«Даже то, что сегодня мы в дружественных странах можем получить, завтра можем не получить», — рассуждали накануне участники совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Очередная минутка нефтехимической славы в кабмине РТ была посвящена теме импортозамещения — СИБУР рассказал, где и как станет производить аналоги импортных продуктов малотоннажной химии и катализаторов, а КАМАЗ делился идеями, где искать дефицитные ремни, манжеты и уплотнители для стекол грузовиков. За тем, как госкомитет РТ по тарифам выступил предвестником энергетического апокалипсиса в Татарстане в 2035 году, а Университет Иннополис с помощью искусственного интеллекта обещал повысить эффективность битумной установки ТАНЕКО, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Накануне на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинга» член правления – управляющий директор ООО «СИБУР» Дарья Борисова рассказывала об импортозамещении продуктов малотоннажной химии и катализаторов
«Мы увидели 749 компонентов из недружественных стран, которым нужно искать замену»
Накануне на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинга» член правления – управляющий директор ООО «СИБУР» Дарья Борисова рассказывала об импортозамещении продуктов малотоннажной химии и катализаторов. «После закрытия большого количества стран и поставок, посмотрев, что нам необходимо для обеспечения стабильности производства, мы увидели 749 компонентов из недружественных стран, которым нам нужно искать замену», — сообщила она.
Большинство компонентов можно найти в дружественных странах (прежде всего в Китае), однако по ряду деталей риски несвоевременных поставок слишком высоки. «Отсутствие определенного катализатора пиролиза или [производства] полиолефинов может остановить всю цепочку. Сам он, может быть, не такой объемный и дорогой, но его влияние на стабильность производства колоссальное», — поясняла Борисова.
Производство компонентов с критическим влиянием на производство СИБУР будет локализовать на территории РФ. Речь идет о 18 компонентах малотоннажной химии и 11 видах катализаторов (полимеризации и пиролиза). Производство части компонентов можно будет начать оперативно — на уже имеющихся мощностях. Например, пробная партия полиалкиленгликолевых (устойчивых в широких температурных диапазонах) масел уже была произведена на «Нижнекамскнефтехиме» (НКНХ), в дальнейшем продукцию доработали на базе производства масел «ТАИФ СМ». Начало промышленного производства на НКНХ намечено на конец 2022 года.
Борисова считает, что по производству некоторых компонентов СИБУР может работать в партнерстве с другими компаниями. Например, с «Татнефтью» — в части производства третичного додецилмеркаптана (регулятор при производстве каучуков)
По другим компонентам придется дообрабатывать имеющиеся или создавать заново технологии производства, а также локализовать выпуск продукции. В пример Борисова привела важный компонент каучуковой и фармацевтической промышленности N-бутиллитий. «Из-за этого компонента у нас уже встал ряд производственных линий, потому что произошел разрыв в логистической цепочке между тем, когда закончился предыдущий компонент и когда мы смогли привезти аналог», — указала она на необходимость импортозамещения малой химии.
Борисова считает, что по производству некоторых компонентов СИБУР может работать в партнерстве с другими компаниями. Например, с «Татнефтью» — в части производства третичного додецилмеркаптана (регулятор при производстве каучуков). «У коллег из „Татнефти“ есть наработки по технологии и интерес к запуску этого проекта», — добавила управляющий директор ООО «СИБУР».
«Понятно, что, хотя эти производства и малотоннажные, важна тема консолидации потребностей, если мы будем локализовывать производства N-бутиллития, мы будем готовы обеспечить потребности других отраслей промышленности в этом компоненте», — заверила она.
Тестировать получаемые в Казани катализаторы будут на базе инфраструктуры СИБУРа в Тобольске
Локализация катализаторов, производство медицинских перчаток
В холдинге планируют локализацию катализаторов синтеза полиолефинов. Сегодня они поставляются из недружественных стран и критичны для производства полиэтилена и полипропилена. «На „Казаньоргсинтезе“ есть катализаторная фабрика, которая была еще в советские времена создана, мы ее модернизируем, для того чтобы она стала пилотным полигоном для масштабирования синтеза и производства катализаторов», — заявила Борисова.
Тестировать получаемые в Казани катализаторы будут на базе инфраструктуры СИБУРа в Тобольске. Но масштабировать необходимо не только производство самого катализатора, но и его носителей (силикагель и хлорид магния).
Чуть сложнее наладить производство катализаторов пиролиза, признала докладчица. Начинать придется с нуля — от рецептуры до конечного продукта. «До текущей ситуации не стояла задача локализовать эти катализаторы, они не очень сложные и не очень маржинальные, но сейчас она стоит», — заметила Борисова.
Докладчик также предложила создать в Татарстане производство медицинских перчаток. «Все медицинские перчатки в Россию сегодня завозятся по импорту. В РФ до пандемии не было ни производства латекса, ни производства перчаток. Лидер здесь Азия», — сообщила управляющий директор ООО «СИБУР».
«Для импортозамещения нам не хватает партнера, который будет готов инвестировать в производство перчаток, я бы хотела предложить региону рассмотреть такую возможность — стать региональным чемпионом в производстве перчаток»
Для обеспечения РФ медицинскими перчатками, а это порядка 2,6 млрд пар в год, необходимо около 50 тыс. т латекса. В Красноярске у СИБУРа есть площадка, способная производить до 3,5 тыс. т латекса. В РФ есть производители перчаток, которые готовы освоить до 9 тыс. т латекса в год. По словам Борисовой, существующая у холдинга технология не позволяет нарастить объемы производства. СИБУР сейчас разрабатывает новую, более производительную и низкозатратную.
Но это не единственная проблема. «Для импортозамещения нам не хватает партнера, который будет готов инвестировать в производство перчаток, я бы хотела предложить региону рассмотреть такую возможность — стать региональным чемпионом в производстве перчаток», — обратилась она к участникам совещания. Из представленного слайда следовало, что вложить надо $300–400 млн инвестиций. В перспективе производитель сможет на 100% заместить импорт медицинских перчаток в РФ.
Рустам Минниханов инвестиции на заседании обсуждать не стал. Вместо этого президент РТ предложил взглянуть на перспективы импортозамещения шире. «Вы несколько компонентов только раскрыли, а нужно их огромное количество, — заметил он и вышел с встречным предложением. — Может быть, нужно с инициативой создания госпрограммы нам выйти в минпромторг РФ? Чтобы получить гранты или какую-то поддержку». Он пригласил потенциальных инвесторов локализовать свои производства на территории ОЭЗ «Алабуга» и «Химград», привлечь к работе «Татнефть» и профильный вуз — КНИТУ-КХТИ.
«Это же государственная задача, даже то, что мы в дружественных странах можем получить, завтра мы можем не получить, — рассудил Рустам Нургалиевич. — Никто нам ничего не сделает, пока мы сами не сообразим. Я готов работать с федеральным правительством, вместе с вами отстаивать эти проекты и двигать их».
Рустам Минниханов инвестиции на заседании обсуждать не стал. Вместо этого президент РТ предложил взглянуть на перспективы импортозамещения шире
«Татэлектромаш» запустит производство деталей для двигателей «КАМАЗа Р6» и Cummins
— В наше новое время сытая жизнь на импорте за счет экспорта завершилась, и сейчас то, что получали бесплатно из-за границы, приходится [делать самим], — начал было гендиректор НПО «Татэлектромаш» (ТЭМПО) из Набережных Челнов Ильдус Исламов. Минниханов перебил его, попросив начать с экскурса в историю завода.
— 20 лет назад это предприятие находилось в стадии банкротства, оборот был 60 миллионов рублей в год, долг 400 миллионов, банкротить не стали, все выплатили честно. Сейчас оборот 80 миллиардов в год… — послушно рассказал Исламов.
— 80 миллиардов, 80 миллиардов! — дважды повторил с восхищением Минниханов.
— Сейчас у нас 7 тысяч сотрудников, и в этом году идем с ростом в 20 процентов к прошлому году, — продолжал Исламов.
— Каждый год растут! Очень динамичная компания! — похвалил президент РТ.
ТЭМПО сегодня изготавливает электрооборудование для транспорта, автокомпоненты из пластика, спецтехнику, солнечные электростанции, стальные трубы и трубы с антикоррозионным полимерным покрытием. Исламов указал на большой спрос на солнечные батареи малой мощности, а также на детали экстерьера и интерьера для «КАМАЗов».
«„Технотрон“ (входит в „Татэлектромаш“ — прим. ред.) — производитель автокомпонентов, один из основных поставщиков КАМАЗа, особенно по К-5, загруженность выше крыши, — радовался Исламов. — Сейчас начинаем серьезно работать, поставляем панели для приборов и на „Урал“».
Гендиректор ТЭМПО озвучил, что совместно с КАМАЗом в 2022–2023 годах будет реализован новый импортозаместительный проект — запуск производства деталей для двигателей «КАМАЗа Р6» и Cummins. «Пока мы идем в лидерах, скорее всего, будем единственными в стране. Оборудование закуплено, начинаем строительство завода, земля есть — город дал. Массово закупаем оборудование, пока доллар дешевый, вся эта макроэкономическая щедрость скоро закончится и больше не повторится, работаем на будущее», — заявил он.
«Вы молодцы! Очень активно работаете, может быть, новые ниши в рамках импортозамещения [нам подскажите], у вас опыт большой», — похвалил президент РТ. Пока докладчик шел на свое место в зале, Минниханов пошутил, мол, «раньше вместе главами работали, он теперь человеком стал таким знаменитым, а мы все ходим и ходим в чиновниках». Речь шла о том, что с 1993 по 1998 год Исламов работал главой администрации Мензелинского района.
Гендиректор ТЭМПО озвучил, что совместно с КАМАЗом в 2022–2023 годах будет реализован новый импортозаместительный проект — запуск производства деталей для двигателей «КАМАЗа Р6» и Cummins
«Манжеты и уплотнители стекол — это изделия, которых у нас практически нет»
Начальник конструкторского бюро неметаллических изделий и материалов ПАО «КАМАЗ» Александр Летуновский рассказал о проблемах импортозамещения резинотехнических изделий (РТИ). Они применяются в конструкции автомобилей «КАМАЗ». Завод сегодня закупает РТИ на 1,5 млрд рублей в год. Из них на импортные изделия, которые находятся сейчас в дефиците (манжеты и ремни), приходится 162 млн рублей, на шинные направления (колеса) — 546 млн рублей в год.
У автогиганта также дефицит силиконовых рукавов для систем охлаждения и ремней (поликлиновых и клиновых). А вот манжеты и уплотнители стекол — это «те изделия, которых у нас сегодня практически нет», признал Летуновский. «Сегодня мы работаем в основном с турками, ранее закупали манжеты у европейских производителей», — пояснил камазовец. Производители ремней в РФ имеются, но они не покрывают потребности КАМАЗа.
Минниханов согласился, что «КАМАЗ» не может быть выпущен без этих деталей, поэтому нужно искать предприятия-производителей, создавать им условия.
— Рафинат [Яруллин, гендиректор АО «Татнефтехимминвест-холдинга»], вместе с КАМАЗом мы должны двигаться. Минпром (обратился он к представителю министерства в зале, вероятно, отвлекшемуся в тот момент, — прим. ред.), ты не в гости пришел, это государственная задача! Наш коллега Альберт Анварович [Каримов — экс-министр промышленности и торговли РТ, сейчас замминистра промышленности и торговли РФ], он же за автопром отвечает, мы такую поддержку можем получить! Это же бизнес стабильный — работать на конвейер КАМАЗа. А мы должны поддерживать развитие малого и среднего бизнеса! — выступил с призывом Минниханов.
— Не только КАМАЗа, но и с АвтоВАЗом, со всеми предприятиями автомобильными, — подметил Рафинат Яруллин, поднявшись с места.
— Согласен, но КАМАЗ для нас важнее, у АвтоВАЗа свой папа есть, а КАМАЗ наш! Будем поддерживать, приглашайте тех, кто со стороны может быть нам полезен, заинтересовывайте! — поручил Минниханов.
«Согласен, но КАМАЗ для нас важнее, у АвтоВАЗа свой папа есть, а КАМАЗ наш! Будем поддерживать, приглашайте тех, кто со стороны может быть нам полезен, заинтересовывайте!» — поручил Минниханов
«Точка невозврата в республике, возможно, наступит к 2035 году»
Первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина выступила с идеей создания центра компетенций по высокотехнологичным разработкам в области энергетики (речь о распределенных сетях до 110 кВ). «Почему именно этот сегмент? Потому что именно здесь формируется основная проблематика сетевых компаний — это наличие перекрестного субсидирования, большая протяженность сетей, неравномерное потребление, запасы мощностей, которые перекладываются на крупных потребителей», — пояснила Хабибуллина.
Она вспомнила, что при создании энергосистемы страны в советское время ввод новых мощностей генерации и сетей синхронизировался с планами по строительству новых промышленных производств. Сегодня же наблюдается «взрывной рост строительства распредсетей» (т. е. независимых генерирующих мощности предприятий). «Только за 2021 год по РТ произведено более 34 тысяч новых подключений, такое развитие энергосистемы может привести к точке невозврата», — считает Хабибуллина. Основные объекты генерации в РТ были построены в 1950–1980-е годы прошлого века, и, учитывая их нормативный срок службы, инвестиционная составляющая отвлекается на содержание этих старых сетей.
«Инвестиционного задела не остается, он снизился, все перешло на содержание действующих объектов, что-то нужно менять. Точка невозврата в республике, если ничего не менять, возможно, наступит к 2035 году», — заявила Хабибуллина, отмечая, что в некоторых регионах она уже наступила.
Зампредседателя госкомитета РТ по тарифам предлагает создать в Татарстане центр компетенций по высокотехнологичным разработкам в области энергетики на базе подстанций в Зеленодольске и Верхнем Услоне. Это должно помочь решить проблемы модернизации оборудования и распределительных сетей мощностью 110 кВ. Кроме того, было предложено создать в республике особую энергетическую зону, где можно будет опробовать новые тарифы для потребителей.
— В какой форме нужна моя поддержка? Это на базе Сетевой компании планируется? — уточнил Минниханов.
— Да, на базе Сетевой компании, основные сети до 110 кВ эксплуатируются ей, — ответила Хабибуллина.
— А есть представитель Сетевой компании? — поинтересовался президент РТ. — Где [Ильшат] Фардиев, почему он не ходит на холдинг?
Из зала пояснили, что Фардиев в отпуске. «Передайте ему, что мы на холдинге его ждем», — поручил Рустам Нургалиевич и дал понять, что нужно обсудить целесообразность этих проектов.
«Я за искусственный интеллект, но главное, чтобы это не мышиная возня была, а реальные результаты»
«Я за искусственный интеллект, главное, чтобы не мышиная возня была»
«Расскажи нам, как мы будем хорошо жить в будущем за счет искусственного интеллекта, нехватку нашего интеллекта дополним искусственным», — такими словами пригласил Минниханов к трибуне следующего докладчика — первого проректора – замдиректора АНО ВО «Университет Иннополис» Искандера Бариева. Его доклад касался помощи искусственного интеллекта в поиске новых рецептур и оптимизации технологий производства в нефтехимической отрасли.
Бариев презентовал IT-платформу для работы с моделями машинного обучения. Разработка помогает сократить срок промышленного освоения новых продуктов. «Мы за счет алгоритмов искусственного интеллекта сокращаем число реальных исследований, переводя их в электронный вид», — пояснил он.
Новый метод проектирования опробуют при выпуске полимеров в компании «СИБУР». Еще один перспективный проект — оптимизация работы битумной установки «ТАНЕКО» (входит в «Татнефть»), которую планируется запустить в 2023 году.
— Есть неопределенность при выборе оптимального режима производства, искусственный интеллект дает возможность быстрой настройки производства под конкретные требования битума, — пояснил Бариев. — Мы предлагаем внедрить технологии искусственного интеллекта на основании информации о сырье и требования к готовой продукции.
— Вы верите в это? Хватит наших компетенций, чтобы сделать то, что сказал Искандер? — спросил Минниханов.
Генеральный директор АО «ТАНЕКО» Илшат Салахов подтвердил, что это возможно, но для такого нужен определенный набор данных — как по сырью, так и по продукции на выходе, если модель обучить, то она заработает.
— А как она работает? У нас что, мозгов не хватает? — с недоверием уточнил Минниханов.
— Допустим, нам нужно получить битум такой-то марки, у нас есть сырье на входе… — начал объяснять Салахов.
— Это математическая модель? — перебил президент РТ.
— Да, это математическая модель, набор уравнений второго порядка, — сообщил Салахов.
Не скрывая скептицизма, Минниханов в ответ рассказал анекдот:
— Продают против грызунов яд. Все покупают, а один такой умный, как я, спрашивает: «А как его использовать?». — «Все просто: вы грызуна поймали, связали, рот открыли, порошок положили, и все — он умрет». — «А если я его поймал, я же могу его и так убить?» — «Да, если ты так сделаешь, то тоже будет правильно!»
«Главное, чтобы у нас не было так же, как в том анекдоте, — напутствовал в итоге президент представителя Университета Иннополис. — Я за искусственный интеллект, но главное, чтобы это не мышиная возня была, а реальные результаты. Ждем от тебя конкретных результатов, я запомнил — по ТАНЕКО я обязательно поинтересуюсь, как там ваш битум, изготовленный с использованием искусственного интеллекта. И на дороге напишем: „Дорога, построенная с использованием битума, изготовленного с использованием искусственного интеллекта“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.