Под самый конец недели о неожиданных перестановках сообщили в хоккейном «Нефтехимике»: на посту председателя совета директоров принца ТАИФа Тимура Шигабутдинова сменил чемпион Европы по баскетболу – 2007 Сергей Быков. Опыта в хоккее у него нет, зато есть большой опыт работы в СИБУРе — главном спонсоре нижнекамского клуба. После нового назначения «Нефтехимик» стал первым профессиональным спортивным клубом в Татарстане, куда «сибуровцы» внедрили своего человека в руководство. Но остается вопрос: увеличат ли финансирование нижнекамцам и удивят ли новыми высокими задачами? Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
После баскетбольной карьеры Быков обосновался в нефтехимической компании. На него легла реализация всех социальных мероприятий компании, большая часть которых была связана с баскетболом
Из баскетбола — в хоккей
Вряд ли 39-летний экс-капитан баскетбольной сборной России и чемпион Европы – 2007 Сергей Быков, выступая, в частности, за ЦСКА и УНИКС, мог представить, что когда-нибудь возглавит хоккейный клуб. Но, как говорится, жизнь — лучший драматург. В пятницу поздно вечером нижнекамский «Нефтехимик» объявил, что Быков был избран новым председателем совета директоров клуба. В официальном релизе новый руководитель указан, разумеется, не как баскетболист, а как менеджер по поддержке инвестиционной деятельности и социальной политике СИБУРа — и это могло удивить тех, кто не следил за карьерой спортсмена в последние годы.
Действительно, после баскетбольной карьеры (а закончилась она работой в тренерском штабе Сергея Базаревича в сборной России) Быков обосновался в нефтехимической компании. На него легла реализация всех социальных мероприятий компании, большая часть которых была связана с баскетболом — и объясняется это не только прошлым нашего героя, но и большой любовью к этому виду спорта многолетнего главы СИБУРа, ныне покинувшего свой пост из-за санкций, Дмитрия Конова. Компания сотрудничала с Единой лигой ВТБ по программе переработки пластика, профинансировала строительство арены для баскетбольного «Зенита», впрочем, не забрав себе сам питерский клуб, который выиграл российский чемпионат в этом году и прервал гегемонию ЦСКА. В активе СИБУРа вообще не было никаких спортивных клубов до недавнего времени, зато они были у другого нефтехимического гиганта — ТАИФа. И в большом количестве — футбольные «Рубин» и «Нефтехимик», хоккейный «Нефтехимик», ватерпольный «Синтез».
После того как СИБУР поглотил ТАИФ, все они перешли под управление новой компании — и анализом новых активов занялся в том числе новый председатель совета директоров «Нефтехимика». Быков был знаком Татарстану по выступлению за казанский УНИКС в сезоне 2014/15, но в последнее время раскрылся в новом качестве: по сути, он стал связующим элементом между СИБУРом и всеми спортивными менеджерами в республике, кто не обладает достаточным весом для встречи с Коновым и Ко напрямую. В частности, Быков, по нашим данным, провел несколько встреч с генеральным директором «Рубина» Рустемом Саймановым. После того как СИБУР получил всю информацию об их новых клубах, была выбрана следующая линия: клубы не бросаем из уважения к Татарстану и руководству республики, поддерживаем их в прежнем объеме, однако не вмешиваемся в управление ими.
Так, «Нефтехимик» еще в феврале смог отправить в КХЛ документы для участия в следующем сезоне — в том числе гарантийное письмо от «Нижнекамскнефтехима», своего генерального спонсора, который к тому моменту уже находился в структуре СИБУРа. Финансирование в нижнекамском клубе не меняется из года в год и, по нашим данным, держится в пределе 400–500 млн рублей в год. Если раньше Быков следил только за переводом этой суммы от НКНХ в «Нефтехимик», то теперь, по крайней мере формально, будет отвечать и за ее распределение в клубе. Однако уже сейчас можно предположить, что Быков ввиду своей занятости в СИБУРе и отсутствия опыта в хоккее не будет вмешиваться в трансферную политику клуба и его каждодневную работу. Его назначение на главный пост в «Нефтехимике» стоит воспринимать как некий гарант, что СИБУР не будет бросать хоккейный клуб в ближайшей перспективе. О каких-либо структурных изменениях в работе клуба с назначением Быкова «Нефтехимик» не сообщил.
На посту председателя совета директоров Быков сменил Тимура Шигабутдинова (на фото), сына бывшего главы ТАИФа и одного из основателей компании Альберта Шигабутдинова
Стратегия до 2030 года запнулась на 2022-м
На посту председателя совета директоров Быков сменил Тимура Шигабутдинова, младшего сына бывшего главы ТАИФа и одного из основателей компании Альберта Шигабутдинова. Покинул должность он так же неожиданно, как занял. В хоккейный «Нефтехимик» Шигабутдинов-младший пришел в марте 2020 года. До него клубом управлял генеральный директор «Нижнекамскнефтехима», Шигабутдинов же вошел в совет директоров в качестве зама гендиректора. Тем не менее мало кого удивило, что молодой и перспективный представитель династии Шигабутдиновых собрал в своих руках главные спортивные проекты компании в Нижнекамске. В момент назначения в «Нефтехимик» хоккейный он уже был президентом «Нефтехимика» футбольного.
Начал свою работу в хоккейном клубе Шигабутдинов размашисто — первым делом он поручил разработать стратегию развития «Нефтехимика» до 2030 года. Прошло два года, а представители клуба об этой стратегии так не рассказывали. Вместо громких планов «Нефтехимика» хоккейная общественность год за годом обсуждала слухи, что клуб вот-вот покинет состав участников КХЛ и перейдет во вторую по силе лигу — ВХЛ. Возможно, стратегия споткнулась о финансы: даже для реализации самых скромных планов не хватает 400–500 млн, которых едва достаточно для комплектования команды и средних результатов.
Совсем другая ситуация тем временем была в футбольном «Нефтехимике». Им Шигабутдинов управлял более активно и амбициозно. В 2020 году стадион клуба в Нижнекамске обновили за 400 млн рублей — это был один из крупнейших социальных проектов ТАИФа в городе. В это же время в «Нефтехимике» серьезно задумывались о выходе в премьер-лигу: команда шла в первой пятерке чемпионата ФНЛ и при должном напоре могла бы зацепиться за свой шанс. Этим амбициям не суждено было сбыться, тем не менее Шигабутдинов смог громко заявить о себе в футбольном мире через РФС: ТАИФ стал партнером союза по развитию футбола в регионах, а менеджер вошел от компании в попечительский союз, где заседал наряду с Леонидом Михельсоном из СИБУРа, Петром Авеном из Альфа-Банка, Олегом Белозеровым из РЖД и другими титанами российского бизнеса. ТАИФ профинансировал строительство манежа «Искандер» в Казани и готовился (по крайней мере, на словах) выделить 200 млн рублей на строительство футбольной академии в Нижнекамске.
Покинув хоккейный клуб, Шигабутдинов продолжает возглавлять футбольный «Нефтехимик». Отметим только, что там не прописан в уставе совет директоров — есть только должность президента. Вместе с тем Шигабутдинов единственный из топ-менеджмента ТАИФа сохранил высокие позиции после слияния с СИБУРом. Если его старший брат Руслан Шигабутдинов объединенную компанию покинул, то Тимур даже пошел на повышение и возглавил новую структуру СИБУРа — дирекцию синтетических каучуков. Живет он теперь не в Нижнекамске, а в Москве.
Последний год, по нашим данным, Шигабутдинов практически не участвовал в жизни хоккейного «Нефтехимика» — и все управление перешло на плечи директора клуба Игоря Ларионова
«Нефтехимик» в КХЛ: гордый середняк
Последний год, по нашим данным, Шигабутдинов практически не участвовал в жизни хоккейного «Нефтехимика» — и все управление перешло на плечи директора клуба Игоря Ларионова. Туда он пришел в 2019-м после того, как покинул «Нижнекамскнефтехим». После небольшого периода адаптации на новой должности и изучения хоккейных тонкостей Ларионов сформировал в Нижнекамске неплохой спортивный проект. Не обладая ресурсами для привлечения звезд, «Нефтехимик» ищет молодых хоккеистов на перспективу, которых затем можно продать в большие клубы и заработать на этом. В это межсезонье таким хоккеистом оказался Марат Хайруллин: лучший бомбардир «Нефтехимика» перешел в СКА за 90 млн рублей.
За обкатку талантов в Нижнекамске отвечает Олег Леонтьев — один из самых перспективных тренеров в КХЛ на данный момент. Обычно клубы лиги не рискуют брать к себе на работу специалистов из ВХЛ, где Леонтьев провел большую часть карьеры, однако «Нефтехимик» решил действовать вне шаблонов. И не прогадал. В прошлом сезоне нижнекамская команда заняла 7-е место в Восточной конференции по итогам регулярного чемпионата и вышла в плей-офф. Учитывая скромный бюджет клуба, само по себе попадание в восьмерку для «Нефтехимика» — огромный успех.
В Кубке Гагарина нижнекамцы вышли на «Трактор», который выиграл серию с сухим счетом 4 – 0. Но нельзя сказать, что нижнекамская команда не боролась: все четыре матча были проиграны с разницей лишь в одну шайбу. Не стоит удивляться, если Леонтьев, который за год сумел поднять команду с 11-го места и создал борющийся за плей-офф коллектив, в ближайшем будущем пойдет на повышение в топ-клуб КХЛ.
Этим летом «Нефтехимик» грамотно усилил свою команду: для выступления в топ-6 атаки прибыли Андрей Белозеров и Михаил Назаров, которые были ведущими бомбардирами «Лады» в ВХЛ. Алексей Мурыгин призван усилить вратарскую линию, а Денис Паршин и Энтони Камара — третье и четвертое звено команды. В системе клуба подрастает перспективная молодежь, с которой умеет работать Леонтьев, поэтому стоит посмотреть на то, как нижнекамцы выступят в будущем сезоне. Если команда добьется успехов, добыты они, конечно, в обстановке полной неопределенности. Настояв на создании клуба КХЛ в Нижнекамске, ТАИФ затем не смог наполнить его содержанием. Если «Ак Барс» каждый год борется за Кубок Гагарина и служит визитной карточкой республики, за что борется «Нефтехимик»? На солидные результаты у клуба нет средств, а для развития молодых хоккеистов из Татарстана нет плановой работы в детско-юношеском хоккее. Будет ли это менять СИБУР?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.