Регоператор Восточной зоны Татарстана по обращению с отходами наконец открыл мусороперегрузочную станцию в Мамадышском районе Регоператор восточной зоны Татарстана по обращению с отходами наконец открыл мусороперегрузочную станцию в Мамадышском районе Фото: Екатерина Бутенко

Шоу вокруг мусора: как открывали станцию перегрузки за 66 миллионов

Путь в тысячу ли начинается с первого шага, говорил своим ученикам китайский философ Лао-цзы за 500 лет до рождения Христа. Такой шажочек накануне и сделало ООО «Гринта». Регоператор восточной зоны Татарстана по обращению с отходами наконец открыл мусороперегрузочную станцию в Мамадышском районе. Это первый объект в рамках инвестпрограммы «Гринты», да и вообще первый объект, появившийся в РТ после старта «мусорной» реформы. Судя по цифрам инвестпрограммы, станция обошлась в 66 млн рублей — точную сумму в ходе презентации не называли. 

Торжество почтили своим присутствием председатель госкомитета Александр Груничев и глава Мамадышского района РТ Анатолий Иванов. Мы говорим: «Торжество», — поскольку гости и хозяева даже перерезали красную ленточку — не хватало разве что масштабного салюта. Собственно, открытие планировалось с 3 августа, после выездного заседания госкомитета по тарифам РТ. Именно тогда шеф госкомитета намекнул на желание поучаствовать в знаковом для республики событии. Открытие станции превратилось в некое шоу — с профессиональным ведущим, ростовыми куклами в виде мусорных баков и фольклорными ансамблями, которые исполняли песни преимущественно на татарском языке. Гостей ждал и фуршет под шатром, который защищал от палящего солнца. Что ж, наверное, повезло, что станция еще не была запущена, иначе аппетит присутствующих испортил бы флер ароматов свежедоставленного мусора. Впрочем, все это, наверное, лишь призвано доказать важность события.

Атака «Гринты»: как Ярлыченко предъявила Груничеву черный список «мусорных» должников Закамья

Новая мусороперегрузочная станция находится в непосредственной близости от бывшего полигона ТБО в Мамадышском районе, который подлежит рекультивации. Ее мощность — 30 тыс. т в год. Станция представляет собой огороженную забетонированную площадку. Помимо погрузчиков, вот-вот появится шредер для измельчения отходов. Здесь же базируется мощный автопоезд, который и будет вывозить собранный на станции мусор на ближайший действующий полигон. А в будущем — на мусоросортировочный завод межмуниципального полигона ТКО. В сутки планируется делать два рейса. Пока что здесь царит идеальная чистота и порядок. Станция еще не начала свою работу, так что специфического запаха мусора нет. Видимо, руководство «Гринты» сочло, что почетным гостям негоже вдыхать миазмы, хотя Груничев, судя по всему, предпочел бы воочию увидеть, как именно функционирует этот объект.

«Нужно было открытие делать, когда уже все оборудование работать начнет», — попенял он Ярлыченко. И шефа госкомитета можно понять… Но можно понять и гендиректора «Гринты». «Делаем все что можем! — обезоруживающе улыбнулась она. — Уже 25-го числа шредер приедет, все запустим!»

Светлана Ярлыченко: «Компании требуется постоянно проводить работу по оптимизации операционной деятельности. Одним из пунктов этой работы можно назвать создание мусороперегрузочных станций» Светлана Ярлыченко: «Компании требуется постоянно проводить работу по оптимизации операционной деятельности. Одним из пунктов этой работы можно назвать создание мусороперегрузочных станций» Фото: Екатерина Бутенко

Зачем вообще нужна мусороперегрузочная станция? Все просто: ради сокращения транспортного плеча и удешевления доставки мусора от контейнера до полигона. К примеру, в Казани мусор сначала небольшими мусоровозами вывозят из дворов на мусоросортировочные станции. После выбора ценных фракций его прессуют — и уже крупнотоннажными фурами он уходит на полигон. Такая схема дешевле. В Мамадыше же пока лишь свозят мусор из деревень на одну площадку, чтобы затем за пару рейсов отправить его на вечный покой.

«Не секрет, что до старта реформы были населенные пункты, в которых услуга вывоза твердых коммунальных отходов была недоступна. В Мамадышском районе ситуация усугубилась еще больше, когда был закрыт местный полигон, — рассказала Ярлыченко, выйдя к микрофону. — После старта реформы мы скорректировали маршруты, начали вывозить мусор. Однако важно понимать, что каждый мусоровоз транспортировал отходы до ближайшего лицензированного полигона, а это в Елабуге. До него — 50 километров, столько же обратно. Получалось большое логистическое плечо в 100 километров — это очень много. Это не могло не сказаться на транспортных затратах и стоимости услуг регоператора. Открытие мусороперегрузочной станции позволит сдержать рост транспортных затрат и удовлетворить потребности жителей, проживающих в селах, чтобы увеличить частоту вывоза ТКО».

Пока что здесь царит идеальная чистота и порядок. Станция еще не начала свою работу, так что специфического запаха мусора нет Пока что здесь царит идеальная чистота и порядок. Станция еще не начала свою работу, так что специфического запаха мусора нет Фото: Екатерина Бутенко

По ее словам, с открытием станции мусоровозам не придется ездить за полсотни километров. Они повезут отходы поближе, а потом куда более мощным автопоездом мусор уедет туда, где ему суждено покоиться до скончания веков. Ярлыченко продолжила объяснять, в чем выгоды промежуточных мусороперегрузочных станций.

«Есть предельный индекс роста тарифа, который ежегодно составляет 4 процента. Нужно понимать, что с учетом текущей экономической ситуации происходит рост затрат. Компании требуется постоянно проводить работу по оптимизации операционной деятельности. Одним из пунктов этой работы можно назвать создание мусороперегрузочных станций, — пояснила Ярлыченко. — Есть и экологическая составляющая. С приходом реформы мы не имеем права возить отходы на нелицензированные полигоны. Так или иначе мощности и ресурсы действующих полигонов ограничены. Это сказывается на увеличении транспортного плеча. Чтобы это плечо сократить, мы и строим мусороперегрузочные станции».

Александр Груничев: «Реформа идет. Мы уходим от мешков к контейнерам, к полигонам, которые становятся большими холмами с травой, а в будущем и деревьями» Александр Груничев: «Реформа идет. Мы уходим от мешков к контейнерам, полигонам, которые становятся большими холмами с травой, а в будущем — и с деревьями» Фото: Екатерина Бутенко

«Более 20 несанкционированных свалок было в нашем районе»

Далее слово взял Груничев. «Вспомните времена до „мусорной“ реформы. Мешки, которые свозились куда-то на свалки, когда ты ехал по челнинской трассе в сторону Мамадыша… Все это дымилось, — предался воспоминаниям глава комитета по тарифам РТ. — Но реформа идет. Мы уходим от мешков к контейнерам, полигонам, которые становятся большими холмами с травой, а в будущем — и с деревьями. Та площадка, которую вы наблюдаете сейчас, будет сокращать время мусора в пути. Этот проект — то, о чем мы любим рассказывать на открытых уроках и презентациях. Но сейчас можем реально увидеть и потрогать своими руками. Я убежден, что сейчас мы создаем ту инфраструктуру, за которую наши потомки скажут нам спасибо. Надеюсь, что, когда мы приедем сюда в следующий раз, тут будет так же чисто и хорошо пахнуть».


Глава Мамадышского района Иванов также предался ностальгии.

«Были времена, 20 лет назад, когда мы топили Мамадыш каменным углем. Снег кругом был черным! Сейчас же перешли на новые экологичные и эффективные котельные. Так же и с мусором. Более 20 несанкционированных свалок было в нашем районе, — посетовал он. — Как только мы с ними ни боролись — протоколы выписывали, наказывали. В каждом овраге был мусор. Представьте только, в год на одного человека приходится порядка 400 килограммов мусора! А сейчас, с приходом „мусорной“ реформы, и в районе, и в республике станет чище».

Глава выразил уверенность, что благодаря новой схеме увеличится интенсивность вывоза мусора из деревень. А местным жителям не будет никакого резона захламлять все вокруг. «Новая мусороперегрузочная станция — это улучшение качества жизни людей», — добавил Иванов.

После того, как все гости выступили с речами, пришло время перерезать красную ленточку После того как все гости выступили с речами, пришло время перерезать красную ленточку Фото: mamadysh.tatarstan.ru

«Мы считаем, что тариф на вывоз ТКО для населения и юридических лиц в республике достаточно высок. И принимаем все меры для сдерживания»

Качество жизни улучшать, несомненно, необходимо. Однако вопрос о тарифах на вывоз ТКО остается не менее актуальным. Удастся ли снизить их благодаря строительству таких станций, уточнили журналисты у Груничева. Ответ, естественно, не слишком обнадежил.

«Если говорить конкретно об этой мусороперегрузочной станции, она не очень большая, рассчитана всего на один город. Вряд ли она станет сдерживающим моментом в вопросах роста тарифов в целом по республике. Однако могу сказать, что средства на эту станцию были заложены в текущем году в рамках действующего тарифа. По сути, это просто выполнение „Гринтой“ своих обязательств, которые она взяла на себя. У них есть обязательства по строительству еще одной станции в Агрызе. Надеемся, к концу года и это будет выполнено».

А затем Александр Станиславович вдруг мягко намекнул: мол, если станция все же не будет построена, тариф можно и уменьшить. И добавил, что госкомитет ожидает тарифных заявок от регоператоров. Действующий тариф — лишь до 31 декабря 2022 года.

«Мы считаем, что тариф на вывоз ТКО для населения и юридических лиц в республике достаточно высок. И принимаем все меры для сдерживания, насколько это вообще в наших силах. О результатах нашей работы вы сможете судить ближе к середине ноября, когда мы будем обладать не только теми данными, которые предоставит нам федеральная антимонопольная служба, но и теми заявками, которые должны на сегодня отправить на наш адрес компании „Гринта“ и УК „ПЖКХ“. Заявок пока еще нет ни от той, ни от другой компании. Но крайний срок подачи — 1 сентября. У них есть время, и я надеюсь, что они уложатся в срок».

Напомним, что инвестпрограмма «Гринты» предусматривает открытие еще трех мусороперегрузочных станций — в Нурлате, Актаныше и Агрызе — к концу этого года.

«На агрызской станции уже работает строительная бригада, — отметила Ярлыченко. — Проектирование закончено для Актаныша и Нурлата. Поэтому мы очень надеемся, что их открытие в этом году тоже состоится. В целом до 2025-го нам предстоит построить более 10 мусороперегрузочных станций, чтобы сдержать рост транспортных затрат».

«Реформа не провалена. Реформа буксует…»: почему Татарстан оказался на грани мусорного коллапса

Впрочем, перегрузочные станции — это, так сказать, даже не полумера. Возвращаясь к Лао-цзы, это первый шаг большого пути. Главное — строительство в восточной зоне республики двух межмуниципальных комплексов, включающих сортировочные станции, переработку и полигоны ТКО. Эти «мегасвалки» должны появиться через три года и прийти на смену тем, что вот-вот придется закрывать.

После того как все гости выступили с речами, пришло время перерезать красную ленточку. А затем гости удалились под шатер: остыть и подкрепиться перед дорогой.