления задумался и ВТБ (на тот момент Внешторгбанк), специализирующийся на обслуживании крупных корпоративных клиентов. "Президенту банка Андрею Костину удалось сформировать профессиональную команду людей, умеющих принимать правильные решения. К 2004 году Внешторгбанк стал крупным финансовым институтом с широкой корпоративной клиентурой, имевшей большое количество сотрудников. А им также требовалось банковское обслуживание", - вспоминает Михаил Кузовлев, в 2002-2004 годах работавший вице-президентом Внешторгбанка (ныне он глава Банка Москвы - ред.).
Консалтинговая компания McKenzie предложила превратить корпоративный банк в универсальный, выбрав розницу в качестве одного из стратегических направлений. Так в ВТБ образовалось подразделение, которому предстояло запустить ритейловый стартап. Со временем появилась рыночная клиентура, расширялась сеть отделений. Возможно, идея органического развития розницы воплотилась бы в полной мере, если бы не так называемый кризис доверия 2004 года. Одной из его жертв стал Гута-банк, входящий в список 30 крупнейших частных банков России. Его владельцам не удалось сохранить устойчивость структуры, рухнувшей под напором паникующих клиентов.
По слухам, приобрести "Гуту" Костину предложил глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев - банкротство столь крупного института могло привести к необратимым процессам в стране. "У ВТБ не имелось особо выбора. Ситуация была такова, что решение принималось быстро (в том числе, чтобы не допустить системного кризиса в банковской сфере)", - отмечает Эмиль Юсупов, член правления финансовой группы "БКС".
Тогда в Гута-банк и десантировалась команда во главе с Кузовлевым, который, будучи вице-президентом Внешторгбанка, как раз занимался реструктуризацией проблемных активов. "Все было стремительно. Я шел по коридору, встретил Андрея Леонидовича, который сказал, что нужно пройти в соседнюю комнату, где меня уже ожидали предыдущие владельцы Гута-банка. Собственно, так и началась покупка Гута-банка. Всего за неделю мы провели дьюдилиженс банка, проанализировали активы и обязательства", - рассказывает Кузовлев. В итоге Внешторгбанк заплатил за "Гуту" всего 1 млн рублей - деньги смешные, но, учитывая проблемы кредитного учреждения, и эта сумма могла показаться большой.
ПРЕДСТОЯЛО ПРОДЕЛАТЬ БОЛЬШОЙ ПУТЬ
Так ВТБ досталась солидная структура, имевшая большое количество отделений и филиалов в регионах. После оформления сделки началась работа по реструктуризации проблемных активов и реорганизации бизнеса. Чтобы не создавать конкурента Внешторгбанку, из "Гуты" было решено создать монолайнер - кредитную организацию, специализирующуюся исключительно на розничном бизнесе. Так ВТБ встал на путь активного развития за счет слияний и поглощений.
"Сейчас существует очень большой потенциал для развития розничных банковских услуг в России, прежде всего таких, как потребительские кредиты, ипотечные кредиты, депозиты, кредитные карты и так далее, - говорил Андрей Костин в 2005 году - И мы считаем, что Внешторгбанк в состоянии занять серьезную нишу на этом рынке, а в течение ближайших 2-3 лет стать одним из ведущих розничных банков в России, а возможно, и в ряде стран постсоветского пространства".
Впоследствии так и случилось. Но до этого Гута-банку предстояло проделать большой путь. Постепенно ему передали розничную часть бизнеса из головного ВТБ и ВТБ Северо-Запада (бывший Промстройбанк). Реструктуризация корпоративного портфеля длилась долго: со временем крупный корпоративный бизнес был передан в ВТБ, а средний и малый, исторически занимающий в балансе Гута-банка существенный объем, сохранился за этой кредитной организацией.
Согласно новой же стратегии Гута-банк должен был получить новое название - общий бренд всей банковской группы, тогда уже сокращенный до ВТБ. Однако с именем быстро определиться не получилось - юридически обновленный банк стал называться "ВТБ - Розничные услуги" (ВТБ-РУ), а на вывесках красовалось ВТБ-24 - так было понятней для российского обывателя. Позже решено было полностью перевести банк на бренд ВТБ-24.
ВТОРЫМ БЫТЬ ВЫГОДНО
В 2005 году банк возглавил бывший министр финансов России Михаил Задорнов, который начал формировать новую команду менеджеров - выходцев из самых разных розничных структур. В продуктовой линейке появились кредитные карты, в том числе с льготным периодом, автокредитование, предложения по ипотеке и малому бизнесу. С 2007 года банк начал активно строить сеть - за 5 лет количество офисов в регионах выросло почти в четыре раза - со 160 до 613. Таким образом, была создана одна из самых мощных и эффективных розничных банковских сетей.
Структура сделала ставку на обслуживание россиян с доходом от среднего и выше. "Банк не стал конкурировать со Сбербанком за социальные выплаты, да и региональная сеть для этого не была приспособлена. Зато ориентация на средний и верхний сегмент розничной клиентуры сразу начала давать отдачу", - поясняет первый зампред правления ВТБ-24 Дмитрий Руденко.
Сегодня ВТБ-24 занимает второе место среди розничных банков России. "На рынке ипотечного кредитования доля ВТБ-24 составляет около 16 процентов, по кредитным картам - примерно 10 процентов, - отмечает Эмиль Юсупов. - Перспективы лучше, чем у специализированных банков, так как есть больше возможностей для кросс-продаж".
В целом по объему кредитов физлицам банк занимает 11,4% рынка, что в 2,8 раза меньше, чем у Сбербанка, но в 3,4 раза больше, чем у третьего банка - Росбанка. По объему вкладов физлиц ВТБ-24 занимает 7% рынка, что в 7,6 раз меньше Сбербанка, но в 3,2 раза больше третьего банка - Газпромбанка.
Второе преимущество ВТБ-24, по словам Юсупова, это возможность пополнять клиентскую базу за счет сделок M&A головной структуры. ВТБ продолжает скупать крупных игроков на рынке. В прошлом году был приобретен контрольный пакет в принадлежащем РЖД Транскредитбанке (ТКБ). В этом году доля госбанка будет доведена до 100%. Интеграция с ТКБ дополнит региональную сеть ВТБ-24 еще 100 городами присутствия, а бизнес банка - почти двумя миллионами активных клиентов - это работники железной дороги и смежных предприятий. В итоге объединенная сеть к концу 2013 года станет насчитывать 1000 офисов.
ИЗ РЕГИОНОВ УХОДИТЬ СОВСЕМ НЕ СОБИРАЕМСЯ
Другая сделка - покупка Банка Москвы в 2011 году - была неоднозначно воспринята банковским сообществом. После затянувшихся переговоров ВТБ заполучил структуру с "дырой" в балансе размером в 360 млрд. рублей.
"Для нас эта покупка стала новым вызовом, "Гутой" своего времени, - комментирует Михаил Кузовлев. - Со стратегической точки зрения БМ - очень удачный объект для поглощения, на столичном рынке он успешно конкурировал со Сбербанком". Когда вскрылись масштабные хищения прежнего руководства БМ, из-за которых возникла рекордная в российской банковской истории "дыра", на государственном уровне было принято решение оказать поддержку финансовому институту. БМ получил заем от агентства по страхованию вкладов и сегодня, возвращая средства государству, интегрируется в группу "ВТБ".
По словам Михаила Кузовлева, президента - председателя правления Банка Москвы, стратегия развития бизнеса столичного банка предполагает его самостоятельное развитие. "Банк будет работать с предприятиями среднего и малого бизнеса, продолжит обслуживание своих крупных клиентов. Мы сосредоточимся на работе в Москве и Московской области, уделяя особое внимание работе с предприятиями - участниками городского заказа. Но и из регионов уходить совсем не собираемся: нам интересно распространять наш уникальный опыт работы с госзаказом как можно шире", - говорит Кузовлев.
"Сейчас уже всем понятно, что, хотя Банк Москвы и имел проблемы, его покупка была выгодной из-за широкой сети банка и сформированной клиентуры. И ВТБ-24 сможет использовать эти преимущества сейчас в своем развитии", - отмечает президент ассоциации региональных банков России и депутат Госдумы РФ Анатолий Аксаков.
Общее число активных клиентов ТКБ, Банка Москвы и ВТБ-24 превышает 10 млн. человек, в объединенную сеть банкоматов входит около 10 000 устройств. "Приобретение Банка Москвы и ТКБ позволяет сократить издержки за счет объединения операционных систем банков приблизительно на 5 процентов или более, объединенный банк получит потенциальную прибыль в 2013-2015 годах в 200 миллиардов рублей, что позволит рассчитывать на рост его капитализации в обозримой перспективе в 2-3 раза", - подчеркивает Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент".
ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ БАНК СОСТАВИЛ РЕАЛЬНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ МЕСТНЫМ ИГРОКАМ
ВТБ-24 самым активным образом сотрудничает с другими банками группы "ВТБ", в том числе с зарубежными "дочками". "ВТБ-Украина" - крупный игрок на рынке обслуживания физлиц, - говорит Руденко. - Во Франции и Германии мы стали первым российским банком, который смог составить реальную конкуренцию местным игрокам. В частности, на рынке дистанционного обслуживания граждан по приему вкладов".
Но, оставаясь главным "куратором" розничных услуг по всей группе "ВТБ" во всех странах присутствия, сам ВТБ-24 генерирует значимую долю прибыли в холдинге, тем самым показывая, что российская розница остается действительно перспективным и доходным направлением банковского бизнеса.
"Очень хорошо, что на рынке появляется банк, который может составить реальную конкуренцию Сбербанку, - резюмирует Аксаков. - Конкуренция позволяет повышать качество продуктов и снижать ставки. Очевидно, что чем больше будет на рынке конкурентов Сбербанку, тем активнее станет развиваться банковская розница".
Генеральная лицензия ОАО Банк ВТБ на осуществление банковских операций № 1000
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.