«Яндекс» продал VK свои сервисы «Дзен» и «Новости» «Яндекс» продал VK свои сервисы «Дзен» и «Новости» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

«Яндекс» отказывается от новостей 

Сегодня стало известно о продаже «Яндексом» своих сервисов «Дзен» и «Новости» в лоно VK. Фактически о согласовании такой сделки компании заявляли еще в конце апреля, указывая, что до ее завершения ждут одобрения регуляторов. Соглашение о продаже подписано 22 августа, закрыть всю сделку планируется до конца этого года после одобрения федеральной антимонопольной службы.

Что это все значит? «Яндекс» откажется от новостного агрегатора, а главной страницей компании станет сайт ya.ru. Он уже работает, выглядит страница минималистично. Как в Google, здесь только поисковая строка. «Ya.ru. станет основной точкой входа в поиск, почту и другие сервисы компании, включая личный кабинет пользователя „Яндекс ID“. Также компания выпустит для Android новое приложение „Яндекс“ с „Алисой“», — уточнили в компании. Там добавляют, что поиск должен стать ядром новой страницы и приложения: «Пользователям будет доступен универсальный поиск — чтобы искать что угодно где угодно, поисковые вертикали — чтобы находить, например, картинки или товары, и „Алиса“ — чтобы быстро получать ответы». 

«Яндекс» откажется от новостного агрегатора, а главной страницей компании станет сайт ya.ru. Он уже работает, выглядит страница минималистично «Яндекс» откажется от новостного агрегатора, а главной страницей компании станет сайт ya.ru. Он уже работает, выглядит страница минималистично Фото: скриншот

Что же будет с «Новостями»? Они переедут на сайт «Дзена», сообщает новый владелец сервиса. На портале dzen.ru также будут размещены другие сервисы и поисковая строка «Яндекса», отмечают в VK. «„Дзен“ — уникальная и популярная среди миллионов людей платформа, один из лидеров рынка, имеющий огромный потенциал развития. В результате интеграции с VK для авторов „Дзена“ откроются возможности реализовать себя в новых форматах и доступ к новой аудитории», — приводит пресс-служба слова гендиректора VK Владимира Кириенко. Он добавил, что в VK ценят результаты, достигнутые командой «Дзена», и ей предоставят возможность развиваться самостоятельно.

«Их и справа били, и слева»: «Яндекс» сдает «Дзен» и «Новости» сыну Кириенко

«Сервис продолжит работу в обычном режиме. Все проекты „Новостей“ остаются активными: федеральный/региональный топ-5; сюжет в текущем виде с дайджестом, медиаблоком и блоком „Подробнее о событии“, „Самым цитируемым“ и официальным комментарием; темы; поиск по новостям; настройка источников», — уточнили в «Яндексе». Существующее приложение «Яндекс» для Android сменит название на «Яндекс Старт», приложение для iOS будет работать как раньше, но без «Дзена» и «Новостей».

«Яндекс» приобретает у VK сервис доставки еды и продуктов Delivery Club «Яндекс» приобретает у VK сервис доставки еды и продуктов Delivery Club Фото: «БИЗНЕС Online»

В обмен «Яндекс» получит Delivery Club

В свою очередь, «Яндекс» приобретает у VK сервис доставки еды и продуктов Delivery Club. VK перед этим получила 100% долей в сервисе и вышла из совместного предприятия со Сбером — «О2О Холдинга». После закрытия сделки Delivery Club и «Яндекс.Еда» перейдут на единую технологическую платформу. В компании считают, что за счет этого плотность заказов (их число на квадратный километр) увеличится. 

«Курьеры смогут выполнять больше доставок в пределах района и, соответственно, больше зарабатывать. Пользователи, в свою очередь, будут получать заказы быстрее, а выбор ресторанов расширится», — уточнили в «Яндексе».

В компании добавили, что Delivery Club продолжит работать под своим брендом, приложения и сайт будут функционировать как раньше. После завершения сделки потребителям станут доступны магазины и рестораны, сотрудничавшие с обоими сервисами. «Мы хотим соединить масштаб Delivery с нашими технологиями, инфраструктурой „Яндекс.Еды“ и „Лавки“, чтобы сделать доставку еды, продуктов и повседневных товаров по-настоящему ежедневным сервисом, каким сегодня стал сервис такси»», — отметил в своем блоге директор «Яндекс Еды» Роман Маресов.

По оценке компании, в прошлом году объем рынка доставки готовой еды и продуктов превысил 650 млрд рублей, в ближайшие годы рынок продолжит расти как минимум на 20% в год.

В июне в санкционный список ЕС попал Аркадий Волож, основатель «Яндекса» и крупнейший акционер компании. Волож объявил о решении покинуть совет директоров компании и позицию исполнительного директора. В этот месяц акции компании подешевели более чем на 15% В июне в санкционный список ЕС попал Аркадий Волож — основатель «Яндекса» и крупнейший акционер компании. Волож объявил о решении покинуть совет директоров и позицию исполнительного директора. В этот месяц акции компании подешевели более чем на 15% Фото: kremlin.ru

«Яндекс» и сам был не против дистанцироваться от госидеологии»

«VK ориентирован на максимальную широкую аудиторию, в которую прямо или опосредовано будут вкладывать определенные идеи и ценности, — объясняет смысл произошедшего политолог Константин Калачев. — VK возглавляет сын первого замглавы руководителя администрации президента Сергея Кириенко, который хочет быть модератором социальных процессов. Человек, который в наибольшей степени заинтересован в том, чтобы наше общество было моделируемым, управляемым, патриотичным. И я не удивляюсь, что все то, что имеет отношение формированию общественного мнения, будет сосредоточено в одних руках». Кроме того, «Яндекс» и сам был не против дистанцироваться от госидеологии, потому что он работает не только на Россию, указывает Калачев.  «Его главная страница, с одной стороны, ресурс, с другой — обременение», — добавляет он. 

По его мнению, «Яндекс.Новости» станут еще более прогосударственными. «Я думаю, что мы наблюдаем, как развивается инструмент пропаганды. Ручная модерация неизбежна. Государство озабочено промывкой мозгов населения, и есть ресурсы, которые под это дело заточены, — предполагает он. — Если „БИЗНЕС Online“ захочет попасть в топ-новости „Яндекса“, то нужно будет выйти с заголовком „Общественность Татарстана требует трибунала над Зеленским“, а если напишите что-то иное — например, „Общественность Татарстана требует сохранить наименование президента за Миннихановым“, — то вы не будете в топе».

«Я бы на месте „Яндекса“ избавился от токсичных новостей еще давно, — говорит экс-советник президента РФ по интернету, руководитель компании LiveInternet Герман Клименко. — Но Аркадий Волож достаточно долго пытался сохранить ресурс, потом создал на нем „Дзен“. Сейчас этот процесс завершился. Видимо, он жестко форсировался после начала спецоперации и стороны пришли к окончательному соглашению только сейчас». 

Эксперт отмечает, что прессе вряд ли стоит ждать резких изменений. «СМИ примерно представляют, как VK работают с новостным потоком и какие особенности у „Яндекса“. Особенности „Яндекса“ уйдут, и останется такой же принцип работы, как у Mail.ru (до октября 2021 года VK назывался Mail.ru Group — прим. ред.)», — отмечает он. 

Изначально звучали самые разные предположения о том, как станет выглядеть новый сервис. «Я предполагал, что на главной странице будет выделен блок тот же самый, что и сейчас, но только его оформят как размещение VK, чтобы снять с „Яндекса“ международное давление на тему поддержки / неподдержки СВО. Но оказалось все кучерявее — „Яндекс“ оставляет главную страничку VK, а сам уходит на ya.ru, что достаточно экзотично. Тем не менее трафик на эту страницу колоссальный. Если у пользователей все ссылки работают, то будут вполне адекватно это воспринимать», — отмечает Клименко. Он предположил, что главная страница «Яндекса» будет долгое время стабильной — либо она постепенно заменится на сервисы Mail.ru, либо VK будет отдавать «Яндексу» трафик в обмен на что-то. Поэтому падения трафика новостей в ближайшее время (в течение года) ждать не стоит, указывает эксперт, хоть сам трафик и будет идти от VK. На главную страницу будут попадать «гендерно нейтральные» новости.

«Я считаю, что изменения от сделки произойдут в любом случае. Либо это будет просто удорожание стоимости рекламы, либо VK порадует новым функционалом, — отмечает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ директор digital-агентства Qwinsy Анна Королева. — VK за последние полгода сильно шагнули вперед, и я полагаю, что тенденция всестороннего апгрейда коснется и свежекупленных „Новостей“ и „Дзена“. Надеемся, второй как идея останется существовать и ранжирование статей в поисковой выдаче никуда не пропадет. Как говорится, посмотрим. С площадками для продвижения сейчас не разгуляться. Надеюсь, VK не причинит „Дзену“ и новостям большого вреда и эти площадки останутся в работе».

Из-за проблем с лизинговым партнером «Яндекс.Драйв» сократил число автомобилей Из-за проблем с лизинговым партнером «Яндекс.Драйв» сократил число автомобилей Фото: «БИЗНЕС Online»

Чего еще лишился «Яндекс»

Новостной агрегатор и «Дзен» не единственная часть бизнеса, от которой отказался «Яндекс». Трудности у компании начались с конца февраля. «Яндекс» прекратил испытания беспилотных авто в США и приостановил работу роботов-курьеров, объявил о приостановке инвестиций в России и за рубежом.

Из-за проблем с лизинговым партнером «Яндекс.Драйв» сократил число автомобилей, писал «Коммерсантъ». В мае казанские пользователи приложения каршеринга «Яндекс.Драйв» получили сообщения о том, что сервис уходит из города.  

В июне в санкционный список ЕС попал Аркадий Волож — основатель «Яндекса» и крупнейший акционер компании. Волож объявил о решении покинуть совет директоров и позицию исполнительного директора. В этот месяц акции компании подешевели более чем на 15%. К слову, сегодня на фоне новостей о сделке с VK они росли на торгах на Московской бирже почти на 3%, расписки VK росли на 1,56%.

Под санкциями оказался управляющий директор группы «Яндекс» Тигран Худавердян. За день до этого компания анонсировала его назначение на пост гендиректора «Яндекса» в России, но после попадания в санкционный список ему пришлось не просто отказаться от руководящего кресла, но и покинуть совет директоров и пост заместителя генерального директора Yandex N.V. В итоге исполняющим обязанности гендиректора «Яндекса» в России вместо Елены Буниной был назначен Артем Савиновский.  

В марте произошла утечка персональных данных клиентов «Яндекс.Еды» — в интернет были слиты телефонные номера, почтовые адреса, информация о заказах. 33 пользователя сервиса подали коллективный иск через юридическую компанию Destra Legal. Весной они потребовали выплатить каждому по 100 тыс. рублей. Судебные разбирательства по делу все еще продолжаются.