Советский педагог никогда не был богатым, но для других членов общества он всегда являлся непререкаемым авторитетом. Даже в расцвет «казанского феномена» учителя старой закалки находили управу на трудных подростков. Сегодня учитель стал олицетворением не очень успешного человека, он растерял уважение со стороны и родителей, и учеников, зато приобрел ворох ненужной «бюрократии». Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин в своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», рассуждает о том, почему из сферы среднего образования сбежали почти все мужчины и нужно ли вернуть в школу розги.
Алексей Лопатин: «Работа педагога была очень уважаема в обществе. Директор школы являлся непререкаемым авторитетом. И это нельзя было купить ни за какие деньги»
Советское образование. Пожалуй, лучшее в мире
Советское образование не зря считалось одним из самых лучших в мире. Оно славилось своей фундаментальностью и обеспечивало очень высокий средний уровень выпускников. Наверное, ни одна образовательная система в мире не могла бы этим похвастаться. Та же американская система нацелена на очень хорошее образование в хороших (т. е. весьма дорогих) школах, а в обычных учебных заведениях ученикам преподаются элементарные навыки арифметики и умения писать. Советская же школа давала довольно высокий уровень образования всем выпускникам без исключения. В старших классах обязательными предметами были алгебра (начала анализа, тригонометрия), геометрия, школьники проходили полный курс физики, а за счет биологии, географии, астрономии образование получалось очень разносторонним.
Советская школа практически не допускала провалов. Ежегодно советские школы оканчивали несколько сотен тысяч ребят с весьма высоким средним уровнем знаний. Поэтому в большую образовательную «воронку» при переходе на уровень высшего и среднего профессионального образования попадали огромное количество подготовленных выпускников, и эта «воронка» позволяла выбирать лучших из и так очень хороших ребят.
Такой высокий уровень школьного образования в СССР базировался на престиже профессии педагога и системе подбора кадров для руководящего состава. В Советском Союзе педагог никогда не получал много денег, не был богат, но высокая зарплата в то время не являлась ключевым фактором при выборе профессии, поскольку в обществе царил культ нестяжательства. Куда более значимым было то, что государством поощрялся выбор призвания — быть учителем (а школьный учитель — это совершенно точно призвание, а не просто профессия). Педагогов активно награждали: почетные грамоты, заслуженный учитель, народный учитель, значки, вымпелы, путевки в санатории… Эта система поощрения была довольно сильно развита. Работа педагога была очень уважаема в обществе. Директор школы был непререкаемым авторитетом. И это нельзя было купить ни за какие деньги.
«Практически полностью из школы исчезли педагоги-мужчины, и это стало очень губительно для профессии, потому как, в частности, для мальчика очень важно воспитание со стороны мужчины»
В школах оставались те, кто не мог найти себя в другой профессии
Если рассмотреть профессию школьного учителя начиная с 1917 года, то, несмотря на достаточно значимый социальный уровень и повсеместное уважительное отношение, педагоги не получали сколько-нибудь серьезной заработной платы. Мы знаем, что профессии учителя и врача связаны прежде всего с призванием, и выбирать их просто так, без серьезной мотивации, не стоит. В нашей стране, к сожалению, очень часто считается, что за призвание можно не платить хорошо. Мол, человек и так никуда не денется. Считаю такой подход в корне неверным. Именно за приход в профессию по своему призванию и стоит платить.
В 1990-е годы ситуация обострилась. У регионов порой не хватало денег, поэтому выплаты даже небольшой зарплаты учителям задерживали. Позже, когда экономика в стране стабилизировалась, проблема была искоренена, но до сих пор фактическая зарплата педагога совершенно не гарантирует ему хотя бы среднего уровня жизни. А если считать финансовое обеспечение эквивалентом успешности, то в этой системе координат современный учитель точно не может себя отнести к успешным людям.
В постсоветский период произошел двойной отрицательный отбор. Первый отрицательный отбор: в педагогические университеты перестала идти молодежь, т. к. профессия стала непопулярна в обществе. Недаром появились шутки вроде «Ума нет — иди в пед». Высшее образование в 1990-е годы сильно «просело», а уж педагогическое — тем более. Люди уходили в торговлю, автосервисы, любой бизнес, им не нужно было высшее образование. В педвузы шли люди, которые никуда уже попасть не могли. Они делали это от безысходности, потому что считали необходимым получить высшее образование. Второй отрицательный отбор происходил после окончания вуза — выпускники всеми правдами и неправдами старались не идти работать в школу.
В школах оставались только те, кто не мог найти себя в другой профессии. В ответ на это явление в 2000-е годы появились программы вроде «Сельский учитель» и некоторые другие. Государство делало попытки вернуть специалистов в сельскую местность, в малокомплектные сельские школы. Потому что всем известно: как только из села уходят врач и учитель, то это село сразу же умирает. Большого результата, к сожалению, это не дало, потому что деньги государство платит один раз, а работать придется несколько лет.
Так учитель стал олицетворением не очень успешного человека. Практически полностью из школы исчезли педагоги-мужчины, и это стало весьма губительно для профессии, потому как, в частности, для мальчика довольно важно воспитание со стороны мужчины. В школах стали работать почти исключительно женщины. В последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону, и в школах начали снова появляться педагоги-мужчины, завучи-мужчины и директора-мужчины. Кстати, мужчины в образовательной среде быстрее делают карьеру (это известный факт), их охотнее назначают директорами, но таких примеров пока не так много.
Преподаватель должен терпеть, потому что покупатель, то есть ученик, «всегда прав»
Доверие к педагогам ушло. Вспомним советские школы с их директорским корпусом. Ведь это были глыбы, способные одним взглядом предотвращать конфликтные ситуации. На рубеже 80-х и 90-х годов XX века, в самое время расцвета «казанского феномена», «сложные» ребята учились с нами в школах. И, несмотря на все трудности, директора вместе с учителями решали все школьные проблемы. Конечно, речь идет о школах, где трудились педагоги так называемой старой закалки. Но что же позволяло им чувствовать себя настолько уверенно? Ответ очень прост — авторитет учителя в те годы не подвергался сомнению и никому в голову не приходило попытаться оспорить этот факт в суде.
В советской школе считалось педагогично за какие-то проступки повысить голос или даже дать подзатыльник. Для опытного педагога это не оборачивалось проблемой. Сейчас же мы понимаем, что на страже физического и морального здоровья ученика стоит прокуратура. Учитель не может себе позволить кричать на учеников. Порой это выливается даже в издевательство над педагогами. Образование превратилось в систему, где оказываются образовательные услуги. А раз так, то преподаватель должен терпеть, потому что покупатель, т. е. ученик, «всегда прав».
По интернету гуляют видео, где ученики издеваются над учителями, вплоть до рукоприкладства. И без того низкий уровень престижа профессии ушел в отрицательную плоскость. Я не призываю вернуться в XIX век и ввести розги, но все же нужно понимать, что смещение с «морального пьедестала» педагога и уклон в сторону потребительского отношения к школе, фактически как к услуге, сделал свое отрицательное дело.
«Многие талантливые учителя идут в частные репетиторы потому, что не хотят заполнять бессмысленное количество бумаг»
Родители стараются задушить призвание учителя у своих детей
Далек от мысли, что у современных молодых людей реже проявляется желание стать учителем. Думаю, что число людей с призванием педагога или врача во все времена примерно одно и то же. Скорее всего, родители стараются задушить это призвание у своих детей и переориентировать их на другое направление, потому что прекрасно понимают, что школьным учителем много денег не заработаешь. Чтобы стать педагогом сегодня, нет ни материальной, ни нематериальной мотивации. Грамоты, значки и вымпелы никому не нужны, даже звание заслуженного учителя для молодежи сейчас мало что значит.
Долгое время материально-техническое состояние школ оставляло желать лучшего. Старые школы советской постройки ветшали, их периодически только подкрашивали, и все. Это тоже не стимулировало молодежь идти работать в школу.
В последние годы в стране наконец-то деньги пошли в образование, строятся новые красивые школы с очень хорошей материально-технической базой. Но теперь другая беда: система так разлажена, а профессия педагога настолько непопулярна, что учителей в школах физически не хватает. Без четкого госзадания на обучение определенного количества школьных преподавателей ситуация будет меняться только в худшую сторону.
В Татарстане основное количество школьных педагогов готовят в КФУ (включая филиал в Елабуге) и Набережночелнинском государственном педагогическом университете. У меня нет точной статистики по количеству учителей-выпускников и пришедших в школы, но я убежден, что по сравнению с числом учителей, выбывших из профессии, баланс будет отрицательным. Сегодня далеко не все школы могут похвастаться хорошими преподавателями математики, физики или информатики. Причем проблемы, проявляющиеся в крупных городских школах, в значительной степени обострены в небольших районных или сельских учебных заведениях. Мы наблюдаем стагнацию педагогических специальностей, популярнее эта профессия за последние годы не стала.
Усугубляет ситуацию с нехваткой кадров рост популярности частных школ и семейного образования. Учителя уходят туда не столько даже из-за зарплаты, сколько из-за отсутствия «бюрократии». Многие талантливые педагоги идут в частные репетиторы потому, что не хотят заполнять бессмысленное количество бумаг. Не думаю, что сегодня проблему с нехваткой учителей можно было бы быстро «залить деньгами». Если резко прибавить зарплату, в профессию могут хлынуть проходимцы.
«Сместить вектор престижа профессии учителя в обратную сторону — вот одна из главных задач, стоящих перед министерством просвещения РФ. Сделать это — даже высокими заработными платами — будет очень сложно»
Пока старшеклассники продолжают издеваться над учителями и снимать это на видео, престиж профессии поднят не будет
Что же делать? Считаю, что контрольные цифры приема абитуриентов на бюджетные места педагогических вузов должны распределяться государством — в том количестве, сколько это необходимо для отрасли, в каждом отдельно взятом регионе страны. Вузы могут отбрыкиваться от таких мест, потому что они якобы непопулярны. Но субъекты и федеральный центр должны настаивать на своем. Только в Казани, по-моему, 188 школ, а в республике их порядка 2 тысяч. Государству важно знать, сколько новых педагогов будет подготовлено ежегодно — с учетом выхода учителей на пенсию и их выбывания из школ по другим причинам.
Сместить вектор престижа профессии учителя в обратную сторону — вот одна из главных задач, стоящих перед министерством просвещения РФ. Сделать это — даже высокими заработными платами — будет очень сложно. Необходимо помнить, что, поднимая материальное стимулирование в какой-либо отдельной отрасли без ее «морального возвышения» и популяризации, мы провоцируем приход в эту профессию случайных людей, готовых ради денежного вознаграждения практически на все.
Пока старшеклассники продолжают позволять себе издеваться над учителями и снимать это на видео, престиж профессии поднят не будет. Поэтому важно профессию педагога вернуть обратно на пьедестал почета. Когда нас на скорой везут в больницу с ковидом, мы же не пытаемся узнать, чем и как нас будут лечить — главное лечите, спасите жизнь. Так же должно быть и в случае с преподавателем — полное доверие. Даже за 500 тыс. рублей в месяц я бы не согласился работать в школе, где ученики бросают в учителей жвачки!
Помимо уважения со стороны родителей и школьников, важно внимание со стороны общества. Без популяризации профессии на государственном уровне дело не сдвинется. Пусть это будет благодарность от президента, министра, главы района… Там рассказали об учителе по радио, здесь — показали по телевизору. Для педагогов важно знать, что их работа нужна обществу.
Очень важны правильные кадровые решения. Как на корабле практически все зависит от капитана, так и в школе директор является тем лидером, на личность которого завязаны все основные процессы. И если руководитель профессионален и активен, то и вся школа будет процветать, ну, а если не повезло с директором, то и школа будет чахлой во всех смыслах этого слова.
Материальные способы мотивации, конечно, тоже нельзя забывать. Например, я бы предложил лучшим педагогам, определяемым самим же учительским сообществом, ежегодно и публично выдавать квартиры. Также считаю, что зарплата школьного учителя может и должна иметь еще и внебюджетную составляющую. Но это должны быть не репетиторские деньги, а средства, полученные за реализацию конкурентных и востребованных школьниками дополнительных образовательных программ. Это позволит родителям не тратить время на транспортировку детей на многочисленные секции и кружки, а активным и профессиональным педагогам — развиваться в сторону расширения своих профессиональных компетенций. Разумеется, посещение таких дополнительных занятий должно строиться только на добровольных началах в соответствии с желанием самих школьников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.