«Даже если запускать новую программу по строительству жилья, первые результаты появятся минимум через несколько лет. Пока пройдет согласование, проектирование, выделение земельных участков — затянется все очень надолго», — говорит депутат Госдумы Илья Вольфсон о проблеме обеспечения военнослужащих полагающимся им по закону жильем. О том, как быстро и изящно можно решить застарелую проблему министерства обороны, не наступая на старые грабли, Вольфсон рассказал в своем авторском блоге на «БИЗНЕС Online».
«Сегодня государство многое делает для того, чтобы поддержать военнослужащих — поднять уровень жизни людей, которые защищают нашу Родину»
В очереди стоят тысячи человек, и это только верхушка айсберга
В начале июня в Госдуме приняли комплекс поправок к закону «О статусе военнослужащих», который во многом совершенствует процесс приватизации служебного жилья, расширяет перечень категорий, претендующих на внеочередное получение квартиры, и устраняет ряд неточностей. Документ нужный и правильный, однако не решающий главную проблему жилья для военнослужащих — его наличие.
Об этом как-то не принято говорить, а военные не привыкли жаловаться. Но проблема есть, и она значительная. Сегодня по всей России в очереди на жилье стоят тысячи военнослужащих, но это только верхушка айсберга. Ведь имеющееся служебное жилье, в котором живут военные, зачастую эксплуатируется не один десяток лет и находится в состоянии, близком к аварийному. Механизмов решения проблемы, чтобы это работало быстро и эффективно, к сожалению, пока нет. Министерству обороны приходится действовать в рамках имеющихся ресурсов и правовых инструментов.
Есть, конечно, программа военной ипотеки. Но она несовершенна: по факту взносов от государства недостаточно, чтобы взять адекватный кредит на покупку жилья. Тем более в текущих условиях, когда цены за год выросли чуть ли не вдвое. В итоге военнослужащим в любом случае приходится вкладывать личные средства. Справедливо ли это, если государство гарантирует обеспечить тебя жильем? Разумеется, нет. К тому же банк может элементарно отказать в предоставлении кредита из-за плохой кредитной истории. А от этого не застрахован никто, и тут не обязательно быть злостным неплательщиком — в жизни случается всякое.
Сегодня государство многое делает для того, чтобы поддержать военнослужащих — поднять уровень жизни людей, которые защищают нашу Родину. Например, мои коллеги по «Единой России» предлагают два законопроекта, которые расширяют социальную защищенность военных. Первый предусматривает возможность получения жилья членами семей погибших при исполнении своих обязанностей военнослужащих с учетом детей, родившихся после их смерти. Второй расширяет права военнослужащих в рамках накопительной ипотечной системы. Кроме того, при общей выслуге 20 и более лет они смогут использовать накопления для своих нужд.
На мой взгляд, нужны более решительные и серьезные меры, которые кардинально изменят представление о профессии военного, кратно повысят ее престиж. Если молодой человек, выбирая род деятельности, будет уверен, что он и его семья окажутся обеспечены комфортным и современным жильем не через 50 лет, а в уже обозримом будущем, то это станет серьезным фактором при принятии решения посвятить свою жизнь служению Родины.
Особенно актуален этот вопрос сегодня, когда наши ребята в ходе спецоперации самоотверженно борются с неофашизмом. Уверен, что каждый из них вне зависимости от того, сколько успел прослужить, — герой и достоин, чтобы он и его семья были обеспечены жильем, соответствующим всем требованиям и стандартам.
В то же время минобороны владеет в регионах обширным земельным банком — напрямую или через госкорпорации. Это огромные территории в хороших локациях, которые сейчас фактически никак не используются. А это перспективные участки развития и для жилья, и для социальной инфраструктуры, и для бизнеса. Разумеется, само минобороны с учетом текущей ситуации вряд ли в обозримом будущем станет каким-то образом застраивать эти участки. У него совершенно другие приоритеты.
«Даже если запускать новую программу по строительству жилья для военнослужащих, первые результаты появятся минимум через несколько лет»
По сути, мы предлагаем возродить заброшенные федеральные земли
Вам, наверное, кажется, что вы уже поняли суть моего предложения, но вы ошибаетесь. Даже если запускать новую программу по строительству жилья для военнослужащих, первые результаты появятся минимум через несколько лет. Пока пройдет согласование, проектирование, выделение земельных участков — все затянется очень надолго. К тому же уже был такой опыт, и сейчас этот недострой стоит брошенный и непонятно, что с ним дальше делать.
Но можно пойти другим путем, что позволит решить вопрос быстро и эффективно, не усиливая нагрузку на бюджет.
В чем суть предложения? Допустим, минобороны выделит какую-то небольшую часть своих неиспользуемых земель в качестве инвестиционного ресурса для инвесторов или застройщиков. Получить доступ к этому ресурсу можно будет в обмен на готовое жилье, которое передадут для стоящих в очереди военнослужащих.
Обязательное условие — инвестор передает квартиры до подписания акта приема-передачи земли, чтобы не повторился тот негативный опыт с брошенным недостроем.
Механизм следующий: инвестор или застройщик от региона подает заявку на земельный участок, который минобороны выделило в качестве доступного для гражданской застройки. За свой счет заявитель проводит оценку стоимости земли, достоверность которой проверяет государственная экспертиза. Допустим, выбранный участок, например в Казани, занимает площадь 10 га, его могут оценить примерно в 1 млрд рублей. На эту сумму инвестор передает минобороны квартиры, купленные по утвержденным критериям: например, не старше 5–7 лет, с чистовой отделкой, определенной площади и по расценкам федерального минстроя.
Что мы этим решим? Мы убиваем сразу трех зайцев:
- сразу обеспечиваем военнослужащих и участников спецоперации комфортным и современным жильем без долгих лет ожидания;
- оживляем вторичный рынок;
- осваиваем депрессивные территории: это сети, социальная инфраструктура, общественные пространства, коммерция, жилье.
Все вместе это даст колоссальный толчок для развития — по сути, это будет возрождение федерального земельного банка.
И отдельно стоит отметить, что данный процесс не должен быть привязан к региону. Т. е. в обмен на землю в Татарстане инвестор может покупать квартиры в Тюмени, Подмосковье или Саратове — в зависимости от того, где есть потребность в жилье. Для покупки жилья можно использовать целевые льготные кредиты из фонда национального благосостояния, скажем под 3–3,5%. Это будут «окрашенные» деньги исключительно для приобретения квартир для минобороны и в отличие от денег на военную ипотеку — возвратные.
Сегодня главная проблема этой земли — крайне забюрократизированный процесс отчуждения. Такая процедура может занимать примерно от трех до пяти лет. Сейчас мы наделили правительство РФ дополнительными полномочиями, в том числе в упрощенном порядке заключать госконтракты, т. е. они могут предусмотреть предоставление земельных участков по упрощенной схеме.
Конечно, нужен пилотный проект, чтобы посмотреть, как это будет работать. А при успешной реализации можно масштабировать данный опыт и на другие важные сферы деятельности, например для жилья молодым ученым. Тем более у минобрнауки и ряда госкорпораций в земельном банке почти 2 млн «квадратов», которые простаивают просто так — нет процедуры предоставления.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.