Ильдар Ягафаров: «Растет талантливая молодежь, которая вместе с красивой картинкой готова создавать смыслы, послания к зрителю. Нет системной поддержки государства. Но они делают!» Фото: «БИЗНЕС Online»

Эти успехи появились не на ровном месте

Вчера, 27 августа, отмечался День российского кино. Важный праздник для кинематографистов всей нашей страны, в том числе и кинематографистов Татарстана. Все, что происходит у нас, перекликается с общим фоном происходящего в отрасли и в других регионах России. Но важно, что у нас есть уже своя школа, традиции и почерк, что эти фильмы наши и они занимают все более заметное место в общем ряду отечественного кинематографа.

Просто так ничего не бывает, эти успехи появились не на ровном месте! Уже сменилось множество поколений тех, кто делает кино, с момента начала становления первой студии в 20-е годы прошлого века. В то время сняты фильмы «Булат Батыр», «Комета». В 1961-м открылась Казанская студия кинохроники, где первым директором стал Анатолий Николаевич Краев, а в 1991 году в Татарстане заработал аж комитет по кинематографии РТ, которым руководил Рафаэль Насыбуллин, а затем Зуфар Бухараев

Киновед Хонг Санг Ву (слева) и Юрий Гвоздь на церемонии закрытия Казанского международного фестиваля мусульманского киноФото: «БИЗНЕС Online»

Все это время люди работали, снимали кино. Золотой фонд татарстанской кинохроники мы видим на всех торжественных мероприятиях по случаю и без, а фамилий авторов не знаем. Не знаем! А ведь снимали эти кадры наши выдающиеся кинематографисты: Владимир Игнатюк, Эдуард Гущин, Дмитрий Хохлов, Харис Фахрутдинов, Виктор Беспалов, Наиль Валитов, Идмас Утяганов, Николай Прокопьев, Риорита Рубцова и многие другие. Отдельно хотелось бы выделить казанскую операторскую школу: Авис Привин, Виталий Миронов, Сергей Литовец, Владимир Райский, Александр Дымич. В рядах нашего союза кинематографистов РТ по-прежнему Валерий Севастьянов, Эмир Золондинов, Николай Морозов, Юрий Гвоздь, Хайдар Миндубаев. Их инструментом был киноаппарат, свой, родной, без видеомониторов и плейбэков, где только он наблюдал то, что теперь видят тысячи людей. 

Сидели по ночам за монтажным столом, резали прессом, клеили скотчем в монтажках, обмотанные километрами пленки. Мне посчастливилось застать то время. Люди снимали на пленку, монтировали живые кадры руками!

Нет системной поддержки государства. Но они делают!

Просто всегда кажется, что ничего до нас не было… Современный кинематограф, конечно, технически ушел очень далеко. Но законы те же! Экран покажет!  За современной суетой вокруг фильмов зритель видит настоящее и дает свою оценку качеству работы, чувствует, что сделано сердцем, душой. Хорошую работу видно сразу.

Вот и сейчас мы наблюдаем момент истины. Появляются новые игровые и документальные фильмы, сделанные в Татарстане. Растет талантливая молодежь, которая вместе с красивой картинкой готова создавать смыслы, послания к зрителю. Важно отметить молодых, выходящих из зоны комфорта. Да, основной поток заказов и заработка сейчас в коммерческом видео — реклама, презентации, клипы. Но ведь есть те, кто задается вопросом: «А что останется после меня?»  И им сейчас очень непросто! Нет системной поддержки государства. Но они делают! 

Ильшат Рахимбай на красной дорожке Казанского международного фестиваля мусульманского киноФото: «БИЗНЕС Online»

Амир Галиаскаров, Ильшат Рахимбай, Гульнара АхметоваРустем Рашитов, Юрий Данилов, Байбулат Батуллин, Александр Ширманов, Булат Сабитов, Арсений Козин, Айрат Шарипов, Оксана Сенчугова, Солтан Сунгатуллин, Алексей Матросов и другие. Многие, кстати, уже члены союза кинематографистов Татарстана. Их много, они с характером, часто спорщики, но ребята хотят и делают фильмы. И это очень важно для будущего нашего кино. Важно! Ведь это не просто разговоры о кино, здесь нужно доводить дело до конца, ставить точку в зрительном зале — на премьере. Вот там и появляются новые личности.

Хотя самых талантливых забирает Москва. Там выстроенная система, много работы и гонорары. Ведь и наше поколение сейчас в основном работает там, давно стали москвичами казанцы Евгений Привин, Дмитрий Яшонков, Рафик Галеев. Давным-давно уехала Марина Разбежкина. Каждый из них занял свою яркую нишу, имея казанские корни.  


Для начала нужно создать рабочую группу по кино

Так неужели мы не имеем своей татарстанской школы кино? Ведь еще десятки ребят учатся в театральных и кинематографических школах, работают в столичных студиях в разных отраслях кино. Многие учатся в нашем Казанском институте культуры. Им нужен сигнал, что Татарстан поворачивается к ним лицом, что правительство республики готово по-крупному играть на этом поле, готово технически стать частью большого российского кинематографа.

Нужны правила игры. Для начала необходимо создать рабочую группу по кино, выслушать разные мнения и идеи. Важно двигаться к созданию татарстанского фонда кино, где будут учтены все направления развития кинематографа в республике. Необходимо обучение студентов по квотам. Производство короткометражного, документального, игрового кино, по финансированию приближенное к реальным цифрам производства фильмов. Нужен свой технически современный кинопарк с размещением продакшенов в одном месте за льготную цену, профессиональные павильоны с гостиницей, столовыми, цехами декораций. Вся Россия приедет в Казань на производство сериалов, фильмов и различных шоу! Это будет еще один магнит притяжения для столицы РТ. Но только нужно делать засучив рукава лучший центр кинематографии в стране.


В Казани нет муниципальной киношколы для детей. Да, есть коммерческие, но ребенок, как и в музыкальной и художественной школе, должен иметь возможность заниматься современным видом искусства с профессиональными педагогами на бюджетной основе.

Проходя по нашей главной туристической улице Баумана, останавливаюсь у бывшего кинотеатра «Татарстан» и, подняв голову, смотрю на барельеф под крышей, где изображены символы кино. Рулон пленки. А ведь это первый кинотеатр, открытый в Казани аж в 1908 году, кинотеатр «Электра». Сейчас там кафе «Тяп-Ляп». Тоже определенный символ происходящего. А мог бы стать «Домом кино» в центре Казани. Знаете, есть прекрасная книга киноведа Елены Алексеевой — «Казань. Кинематограф из века в век», почитайте, там все написано о большом пути, который прошел кинематограф в нашем городе. Стоит задуматься.

Наши кинематографисты сейчас делом доказывают собственную состоятельность. Картины начинают получать главные призы на российских фестивалях. На Шукшинском кинофестивале гран-при у нашего фильма «Живы ли вы?», главный приз фестиваля «Россия» в Екатеринбурге получила «Осанна» Алексея Барыкина. Принимает участие в конкурсе Московского международного кинофестиваля в эти дни «Микулай» Ильшата Рахимбая. Фильмы заявляют о себе все громче и громче. И это продолжение нашей большой истории кино здесь, дома. Всех коллег поздравляю с Днем российского кино! Все только начинается.

Ильдар Ягафаров