Пожар начался с Каракалпакстана

В Узбекистане началась «чилля» — это период изнуряющего 40-дневного безветренного летнего зноя. В такое время пожар может заняться от любой случайно брошенной спички или окурка. Местные власти настоятельно рекомендуют населению ограничить до минимума нахождение на открытом воздухе и вообще уменьшить любую активность. Но реальная жизнь диктует свои правила.

Уберечься не удалось — огонь вспыхнул в Каракалпакстане, но пожар случился не природный, а человеческий. В конце минувшей недели в столице республики — Нукусе, а также в ряде других городов вспыхнули многотысячные протесты, причиной которых стали опубликованные накануне поправки к Конституции Республики Узбекистан, которые лишают бывшую автономию суверенного статуса и закрывают прописанную ранее в Конституции страны возможность выхода из состава Узбекистана.

Декларация о суверенитете Каракалпакстана была принята в 1990 году. В начале 1993-го был подписан межгосударственный договор, по которому Республика Каракалпакстан вошла в состав Республики Узбекистан. В 1920-е Каракалпакия относилась к Советскому Казахстану, а в 1932–1936 годах находилась в составе РСФСР. С 1936 года  — автономия в составе Узбекской ССР.

Площадь Каракалпакстана составляет более трети территории страны, однако проживают здесь менее 2 млн человек. Каракалпаки — четвертый по численности народ Узбекистана (752,7 тыс. человек). Каракалпакия богата полезными ископаемыми, но из-за преимущественно пустынной территории и засоленности почв сельским хозяйством здесь заниматься невозможно. Поэтому с советских времен данная территория является глубоко дотационным регионом. Ситуация обострилась после гибели Аральского моря. Инвестиции на новые производства на территории республики направляются исключительно за счет центрального правительства.

Каракалпакский язык ближе к казахскому, чем к узбекскому. Да и по своему менталитету и культуре эти два народа близки друг другу. Поэтому в соседнем Казахстане с самым пристальным вниманием следили за развитием конфликта. Тем не менее Казахстан почти сразу сообщил о временном закрытии на границе с Узбекистаном пункта пропуска «Тажен» – «Даут-ата» (Каракалпакстан). Следующим шагом должна была стать запланированная приостановка железнодорожного сообщения.

МВД и МИД Узбекистана уверены, что события, произошедшие накануне в Автономной Республике Каракалпакстан, были попыткой захвата власти. «Несмотря на проводимую Республикой Узбекистан политику открытости и свободного волеизъявления, 1 июля 2022 года в городе Нукусе преступная группа лиц организовала противозаконные действия, выразившиеся в попытке захвата органов государственного управления Республики Каракалпакстан», — говорится в их совместном заявлении. В то же время власти республики подозревают, что эти протесты поощряли внешние силы, пытавшиеся повлиять на развитие ситуации в Каракалпакстане путем «целенаправленных информационных выбросов и искажения происходящих событий».

Власти не пойдут на поводу митингующих («с террористами переговоры не ведем»), остаются на своих позициях и, скорее всего, готовят силовой сценарий решения проблемы, которая разгорается словно пожар в джунглях Власти не пойдут на поводу митингующих («с террористами переговоры не ведем»), остаются на своих позициях и, скорее всего, готовят силовой сценарий решения проблемы, которая разгорается словно пожар в джунглях Фото: скриншот видео

Будет ли принят силовой сценарий разрешения конфликта?

В субботу в первой половине дня вице-спикер Законодательной палаты олий мажлиса Узбекистана, пресс-секретарь конституционной комиссии по реформе Конституции Одилжон Тожиев опубликовал заявление по ситуации в Каракалпакстане. «Члены конституционной комиссии внимательно следят за ситуацией, анализируют мнения, озвучиваемые в сети», — сообщил он. «Группа популистов, надеясь, что провокационные действия дадут результат, ударилась в лозунги и призвала людей выйти на улицы», — отметил депутат. «Подчеркиваем, что представленный конституционной комиссией законопроект в конечном итоге станет выражением устремлений и чаяний народа Узбекистана, в том числе каракалпаков. Провокаторы, пытавшиеся вызвать массовые беспорядки, не представляют общего мнения каракалпакского народа», — заявил Тожиев.

В переводе с «птичьего», чиновничьего языка это значило, что власти не пойдут на поводу митингующих («с террористами переговоры не ведем»), остаются на своих позициях и, скорее всего, готовят силовой сценарий решения проблемы, которая разгорается словно пожар в джунглях. Перед глазами стоял живой пример соседнего Казахстана, власти которого в январе нынешнего года пошли на самые жесткие меры при подавлении протестов. Мало того, обратились за внешней помощью в ОДКБ. Узбекистан дважды входил и выходил из Организации Договора о коллективной безопасности и возвращаться туда пока не собирается. В случае реальной угрозы официальный Ташкент имеет право напрямую обращаться за военной помощью к России на основании союзнического договора от 2005 года. 

Из-за чего разгорелся конфликт?

В чем суть конфликта? Ниже в таблице в левой колонке приведены действующие номы Основного закона. А в правой — предлагаемые изменения.

Пожар потушен? За счет чего?

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в субботу вылетел в Нукус, где накануне произошли массовые демонстрации. На совещании в Нукусе он заявил, что действующие редакции статей №70, 71, 72, 74 и 75 Конституции Узбекистана, вызвавшие недовольство жителей Каракалпакстана, должны быть сохранены без изменений. Таким образом, пожар, возможно, потушен.

В быстром и бескровном разрешении конфликта в первую очередь заинтересован сам Мирзиёев. Конституционная реформа по большому счету затеяна, чтобы он мог и дальше оставаться у власти. Нет гарантии, что в период турбулентности он сможет сохранить свое кресло. И это касается не только его, а любого политика, время правления которого выпало на коронакризис и нынешние сложности, связанные с закрытием границ, нарушением логистических цепочек и т. д., что в итоге приводит к подорожанию всего и вся. На этом фоне рейтинг любого лидера государства падает, в том числе и Мирзиёева.

Законодательная палата узбекистанского парламента (олий мажлис) одобрила в первом чтении проект конституционных поправок, среди прочего предлагается увеличить президентский срок с 5 до 7 лет. При этом Конституция Узбекистана запрещает одному человеку занимать президентский пост более двух сроков подряд. В октябре 2021 года Мирзиёев был переизбран на новый (последний) срок.

7-летний срок был введен ровно 20 лет назад предшественником Мирзиёева Исламом Каримовым. Это позволило ему в 2007 году в третий раз баллотироваться на пост президента. Предыдущие пятилетние сроки благодаря этой поправке как бы обнулялись, и для него начинался новый отчет. В 2011 году Каримов, играя в демократию, вновь вернул пятилетний срок. История развивается по спирали.

Для Мирзиёева важно провести конституционную реформу «без шума и пыли». Попытка лишения Каракалпакстана суверенитета — это еще реверанс в сторону «имперски» настроенной узбекской политической элиты, на плечах которой держится его власть. Наверняка немаловажную роль сыграла и нынешняя непростая ситуация. На постсоветском пространстве и так все неспокойно — идет специальная военная операция на Украине, соседний Казахстан только приходит в себя после январских событий, новый очаг пожара никому не нужен. К вопросу о «суверенитете» Каракалпакии можно вернуться позже, когда все успокоится. А сейчас «раскачивать лодку» никому не выгодно.      

P. S. Несмотря на уступки, озвученные лидером Узбекистана, ситуация в Каракалпакстане резко обострилась к вечеру субботы. Из северных районов республики в Нукус стало стягиваться население. По дороге они разрушали блокпосты. На центральной площади Нукуса собрались порядка 20–25 тыс. человек. Силовики начали применять оружие и слезоточивый газ. В Нукус перебрасывают дополнительные воинские подразделения. Президент Узбекистана Мирзиёев ввел на территории Каракалпакии режим чрезвычайного положения на период с 3 июля до 2 августа.