«После завершения процесса объединения авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» все точки над «i» будут расставлены – это будет полностью наша региональная компания» |
НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ АЭРОПОРТА СДАДУТ В ИЮЛЕ ЭТОГО ГОДА
- Ленар Ринатович, о чем вы докладывали комиссии под руководством Игоря Шувалова, которая работала в Казани 28 - 29 февраля?
- У нас есть профильное деление по объектам, и лично я отвечаю за казанский аэропорт – строительство нового терминала, новой взлетно-посадочной полосы, перрона, интермодальной ветки для электрички на аэропорт.
- По аэропорту какая сегодня ситуация?
- Ситуация рабочая – мы идем в графике по строительству и терминала, и плоскостных сооружений – новой взлетной полосы и перрона. В рамках графика работают и железнодорожники. Все должны завершить 2012 годом.
- Нет никаких замечаний ни к ритмичности финансирования, ни к качеству выполняемых работ?
- Что касается финансирования, то по комплексу аэропорта претензий нет. А взлетно-посадочная полоса и перрон – это федеральные объекты с федеральным финансированием. Но есть еще масса объектов – ограждение аэропорта, светосигнальное оборудование и т.п.
По строительству терминала мы с нашими болгарскими партнерами идем в графике – сейчас ведутся отделочные работы. Думаю, в июле этого года терминал будет готов к сдаче в эксплуатацию. Единственное, в проект было внесено изменение - добавили четыре телетрапа, и вот ими мы сможем пользоваться только, наверное, в начале 2013 года.
- Насколько увеличится пропускная способность аэропорта с вводом нового терминала?
- Пропускная способность нового терминала будет порядка 1,2 миллиона пассажиров в год. Плюс - у существующего терминала чуть более миллиона, и получается, что пропускная способность аэропорта удвоится.
- Старый терминал тоже будет действовать?
- Совершенно верно, только его здание будет приведено в архитектурное соответствие с новым терминалом – будут заменены фасад, кровля.
- Как терминалы будут делиться – по направлениям или по категориям пассажиров? Новый опять отдадут под «vip-обслуживание»?
- Технологичное деление, безусловно, будет. Новый терминал станет основным, и у него будет две зоны вылета - по международным линиям и по внутренним. Существующий терминал пока будет работать в прежнем режиме, но какие-то технологические деления мы там произведем, и вылет по ряду направлений будет производиться оттуда. А вот Терминал-2, который был построен к 1000-летию Казани, будет полностью переоборудован под бизнес-обслуживание для деловой авиации. Это мировая практика – везде есть подобные терминалы.
Наша цель – создать региональный поволжский хаб, мы и авиакомпанию развиваем в этом направлении.
БОЛГАРСКИЕ ПАРТНЕРЫ ВЛОЖАТ БОЛЕЕ 2 МЛРД. РУБЛЕЙ
- Терминал принадлежит болгарам? Сколько они внесли средств?
- Аэропорт - совместное предприятие, где 50 процентов принадлежит болгарской компании, 50 процентов - Татарстану. Управлять СП будет совместная структура. На сегодня в строительство нового терминала болгарские партнеры вложили более одного миллиарда рублей.
- А республика чем вложилась в СП?
- Республика вошла капитальными объектами и землей.
- Стоило ли из-за миллиарда отдавать болгарам аэропорт?
- Во-первых, никто им его не отдавал – создано совместное предприятие 50 на 50, во-вторых, в целом они вложат более 2 миллиардов рублей. Это очень серьезные инвестиции.
- Один из наших читателей в болгарах сомневается: «Авиакомпания «Татарстан», курируемая с 2008 года болгарскими инвесторами, была доведена практически до предбанкротного состояния. Зачем испытывать судьбу дважды и ждать, пока эти инвесторы доведут до ручки и аэропорт Казань?» (Михаил Васильевич)
- Это частное мнение… На сегодня у нас есть стратегический партнер, и мы пока не усомнились в его репутации – он свои обязательства выполняет. У нас идет совместный процесс строительства, и нет никаких оснований нашим партнерам не доверять.
- На каком этапе слияние двух авиакомпаний - «Татарстан» и «Ак Барс Аэро»?
- Решение принято, идет процесс.
- А что показал аудит авиакомпании «Татарстан»? Говорят о каких-то фантастических долгах…
- Без заключения официального аудита не хотел бы комментировать ситуацию, но вопросы там, конечно, есть. После завершения работы компании Pricewaterhouse Coopers всю информацию обнародуем.
В ТАТАРСТАНЕ СОЗДАЮТ РЕГИОНАЛЬНУЮ АВИАКОМПАНИЮ
- Какую роль в авиакомпании сейчас выполняют болгарские партнеры?
- Болгарские партнеры пока участвуют в структуре авиакомпании.
- В управлении?
- Нет, структуру управления мы изменили. С болгарскими партнерами мы договорились, что они выходят из этого бизнеса. После завершения процесса объединения авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» все точки над «i» будут расставлены – это будет полностью наша региональная компания.
- И контрольным пакетом, по сути, будет владеть «Ак Барс Холдинг»?
- В данном случае мы говорим пока о слиянии с «Ак Барс Аэро».
- Но, наверное, «Ак Барс Аэро» будет «локомотивом» развития?
- Конечно.
«К 2013 году уже будет 15 канадских 50-местных самолетов CRJ200, которые будут подвозить из регионов пассажиров, и порядка 7 среднемагистральных самолетов типа Airbus-319 и -320» |
- Как вы объясняете тот факт, что у «Татарстана» с болгарами не получился бизнес, а «Ак Барс Аэро», наоборот, интенсивно развивается?
- Я думаю, не все так просто. Причин очень много, и в первую очередь экономических – они попали в сложную ситуацию из-за мирового кризиса, который больно ударил по авиационному бизнесу. А нам в этот момент нужно было серьезно модернизировать нашу авиакомпанию. Сложилось не все так удачно, как хотелось бы, но не совсем безнадежно.
Считаю, что у «Ак Барс Аэро» сегодня хорошая продуманная политика - они за короткий срок четко показали, к чему стремятся. В прежней модели развития - небольших магистральных полетов - они, может быть, лучше себя чувствовали. Но сейчас политика развития изменилась – мы говорим о региональной авиакомпании, и к этому нас активно стимулирует Росавиация, которая понимает, что 80 процентов всех авиаперевозок приходится на московский узел, и он действительно перегружен. Еще несколько лет, и там будут проблемы. Поэтому Росавиация хочет, чтобы ряд направлений забрали регионы.
А нам будет нужна авиакомпания, которая бы небольшими самолетами из соседних регионов подвозила пассажиров в Татарстан, а отсюда – магистральными самолетами развозила во все точки мира. Согласитесь, удобнее же из Чувашии прилететь в Казань, чем в Москву, чтобы потом куда-то вылететь.
- Сколько должно у нас быть самолетов при такой модели?
- Мы планируем, что к 2013 году у нас уже будет 15 канадских 50-местных самолетов CRJ200, которые будут подвозить из регионов пассажиров, и порядка 7 среднемагистральных самолетов типа Airbus-319 и -320, впоследствии мы выйдем на цифры 10 - 15.
- Какую задачу ставите авиакомпании?
- Среди региональных авиакомпаний мы должны стать компанией номер один.
- Каков объем инвестиций нужен для этого? Будет лизинг самолетов? Бизнес-план уже есть?
- Думаю, в ближайшее время «Ак Барс Холдинг» цифры обозначит. Понятно, что мы в первую очередь будем говорить об оперативном лизинге, потому что сразу купить столько самолетов - очень дорого.
- А почему ставка делается на Airbus, а не на Boeing?
- Airbus больше подходит нам, во-первых, по одной простой причине – у него больше «свежих» предложений на рынке. Во-вторых, у него получше экономика.
«В метро тоже многие не верили, говорили: зачем нам это метро? На первом этапе метро перевозило от 15 до 35 тысяч пассажиров, а сейчас до 70 - 80 тысяч ежесуточно, а «пиковые» нагрузки – до 100 тысяч. Вот вам и ответ» |
К 2015 ГОДУ ВОКРУГ КАЗАНИ ПУСТЯТ НАЗЕМНОЕ МЕТРО
- Относительно метро пришло несколько вопросов, приведу один из них: «Вторая линия метро – это серьезно или шутка? То есть хотят закупать скоростные трамваи к событиям 2013/2015 и в то же время копать под ними же, то есть проспектом Ямашева, метро? На какой пассажирский поток рассчитывают, например, между Короленко и Гаврилова?» (Роберт)
- К 2013 году мы получим полноценную первую очередь метро – 10 станций. Возможно, к 2017 году из Кировского района пройдет еще одна ветка метро – до нового стадиона.
Но мы сейчас ведем активную работу с РЖД, чтобы закольцевать железнодорожные пути вокруг Казани и пустить по ним электричку. Фактически это наземное метро. Имеющаяся инфраструктура позволяет нам сделать это уже к 2015 году: радиус кольца – 48 километров, 16 платформ. А если мы построим еще одну платформу в районе улицы Абжалилова, то получим кольцевое движение вокруг Казани.
Радиально это кольцо будут пересекать станции метрополитена. У нас на сегодня уже есть две совмещенные станции – «Аметьево» и новый вокзал «Казань 2» на улице Воровского. И плюс – мы получаем интермодальный узел на железнодорожном вокзале.
- На каком этапе строительство интермодального узла для перевозок в аэропорт?
- Во-первых, строится эстакадная часть на железнодорожном вокзале и железнодорожные пункты в аэропорту. Из 26 километров путей уже реконструировали 20 километров. Сейчас идет активная работа на всех перегонах и платформах. По графику эту ветку мы должны сдать в декабре 2012 года, так что уже можно будет в аэропорт ездить с железнодорожного вокзала.
- А как насчет опасений читателей относительно пассажиропотока и окупаемости метро?
- Вы знаете, в метро ведь тоже многие не верили, говорили: зачем нам это метро?.. На первом этапе метро перевозило от 15 до 35 тысяч пассажиров, а сейчас, с вводом станции по ту сторону Казанки, пассажиропоток вырос до 70 - 80 тысяч ежесуточно, а «пиковые» нагрузки – до 100 тысяч. Вот вам и ответ.
А если будет вокруг Казани ходить комфортабельная электричка с кондиционером, на которой можно доехать до нужной тебе станции метро и добраться до своего спального района… Зачем тогда ездить в центр города на своем автомобиле? А пришли выходные – на личном автомобиле можно поехать в свою деревню, на дачу. Наверное, этот тот идеал, который возможен.
«Сейчас идет процесс выдачи разрешений на такси - выдано более 2,7 тысяч. На этом этапе мы не «кошмарим» бизнес. С апреля начнем поэтапно проводить проверки» |
ДО ЦЕНТРА МОСКВЫ - ЗА 5,5 ЧАСА НА «САПСАНЕ»!
- Кстати, ведущий интернет-форума «Обсуждение названий строящихся станций Казанского метрополитена» спрашивает ваше мнение по поводу названия вокзала на улице Воровского. А вопрос-то уже решенный?
- Да, уже принято решение и согласовано с железнодорожниками – вокзал называется Казань 2. И уже в мае этого года первая очередь вокзала будет сдана в работу. В идеале, этот железнодорожный узел будет принимать скоростной «Сапсан» из Нижнего Новгорода.
Получается очень интересный вокзал. Во-первых, рядом метро, и станции будут совмещены. Можно будет приехать на метро, пересесть на «Сапсан» и через Нижний Новгород доехать до центра Москвы за 5,5 часа! Причем от Казани до Нижнего планируется построить совершенно новую ветку.
- Кто и каким образом будет штрафовать за незаконную деятельность в сфере пассажирских перевозок в качестве такси? Каким вам видится рынок такси в Казани в будущем? (Адель)
- Сейчас идет процесс выдачи разрешений на этот вид деятельности - уже выдано более 2,7 тысяч разрешений. На этом этапе мы не «кошмарим» бизнес. Думаю, с апреля мы уже начнем поэтапно проводить проверки, как идет работа на линии, – это мы обязаны делать в рамках федерального и регионального законов.
- Серьезные компании на этом рынке появятся?
- Они есть и о себе уже заявили.
- Мы имеем в виду не «шабашников», которые то приехали, то не приехали на работу, а о солидных компаниях – одинаковые машины, униформа…
- Я думаю, в ближайшей перспективе появятся и такие компании, потому что на обслуживание Универсиады компания Hyundai, стратегический партнер игр, поставит автобусы и свыше тысячи легковых автомобилей. И думаю, появится какой-то бизнес, который с хорошей скидкой заберет эти автомобили и сделает из них такси.
«ЗА 30 ЛЕТ НЕ ПОСТРОИЛИ НИ ОДНОГО ПАССАЖИРСКОГО СУДНА»
- А на реке у нас что-то изменится? Будут у нас новые суда?
- Вы знаете, что строительство новых судов для реки – это затратное дело на сегодняшний день. В России за последние 30 лет не построили ни одного пассажирского судна. Все, что мы имеем, - это в лучшем случае 20 - 25-летней давности постройки суда.
Нам, конечно, хотелось бы получить государственную поддержку для того, чтобы хотя бы у нас в Татарстане с развитием таких зон, как Болгар и Свияжск, иметь пассажирский флот. И возможности для этого есть – завод имени Горького способен строить суда такого класса. Но все упирается в финансирование. Для компаний, которые занимаются перевозками пассажиров на реке, пока это очень дорого. Повторю, нужна государственная поддержка, и такую работу с федеральным центром мы ведем.
Сейчас все верфи загружены – строят торговый флот, танкеры. А вот с пассажирскими судами дела обстоят плохо. Думаю, новое правительство России что-то предпримет, и мы получим государственный заказ на строительство двух-трех новых судов именно для Татарстана.
- А есть сильные игроки на рынке перевозок на реке?
- Есть судоходные компании, но они в основном сосредоточены на развитии грузового флота. Еще раз повторю – без поддержки государства пассажирский флот нам не построить.
ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ЛЬГОТНОГО ПРОЕЗДА НАДО НАЙТИ 670 МЛН. РУБЛЕЙ
- Пенсионер из Казани обратился с «большой просьбой во время встречи с министром транспорта уделить заметное внимание теме безлимитного проезда в гортранспорте льготных категорий граждан». После выборов вернутся к этой теме?
- Мы вернулись к прежней схеме проезда для льготников и менять ее не будем. Более того, транспортным компаниям мы компенсируем выпадающие доходы в полном объеме – до существующего тарифа в каждом муниципальном районе. Но при этом есть обязательное условие – во всех крупных городах мы должны ввести единую для всей республики транспортную карту, как это уже сделано в Казани и Зеленодольске. До 1 апреля мы должны ее вести в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и т.д.
- О какой сумме компенсации идет речь?
- Всего нужно около 1 миллиарда рублей, из которых 335 миллионов рублей заложены в бюджете 2012 года, и дано поручение правительству изыскать еще 670 миллионов рублей. Но с введением транспортной карты будет персонифицированный учет, и мы будем четко знать, где и сколько ездят.
- Но перевозчики пока ничего не получили…
- Деньги минфином будут изысканы, просто сейчас проходит процесс согласования постановления кабмина в соответствующих министерствах и ведомствах. У меня нет никаких сомнений в этом, потому что было поручение президента РТ.
- Нам понятно, почему принималось непопулярное решение о сокращении объема льготного проезда - такова экономическая ситуация. Но вот почему не просчитали момент принятия такого решения? Во-первых, приняли прямо перед выборами, во-вторых, надо было бы принять за год до введения и в течение года объяснять людям...
- Во-первых, мы это никак не связывали с выборами, просто ситуация назревала на протяжении нескольких последних лет, а вариантов решения проблемы было два – либо изыскивать средства, либо сокращать объем льгот. И в тех финансовых возможностях второй вариант был наиболее правильным. Что касается выборов, то я не политик…
- Но вы увидели, как политика вами играет…
- После того как пошли обращения граждан, был найден другой выход.
- А вы не ожидали такой реакции льготников?
- Мы, конечно, предполагали, что это вызовет некоторую общественную реакцию… Но, поймите, мы же действовали так не потому, что хотели просто поэкспериментировать, а были четкие расчеты, и мы шли на это осознанно. Вы можете считать это нашей ошибкой. Но все же понимают, что мы живем в реальной экономической ситуации, и транспортные компании уже не могли на своих плечах нести этот груз - они стали просто разоряться.
- Для перевозчиков все-таки озвучьте информацию – когда же убытки начнут им возмещать?
- В первом квартале все вопросы по выплате будут сняты, а вообще возмещение средств идет ежемесячно. Но, повторю, мы будем очень четко проводить политику персонифицированного учета. Если уж мы платим в полном объеме, то должны четко знать, кому платим.
«ЛЮБОЙ ТРАНСПОРТ – ЭТО ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ»
- Ленар Ринатович, некоторые наши читатели интересуются, как вы из доцента юридической кафедры стали министром транспорта и дорожного хозяйства? (Рома, Рамиль)
- Я так думаю - есть какой-то элемент судьбы… А вообще-то все очень просто – после 15 лет преподавания в вузе я принял для себя решение уйти на другую работу. Начал со службы заказчика, работал под непосредственным руководством Рустама Нургалиевича Минниханова, когда он был премьер-министром. И два года назад получил от него предложение возглавить министерство транспорта и дорожного строительства.
- Согласились, не раздумывая?
- Я согласился, не колебался. Но, скажу откровенно, работать очень сложно и очень интересно, и думаю, впереди будет еще интересней.
Наша отрасль - социально напряженная, так как транспорт всегда вызывает нарекания людей, которых что-то не устраивает. Если таких людей большинство, то это проблема социальная, если меньшинство, то это попытка «раскачать» ситуацию. К сожалению, нам порой приходится принимать непопулярные решения.
По моему глубокому убеждению, любой транспорт – это источник повышенной опасности, поэтому все, что касается транспорта, должно быть регулируемо государством, причем жестко регулируемо. Там, где мы отпускаем ситуацию на уровень частного бизнеса, появляются проблемы, и без госконтроля порядка не навести.
- О безопасности на транспорте тоже пришли вопросы от наших читателей. Кто из государственных органов отвечает за безопасность?
- В рамках министерства транспорта РФ есть различные агентства - воздушного, речного и другого транспорта. А мы осуществляем регулирование только в той части, где у нас есть компетенция. Например, частный транспорт мы имеем право регулировать только в рамках госзаказа. Все остальное регулируется в рамках либо муниципалитетов, либо других ветвей власти. У каждой ветви власти – свой уровень ответственности.
«Пожелание одно – не гоняться за «жареными» фактами. Вы же знаете, что порой взорвать общественное мнение можно очень быстро» |
«ВАШУ ГАЗЕТУ Я ПРОСМАТРИВАЮ ЛИЧНО»
- В завершении – вопрос о нашей газете: вы читаете «БИЗНЕС Online»? Какие у вас есть замечания, предложения и пожелания?
- Вашу газету я просматриваю лично. На сегодняшний день у вас хорошая популярность. Думаю, все правительство, президент и премьер-министр в ежедневном режиме читают ваш информационный блок. А пожелание только одно – быть объективными и иногда не гоняться за «жареными» фактами, а больше делать серьезную аналитику. Вы же знаете, что порой взорвать общественное мнение можно очень быстро.
- Ленар Ринатович, спасибо за то, что в своем плотном графике работы выбрали время на встречу с нами и нашими читателями. Удачи вам!
Ленар Сафин: «Во время закрытия Ленинской дамбы в Казани будет действовать понтонный мост»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.