В начале этой недели объединенная федеральная киносеть «Формула Кино» и «Синема Парк» объявила о начале показа голливудских фильмов без прокатного удостоверения в рамках услуги «кинопродукт», правда, вскоре отказавшись от идеи. Между тем другие сети, представленные в Казани, без лишней шумихи и привлечения медиа вовсю показывают голливудские блокбастеры, у которых нет прокатного удостоверения в России. В этом смог убедиться и корреспондент «БИЗНЕС Online», сходив на дневной сеанс супергеройского фильма Тайки Вайтити «Тор: Любовь и гром» в кинотеатре в самом центре столицы РТ. О том, как объяснил нашей газете свою публичную акцию гендиректор «Формулы Кино» и чем грозит отечественным прокатчикам нынешняя ситуация, — в нашем материале.
Билеты на «запрещенку» можно купить и через кассу в самом кинотеатре
«Тор: Любовь и гром» шел в нагрузку
«Бесплатное предсеансовое обслуживание» — под таким «соусом» одна из федеральных сетей кинотеатров показывает в России фильмы, которые голливудские компании запретили к демонстрации в нашей стране, присоединившись к санкциям. Можно увидеть эти картины и в Казани. Суть нехитрой схемы в том, что на сайте киносети можно встретить сеансы, объединяющие сразу два фильма (причем по цене одного), где какое-то прокатное кино, чаще всего российское, предваряется тем самым «бесплатным предсеансовым обслуживанием» в виде голливудского блокбастера. Так, конкретно сегодня в казанских кинотеатрах этой сети можно увидеть новые супергеройские фильмы Marvel «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и «Тор: Любовь и гром», мультик «Миньоны: Гравитация», боевик «Топ Ган: Мэверик» и научную фантастику «Мир Юрского периода: Господство».
Выбор «БИЗНЕС Online» пал на дневной сеанс «Тора» в будний день в кинотеатре, расположенном в самом центре Казани. Никакой очереди из соскучившихся по голливудским фильмам зрителей мы здесь не обнаружили. Билеты на «запрещенку» можно купить и через кассу в самом кинотеатре. Вместе с нашим корреспондентом на сеансе было порядка 10 человек. Сотрудница кинотеатра сообщила, что в их сети стали показывать такое кино «совсем недавно», подтверждая, что наплыва клиентов в связи с этим не произошло. «Никто не знает о показе санкционного кино», — считает она.
В нашем случае «Тор: Любовь и гром» шел в нагрузку к отечественной картине «Обратимая реальность», которая уже шла без особого успеха в российском прокате пару месяцев назад. «Перерыв между предсеансовым обслуживанием и фильмом — 7 минут» — гласит сайт сети кинотеатров.
Нужно ли объяснять, что первым показывали «Тор: Любовь и гром». Фильм в хорошем качестве, с четкой картинкой и качественной озвучкой. Картину Тайки Вайтити досмотрели все, кто пришел, даже задержались на две фирменные сцены, которые показывали после титров
Нужно ли объяснять, что первым показывали «Тор: Любовь и гром». Фильм в хорошем качестве, с четкой картинкой и качественной озвучкой. Картину Тайки Вайтити досмотрели все, кто пришел, даже задержались на две фирменные сцены, которые показывали после титров, а вот на «Обратимую реальность» никто не остался. «Уже сил нет, в кино ходить отвыкли», — так это объяснил один из зрителей «БИЗНЕС Online». Кстати, историю с «предсеансовым обслуживанием» продолжают совершенствовать. Например, сегодня в паре с американскими блокбастерами в Казани идет документальный фильм «Наедине» продолжительностью всего в 45 минут, значит, можно сэкономить время и поставить больше сеансов.
При этом кинотеатры выкручиваются по-разному. Еще одна популярная сеть кинотеатров, также представленная в столице РТ, поступила иначе. Здесь просто появился отдельный сайт, на который можно легко перейти через основной. Там можно купить электронные билеты на голливудские премьеры.
Для чего нужны все эти сложности? Дело в том, что выпуск фильма без прокатного удостоверения от минкульта РФ — административное правонарушение, штраф — от 50 тыс. рублей до 100 тысяч. А студии, чьи права были нарушены, могут добиваться в российском суде выплаты компенсации, ее максимальный размер — 5 млн рублей. Впрочем, в подобные перспективы сегодня верится с трудом. Хотя отметим, что нового «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном в РФ показывают фактически без ограничений. Дело в том, что Warner Bros. запретили его демонстрировать буквально в канун российской премьеры в начале марта. К этому моменту картина уже получила прокатное удостоверение, а прокатчики заключили контракты по всем правилам.
По итогам 2021 года на сборы зарубежных кинолент в России пришлось почти 75%. Общая цена проката — 40,7 млрд рублей. В этом году в марте – июне сборы упали почти в 2,7 раза
Гендиректор «Формулы кино»: «У нас была задача — привлечь внимание. И мы его привлекли»
Интерес к самой теме подогрела понедельничная вполне официальная новость о том, что объединенная киносеть «Формула Кино» и «Синема Парк» с 1 августа начала показывать голливудские фильмы без прокатного удостоверения в рамках услуги «кинопродукт». Т. е. в кинотеатрах могли бы в один сеанс «крутить» российское кино вместе с «зарубежным видеоматериалом». По сути, та же схема, что и с «предсеансовым обслуживанием». В первый «кинопродукт» вошло два мультфильма — российский «Кощей. Начало» от студии «Паровоз» и «Миньоны: Грювитация» от Universal Pictures. В дальнейшем киносеть планировала расширять репертуар и включать «любой фильм зарубежной студии, покинувшей Россию». Также «Формула кино» была намерена делиться доходами исключительно с российскими прокатчиками: напомним, что в России кинотеатры обычно забирают себе 50% от продаж, остальное получают продюсеры.
Однако вечером того же дня компания сообщила, что считает «нарушение прав правообладателей неприемлемым» и отказывается от акции. «У нас была задача — привлечь внимание. И мы его привлекли», — сказал «БИЗНЕС Online» гендиректор объединенной киносети «Формула кино» и «Синема парк» Алексей Васясин. Он уверен, что подобные инициативы могут помочь российским кинотеатрам выжить в новых условиях. По мнению Васясина, чтобы сохранить индустрию, необходимо узаконить параллельный импорт, когда деньги правообладателям выплачиваются, но при этом лицензирование фильмов проходит принудительно, без согласия студий.
Напомним, что по итогам 2021 года на сборы зарубежных кинолент в России пришлось почти 75%. Общая цена проката — 40,7 млрд рублей. В этом году в марте – июне сборы упали почти в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 6,1 млрд рублей, об этом говорят данные «Бюллетеня кинопрокатчика». Отметим, что с началом СВО на Украине прокат в нашей стране приостановили киностудии Disney, Sony, Warner Bros. и т. д.
Кинокритик Давид Шнейдеров высказал «БИЗНЕС Online» опасения, что никто из дистрибьюторов, правообладателей не захочет сотрудничать с Россией после подобного «хамского воровства». «Мы обречем себя на звание вечной «страны пиратов»
«Все же говорят, что залезать в чужие карманы — это плохо»
Какие же могут быть последствия у нынешней ситуации? Известный медиаэксперт Ксения Болецкая в своем телеграм-канале описала различные аспекты темы: показ фильма без прокатного удостоверения, «если можно Голливуд без „прокатки“, то потом можно что угодно без „прокатки“», рассуждает спикер; не будут передаваться данные о билетах, проданных на сеанс, в государственную систему учета кинобилетов (ЕАИС), дававшую объективную картину посещаемости картин; показ контента без возрастного ценза — нарушение закона о защите детей; вопросы, которые могут возникнуть у налоговых служб и Роспотребнадзора. Для Болецкой гораздо критичнее нарушение «прав государства», а не иностранных студий.
Эксперты «БИЗНЕС Online» также довольно критично отнеслись к тому, что российские кинотеатры начали показывать фильмы в обход студий, которые обладают правами на них.
Владелец кинотеатров в Санкт-Петербурге и Иннополисе Станислав Ершов напомнил нашему корреспонденту о 1990-х, когда в молодой России не было ни законного фундамента для ведения бизнеса, ни платежеспособного населения, ни правообладателей. Нельзя допустить возвращения к «этому беспределу», считает Ершов: «Все же говорят, что залезать в чужие карманы — это плохо. И вопросов не возникает!» Ранее правительство РФ отказало владельцам кинотеатров в выдаче субсидии на 6,5 млрд рублей. При этом Ершов уверен, что материальная поддержка — один из немногих способов «не похоронить» индустрию в России. Если она будет, то через какое-то время возможно появление нового контента для кинотеатров, способного их обеспечить. Но без поддержки от государства при возрождении кино в стране отрасль придется строить заново, «кинотеатры просто не дождутся».
А кинокритик Давид Шнейдеров высказал «БИЗНЕС Online» опасения, что никто из дистрибьюторов, правообладателей не захочет сотрудничать с Россией после подобного «хамского воровства». «Мы обречем себя на звание вечной „страны пиратов“», — сообщил он. Одновременно, по словам эксперта, к сентябрю может закрыться 90% кинотеатров в России. По данным Шнейдерова, из 84 фильмов, которые вышли на экраны за последнее время, окупилось только четыре. «Русское кино народ не смотрит, а другого нет», — отмечает эксперт. «Нужно представителю минкультуры рвать в Америку, околачивать пороги голливудских студий и предлагать им варианты параллельного импорта», — считает он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.