Радик Вахитов: «В районах республики, в Салаватском районе точно, с большой вероятностью расскажут, кем был Юлаев. Но, может у меня просто конфликт отцов и детей, поэтому я считаю, что молодежь не знает историю и не интересуется ею» Радик Вахитов: «В районах республики, Салаватском точно, с большой вероятностью расскажут, кем был Юлаев. Но, может, у меня просто конфликт отцов и детей, поэтому я считаю, что молодежь не знает историю и не интересуется ею» Фото предоставлено Радиком Вахитовым

«Сейчас половина Салаватского района считает себя потомком батыра»

— Радик Шакирович, начнем с простого. Если спросить жителей Башкортостана о Салавате Юлаеве, то вспомнят прежде всего национального героя или одноименную хоккейную команду?

— В Уфе, скорее, будут вспоминать хоккейную команду. Это неплохо, клуб тоже поднимает его имя, как тот же ФК «Спартак» (ведь Спартак был вожаком восстания рабов в Италии). В районах республики, Салаватском точно, с большой вероятностью расскажут, кем был Юлаев. Но, может, у меня просто конфликт отцов и детей, поэтому я считаю, что молодежь не знает историю и не интересуется ею. 

— Вы как-то говорили, что являетесь потомком Салавата Юлаева. Можете рассказать о своем происхождении?

— Моя бабушка Хабира оказалась потомком жены Салавата Юлаева Зулейхи, которая была из деревни Калмакларово Салаватского района. Весь ее род принадлежал роду Султановых, от которого происходила Зулейха. Бабушка много преданий рассказывала о ней, и вся наша деревня знает о рощице Зөләйха ҡул, по которой она ходила пешком к родителям от деревни мужа Текеево, в последующем сожженной карательными отрядами Екатерины II. Также бытовали предания о том, как арестовали Салавата и на какой лошади его доставили на допрос в Калмакларово. Когда точно была установлена его личность, Салавата увезли в санях связанного. А лошадь осталась, и даже в народной памяти сохранилась ее кличка — Буза. С нее сняли седло, и 200 лет калмакларовцы хранили его.

Радик Шакирович Вахитов родился 17 августа 1948 года в деревне Старые Каракавлы Салаватского района Республики Башкортостан. Кандидат технических наук, доцент УАИ. Член союзов журналистов РБ и РФ.

Автор книг и статей по истории Башкортостана. Лауреат премии им. Худайбердина (2008).

Автор книг «Пчелы и люди» (1992), «Под крыло двуглавого орла» (2007), «Шежере Салавата» (2008), «От Урал-батыра до Салавата Юлаева» (2009) и др.

Мой дядя, краевед Гарифьян Султанов, в 1940 году передал его в краеведческий музей. Он, кстати, знал много песен Юлаева и песен, сложенных о том. В 1938 году к дяде приезжал поэт и драматург Баязит Бикбай с композитором Загиром Исмагиловым, которым он, будучи лежачим больным, напел много песен и сыграл некоторые мелодии на скрипке. Так что арии из оперы «Салават Юлаев» Исмагилова исходят от Султанова.  

Каменная юрта на месте сожженной деревни Текеево и камень в память о С. Юлаеве Каменная юрта на месте сожженной деревни Текеево и камень в память о Салавате Юлаеве Фото: vk.com/msyu_nmrb

— А что стало с прямыми потомками Юлаева? Имею в виду его детей.

— У него было два сына — Хабибулла и Рахматулла. Когда я изучал историю бортничества, наткнулся на интересный факт: оказывается, для разведения пчел в Сибири их перевезли из Башкортостана. Занимался этим генерал-майор Николай Аршеневский, который доставил с собой в Усть-Каменогорскую крепость около 10 пчелосемей после подавления пугачевского бунта. Сначала я не обратил внимания на эту фамилию, лишь потом, более деятельно изучив, понял, что именно Аршеневский арестовал Салавата Юлаева и увез с собой его сыновей. Одного он отдал генералу Фрейдману, следы другого потерялись.

Затем, когда я начал разбираться, в архиве нашел ревизские сказки, где были записаны Хабибулла и Рахматулла Салаватовы, которые совпадали по возрасту. О мальчиках ничего не было известно около 30 лет, пока они сами не вернулись в республику. Биографией Юлаева занималась в советские времена историк Инга Гвоздикова, которая говорила, что ее не интересуют ни сыновья, ни предки батыра, а только один Салават. Конечно, так ей было удобно. Ведь когда она выделяла одну фигуру, то из нее можно было слепить любого — защитника пролетариата, революционера или еще кого-нибудь.

Хотя отец Салавата Юлай Азналин тоже персонаж весьма интересный. Он был старшиной довольно большой территории. Но наши ученые им или потомками не интересовались. Я нашел у одного краеведа шежере (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов — прим. ред.), по которому выяснил, что предки Юлаева во всех предыдущих башкирских восстаниях играли активную роль. Поэтому Салават не был стихийным выплеском, он происходил из рода, возглавлявшего в республике национально-освободительную борьбу против заводчиков в конце XVII – начале XVIII века. 

Памятник на месте сожженной деревни С. Юлаева Текеево Памятник на месте сожженной деревни Салавата Юлаева Текеево Фото: vk.com/msyu_nmrb

— Почему же потомки Юлаева канули в небытие и не проявили себя? Сказалось ли на них клеймо Салавата — злодей, бунтовщик, изменник?

— Екатерина II объявила его вне закона. Не то что о каком-то родстве говорить, упоминать его запретила, чтобы вычеркнуть из памяти башкирского народа. К тому же пугачевщина была последним крупным башкирским восстанием. Затем наступило относительное затишье, столь кровопролитных войн не происходило. Возможно, поэтому негде было проявиться, или же люди просто не знали о своем происхождении. Но сейчас половина Салаватского района считает себя потомком батыра.

Выставка в музее С. Юлаева в с. Малояз Выставка в музее Салавата Юлаева в селе Малояз Фото: vk.com/msyu_nmrb

«Тот же Емельян Пугачев в 1774 году взял Казань и держал ее три дня. Где были татарские джигиты? »

— Вы упомянули, что историки не изучают Салавата и его потомков. Почему?

— Если говорить прямо, то он очень неудобен для истории. История, как и медаль, имеет две стороны. С одной стороны, это наука, с другой — политика. Думаете, люди, занимающиеся историей, раскапывают исторические факты и как есть пишут свои научные труды? Нет, они раскапывают их и причесывают под политику. В советское время Салават Юлаев должен был быть защитником бедняков. Хотя он к классовой борьбе практически никакого отношения не имел. Он воевал против захвата земель заводчиками и объединил башкир под этой идеей, а не шел против богатых феодалов, как нам рассказывали на уроках истории.

Башкиры были вотчинниками и от рождения землевладельцами. Почему у башкир распространено шежере, а у татар это не являлось популярным? Потому что шежере в то время было как паспорт, подтверждающий принадлежность к определенному роду, что давало человеку право быть землевладельцем.

Так вот, Салават Юлаев — национальный герой. У нас историки преподнесли его как бунтовщика, возглавлявшего национально-освободительную войну башкир против Екатерины II. Но и императрица, по сути, была главой организованной преступной группировки: она со своими любовниками Григорием и Алексеем Орловыми задушила законного мужа Петра III, и немка София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская стала российской императрицей. Если человек воевал с такой властью, как его можно называть преступником? Он с бандитами воевал. Ведь понятие власти тоже весьма растяжимое. Сколько случаев, когда из властных структур сажают на десятки лет за воровство, за взяточничество полковники, губернаторы сидят. Это всегда было и есть в России. Поэтому вешать на кого-то ярмо… Конкретно Салават Юлаев, когда воевал с заводами, пытался привлечь на свою сторону крепостных крестьян, работавших на этих заводах. Потому что условия жизни у них были нечеловеческие, они являлись рабами, по сути дела. Крепостное право — это крепостное рабство возвели в ранг права. Это же смешно.

Экспозиция музея С. Юлаева в с. Малояз Экспозиция музея Салавата Юлаева в селе Малояз Фото: vk.com/msyu_nmrb

— Что-то изменилось в представлениях о Салавате после распада Советского Союза?

— В постсоветское время, когда начала выстраиваться вертикаль управления Россией, все, кто выступал против власти, не были в почете. Единственное, что тогда было сделано в честь Салавата Юлаева, то это строительство музея на народные средства, который открыли за два месяца до распада СССР. Бывший президент РБ Муртаза Рахимов дал указание сделать там экспозицию. С тех пор прошло 30 лет, и ничего там не обновляется. Сейчас власти к батыру никак не относятся. А определить национального героя опасной фигурой тоже ни у кого язык не поворачивается, но и не возвеличивают.(

— Того же Заки Валиди (Ахметзаки Валидов — лидер башкирского национально-освободительного движения — прим. ред.тоже не возвеличивают, даже пытаются отречься от него. Хотя это большая историческая личность не только в масштабах Башкортостана, но и на мировом уровне.

— Как возвеличить Валиди? Когда он убежал в Турцию, его врагом-то никто не считал. Но какова величина этой личности! Март 1919 года. Александр Колчак прет из Сибири, советские войска терпят одно поражение за другим, Россия сжимается как шагреневая кожа, и конец ее уже виден. Колчак объявляет себя верховным, но совершает политическую глупость — он не мог терпеть никакую автономию. Ленин решает это использовать и пишет письмо Валиди. Ведь кто должен быть недоволен политикой Колчака? Малые народы. Воинственный кто на фронте? Башкиры, у которых есть свои командиры, оружие и кавалерия. Валидов организует переход башкир из белых на сторону Красной армии, и с этого момента Колчак начинает пятиться в Сибирь. Валидов изменил ход мировой истории. Если бы он не перетащил башкир из белых в красные, то никакого коммунистического государства и СССР не было бы. Вот за это его возвеличат, что ли? Кто ему это простит?

— Но мы же не знаем, какой стало бы Россия, сложись обстоятельства по-другому? Может, оказалось бы еще хуже?

— Хуже не хуже, но она была бы другой. Мир вдруг стал двухполярным, за что Путин теперь борется. Да и потом, первыми против выступят татары, поскольку не допустят возвеличивания башкира Валидова. Во-вторых, русские. В Татарстане нет своих героев такого масштаба. Тот же Емельян Пугачев в 1774 году взял Казань и держал ее три дня. Где были татарские джигиты? Кто-нибудь выступил против этого? Никто! И вдруг историк и этнолог Дамир Исхаков объявляет, что Салават Юлаев и его отец были тюрко-татарского происхождения. Своих батыров нет, если только Муса Джалиль. В молодости мне нравились его стихи, он хороший поэт, но на национального героя РТ он явно не тянет.

Бюст С. Юлаева в г. Палдиски Латвии Бюст Салавата Юлаева в городе Палдиски Латвии Фото: culture.bashkortostan.ru

«Народ не принял мустаевского Салавата»

— В Башкортостане много талантливых писателей, поэтов, режиссеров, но почему до сих пор нет ни одного нового произведения о Салавате Юлаеве? 

— Я приведу конкретный пример. В 1972 году Мустай Карим издал свою пьесу «Салават», в котором показал башкирский народ кающимся, идущим толпою по пыльной дороге и хлещущим себя цепями. Салавата тоже изобразил кающимся преступником, который бросается на стенку, а по ночам в тюрьме мечтает о пышной груди Екатерины. Пьесу воплотили на сцене Башдрамтеатра. Я был на премьере, и это ужасающее зрелище — батыр в конце уходит в море, будто самоубийца. Когда спектакль закончился, в зале стояла гробовая тишина — народ не принял мустаевского Салавата.

В 2000-х годах я написал книгу «Мой Салават», где раскритиковал пьесу и многие такие острые вещи попытался вскрыть. Она была поставлена в госзаказ, в план издательства «Китап». Год работали над книгой, отредактировали ее, и при последней читке корректоры вдруг обнаружили, что я в ней Мустая Карима критикую, и, мол, как можно такую книгу выпускать? В итоге книгу сняли. Я подал на них в суд, где они представили три экземпляра напечатанной книги, сделанных на множительной технике. Сказали, что издали книгу Вахитова, заплатили гонорар, выполнили договор. А в договоре не было написано, сколько экземпляров книги нужно издать. Вот так они отмазались от издания моей книги. Она до сих пор не издана. Вот вы говорите, почему не появляются произведения? Появляются они, только не издаются.

— Кто их ставит на стоп?

— Обращаться к этой теме себе дороже.

Максимум какие-то поэты пишут стихи. С крупными произведениями сегодня трудно на что-то рассчитывать. Салаватский район выставил мою книгу «От Урал-батыра до Салавата Юлаева» на соискание премии имени Салавата Юлаева, но конкурсная комиссия не пропустила. Потому что там не та тематика, которая приветствовалась. Во-первых, историю башкирского народа начинаю с каменного века. По моей работе древние люди, жившие в пещере Шульган-таш (одна из крупнейших карстовых пещер Урала — прим. ред.), носят некоторый этнический признак. Они, как и башкиры, больше всего любили конину. Такой вывод я делаю исходя из того, что они сотнями рисовали на стенах пещеры лошадей. Именно с них, к слову, и состоялось открытие остальных рисунков зоологом Александром Рюминым. Потом я это протягивал до бронзового века, до аргиппеев — народа, описанного Геродотом. Историки полагали, что они являлись предшественниками башкир. Например, так считал профессор, филолог-эллинист, историк античности и науки Соломон Лурье. Но дело в том, что у нас башкиры не могут быть старше русского народа, поэтому эта тема не может иметь свое продолжение. В подтверждение этому историки изобразили башкир кочевниками, которые гоняли скот к Аральскому морю на зимовку. Но они не понимают, что значит перегнать скот на большие расстояния. Представьте себе, осенью через выжженные степи гнать лошадей, которые очень тяжело переносят жажду. На самом деле никуда они не уходили, были только сезонные перекочевки в пределах небольшой долины рек. Отсюда появились «димские башкиры», «юрюзаньские башкиры». Тем более никто так и не нашел в Приаралье ни одной башкирской могилы.

— Зачем тогда эту идею множили?

— А потому что все башкирские восстания были за землю. А историки во главе с Раилем Кузеевым поставили задачу — выставить их такими же «пришельцами», как и другие народы, чтобы они не были хозяевами своей земли. Идеологическую основу подвели под уничтожение башкирского национально-освободительного движения. Я с Кузеевым был знаком и много обсуждал данную тему. Говорил ему о том, что башкирское бортничество известно на весь мир, подобное нельзя отрицать. А бортничеством занимались в лесах, борти — это недвижимость. Башкир же со своими пчелами определенный цикл работы должен выполнить, и какой тогда из него кочевник? Я прямо поставил вопрос — либо башкир вотчинник и никогда не кочевал, либо кочевник, который никогда не бортничал.

Кузеев придумал Арало-Уральский цикл кочевания — якобы башкиры осенью заканчивали работу с пчелами и начинали гнать скотину к Аральскому морю. Кабинетный ученый не может себе представить, что значит пасти скот и какие расстояния тот может преодолеть. Если скажешь любому деревенскому скотнику, что нужно гонять животных на 1,5–2 тысячи километров осенью туда и весной обратно, он посмеется.

Бюст С. Юлаева в г. Палдиски Латвии Бюст Салавата Юлаева в городе Палдиски Латвии Фото: culture.bashkortostan.ru

«Ни одну историческую личность, ни одного национального героя народ не помнит почти 270 лет»

— А в школах РБ почему не рассказывают о Салавате Юлаеве и его подвигах в крестьянской войне?

— Ни одну историческую личность, ни одного национального героя народ не помнит почти 270 лет. А еще на образование сильно влияет политика — сегодня так, завтра эдак, послезавтра опять по-другому. В целом поменялось отношение к башкирскому народу. Еще Хрущев делал попытку ликвидировать все национальные издания, печатные СМИ на национальных языках, но именно выступление журналистов РБ во главе с поэтом Рами Гариповым заставило ЦК отойти от этой политики. В последней программе КПСС было принято такое решение, что национальности должны исчезнуть и должна быть единая формация, так называемый советский народ. Коммунистическая партия вела свой путь к единой нации, империи нации не нужны — ни советской, ни постсоветской, ни российской. На словах вроде народ есть, культура есть, красиво пляшут и поют…

Хорошо, что в советское время какая-то культурная автономия была. В 60-х годах у нас почти всех крупных начальников назначали исключительно из башкир, поскольку многие люди разговаривали на башкирском языке и не знали русского. А потом национальная культура, национальные языки начали отодвигаться на второй план. Сегодня борются за языки и культуру, но это больше политическая борьба.

— А как сейчас себя чувствует башкирский народ? В Татарстане любят вспоминать мрачный прогноз, данный один век назад Гаязом Исхаки, что татары исчезнут через 200 лет.

— Если смотреть с исторической точки зрения, то все народы рождаются и умирают. Ни один народ не приходит навечно. Сейчас на культурном уровне стараются сохранить национальную культуру, много телевизионных передач на башкирском языке. Однако нужно признать, что то же самое происходит и с русским языком. Столько заимствованных иностранных слов, что я некоторые из них до сих пор не понимаю. Вот, например, недавно только узнал, что такое «фейк». Меня всегда удивляет, почему нельзя по-русски сказать это?

Не могу представить, что дальше станет, предсказать историю очень трудно. В программе КПСС было записано, что нации должны умереть, однако они не умерли, а умер коммунистический строй. Поэтому здесь трудно сказать, какие силы возобладают. Но то, что вступил в силу новый федеральный закон о публичной власти в регионах, запрещающий главам субъектов именоваться президентами, тоже маленький шажок в сторону уничижения народов. 

— Думаете, сегодня есть силы, которые всерьез опасаются воинственного духа башкир?

— Видимо все-таки опасаются. Куштау (в 2020 году общественные активисты отстояли гору Куштау от промышленной разработки — прим. ред.) же не тронули только потому, что не осмелились силой давить. Это еще опасно чем — начни башкир давить из-за этой горы, пламя недовольства может перекинуться на Татарстан и так далее. Я так думаю, отдали Куштау, чтобы не было опасных для государства движений. Все-таки это говорит о том, что считаются с башкирами.