«Рабочие, которые там были, просто закрылись в соседнем здании, и нам его не открывали», — рассказывала представитель комитета РТ по охране объектов культурного наследия в суде о том, как они вместе с СКР проверяли исторический объект — здание Адмиралтейской слободы на улице Карла Маркса. Оно перед Универсиадой досталось компании Алексея Семина, чьи специалисты должны были отреставрировать здание. В ОКН уверены, что работы привели к нарушению лепнины, деревянных печей и лестниц. Адвокаты просят доказать, что вина именно на фирме лендлорда. Подробности судебных баталий — в материале «БИЗНЕС Online».
В Верховном суде интересы УК, возглавляемой Хайруллиным, представляли адвокат Дмитрий Хомич и юрист Анастасия Ахметвалиева
Как дело полтора года «гуляло» по судам
Дело о повреждении объекта культурного наследия на ул. Карла Маркса (здание Адмиралтейской конторы), 17 попало в Верховный суд РТ уже во второй раз. Сначала — после решения Вахитовского суда, который назначил подконтрольной Алексею Семину фирме ООО «Управляющая компания „Капитал-Траст-Инвест“» штраф в 250 тыс. рублей. Затем — после 6-го кассационного суда в Самаре, который это решение отменил.
Подробности дела «БИЗНЕС Online» подробно описывал ранее. Так, в августе 2021 года СКР по РТ возбудил уголовное дело о повреждении исторических объектов (ст. 243 УК РФ) в отношении неустановленных лиц. Претензии следователей касались двух объектов — это дом №3/24 на улице Лобачевского, расположенный на границе парка «Черное озеро» (объект известен как номера Михайлова), а также дом №17 на Карла Маркса. Одновременно с возбуждением дела комитет РТ по охране объектов культурного наследия (ОКН) составил протоколы об административных правонарушениях в этих зданиях. Как объясняли собеседники нашей газеты, разница между уголовным преследованием и делами по КоАП в том, что в первом случае претензии предъявляются физическому лицу, а во втором их можно предъявить юрлицу. Таким образом, органы фактически зашли на эти объекты с «двух сторон».
В сентябре 2021 года Вахитовский суд признал УК «Капитал-Траст-Инвест» (ее директор — Роберт Хайруллин) виновной по делу о повреждении объекта на ул. Карла Маркса, 17 и назначил штраф в 250 тыс. рублей. ВС РТ в ноябре это решение утвердил. В мае 2022 года 6-й кассационный суд постановил: в протоколе, составленном сотрудниками комитета ОКН, не указано время, когда было совершено нарушение. Кроме того, суды не проверили доводы защитников, которые указывали, что в протоколе не отражены повреждения, которые приписывают субподрядчику.
Не исключено, что неслучайно именно это здание стало главной точкой в противостоянии стороны защиты и «обвинения»: все это было на фоне слухов о возможном процессе изъятия у Семина здания Адмиралтейской конторы — через суд. Формальным поводом для иска может послужить значительный ущерб, нанесенный памятнику, и многолетний простой здания без ремонта, говорили наши собеседники.
В сентябре 2021 года Вахитовский суд признал УК «Капитал-Траст-Инвест» (ее директор — Роберт Хайруллин) виновной по делу о повреждении объекта на ул. Карла Маркса, 17 и назначил штраф в 250 тыс. рублей
Комитет РТ по ОКН: «Рабочие закрылись в соседнем здании и не открывали!»
В Верховном суде интересы УК, возглавляемой Хайруллиным, представляли адвокат Дмитрий Хомич и юрист Анастасия Ахметвалиева. Сам Хайруллин на заседание не пришел, хотя суд направлял ему повестку. От комитета РТ по ОКН выступила начальник отдела госнадзора и судебно-административной практики Оксана Верия. Она же, к слову, и составляла протокол, споры вокруг которого идут в судах. Судья Рамиль Маликов допросил ее в качестве свидетеля: попросил рассказать, как все было в тот день.
По словам Верии, здание на ул. Карла Маркса, 17 они пошли проверять не по своей инициативе. Оказалось, 21 июля 2021 года в комитет пришел запрос из 4-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Татарстану — просили предоставить информацию по историческим объектам, принадлежащим компаниям Семина, в том числе и по зданию Адмиралтейской конторы. Также просили «обеспечить явку специалиста» на обследование этого здания. «Мы вместе со следователями прибыли на данный объект и обследовали его», — рассказала Верия.
От комитета РТ по ОКН выступила начальник отдела госнадзора и судебно-административной практики Оксана Верия (слева)
После того как здание осмотрели, СКР затребовал у комитета акт осмотра. «Мы должны были принять меры реагирования по тем нарушениям, которые были выявлены на данном объекте», — продолжала специалист. Потому они и составили протокол по ч. 1 ст. 7.14.1. КоАП РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ»). Максимальное наказание по этой части для юрлиц — от 500 тыс. до 20 млн рублей. Вахитовский суд, к слову, поступил гуманно: назначил наказание ниже низшей нормы в 2 раза — 250 тыс. рублей.
Нарушения, которые нашли на объекте, отражены в акте осмотра, который составляли специалисты комитета ОКН, а также в документах следственного комитета, сообщила Верия.
«В том числе зафиксировали нахождение на территории объекта двух [зданий] капитального строительства, повреждение предмета охраны объекта, в том числе утрата лепнин, кованой лестницы, исторических печей, несущие стены были повреждены, между постройками-объектами и самим объектом культурного наследия сделаны дверные проемы, то есть проход. Соответственно, здание получило повреждения», — сказала в суде Верия. По ее словам, разрешительных документов на проведение работ не было. При этом, припомнила она, в Вахитовском суде защитники компании говорили, что они это все делали «в рамках противоаварийных работ». На такие работы разрешения у УК имелись, но срок их действия давно вышел, указала представитель ОКН. Да и те повреждения, которые были обнаружены, в перечень этих работ не входили.
На этом аргументы представителя комитета ОКН не закончились. Она отметила, что работы проводились не в 2012–2013 годах, как указывают защитники, а позже. В доказательство этому Верия представила фотографии с панорам Google и «Яндекс» — там, по ее словам, видно, как и в какой период проводились работы (правда, озвучивать эти периоды в суде не стали).
21 июля 2021 года в комитет РТ по ОКН пришел запрос из 4-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Татарстану — просили предоставить информацию по историческим объектам, принадлежащим компаниям Семина
«Кроме того, когда мы выходили в 2021 году со следственным управлением, мы зафиксировали факт проведения работ даже на момент проверки! — заявила Верия. — Рабочие, которые там были, просто закрылись в соседнем здании, и нам его не открывали». Попасть в подсобку к рабочим они не смогли, сообщила специалист, потому что это здание «не было предметом проверки». Но в самом здании Адмиралтейской конторы, по ее словам, нашли «предметы быта»: чай, кофе, одежду.
— То есть вы считаете, что факт правонарушения налицо и он доказан? — уточнил судья у специалиста.
— Абсолютно! — ответила она.
— Уважаемый суд, просто налицо эта стройка, она идет до сих пор! Сейчас, правда, они уже начали получать разрешения [на проведение работ].
Дом №3/24 на улице Лобачевского
Юристы Семина: «Неизвестно, когда эти повреждения возникли»
Адвокат Хомич попросил суд отнестись к показаниям специалиста комитета «критически»: мол, сообщает те сведения, которыми «не может обладать». Например, по уголовному делу она не участвует, но рассказывает суду, что оно не прекращено и что по нему проводится стоимостная экспертиза. «Считаю, что это злоупотребление правом с целью отстоять свою, в общем-то, весьма шаткую позицию», — сказал адвокат.
Защитник также напомнил, как это здание перешло в руки УК «Капитал траст инвест» — это ранее подробно описывал «БИЗНЕС Online»: от города — в руки инвестора, который привел бы его в надлежащий вид перед Универсиадой-2013. По словам адвоката, специалист комитета ОКН так и не рассказала, какие повреждения и когда были причинены зданию. И нет никаких доказательств того, что перечисленные Верией разрушения — печи, лепнины и т. д. — совершены нынешним собственником, а не предыдущими. «Речь идет о дровяных печах, а там раньше был больничный комплекс, госпиталь — неизвестно, когда эти повреждения возникли», — сказал адвокат.
Защита просила решение Вахитовского суда отменить и прекратить дело за недоказанностью. Суд, вернувшись из совещательной комнаты, встал на сторону защиты и отменил штраф, назначенный Вахитовским судом. Дело прекращено, но стороны могут обжаловать и это решение.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, какие работы велись в здании Адмиралтейской конторы на момент визита следователей, специалист комитета РТ по ОКН Верия не ответила и посоветовала обращаться в пресс-службу. Защитники пояснили, что рабочие, когда на объект приехали сотрудники СКР и ОКН, просто убирали мусор. По их словам, никаких работ на тот момент в здании не велось. Ахметвалиева отметила, что в последний раз разрешение на проведение работ компания получала в 2013 году, после этого никаких работ не вела. Последнюю просьбу, поданную недавно, о выдаче разрешений на ремонтные работы, по словам адвоката, комитет РТ по ОКН отклонил — якобы по причине того, что еще не установлен предмет охранных обязательств.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.