Полный объем рекламного рынка Рунета в 2021 году составил 578,3 млрд рублей. Интернет-реклама занимает более половины рекламных бюджетов, суммарно на телевидение и интернет приходится почти 90% всего российского рекламного рынка, подсчитали в российской ассоциации электронных коммуникаций. О том, почему драйверами роста в 2022 году будет электронная коммерция, инфраструктура и связь, а сегмент цифрового контента упадет на 60%, как блогеры заработали 18 млрд рублей и чем занимаются пользователи Рунета, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Плуготаренко: «Сегодня Рунет не просто импортозамещение, в нем появляются новые ниши»
«Мы как будто бы готовились…»
Экономика Рунета в 2021 году выросла по сравнению с 2020-м на 42% — до 9,5 трлн рублей. К такому выводу по результатам исследования пришли в российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Ключевыми драйверами развития в 2022-м могут стать электронная коммерция, инфраструктура и связь. При этом ожидается, что маркетинг, реклама и цифровой контент сильно просядут в текущем году. Несмотря на это, эксперты РАЭК полны оптимизма в своих прогнозах, делая ставку на рост. «Мы как будто бы готовились ко всем событиям 2020–2022 годов, как будто бы знали, что они произойдут. Так получилось, что десятилетиями наш цифровой контур рос и крепчал. Сегодня Рунет не просто импортозамещение, в нем появляются новые ниши», — заявил накануне директор РАЭК Сергей Плуготаренко на пресс-конференции в ТАСС.
По его мнению, отечественный сегмент интернета столкнется в этом году с рядом сложностей из-за того, что некоторые зарубежные компании уходят с российского рынка на фоне спецоперации на Украине. В частности, специалисты РАЭК прогнозируют падение сегмента цифрового контента на 60%, тогда как в прошлом году он вырос на 24%, или 153,4 млрд рублей. Из 8 популярных видеосервисов в России доступно теперь только четыре. Это, как считают в РАЭК, прежде всего ведет к сокращению объема контента. Речь не только о фильмах и сериалах, но и играх. Как отмечают эксперты, в 2021-м Россия вошла в топ-5 стран по потреблению игрового контента, однако уступает по его производству. Этот фактор наиболее серьезно отразится на сегменте медиа и развлечений в этом году.
Несмотря на ряд негативных факторов, эксперты тем не менее уверены, что ожидаемая активность во второй половине 2022 года приведет к итоговому росту рынка рекламы на 15%
«Мы лишились топовых рекламных площадок»
Тем временем сегмент маркетинга и рекламы, по мнению аналитика РАЭК Марии Сайкиной, в 2020–2021 годах показал рекордный рост за всю историю метрики. «Полный объем рекламного рынка в 2021-м составил 578,3 миллиарда рублей. Интернет-реклама занимает более половины рекламных бюджетов, суммарно на телевидение и интернет приходится почти 90 процентов всего российского рекламного рынка», — заявила она. Наиболее востребованным вариантом рекламы в интернете в прошлом году был таргет. Также рекламодатели проявляли повышенный интерес к блогерам — одна треть российских компаний в 2021 году тратила на инфлюенс-маркетинг от 25% до 50% бюджета. Но эта сфера сегодня тоже испытывает трудности. «Мы лишились топовых рекламных площадок. Почти нет монетизации на YouTube, в Google, ушли ресурсы Meta (признана в России экстремистской организацией — прим. ред.). Это существенная доля рынка и проверенный инструментарий, который использовался нашими рекламодателями», — отметила Сайкина. Несмотря на широкий выбор российских рекламных площадок, рекламодатели не спешат использовать их. Переориентация потребует времени. Бо́льшая часть компаний временно остановила рекламное продвижение в интернете, зарубежные игроки и вовсе покинули рынок. По оценкам экспертов, в первой половине 2022 года это приведет к падению онлайн-рекламы на 50%.
Помимо рекламодателей, пострадали и блогеры, которые до марта 2022-го размещали контент преимущественно на зарубежных площадках и теперь переходят на отечественные аналоги. Но подобный переход не может происходить одномоментно и в любом случае приведет к потере аудитории. Поэтому в 2022 году рекламные доходы блогеров могут снизиться. Отметим, что в 2021-м объем российского рынка инфлюенс-маркетинга составлял 18 млрд рублей. Треть российских рекламодателей тратили на блогеров от 25% до 50% рекламного бюджета.
Несмотря на ряд негативных факторов, эксперты тем не менее уверены, что ожидаемая активность во второй половине 2022 года приведет к итоговому росту рынка рекламы на 15%. Фактором поддержки, по мнению экспертов, могут выступить налоговые льготы, субсидии по фонду оплаты труда, льготы по страховым взносам и другие государственные меры поддержки рынка.
«Онлайн-ретейл впереди планеты всей». Также в 2022 году эксперты ожидают роста интернет-торговли. Онлайн-покупки стали повседневностью еще в 2020-м, в период пандемии
«Онлайн-ретейл впереди планеты всей»
Также в 2022 году эксперты ожидают роста интернет-торговли. Онлайн-покупки стали повседневностью еще в 2020-м, в период пандемии. В 2021 году рост сегмента продолжился и составил 8,6 млрд рублей (плюс 44% к 2020-му). Доля электронной коммерции в торговом обороте России уже превысила 9%. В лидерах — Москва и Московская область, но другие регионы тоже активно развиваются онлайн. По оценке экспертов, 52,4% россиян в возрасте 16–55 лет совершают покупки в интернете минимум дважды в год. «Онлайн-ретейл впереди планеты всей — это наибольший рынок в составе сегмента, который вырос на 50 процентов. Также подрос онлайн-тревел за счет возобновления внутреннего туризма, растут электронные платежные услуги. Транспортные услуги выросли на 74 процента. Отрицательную динамику показывает на данный момент только продажа билетов на мероприятия», — отметила Сайкина.
Однако и в этом сегменте не обошлось без проблем. Если для внутренней торговли прогнозируют рост, то доля экспорта сократится. При этом основными партнерами ожидаемо станут страны ближнего зарубежья — Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Подобная тенденция впервые наблюдалась в 2021 году, ранее экспорт был в большей степени ориентирован на дальнее зарубежье — США, ЕС, Великобританию и ряд других стран.
В связи с уходом зарубежных поставщиков, сокращением экспорта и уменьшением доходов населения эксперты РАЭК прогнозируют снижение темпов роста для сегмента торговли. Поэтому в 2022-м рост составит всего лишь 15%. «Важным фактором поддержки могла бы стать отмена ограничений на дистанционную торговлю тех товарных категорий, которые сейчас запрещены, — алкогольная продукция, рецепторно-лекарственные средства», — предложила Сайкина.
Еще один сегмент роста Рунета — связь и инфраструктурные решения. В прошлом году объем инфраструктурного сегмента составил 204,3 млрд рублей (плюс 34% к 2020-му). Одним из драйверов в этом случае выступает популярность облачных сервисов. Более 25,7% российских организаций использует их в настоящее время.
К победам сегмента инфраструктуры также можно отнести то, что российская доменная зона (.ru) в 2021 году превысила 5 млн доменных имен и продолжает входить в топ-5 лидирующих национальных доменов. Эксперты прогнозируют, что инфраструктурный сегмент в 2022-м продемонстрирует наибольший рост. Это связано не только с развитием технологий, но и с увеличением потока передаваемой информации. «Объем информации, переданной через интернет за 2021 год, вырос почти на 130 процентов в сравнении с 2020-м. В прошлом году был примерно сопоставимый рост», — отметила Сайкина.
К 2021 году Рунет также зарекомендовал себя как надежный источник информации: 62% пользователей узнают там новости, 49% получают информацию из соцсетей и блогов
«Кризисы для Рунета — как прививка»
На данный момент аудитория Рунета составляет 97,5 млн человек (79,9% населения страны), мобильного интернета — 90,2 млн пользователей (73,8%). Кроме того, 94 млн человек пользуются интернетом каждый день. Чаще всего пользователи применяют его для общения (64% используют соцсети, 63% — мессенджеры). Также в интернете ищут информацию (57%), потребляют контент (38%) и совершают покупки (30%).
К 2021 году Рунет также зарекомендовал себя как надежный источник информации: 62% пользователей узнают там новости, 49% получают информацию из соцсетей и блогов. Однако 52% все равно пока предпочитают телевидение. При этом 32% пользователей доверяют информации с новостных и официальных сайтов, еще 25% верят блогам и только 23% — телевидению.
По мнению экспертов РАЭК, развитие отрасли сегодня невозможно без государственной поддержки, в частности, необходимы новые программы для поддержки IT-специалистов. «Сегодня в России около 3 миллионов человек, которых мы называем айтишниками. Именно они создают то цифровое богатство, которое влияет на 2/3 экономики. Их нужно особенно поддерживать», — отметил Плуготаренко.
Эксперты обратили отдельное внимание на дефицит кадров в профильной сфере: в 2021 году IT-отрасли не хватало 1 млн человек. А в феврале – марте 2022-го ситуация обострилась за счет волны релокации кадров за рубеж. Около 50–55 тыс. айтишников покинули Россию в «первую волну», каждый третий специалист в марте этого года искал работу за рубежом. «Несмотря на некое высвобождение в связи с уходом иностранных компаний, дефицит, скорее всего, будет усугубляться. Программисты нужны всегда, спрос на них увеличивается, а не падает. При этом мы видим отток специалистов из страны за последние 3–4 месяца», — заявил главный аналитик РАЭК Карен Казарян. Он напомнил о том, что в июне будет принят пакет поправок к Налоговому кодексу, которые позволят большему числу IT-компаний получать льготы, что станет новым толчком для развития отрасли. Однако в современных условиях государство должно предоставлять больше мер поддержки для айтишников, в том числе для того, чтобы вернуть в страну уехавших специалистов.
Кадровый вопрос в IT-сфере становится особенно актуальным на фоне угроз кибербезопасности. По словам Казаряна, многие компании уже столкнулись с атаками и мошенническими действиями со стороны злоумышленников. «Растет число преступлений с использованием ИКТ, и не то чтобы сильно увеличивается их раскрываемость. Это большая проблема, которая требует взаимодействия профессионального сообщества с правоохранительными органами», — заявил спикер. Он также добавил, что общий ущерб от преступлений с использованием ИКТ в России на 2021 год составил 150 млрд рублей.
Подводя итоги, эксперты РАЭК еще раз подчеркнули, что, несмотря на проблемы в отдельных сегментах, Рунет в целом продемонстрирует рост в 2022-м. «У Рунета были кризисы 2014 и 2020 годов. При этом мы для себя выработали формулу: кризисы для Рунета — как прививка. После того как ее сделаешь, некоторое время неприятно, но потом ты становишься крепче. Мы уверены, что 2022 год будет прививкой, из которой мы выйдем с позитивной динамикой в сумме, но некоторые компоненты просядут», — ожидает Плуготаренко. Он также добавил, что любые прогнозы к концу года могут быть скорректированы. На данный момент все в большей степени зависит от того, какие точки роста найдут профессионалы отрасли. «Кризис для Рунета не падение выручки, а снижение темпов роста. Мы прогнозируем, что в 2022-м экономика Рунета тоже вырастет, но всего на 11 процентов. „Всего“ — потому, что год назад мы росли на 42 процента, а сейчас — на 11 процентов. Динамика упала почти в 4 раза», — заключил Плуготаренко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.