Постковидный старт проекту «О, мой гид!» дал на этой неделе председатель госкомитета по туризму Сергей Иванов. Вовремя — еще чуть-чуть, и кажется, что повсеместно вернут масочный режим, но Иванов успел. «Большинство казанцев не бывают в гостиницах», — объяснил он выбор экскурсионного маршрута. Что сохранили новые хозяева «Ногая», Kazan Palace by Tasigo и «Татарской усадьбы» — в 17 снимках «БИЗНЕС Online».
-
«Большинство казанцев не бывают в гостиницах, потому что нет такой необходимости. В связи с этим многие понятия не имеют, что находится в этих исторически важных зданиях», — начал экскурсию председатель государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов. Возле «нулевого меридиана» на улице Баумана собралось немало народа. Предстоит обойти отели, ныне располагающиеся в исторических объектах Казани, — соседний Дом печати на Баумана, бывшую Шамовскую больницу и усадьбу купца Сабитова. Напомним, «О, мой гид!» стартовал в августе 2018 года. Тогда первую экскурсию тоже провел Иванов — она была посвящена эху мундиаля. Особенность проекта в том, что рассказывают и показывают не профессиональные экскурсоводы, а деятели культуры, спорта, искусства и политики — эксперты в своей области.
-
Первая точка обхода — отель «Ногай», который расположился в здании бывшего Дома печати. «Решение о строительстве этого здания было принято руководством ТАССР в 1930-е годы. Цель — собрать все издания в одном месте, включая типографию», — рассказал гид. Дом печати построен по проекту архитектора Семена Пэна в стиле конструктивизма. Когда-то здесь находились Государственный комитет ТАССР по делам издательств, Союз писателей Татарии, клуб писателей им.. Тукая и другие учреждения. Но к нулевым полиграфисты съехали отсюда окончательно, единственный магазин «Таткнигоиздата» закрылся — и к Универсиаде 2013 года «Связинвестнефтехим» обновил фасады со стороны улицы Баумана. Затем на месте бывших печатных цехов соорудили подземный паркинг, открылся отель «Ногай».
-
Архитекторы и дизайнеры, которые работали над реставрацией здания Дома печати, постарались сохранить помещения в первозданном виде. Например, на входе восстановили длинное зеркало с узорной рамой — оно теперь точно часовой на посту. А на полу первого этажа выложили метлахскую плитку, повторив точь-в-точь дизайн пола. «На лестнице удалось сохранить ту плитку, которую выложили еще в те 1930-е годы. А вот для первого этажа пришлось заказывать покрытие во Франции, потому что в России похожего не нашли», — рассказал директор «Ногая» Виталий Большаков.
-
Книги здесь тоже есть. Ресторан на первом этаже называется «Китап-Club» — здесь представлены книги, которые выпускаются Татарским книжным издательством. По помещению расставлены стеллажи с изданиями. «Гости могут спокойно читать книги из нашей коллекции», — поделился буднями отеля Большаков. Такой ход — дань уважения истории Дома печати.
-
Вообще, духом истории силами дизайнеров пронизаны все холлы. Например, второй этаж посвящен истории Союза писателей ТАССР и «Таткнигоиздата». Здесь гости отеля, проходя в номера, видят оригинальные исторические документы или знакомятся с историей с помощью интерактивной доски.
-
Данный агрегат сразу бросается в глаза поднявшимся на третий этаж. «Это настоящий переплетный станок полиграфического комбината, когда-то располагавшегося в этих стенах», — рассказал директор «Ногая».
-
А это письменный стол, за которым работал Муса Джалиль — известный татарский поэт, журналист в 1934–1937 годах возглавлял Союз писателей ТАССР. Увидеть предмет мебели можно на четвертом этаже. Раскрытая тетрадь, старинный телефон с дисковым набором и печатная машинка на обтянутом зеленом сукном столе воссоздают атмосферу тех времен.
-
На пятом этаже Дома печати находится конференц-зал «Г. Тукай». Его двери украшает подлинный барельеф, сохранившийся со времен клуба издателей Тукая.
-
«Когда мы пришли сюда осенью 2011 года, в этом помещении была полная разруха. Часть потолков провалилась. Но нам удалось сохранить до 80 процентов подлинной лепнины», — рассказал директор «Ногая». По его словам, при реставрации руководство отеля тесно сотрудничало с союзом писателей РТ. Именно с подачи творческого объединения теперь в восстановленном зале находятся большие картины, которые до сих пор сохраняют память о людях, создавших историю Дома печати. Например, когда-то здесь выступали писатели Алексей Толстой и Александр Фадеев.
-
Так выглядит лестница, построенная более 80 лет назад, — реставраторы оставили ее в первозданном виде. «Очень жаль, что охранники не пускают на историческую лестницу экскурсоводов и туристические группы», — сказала одна из участниц экскурсии.
-
Короткий переезд — и экскурсия продолжается в усадьбе купца Хамита Сабитова, построенной во второй половине XIX века. Когда-то здесь купец продавал мануфактурные головные уборы, а теперь можно распробовать татарскую национальную кухню или остановиться в гостинице. «Восстановительные работы в Старо-Татарской слободе начались именно с этого комплекса», — рассказал Иванов. Генеральный директор комплекса «Татарская усадьба» Венера Шагиахметова сообщала «БИЗНЕС Online», что в начале восстановительных работ около 70% комплекса зданий было разрушено. В проект реставрации вложено 200 млн рублей.
-
«Триумфальное шествие „Татарской усадьбы“ началось с деревянной избы — именно ее восстановили в первую очередь», — рассказал Иванов.
-
Так выглядит гостевой зал «Татарской усадьбы». «Тут собираются самые высокие делегации, посещающие комплекс. Это настоящая визитная карточка усадьбы. Здесь мы снимали десятки кулинарных передач и с англичанами, и с немцами», — продолжает шеф госкомитета по туризму.
-
Царица кухни — дровяная печь: в главном зале ресторана вкусно пахнет приготовленными на огне блюдами. Стена позади печи собрана из старинного кирпича. Как говорят в ресторанном комплексе, при реставрации использовалось до 80% подлинных стройматериалов, сохранившихся со времен постройки.
-
На фото — ночной облик пятизвездочного отеля Kazan Palace by Tasigo, где завершается экскурсия. Иванов рассказывает легенду, связанную со зданием. «Чтобы откупиться от тюрьмы, купцу первой гильдии Якову Шамову предложили построить старообрядческую церковь. Но эта идея ему не нравилась, так как такое здание не могло быть названо его именем. Тогда семейные врачи купца предложили Шамову построить на этом месте больницу для города. Имя обязывает: пришлось раскошелиться на фасадные решения, которые для больницы не характерны», — рассказал Иванов. Интересно, что сам Шамов так и не увидел здание. Его достраивала вдова, по настоянию которой фронтон украсила золотая надпись «Городская Шамовская больница». С 1910 по 2009 год в Шамовской больнице лечили людей. За сотню лет здание изрядно обветшало, восстанавливать здесь больницу было уже нецелесообразно: современная медицина не может нормально работать в условиях помещений по проекту 100-летней давности. До 2016 года Шамовке не могли найти применения, искали инвесторов, готовых вложиться в реставрацию. В итоге турецкий холдинг «Полимекс» реконструировал бывшую больницу, превратив ее в отель за 3 млрд рублей. А поскольку объем инвестиций в спасение здания оказался впечатляющим, по соседству построено еще два корпуса.
-
В Kazan Palace by Tasigo участников экскурсии встретили работницы отеля. «Гости часто спрашивают, есть ли в здании призраки. Но вы пройдете по коридорам и помещениям и увидите, что здесь нет и намека на больницу», — посмеялась руководитель отдела размещения Айгуль. Вместо призраков тут красные арт-объекты по эскизам модного турецкого карикатуриста Эрдиля Яшароглу.
-
Из исторических артефактов сохранилась, к примеру, шиберная заслонка, которую нашли в больнице во время работ по восстановлению, а также лестница внутри здания. Больничные палаты стали шикарными номерами, в подвале разместился спа-комплекс, рестораны и бары — в общем, все то, без чего немыслим VIP-отель. На этом Иванов завершил свою экскурсию. Когда будет следующий поход и кто станет экскурсоводом, обещали объявить дополнительно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.