В эти дни в казанском медресе «Мухаммадия» жарко — здесь вовсю готовятся к новому учебному году. К приезду шакирдов делаются последние приготовления к открытию нового дополнительного учебного корпуса и современного общежития. О том, за что шакирды писали доносы на богослова Галимджана Баруди, какие планы на медресе имеет его нынешний директор, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, и каких специалистов будет готовить «Мухаммадия», — в интервью с недавно назначенным первым заместителем директора медресе Рустамом Хайруллиным.
Рустам Хайруллин: «В Коране есть ответы на многие вопросы, а если их нет, то Священная Книга рекомендует обращаться к знающим людям»
«С меня наш директор спрашивает за все: и за стройку, и за конкурс при поступлении, ну и вообще за все»
— Рустам хазрат, начало августа ознаменовалось чередой слухов вокруг медресе «Мухаммадия». В частности, некоторых озаботило то, что вас назначили первым заместителем директора учебного заведения и вы заняли место другого зама — Зульфата Габдуллина. Имеют ли под собой почву данные разговоры?
— Нет, разумеется. Зульфат хазрат много лет успешно трудится в медресе. Он ценный руководитель и преподаватель. Поэтому он продолжит работать на своей должности проректора по учебной части. Говорю всем, кто не в курсе изменений в медресе: я пришел на совершенно новую должность первого заместителя, ранее ее не было. В мои задачи входит общее руководство учебным заведением: и финансово-хозяйственная деятельность, и учебные процессы, и кадровые вопросы… То есть с меня директор спрашивает за все. Теперь вместе с коллективом под руководством нашего директора, муфтия Камиля хазрата Самигуллина, будем двигаться вперед. Поэтому нельзя идти за слухами, а следует спрашивать у знающих людей, тем более мы, мусульмане, должны это помнить и знать. В Коране есть ответы на многие вопросы, а если их нет, то Священная Книга рекомендует обращаться к знающим людям. Когда мы верим слухам, делаем гыйба (заочное осуждение, сплетня в адрес какого-либо человека, стремление разузнать личные тайны человека для предания их гласности — прим. ред.). На текущей деятельности медресе перед началом нового учебного года они не отразились, но работе мешают.
— Кстати, в истории медресе, кажется, случался бунт студентов…
— Да, где-то в начале 1900-х годов шакирды «Мухаммадии» выступили с жесткими требованиями к руководству медресе. Претензии касались учебной программы. Галимджан хазрат Баруди был даже вынужден исключить смутьянов шакирдов, что еще больше разозлило студентов, которые в результате устроили погром в классах. В итоге руководство медресе отчислило еще 80 студентов! Баруди жестко контролировал дисциплину в медресе и отчислял шакирдов за участие в политических акциях. И он был прав: благодаря этому ему впоследствии удалось спасти медресе от закрытия по политическим мотивам. Но известно, что смутьяны угрожали Баруди покушением, писали доносы, которые потом стали причиной его отправки в ссылку.
— С чем связано ваше назначение? Для чего нужно было вводить вашу должность?
— Когда медресе открылось почти полтора века назад отцом Галимджана Баруди, из него выходили всесторонне образованные люди. Для этого сам Галимджан хазрат ввел, помимо религиозных, и светские дисциплины. Шакирды «Мухаммадии» стали самыми яркими представителями татарской интеллигенции. Камиль хазрат считает, что и сегодня медресе должно быть кузницей национальных кадров, мы должны воспитывать прослойку «татар зыялысы», наши выпускники должны стоять на высоте общественной жизни. Все материально-технические условия для этого теперь есть: построены новые корпуса в самом центре Казани, есть современное общежитие и так далее. Никогда еще в истории «Мухаммадии» такой инфраструктуры не было! То есть Камиль хазрат сделал все от себя зависящее, теперь дело за преподавательским составом: из медресе пора выпускать имамов уровня Галимджана Баруди.
«На днях планируем ввести еще одно здание общей площадью 3,7 тысячи квадратных метров, в котором разместятся студенческое общежитие, медпункт, спортзал, четыре учебных класса, конференц-зал на 150 человек, кухня, столовая, автономная котельная»
«Ищем способы, чтобы обеспечить всех общежитием»
— Расскажите об инфраструктуре. Что это за здания?
— В прошлом году после проведения реставрационных работ было сдано в эксплуатацию историческое здание. В нем сейчас 7 учебных классов, 2 учебных класса для маломобильных групп населения, 2 лингафонных класса, 2 кабинета информатики, 2 учительские, читальный зал. На днях планируем ввести еще одно здание общей площадью 3,7 тысячи квадратных метров, в котором разместятся студенческое общежитие, медпункт, спортзал, четыре учебных класса, конференц-зал на 150 человек, кухня, столовая, автономная котельная. Все помещения будут оборудованы современной техникой и мебелью.
Концептуально оба этих здания, а также резиденция муфтия являются частью одного комплекса — Галиевской мечети. Потому вся эта территория, по задумке Камиля хазрата, станет центром татарско-мусульманской жизни Татарстана и логично будет развиваться в рамках одной общей концепции вокруг Галеевской мечети. Шакирды «Мухаммадии» должны покрывать перспективный кадровый спрос муфтията.
«Заселять будем в первую очередь иногородних. Сейчас обсуждаем вопрос вместе с преподавателями, женским или мужским будет общежитие»
— Вопрос о строительных недоделках в медресе «Мухаммадия»: говорили, что там появились трещины…
— Трещины, Аллаһка шөкер, давно устранили, но и, кроме них, есть еще целый список недоработок: где-то табличка неправильно оформлена, не затерты швы на плитке… Застройщик дает пять лет гарантии на все работы, потихоньку все исправляется. Тот, кто занимается строительством и ремонтом, знает, что такие случаи — частые в этом деле.
— Поговорим об общежитии. Достаточно ли там мест для шакирдов?
— Новое общежитие не покроет все потребности. Сегодня в медресе на очном отделении учатся 147 девочек и 116 мальчиков. Многие из них — местные. Заселять будем в первую очередь иногородних. Сейчас обсуждаем вопрос вместе с преподавателями, женским или мужским будет общежитие. Смешанным оно быть не может. Помимо этого общежития, есть места в общежитии просветительского центра имени Ахмадхади Максуди на улице Краснокошайской в Кировском районе Казани. Для студентов «Мухаммадии» здесь сделали отдельный вход, поставили перегородки. То есть обособленное помещение. Единственный минус — общежитие не в шаговой доступности от «Мухаммадии». Но в планах у Камиля хазрата — передать в пользование «Мухаммадии» историческое здание «Музаффарии» на улице Сары Садыковой. После ремонта планируем эксплуатировать и его в качестве общежития.
«К сожалению, медресе не может существовать без благотворительных вливаний: в первую очередь стоит вопрос о зарплатах преподавателей и содержании зданий»
— Проживание в общежитии платное?
— Нет, проживание и питание для студентов бесплатные.
— А обучение?
— Обучение в медресе на сегодняшний день формально бесплатное, но за счет добровольных пожертвований от студентов. То есть фактически оно платное. Шакирды дневного отделения платят 10 тысяч рублей в год, вечерники и заочники — 8 тысяч в год. Есть индивидуальные ситуации, когда студенты и их родители не имеют возможности платить эти средства. В таких случаях идем навстречу. К сожалению, медресе не может существовать без благотворительных вливаний: в первую очередь стоит вопрос о зарплатах преподавателей и содержании зданий. Но Камиль хазрат поставил передо мной задачу изыскать возможности полного перехода на бесплатное обучение в очном отделении. Потому что наибольший квалификационный и кадровый выхлоп, разумеется, дают студенты-очники. Поэтому хотелось бы обратиться через вашу газету к людям, которые могут помочь медресе.
«Сейчас обсуждаем вопрос расширения преподавательского состава и технического воплощения возможности выдавать двойной диплом выпускникам»
Зачем шакирду светское образование?
— Поговорим об образовательном процессе. В чем сильная сторона выпускников «Мухаммадии»?
— Наши шакирды занимают призовые места на олимпиадах по арабскому языку, а вот если посмотреть по шариатским наукам, то здесь мы хромаем. Камиль хазрат поставил перед нами задачу, чтобы в медресе привлекать лучших специалистов для преподавания.
К сожалению, преподаватели у нас, пожалуй, самая незащищенная группа. Я даже боюсь озвучивать зарплату — она низкая. Имам еще может как-то обеспечить себя: сходить на меджлисы, поминки, где дают садака. А что делать преподавателям? Сейчас Камиль хазрат поднял вопрос изыскать возможность поднять зарплату учителям, чтобы они получали хотя бы соизмеримую с зарплатой преподавателей светских учебных заведений.
— В каких направлениях намерены развивать медресе?
— Перед нами стоит важный вопрос, чтобы наши шакирды по выходе из медресе получали вместе с религиозным еще и светское образование — педагогическое или филологическое. Для чего? Сейчас выпускник может блестяще знать арабский язык, но без диплома о светском образовании он не имеет права его преподавать, причем даже в мусульманской школе, медресе, татарской гимназии. Поэтому сейчас обсуждаем вопрос расширения преподавательского состава и технического воплощения возможности выдавать двойной диплом выпускникам.
— Сколько специалистов в год выпускает медресе? И какой процент их трудоустройства?
— В 2021–2022 учебном году около 200 человек. Но я бы ставил вопрос не о трудоустройстве, а о профориентации выпускников. «Мухаммадия» выпускает самое большое количество специалистов из всех медресе в Татарстане, но имеет самое маленькое количество выпускников среди действующих имамов. Их всего около 80 по всей республике. А кадровый голод ощущается остро.
«Пока видим, что нужно частично переходить на целевую подготовку имамов. Это решит одновременно три вопроса: с оплатой обучения, трудоустройством выпускника и содержанием студента во время обучения»
— В чем причина? Почему при таких тепличных условиях обучения выпускники не желают работать имамами?
— Во-первых, имамами могут быть только мужчины, а у нас женщин среди студентов — более половины. Во-вторых, условия труда имама — социального пакета нет, зарплаты в селах низкие. В-третьих, медресе больше заточено не на подготовку специалистов, а на религиозное просвещение населения. Этот подход нужно будет поменять, так как медресе — это профессиональное учебное заведение, а религиозное просвещение — прерогатива курсов при мечети, которых у нас в республике 700. Как менять? Пока видим, что нужно частично переходить на целевую подготовку имамов. Это решит одновременно три вопроса: с оплатой обучения, трудоустройством выпускника и содержанием студента во время обучения. Сейчас ДУМ РТ придерживается системной тенденции: при выдаче разрешения на регистрацию в минюсте перед махаллей ставится сразу несколько вопросов: кто будет строить мечеть, кто будет ее содержать в дальнейшем, кто будет трудиться в ней имамом и каким жильем он будет обеспечен при реализации своей религиозной деятельности? Поэтому целевая подготовка имамов — это звено одной цепи в развитии мусульманской инфраструктуры в Татарстане.
— Вы являетесь имамом мечети Гаиля. Будучи замдиректора медресе, из мечети уходить не собираетесь?
— Нет, я продолжу работать имам-хатыбом мечети Гаиля. И я всем говорю, что у меня теперь три семьи: мои домочадцы, мечеть Гаиля и медресе «Мухаммадия».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.