Можно ли теперь достать американскую систему полива и редкие сорта деревьев? Есть ли дефицит посадочного материала? Да, новые сложности появились, рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Арабис-Ландшафт» Линар Валеев, но это и окно возможностей. В начинающийся дачный сезон компания набирает персонал и расширяет клиентскую базу.
Линар Валеев — генеральный директор компании по ландшафтному дизайну «Арабис-Ландшафт» и основатель компании «Камни Казани». На рынке 11 лет
О герое
Линар Валеев — генеральный директор компании по ландшафтному дизайну «Арабис-Ландшафт» и основатель компании «Камни Казани». На рынке 11 лет. Сезон ландшафтников начинается с середины марта и заканчивается в конце ноября. До 90% заказов поступает от частных клиентов с загородной недвижимостью, остальное приходится на крупных застройщиков, бюджетные организации. Компания в основном ведет проекты под ключ, начиная от топосъемки участка, водоотведения, бетонных работ и заканчивая ландшафтными: посадкой растений, формированием композиций, монтажом инженерных коммуникаций и автополива, освещением, укладкой газона и т. д.
«Мы не столкнулись с отсутствием каких-то товаров для ландшафта и озеленения. У поставщиков они есть, хотя цены, конечно, изменились. Насколько — зависит от того, импортный это товар или российский»
Как компания переживает ситуацию?
- Когда началась спецоперация на Украине, в нашей сфере был ажиотаж. Люди бросились скупать камень, плиточный клей, брусчатку, стройматериалы, думая, что цены сильно вырастут из-за курса доллара и будет дефицит. Я же успокаивал: все наладится. Почти так и произошло. Мы не столкнулись с отсутствием каких-то товаров для ландшафта и озеленения. У поставщиков они есть, хотя цены, конечно, изменились. Насколько — зависит от того, импортный это товар или российский.
- Начнем с освещения. В самый пик подъема цен товары в этой категории подорожали на 70%. Сейчас стоимость упала, 55–60%. Товары для освещения идут в основном из Европы и Китая: это сами светильники, провода, электроника.
- Для системы полива оборудование в основном импортное, оно есть на складах. Например, итальянские скиммеры для водоемов и прудов, которые используются для поддержания чистоты воды в автоматическом режиме, подводные светильники, насосы, переходники, американские комплектующие — все это можно найти в Казани.
- На посадочный материал цены остались прежними. Я побывал в питомниках Казани и Тольятти: цветы есть. Конечно, поставок каких-то эксклюзивных деревьев типа бонсая, японского дерева, может, и не будет, но их уже научились выращивать в России.
- Рулонный газон подорожал в среднем на 30%. Дилеры объясняют это проблемами с логистикой, ремонт оборудования стал дороже, запчастей не хватает. Хотя сами семена в основном российские. Удобрения же для газонов европейские и подорожали где-то на 20–30%. Часть компаний ушла с рынка. Но есть достойные отечественные аналоги, потому что состав удобрений почти идентичный. Почему мы не использовали их раньше? Потому что цена была одинаковая. Сейчас же импортное стало дороже, а российское осталось на прежнем уровне.
- Состав поставщиков материалов и оборудования с начала спецоперации почти не изменился.
«Мы поставляем камень. Он немного подорожал. Но с началом спецоперации упростились перевозки из других регионов, хотя еще в 2021-м с этим возникали сложности — было тяжело найти машины»
Чем стричь газон и сажать крупномеры?
- С новой спецтехникой были небольшие сложности. Нам должны были привезти манипуляторы из Елабуги и Франции — мы за них заплатили, но потом началась спецоперация. Тогда мы решили заменить заказ на манипуляторы, бывшие в употреблении. Запчасти на импортную технику подорожали в среднем на 30–40%. Даже если в наличии нет каких-то составляющих, дилеры предлагают аналоги.
- Инструменты подорожали на 20–30%. Стоимость их ремонта подросла и вовсе на 50%, все зависит от запчастей. К сезону мы традиционно готовим скарификаторы, которыми прочесывают газон, газонокосилки, триммеры. Электрические ножницы для обрезки деревьев нужно каждый месяц точить, смазывать, а масло тоже импортное.
- Мы поставляем камень. Он немного подорожал. Но с началом спецоперации упростились перевозки из других регионов, хотя еще в 2021-м с этим возникали сложности — было тяжело найти машины. Теперь фур стало больше, ведь грузопоток снизился. Так же и с садовой мебелью из Израиля: логистический путь стал длиннее, но найти машину из Москвы теперь проще, причем дешевле, чем в прошлом году.
«Спрос на наши услуги не упал: люди, что планировали сделать, то и делают»
Что с заказами?
- Заказов на ландшафт и озеленение меньше не стало. График плотный, заказов больше, чем в прошлом году, на 10–20%. Поэтому набрали дополнительных сотрудников и подняли зарплату.
- Спрос на наши услуги не упал: люди, что планировали сделать, то и делают. Составляя смету, работаем в рамках бюджета. Если видим удорожание, меняем материалы, размер или рулонный газон на посевной. Не скажу, что размер бюджета у заказчиков поменялся: они не стали экономить на садовниках.
- Стоимость работ выросла на 10–20%, например, мощение камнем было 1,2 тыс. рублей, а стало 1,5 тыс. за кв. метр. Скарификация газона подорожала с 1,5 тыс. до 2 тыс. за сотку.
- Сейчас сезон посадок крупномерных деревьев — сосен, елей, пихты, плодовых, затем настанет сезон кустарников. В питомниках не сказать что изобилие товара, но и не дефицит. Ближе к июлю ситуация прояснится — потому что пока в питомниках распродают остатки прошлого года.
- Весеннее обслуживание участков в самом разгаре. К лету нужно сделать прочесывание газонов, внести удобрения, обработать от вредителей, запустить системы полива. Где-то уже ведутся каменные работы, дренаж, монтаж полива. Посадка газонов начнется позже, в конце мая.
«Мы живем в ситуации новых возможностей. Многие уходят, не понимая, как выжить, а кто-то наращивает обороты»
Ожидания отрасли
- Сегодня выживет тот, кто уже давно на рынке и себя зарекомендовал, имеет оборудование, клиентскую базу. Начинать с нуля сейчас тяжело. Элементарно купить газонокосилку затратно, ее надо обслуживать, а цены на услуги ты поднять не сможешь, потому что новичок в этом деле. Те, кто занимался ландшафтным бизнесом давно, укрепили свои позиции. Сейчас рынок ясно разделился на опытных и новичков.
Ваш совет бизнесмену в трудной ситуации
- Мы живем в ситуации новых возможностей. Многие уходят, не понимая, как выжить, а кто-то наращивает обороты. Ищите новые ниши, оптимизируйте затраты и двигайтесь вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.