На нынешнем ПМЭФ от экономического блока ждали ответов на многочисленные вопросы. Форум должен был стать историческим, а заявления чиновников — отлитыми в граните. Но в самый сложный, переломный момент для страны, когда от действий и выбранного вектора зависит будущее на несколько поколений вперед, что мы видим? Похоже, ведущие экономические деятели России не понимают, что происходит и куда двигаться, констатирует финансовый аналитик Павел Spydell Рябов.
Форум ПМЭФ должен был стать историческим, а заявления чиновников — отлитыми в граните
Чего от форума ожидали и что получили
Ответы на вопросы, которые ждали от ЦБ:
- Ожидания ЦБ относительно процентной ставки.
- Механизмы стабилизации волатильности валютного курса, от которого замораживаются многие инвестиционные и торговые операции.
- Как будет решаться проблема избыточного переукрепления рубля, что может дестабилизировать внутреннее производство из-за полной нерентабельности, заблокировав пространство для импортозамещения. При таком курсе не то что через третьи страны, скоро через условный «Марс» выгодно будет доставлять импорт.
- Проблема монетизации экономики и дефицита внутренних ресурсов под развитие — нет длинных и дешевых денег. Это нужно уже сейчас. Как решать? Будет ли аналог российского QE, будут ли альтернативные механизмы фондирования, инфраструктурные облигации?
- Как будет решаться проблема дефицита доверия на финансовых рынках, что делает невозможным размещение акций и облигаций на открытом рынке не только со стороны бизнеса, но и со стороны государства.
- Что происходит с банковской системой?
- Что будет делать Россия при экспроприации российских внешних активов?
Набиуллина из содержательного сказала только то, что пора отказываться от экспортной модели и переориентироваться на внутренний спрос. Это было понятно в марте и это замечательно, а ресурсы откуда? Это не к Набиуллиной, ровно как и вопросы «что с рублем?», которые ЦБ не особо интересуют.
Ответы на вопросы, которые ждали от Минфина России:
- Прежде всего и самое главное — это масштаб и распределение программы помощи для экономики. Да, структуру расходов бюджета засекретили, но выведем за скобки военную составляющую. Вообще, антикризисный пакет помощи публикуется в открытом виде всеми государствами и практически сразу (в пределах трех месяцев). У нас прошло уже 4 месяца и ноль конкретики. Что, куда и как будет расходоваться? Нет никакого содержательного антикризисного плана.
- Механизм покрытия дефицита бюджета при закрытом рынке капитала. Сейчас есть ФНБ, который может быть использован на треть из доступных к распределению ликвидных резервов, а это около 3.5–4 трлн руб. Что дальше? Внешние рынки капитала заблокированы, внутренние заморожены.
- Трансформация бюджетного правила, что ранее сглаживало волатильность сырьевой конъюнктуры. Черт с этим бюджетным правилом сейчас — правильно, что отказались, и ресурсы направляют внутри экономики. Но это пока ресурсы дорогие и экспорт функционирует, а что, если сырье упадет в пару раз, а переориентировать экспорт не удастся? При закрытых рынках капитала будем эмитировать или использовать кубышку?
- Как будет меняться налоговый режим для бизнеса и населения?
- Реализация новых механизмов международных расчетов в условиях финансовых рестрикций Запада и блокировки транзакций.
- Обслуживание внешних долгов государства и бизнеса — пути решения или отказ от обязательств.
Выступление Силуанова также было с минимальной конкретикой по ключевым вопросам.
Ответы на вопросы, которые ждали от Минэкономразвития:
- Реализация замещения критического импорта, что вообще с импортом происходит?
- Переориентация на Восток — пространство и глубина сотрудничества с Индией и Китаем.
- Обрыв цепочек поставок, логистические проблемы из-за остановки сотрудничества иностранных транспортных компаний с Россией.
- Реинтеграция воспроизводственных процессов и операций в России после ухода множества иностранных компаний.
- План спасения пострадавших секторов экономики — в особенности авиаотрасль, машиностроение, автомобилестроение.
- Инфраструктурные проекты в России. Бизнес не может на себя брать риски крупных проектов из-за сужения горизонта планирования, неопределенности, дефицита ресурсов. Эти риски должно на себя брать государство. Где заякоренные инфраструктурные проекты?
- Россия вообще собирается развивать собственную науку и технологии? За счет чего будет импортозамещаться?
- Где вообще Новая Экономическая политика?
Что было сказано содержательного Решетниковым? Ничего!
«Покупаем время для перестройки экономики» — у кого, простите, как и за сколько?
ПМЭФ-2022 кажется безрезультативным (близко к провалу) по итогам двух дней в контексте содержательного целеполагания и установки ориентиров для экономики. Нет ни крупных и значимых сделок, но главное — нет запроса на выстраивание новой экономической парадигмы.
От экономического блока правительства не были получены ответы на вопросы, которые актуальны сейчас.
В самый сложный, переломный момент для страны, когда от действий и выбранного вектора зависит будущее на несколько поколений вперед, что мы видим? Да, собственно, ничего особенного — минимум конкретики, максимально абстрактные, сглаженные формулировки и попытка, как сказал Решетников, «купить время для перестройки экономики».
Но спустя четыре месяца это слишком абстрактно. Перестройка в какую сторону, каким образом? О перестройке экономики в России говорят 30 лет.
Учитывая важность Форума, хотелось бы больше конкретики и заякоренных трендов, чтобы для бизнеса хотя бы частично снять напряженность и неопределенность. Понять, в какую сторону двигаться, — пространство и роль участия государства во всем этом. Орешкин говорил, что возврата к советской экономике не будет. Хорошо, тогда к чему планируется переход?
В итоге такое ощущение, что они сами не понимают, что происходит и куда двигаться. Да, сейчас повезло с конъюнктурой, что сырье выросло в несколько раз, а зависимость европейских стран от России настолько высокая, что не предполагает быстрого отказа. Но дальше — что, черт возьми, дальше?
В контексте ситуации, этот ПМЭФ должен был быть историческим, а заявления чиновников «отлиты в граните», растиражированы и разнесены по всем СМИ, как руководство к действиям. Но это настолько безликий ПМЭФ, что ощущение — сейчас не 2022-й, а какой-нибудь 2011-й.
При этом Михаил Хазин отметил тональность и дух ПМЭФ, как «попытку зацепиться за прошлое», т. е. отсутствие понимания, запроса и инициативы двигаться в будущее, выстраивать новую политику.
Как-то Новый Мировой Порядок выстраивается криво… Учитывая беспрецедентность давления Запада на Россию и режим тотальной войны, когда США и ЕС предпринимают все механизмы давления на Россию, — настолько унылый ПМЭФ, прям как подстава какая-то.
В итоге не понять, что происходит с экономикой — статистику-то почти всю закрыли и не понять, куда собираются двигаться… Все их прогнозы и действия были в рамках следования сформированным концепциям развития по «старым правилам».
ТГ Spydell_finance, [17.06.2022]
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.