Сегодня в актовом зале Дворца земледельцев провожали в последний путь бывшего главу минсельхоза РТ и депутата Госдумы трех созывов Фатиха Сибагатуллина. В этот уик-энд проходят Дни Татарстана в Якутии, поэтому многие представители республиканского бомонда не смогли лично попрощаться с усопшим, но зал был практически полон, а среди прочих на траурной церемонии выступили Минтимер Шаймиев и Фарид Мухаметшин. О том, что думает об исторических книгах покойного Рафинат Яруллин и в чем была революционность закона о ветеринарном деле, к которому приложил руку Фатих Саубанович, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Церемония прощания с Фатихом Сибагатуллиным начиналась сегодня необычно рано для подобных мероприятий — в 8 часов утра, поскольку нужно было успеть до полуденного намаза предать тело усопшего земле в его родной деревне Апазово Арского района
«Фатих Саубанович говорит: «Подари ему лапти!»
Церемония прощания с Фатихом Сибагатуллиным начиналась сегодня необычно рано для подобных мероприятий — в 8 часов утра, поскольку нужно было успеть до полуденного намаза предать тело усопшего земле в его родной деревне Апазово Арского района.
Впрочем, в столь раннем начале панихиды был и некий символизм, ведь при жизни, будучи главой района и министром сельского хозяйства РТ, Сибагатуллин имел привычку выезжать на поля с первыми петухами, причем делал это вместе с подчиненными. Возможно, именно поэтому многие пришли к Дворцу земледельцев за час до начала, носилки же с телом установили здесь в актовом зале еще раньше. В фойе поставили портрет покойного, который чуть позже Минтимер Шаймиев назвал удачным, т. к. «Фатих стоит среди колосьев».
Многим участникам траурной церемонии Фатих Саубанович помог, кому делом, кому советом. Один из его протеже — нынешний замдиректора «Татагролизинга» Ильхам Валеев. Именно по рекомендации Сибагатуллина он стал начальником сельхозуправления Рыбно-Слободского района, а потом получал от старшего товарища дельные советы. «Как-то в 1999 году ему звоню, говорю, что Минтимер Шаймиев предложил мне стать на выбор главой одного из районов — Аксубаевского или Алькеевского, — рассказывает Валеев „БИЗНЕС Online“. — Фатих Саубанович посоветовал Аксубаевский, сказал, что во-первых, он соседний с Нурлатским районом, который возглавлял Сибагатуллин, во-вторых, там нефть есть». В другой раз известный политик помог коллеге сделать правильный выбор важного подарка. «Мне надо было ехать в Москву на юбилей Валерия Грайфера, не знал, что тому подарить, — вспоминает Валеев. — Ведь в Аксубаево нет какой-то эксклюзивной вещи, а Фатих Саубанович говорит: „Подари ему лапти!“ Так я повез Валерию Исааковичу лапти и воду из родника. Там на юбилее какие только миллиардеры ни собрались, а я председателю совета директоров РИТЭКа и „Лукойла“ вручил лапти».
В прошлом глава Тюлячинского и Высокогорского районов, ныне депутат Госдумы Рустам Калимуллин вспоминает своего министра теплыми словами. «Он всегда давал мудрые советы, очень хорошо знал сельское хозяйство. Будучи министром, ездил в Москву, выбивал деньги, — рассказывает Калимуллин нашему корреспонденту. — Я тогда был главой Тюлячинского района, он помогал нам и деньгами, и удобрениями, никогда не отказывал. Возил даже в столицу, знакомил с членами правительства. На прошлой неделе мы встречались с выпускниками сельхозинститута, Фатих Саубанович позвал в свой профессорский кабинет, подарил книги, дал советы по работе в Госдуме…»
Правда, сам Калимуллин не успел поработать с Сибагатуллиным в Думе, чего не скажешь об Ильдаре Гильмутдинове: они вместе представляли Татарстан в нижней палате федерального парламента на протяжении трех созывов. Он вспомнил еще об одном качестве покойного. «Если что-то обещал, то обязательно делал, если не мог сделать — не обещал. Характер был сложный, вспыльчивый, мог отругать, а через пару минут похвалить. Настоящий человек!» — сказал Гильмутдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Фатих Саубанович был мощным человеком, большой воли, но созидателем по своей природе
«Историй, связанных с ним, много, но их нельзя рассказывать»
Следующим нашим собеседником стал депутат Госсовета Марат Галеев, который даже улыбнулся в ответ на просьбу поделиться какой-нибудь историей, связанной с Сибагатуллиным: «Историй, связанных с ним, много, но их нельзя рассказывать». По словам собеседника «БИЗНЕС Online», Фатих Саубанович был мощным человеком, большой воли, но созидателем по своей природе.
«Я почему-то думаю, несмотря на то что у него были разные ступени карьеры, именно в аграрном секторе он проявил себя как большой созидатель, близкий к народу, — считает Галеев. — И когда являлся руководителем района при советской власти — а тогда были партийные органы — Мамадышского, Нурлатского, и вице-премьером, министром сельского хозяйства. Он был человеком, который старался придумывать что-то, и у него это получалось. Во всяком случае, при нем очень большие преобразования в Нурлатском районе произошли. До него тот был совершенно заброшенным. А ведь состояние района зависит от первого лица в таких системах управления». Галеев вспомнил, как вместе с Сибагатуллиным писал первый закон в России по ветеринарному делу: «Я был в то время председателем комиссии по экономическим реформам в Госсовете, а тогда не было отраслевого деления, все реформаторские законы, связанные в той или иной степени с производством, экономикой, проходили через наш комитет. Так вот мы с ним заложили ряд идей, которые потом учитывались. В тот период господствовала идея о децентрализации ветеринарного дела, но мы-то с ним понимали, что болезни и прочее границ не признают. Здесь нужно даже международное сотрудничество и централизация в рамках России, безусловно. А нас в то время даже обвиняли в сепаратизме, но мы как раз считали, что по данным полномочиям терять управление нельзя. Это было заложено в законе».
А генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин сообщил, что знаком с трудами покойного по истории. «Знаете, я читал часть его книг о тенгрианстве. Это действительно мощные работы, вот это меня поразило. Чувствуется, что человек очень глубоко подходил к ним, — сообщил Яруллин нашему корреспонденту. — Вообще, мы с ним давно знакомы, еще со времен Нурлата. Я к нему приезжал, смотрел, как работает район. Помню, тогда была модной тема биотоплива, и, когда я поехал к нему, он показывал, как рапс растет, рассказывал о нем. Это было в самом начале, и потом мы начали заниматься вот этой тематикой биотоплива. И в сельскохозяйственной отрасли он был знающим человеком».
Сибагатуллин являлся и ценителем искусства, не зря среди пришедших на панихиду оказалось много представителей творческой интеллигенции. «После того как он выпустил свои исторические книги, я его немного пожурил за то, что пишет на русском, — говорит легендарный актер театра им. Камала Азгар Шакиров. — Ведь именно нам нужны труды по истории татар. На что он ответил, дескать, книги будет раздавать своим коллегам-депутатам, пусть читают, знают нашу историю и не думают плохо о татарах. Подумав, я согласился, что он прав».
Уже полвосьмого добрая часть актового зала Дворца земледельцев была заполнена. Возле носилок с покойным сидели его родные и близкие
«Два дня Фатих плакал»
Уже полвосьмого добрая часть актового зала Дворца земледельцев была заполнена. Возле носилок с покойным сидели его родные и близкие. Вдова Радифа Сибагатуллина принимала соболезнования и любезно согласилась ответить на несколько вопросов «БИЗНЕС Online».
— За неделю до смерти у него начало болеть сердце, сильно сжимало грудь. Он сказал: «Моя милая Радифа, похоже, у меня инфаркт». После Сабантуя решили, что он ляжет в больницу на обследование. Во вторник обследовались, ему в МКДЦ сказали, что нужно сделать повторное шунтирование. Но у врачей не получилось сделать, так как все сосуды были забиты, даже ранее поставленные шунты, медики решили на другой день попробовать еще раз. И на следующий день около 3 часов ночи он скончался.
Он чувствовал свой конец, после Сабантуя собрал всех своих детей, сказал, что очень ими гордится, попросил: «Берегите мать, защищайте ее!»
— Чувствовал ли он, что уходит навсегда?
— Он осознавал свой конец, после Сабантуя собрал всех своих детей, сказал, что очень ими гордится, попросил: «Берегите мать, защищайте ее!» У нас, у татар, не принято говорить детям, что любишь их, и он сказал дочери: «Роза, я тебе никогда не говорил, что люблю тебя, а я очень тебя люблю». Мне сказал в больнице: «Не плачь, а то мне будет тяжело, будьте горды, будьте вместе!»
— Успел дать какие-то наставления?
— На 29 июля была намечена свадьба нашего сына, он сказал, чтобы молодожены непременно жили вместе со мной, пусть прямо сейчас переезжают. Два дня Фатих плакал, сказал, боится одного — что двое маленьких сыновей-близнецов останутся сиротами.
Минут за 20 до официального открытия прибыл первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, он поздоровался со стоявшими на улице людьми, общался с ним
«Где бы ни работал Фатих Саубанович, было непросто»
Кстати, о своих близнецах Фатих-абый всегда всем с гордостью рассказывал, в том числе и нашему корреспонденту, было понятно, что он хоть и не говорил им о своих чувствах, но очень сильно любил. Удивительная вещь, абсолютно все 6 детей (еще один сын Фарит умер несколько лет назад) Сибагатуллина даже внешне похожи на своего отца.
В этот уик-энд проходят Дни Татарстана в Якутии, где находятся президент Татарстана Рустам Минниханов, руководители разных уровней и деятели культуры. В противном случае помещение наверняка не смогло бы вместить всех желающих попасть на панихиду. Минут за 20 до ее официального открытия прибыл первый президент Татарстана Шаймиев, он поздоровался со стоявшими на улице людьми, общался с ними. Вскоре пришел и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, а через пять минут, даже раньше намеченного времени, началась траурная церемония, которую вел министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров.
Марат Зяббаров вкратце рассказал о жизненном пути покойного и передал слово Мухаметшину
Он вкратце рассказал о жизненном пути покойного и передал слово Мухаметшину. Тот отметил, что Сибагатуллин возглавил в 1996 году Нурлатский район, ставший передовым в агропромышленном производстве. «В этом несомненная заслуга Фатиха Саубановича как инициативного и авторитетного руководителя, умелого организатора и крепкого хозяйственника, — сказал спикер республиканского парламента. — Кроме того, он много внимания уделял экологической безопасности и разумному природопользованию. Умело защищал интересы татарстанских избирателей и работал по привлечению федеральных средств в экономику республики». После своего спича председатель Госсовета уехал, т. к. сегодня участвовал в Сабантуе, проходившим в Санкт-Петербурге, а слово предоставили Шаймиеву.
Госсоветник республики долго рассказывал о Фатыйхе Сәүбән улы, качествах некогда своего подчиненного, который был всесторонне развитой личностью, проявившей себя в политике, науке, литературе, искусстве. «Где бы ни работал Фатих Саубанович, было непросто, он всегда брался за самую тяжелую работу и достойно ее выполнял. Будь то Арский, Балтасинский или Мамадышский район, — напомнил первый президент РТ. — А это были весьма сложные в отношении сельского хозяйства территории. Фикрят Ахмеджанович (Фикрят Табеев — первый секретарь Татарского обкома КПСС (1960–1979) — прим. ред.) как-то, выступая, в сердцах сказал, что бесполезно что-то делать в Мамадышском районе, там все равно не будет хлеба, проще засеять его дубом. Правда, тогда и условия были другими, отсутствовали удобрения, техника, но, несмотря на трудности, Фатих Саубанович сумел и здесь проявить себя».
Шаймиев сказал, что Сибагатуллин «отличался от многих из нас». «Всевышний Аллах наделил его мощью, его родители, а сейчас и сыновья с внуками либо боролись, либо собираются стать борцами, такая вот семья, — напомнил госсоветник РТ. — Думаю, его имя на века впишется в историю сельского хозяйства республики. Он везде успевал, сам был ученым, подготовил многих кандидатов, докторов наук. Своеобразный человек, великая личность, оставившая глубокий след в нашей жизни».
Госсоветник республики долго рассказывал о Фатыйхе Сәүбән улы, качествах некогда своего подчиненного, который был всесторонне развитой личностью, проявившей себя в политике, науке, литературе, искусстве
«Он всех депутатов сделал татарами, приводя веские аргументы»
Взявший далее слово депутат Госдумы Гильмутдинов поведал о многолетней совместной работе в Госдуме. Многие в Москве до сих пор не могут поверить в смерть Сибагатуллина, сказал он, продолжают звонить, не веря в происшедшее: «У него был непростой характер, многие его опасались, еще больше уважали, не было [в Госдуме], наверное, коллег, с которыми он не общался. Он всех депутатов сделал татарами, приводя веские аргументы».
Глава Атнинского района Габдулахат Хакимов напомнил, что даже имя покойного соответствовало содержанию: «Имя „Фатих“ переводится с арабского как „победитель“, он всегда побеждал, только вот смерть нельзя победить». Сибагатуллин был членом-корреспондентом АН РТ, президент академии Мякзюм Салахов хоть и знал об эрудиции своего «брата», но глубину его познаний ощутил, только побыв рядом с ним почти полмесяца. «Очень мы сблизились, когда лежали в московской клинике, около двух недель вместе были, — рассказал президент АН РТ. — Ежедневно многочисленные многочасовые беседы, и тогда он раскрылся в полной мере. Я понял, какой он всесторонне эрудированный человек. Я благодарен за эти дни, и потом мы начали называть друг друга „брат“». Председатель совета ветеранов агропромышленного комплекса РТ Марс Алиев вспоминал о работе с покойным в качестве его заместителя на посту аграрного министра. Затем от имени родных всех пришедших поблагодарил сын покойного Рашит Сибагатуллин…
Фазлыев прочитал аяты Корана, а затем вознес дуа — молитву за упокой души Фатыйха Сәүбән улы
Кстати, о детях экс-депутата Госдумы высоко отозвался главный казый (шариатский судья) Татарстана Джалиль Фазлыев, сказав, что это самое главное наследие, которое Фатих Саубанович оставил: «Все они говорят по-татарски, борцы, играют на гармони». Джалилю-хазрату в свое время пришлось поработать с Сибагатуллиным. Фазлыев был экономистом, он вспоминает, как все боялись первого секретаря района, хотя тот был «ул усал булса да явыз түгел иде, конкрет иде» («суровым, но не подлым, а конкретным»).
Фазлыев прочитал аяты Корана, а затем вознес дуа — молитву за упокой души Фатыйха Сәүбән улы. После этого носилки погрузили в катафалк, который отправился в родную деревню покойного, где тот нашел последний приют.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.