Впервые бизнесмены Татарстана задумали объединиться еще в 1990-е годы, но полноценная ассоциация малого и среднего бизнеса РТ была открыта только в 2002-м. За 20 лет организация сумела проявить себя не только в деловой сфере, но и в социальном поле. В частности, в нулевые были спасены от голода животные казанского зоопарка, кроме того, помощь получили детдома и другие учреждения. Как создание новых финансово-донорских институтов и партнерских грантов поспособствует развитию инновационных идей в Татарстане, а экологизация поможет вернуть жизнь в села и почему креативная индустрия становится реальным сектором экономики? Об этом и многом другом в день своего 70-летия делится президент ассоциации МСБ РТ Рафик Шайхутдинов.
Рафик Шайхутдинов: «Главное достижение нашей ассоциации — люди, яркие, многогранные личности. Нам удалось объединить сотни предпринимателей, которые помимо денег и результатов в бизнесе хотят раскрыть свои качества в социальной сфере»
«Вы нам платите, а мы вас крышуем»
— Рафик Агзамович, ассоциации малого и среднего бизнеса РТ исполняется 20 лет. С чего начинала свою деятельность организация? Изменились ли направления ее деятельности за эти годы?
— На самом деле первая итерация ассоциации случилась немного ранее — в 1996 году, когда многие предприниматели чувствовали угрозу существованию своего бизнеса. По сведениям основателей ассоциации, в 90-е к ним приходили разные люди, бандиты и ставили ультиматум: «Вы нам платите, а мы вас крышуем». Если предприниматель не соглашался, могли сжечь, украсть автомобиль или произвести другие диверсии по отношению к нему. Деловые люди искали защиты от этих напастей, и лучшим решением стало объединение. В то время оно было зарегистрировано как общество «ТАУРУС», а уже в 2002-м — как ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан.
— Бизнес шел в ассоциацию, только чтобы защититься?
— Ассоциация стала прямым каналом связи с властью. В те годы это были две параллельные вселенные: у власти — свои задачи, а у бизнеса — свои. Наша задача заключалась в том, чтобы помогать предпринимателям решать разного рода вопросы, в том числе при помощи органов управления уровня. И с этим мы неплохо справлялись. Еще одна причина, почему деловое сообщество к нам тянулось, — возможность обмена управленческим опытом, расширение знакомств в деловых кругах и рынка для своих товаров и услуг.
Интерес к нам проявляли не только бизнесмены, но и вузы — ряды ассоциации первым из научного сообщества пополнил Институт экономики, управления и права, который сегодня знают как Казанский инновационный университет (КИУ) имени Виталия Гайнулловича Тимирясова, который акцентировал наше внимание на вовлечении студентов в реальные практики предприятий. Спустя какое-то время к нам присоединились и другие вузы. В общем, шел естественный процесс развития, и наличие сильных партнеров позволяло нам открывать новые для себя направления деятельности. Одним из них стала благотворительность.
— Почему именно это направление ассоциация стала развивать?
— В начале нулевых было много социальных учреждений — детдома или дома престарелых, — которые едва сводили концы с концами. К сожалению, им недоставало не только бюджетного, но и человеческого внимания. Трудно было закрывать глаза на болевые точки, особенно в условиях общего роста благосостояния жителей.
— Давайте конкретизируем: кому и как помогла ассоциация?
— Обычно эту тему мы не выносим на публичное обсуждение. Если вспоминать наиболее яркие эпизоды, то я бы отметил помощь казанскому зоопарку. В начале 2000-х он был на пороге закрытия, поскольку элементарно нечем было кормить животных. Члены ассоциации оперативно собрали средства и привезли несколько грузовиков с продовольствием, чтобы обеспечить животных всем необходимым. Спасли зоопарк! Такие акции стали нормой для ассоциации, хоть это и требует дополнительных усилий и финансовых затрат. Руководитель комитета по благотворительности Роберт Закиров может рассказать десятки примеров поддержки социально-культурных, научных и образовательных учреждений, что потребует отдельного разговора.
— В таких акциях члены ассоциации обязаны принимать участие или это по желанию?
— Тот, кто готов помочь, откликается. Никакого принуждения. Главное достижение нашей ассоциации сегодня — люди, яркие, многогранные личности. Нам удалось объединить сотни предпринимателей, которые помимо денег и результатов в бизнесе хотят раскрыть свои качества в социальной сфере. Благотворительность дает эмоциональный заряд, всплеск положительных эмоций, позволяющий бизнесмену открыть для себя новые грани жизни.
«В ассоциации представлены бизнесы разных отраслей в соотношении мини-копии структуры МСБ Татарстана»
«Оборот членов ассоциации достиг 11 миллиардов рублей»
— Сколько компаний сейчас является членами ассоциации?
— Это порядка 120 предприятий, среди них «Ваш быт», «Компас», «Холод-сервис», клиника Medel, СКАТ, «Элита-Проф», клиника Нуриевых, «Камский завод электронных компонентов», «Росла», «НеонАрт», «Вэлд+» и многие другие. За годы существования через членство в ассоциации прошло около 600 предприятий, кто-то вырос из коротких штанишек, и ему уже тесно, мы провожаем в мир крупного бизнеса. Кто-то продал бизнес, разорился, приостановил членство. Ассоциация — это живой организм, реагирующий на изменения среды.
В ассоциации представлены бизнесы разных отраслей в соотношении мини-копии структуры МСБ Татарстана. Совокупный объем выручки ассоциации по малым и средним предприятиям без учета ИП и самозанятых в 2021 году составил около 11 миллиардов рублей — это без учета тех предприятий, кто с нами в партнерском бизнесе, а также филиалов, открытых в Ижевске, Самаре, Кирове, Москве… Оборот на одного сотрудника у предприятий – членов ассоциации достиг 6,6 миллиона рублей. Это неплохой результат для малых и средних предприятий. Но это пока не тот результат, к которому мы стремимся.
— К чему вы стремитесь?
— Дело в качестве развития. Сегодня лишь несколько предприятий у нас добивается роста за счет использования инноваций. Мы считаем, что нужно наращивать интеллектуальную составляющую, что даст новое качество развития с результатами по прибыли на одного работающего в несколько раз больше. Мы стремимся к развитию партнерских отношений между бизнесом, вузами и государством. По такому принципу развитие идет во многих странах и дает ошеломляющие результаты. У нас пока достижений на этом фронте маловато, но мы сделали первые шаги: в этом году выпускники КИУ вместо выпускных работ и диссертаций защищали четыре стартапа, под которые предстоит найти финансирование. Я расцениваю это как определенный прорыв, но нужно продолжать развивать это направление. Нам надо больше думать о наукоемких сферах деятельности. Несколько лет назад я с коллегами посетил ряд стран: Германию, Австрию, Турцию — изучали, как там стимулируются инновации. Пришел к выводу, что нам катастрофически не хватает финансово-донорских организаций, которые помогали бы развивать инновации на всех стадиях, а также финансировали объединения консорциумного типа, включающие бизнес, университеты, инжиниринг и другие. А банкам активнее овладеть инструментами финансирования инновационно ориентированных субъектов, разделяя их риски.
— В республике же есть различные фонды, которые специализируются на финансировании стартапов…
— В нашей республике создана прекрасная инфраструктура инноваций — это очевидный факт. Однако многие институты развития пока слабо связаны между собой, чтобы стать системой и предлагать наборы услуг для инноваторов. Это тоже общеизвестно. Пока прояснится, какой именно будет модель поддержки, я бы сказал «взращивания инноваций», мы в ассоциации начали ориентировать свои предприятия на формирование корпоративной инновационной культуры, новых компетенций, работе с интеллектуальной собственностью, разработке инновационной политики предприятий. Инновации — это уже не только идеи гениальных одиночек, но и планируемый результат работы взаимосвязанных проектных групп.
Не берусь предлагать шаги, поскольку наши министерства прекрасно понимают, что нужно делать, но при существующих регламентах, ограничениях, условиях проведения и требованиях к закупкам у них накрепко связаны руки.
— У вас уже есть мысли, как это изменить?
— Пока наш предприниматель — сам себе автор идеи, конструктор и дизайнер, инженер, маркетолог, технологический менеджер и инвестор. Мы открыты для содействия госорганам в разработке новых моделей инновационного развития, которые будут востребованы компаниями. Задача государства — разработать такие условия, чтобы финансировались партнерские гранты. Они дадут возможность создавать альянсы и консорциумы из 3–5 разных организаций. Нам нужны институты, которые будут производить идеи, продуцировать их и понимать, что делают это не вхолостую. К слову, несколько лет назад принималось решение создать малые инновационные предприятия (МИП) при вузах. Насколько мне известно, их создано несколько десятков, но пока непонятно, где результаты. Значит, задачи такого института нуждаются в прояснении.
— Эту работу нужно провести в краткосрочной перспективе?
— Чем быстрее начнем — тем лучше. Например, есть список товаров к импортозамещению — там несколько десятков тысяч позиций! В том числе и те товары, которые требуют инновационного подхода и современных технологий. Для решения этой задачи нужны «мозги» вузов, помощь государства и средства инвесторов. Чтобы сдвинуть данный процесс с мертвой точки, планируем в этом году провести межсекторные мероприятия, где университеты, инжиниринг, бизнес и министерства могли бы предложить модель взаимодействия, а следом перешли бы к ее реализации.
«Членство в ассоциации становится вспомогательным инструментом, но не решающим. Я вообще считаю, что нас не должно быть видно, особенно в связи с инновациями, — мы должны помогать тихо, ведь имеем дело с коммерческими процессами»
«Мы должны помогать тихо»
— Ряды членов ассоциации регулярно пополняются. Как проходит знакомство с новичками?
— По-разному. Нередко проводится деловой обед, где у новичков есть возможность выступить. На первой же встрече у них расширяется база деловых контактов. К слову, в этом году мы разработали несколько пакетов поддержки для членов ассоциации. Для новичков лучше всего подходит «Базовый»: в него входит рассылка коммерческих предложений, участие во всех бизнес-форумах, проводимых нами. А также обязательное обучение по профильным направлениям, включение в общественные советы или экспертные группы по их профилю. Многое делается индивидуально — помогаем с обращениями в компетентные органы, при выборе финансовых программ и постоянно доводим до сведения членов свежую информацию по государственной поддержке.
Во втором пакете чуть больше привилегий, но наибольшее количество преференций для обладателей пакета «Элита». Здесь ключевое — включение в общественные советы при министерствах и ведомствах, а также возможность дать свое экспертное мнение по новым законам и нормативным актам. Член ассоциации получает возможность поддержки для участия в федеральных программах, где можно получать значительные ресурсы на развитие.
— Какова стоимость пакетов?
— «Базовый» — 10–15 тысяч рублей в год, «Бизнес» — 20–25, «Элита» — до 45 тысяч рублей.
— Бизнес приходит и желает стать членом ассоциации с каким-то конкретным запросом?
— Безусловно, но все очень индивидуально, потому что степень развития бизнеса у всех на разном этапе. Кому-то нужно масштабироваться, открывать для себя новые горизонты, кому-то требуется наладить контакты с властью, а кто-то хочет открыть для себя новое направление. Наша задача — внимательно выслушать, помочь найти конкретное решение.
— Можете привести наиболее яркие примеры, где вы оказали помощь?
— Примеров можно привести очень много, но, на мой взгляд, не совсем корректно приписывать достижения бизнеса ассоциации. Да, членство становится вспомогательным инструментом, но не решающим. Я вообще считаю, что нас не должно быть видно, особенно в связи с инновациями, — мы должны помогать тихо, ведь имеем дело с коммерческими процессами.
«Мне исполнилось 70 лет, и я с высокой готовностью могу оставить свой пост, поэтому одна из задач — подготовить достойную смену. Благо у нас есть молодые, активные члены ассоциации, которые должны справиться с этой задачей»
«Экологизация бизнеса: думаем, как вернуть жизнь в села»
— Осенью будет 5 лет, как вы возглавили ассоциацию. Что уже удалось сделать и какие задачи ставите перед собой в будущем?
— Прежде я был вице-президентом ассоциации и отвечал за вопросы другого уровня. 5 лет назад, взяв функции планирования, финансирования, управления, хозяйствования, столкнулся совсем с другим масштабом задач. К сожалению, я пришел на эту должность в непростой период — на фоне серьезного репутационного удара, последствия которого ощущаются до сих пор: некоторые продолжают держать с нами дистанцию.
Отрадно, что львиная доля деловой общественности отнеслась с пониманием. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, мы стали еще более открытыми и требовательными к себе, а в дополнение к критике власти стали предлагать конкретные вещи, где прописана и наша роль как соисполнителей. Такой конструктив власть и ведомства ценят и видят в нас партнеров. Нам удалось выстроить деловую работу и наладить взаимодействие с фондом поддержки предпринимателей, отделом поддержки предпринимателей исполкома Казани и десятками институтов развития. Результат этой многолетней работы можно было наблюдать на III республиканском конкурсе «Лучший совет предпринимателей» в муниципальных районах Республики Татарстан, в котором приняли участие представители 23 муниципальных районов, представители Торгово-промышленной палаты, ассоциации рестораторов и отельеров, фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ и союза рынков и торговых предприятий РТ. Конкурс был поддержан заместителем премьер-министра РТ, а также министром экономики РТ Мидхатом Шагиахметовым.
— Ваш прогноз по развитию МСБ Татарстана в краткосрочной перспективе?
— Отчетливо вырисовывается огромный потенциал развития креативной индустрии. Это студии дизайна, звукозаписи, танцев, архитектуры, музыки и многое другое. Например, в Англии данная сфера дает 7,5 процента валового продукта страны! Эту отрасль можно смело отнести к реальному сектору экономики.
Все больше сервисов выводят на рынок производственные компании, поскольку это позволяет повышать уровень добавленной стоимости. Начнется развитие инновации в сфере циркулярной экономики. Нам нужно забыть о готовых решениях из-за рубежа. Следует самим разрабатывать технологические цепочки с участием малого бизнеса, что даст новый виток развития экономики.
Для ассоциации я вижу огромную перспективу в развитии взаимоотношений с университетами. Например, мы сотрудничаем с кафедрой экономической географии и территориального планирования КФУ. У нас есть интересный замысел по сохранению жизни в селах. И здесь разворачивается многообразие возможностей для экологически ориентированного малого бизнеса. Перспективы колоссальные!
— Как ассоциация планирует отметить юбилей и какие планы на следующий год?
— Мне исполнилось 70 лет, и я с высокой готовностью могу оставить свой пост, поэтому одна из задач — подготовить достойную смену. Благо у нас есть молодые, активные члены ассоциации, которые должны справиться с этой задачей. Отмечать 20-летие будем по-особенному: впервые в истории ассоциации проведем выставку товаров и услуг в день юбилея — она, как и торжественное мероприятие, пройдет 28 сентября в Доме дружбы народов Татарстана. Ждем почетных гостей не только из Татарстана, но и других районов. Праздник — тоже отличная площадка для обмена опытом, мнениями и налаживанию связей.
Шайхутдинов Рафик Агзамович
Родился 29.08.1952, Казахская ССР, Алматинская область, ст. Сары-Озек.
Трудовая деятельность:
1969 — ученик слесаря отдела КИП Омского авиационного завода (ПО «Полет»).
1976–1994 — преподаватель, замдиректора Фрунзенского строительного техникума.
1995–1997 — замдиректора/директор центра подготовки менеджеров (Бишкек).
1997–2022 — директор «Маркетинг- сервис Бюро».
Образование. Стажировки.
1975 — Омский государственный педагогический институт.
1979 — НЭТИ Новосибирск, специализация по экономической теории.
1985 — КазГУ Алма-Ата, сдача кандидатского экзамена по экономической теории.
2000 год, март/апрель — стажировка в Японии по программе «Маркетинг в производстве и торговле».
2005 год, июль – август — стажировка в США (Фичбург, Масс.) «Опыт развития малого бизнеса, роль муниципальной и государственной поддержки».
2013–2015 — изучение опыта инноваций и зеленых технологий на примере земли Мекленбург – Передняя Померания (Германия, Росток, Людвигслуст).
2021 — устойчивое развитие: кооперационный менеджмент, города будущего, циркулярная экономика, ФГБОУ ВО «КНИТУ», Казань.
Семейное положение: женат, двое детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.