«В Казани мы не планируем и не хотим выносить из города предприятия, которые остались в хорошем состоянии. Будем дружить, строить вокруг них дальнейшую жизнь», — озвучили сегодня градостроители столицы РТ свое видение будущего промплощадок. В Казани стартовали семинары осенних «Диалогов», где архитекторы, застройщики и урбанисты обсуждали реновацию «серых территорий» — так в урбанистике принято называть промзоны. О том, как «Химград» рекомендуют частично открыть для жителей и туристов, для чего креативной молодежи бывшие фабрики и склады, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Зал лектория Присутственных мест Казанского кремля накануне заполнился профессиональными архитекторами, застройщиками, градостроителями, студентами и чиновниками. Здесь стартовали осенние «Диалоги»
Депрессивные территории — развивать, заводы — сохранить
Зал лектория Присутственных мест Казанского кремля накануне заполнился профессиональными архитекторами, застройщиками, градостроителями, студентами и чиновниками. Здесь стартовали осенние «Диалоги» — третий с начала года стратегический семинар по развитию городской среды. Это новая дискуссионная площадка для профессионального сообщества столицы РТ. Если на прошлых весенних и летних встречах обсуждали вопросы архитектурной подсветки, развитие Казани как города на Волге, частную застройку, то на этот раз двухдневный семинар решили посвятить сразу нескольким важным темам: реновации промышленных территорий и городских рынков, а также искусству в городе.
«Будучи главным архитектором уже три года, я увидела ряд проблем, которые не могла решить», — призналась, открывая «Диалоги», главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Так возник первый ежегодный архитектурный форум «Казаныш» – «Достижение», а затем и «Диалоги», на которые выносят болезненные для архитектурно-строительного сообщества темы, требующие комплексного решения.
«Будучи главным архитектором уже три года, я увидела ряд проблем, которые не могла решить», — призналась, открывая «Диалоги», главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина
Тезисно Тухватуллина озвучила свою позицию по темам семинара. Производства, которые есть в Казани, должны оставаться, если они создают рабочие места, живы и экологичны, считает она. Институт развития города сейчас проводит масштабную аналитику таких территорий, после чего архитекторы будут думать над тем, как встроить их в жизнь города. На семинаре же участники поразмышляют над теми зонами, откуда производства уже ушли, — здания пустуют и не работают.
Вторая тема — реновация городских рынков. «В городе десятки рынков, которые находятся в плачевном состоянии. Мы все понимаем, какой у них потенциал. Рынки должны оставаться на тех точках, что есть», — говорит главный архитектор. По ее словам, рынки нужно встроить в жизнь города и сделать так, чтобы прилегающие районы максимально использовали эту территорию.
В рамках темы «Искусство в городе» обсудят то, какие новые пространства для креативных людей должны появиться в Казани. Содержать, к примеру, галерею в центре города художнику не по карману, и такие ремесленники уходят на периферию. Нужно сделать так, чтобы деятели искусства чувствовали себя комфортно, а также показать их творения жителям, считает архитектор.
Кардинальные мнения о том, что Казань уже давно постиндустриальный город и предприятия нужно выносить за ее черту, неверны, подержал позицию главного архитектора замруководителя исполкома Ильдар Шакиров
Кардинальные мнения о том, что Казань уже давно постиндустриальный город и предприятия нужно выносить за ее черту, неверны, подержал позицию главного архитектора замруководителя исполкома Ильдар Шакиров. Сегодня промышленность Казани — это более половины валового территориального продукта города. Развито авиастроение, химическая и пищевая промышленность, и вообще более 200 стабильно работающих предприятий, где трудятся 335 тыс. казанцев, говорит Шакиров. «Говорить о том, что нужно от промышленности отказаться и выводить ее всю куда-то, мягко говоря, не приходится», — подчеркнул он. Промпредприятия приносят в бюджет города существенную долю налоговых отчислений — только за 8 месяцев этого года более 30 млрд рублей, которые в том числе идут на развитие социальных проектов.
Предприятия важно не только сохранить, но и открыть для горожан — не только тех, что там работают. По словам Тухватуллиной, неплохо было бы задействовать территорию технополиса «Химграда», которая сегодня скрыта от глаз казанцев. Жители прилегающих домов плохо знают о том, что там производится. Главный архитектор рекомендовала частично открыть территорию: например, сформировать выставочное пространство и наполнить его частью той продукции, что выпускают резиденты «Химграда».
Есть и депрессивные территории, которые надо развивать. Заброшенные территории и здания руководитель дирекции парков и скверов Казани Айгуль Латыпова предложила дать молодежи — в Казани не хватает закрытых площадок для творчества, считает она. Новой Нацбиблиотеки или центра современной культуры «Смена» мало, а в парках креативные горожане могут творить только в сезон. «Реновация бывших промышленных предприятий поможет. Можно создать общественное пространство в бывших зданиях фабрик, складских помещениях. Там могут выставки современного искусства», — считает Латыпова. Креативная индустрия в последние 10 лет — это сильный драйвер экономики. Данная сфера может приносить деньги в бюджет, она создает и рабочие места. Кроме того, можно развивать промышленный туризм на действующих заводах.
Заместитель руководителя агентства инвестиционного развития РТ Игорь Сапунов считает, что территории бывших промышленных зон сегодня нельзя рассматривать только с точки зрения жилой застройки
«В мире и России очень много примеров удачной работы с бывшими промышленными территориями»
Промышленный туризм — тема будущего, и в Казани действительно есть предприятия, которые представляют интерес, поддержал дискуссию Шакиров. «Но мы не должны придерживаться диаметрально противоположного подхода: либо промышленные гранды, либо шарики-фонарики и туризм на предприятиях. Этот спектр намного шире, и участников в нем намного больше», — считает он. Он также вспомнил площадку технополиса «Химград», где когда-то был завод кинопленки «Тасма», чья продукция оказалась невостребованной в условиях перехода на «цифру».
Заместитель руководителя агентства инвестиционного развития РТ Игорь Сапунов считает, что территории бывших промышленных зон сегодня нельзя рассматривать только с точки зрения жилой застройки. Во главу угла должна ставиться возможность реиндустриализации, воссоздания на них промышленного производства, возможно в другом формате.
Чтобы избежать ошибок, когда бывшие промзоны Казани оказывались окутаны новостройками, в управлении архитектуры планируют ввести правило, чтобы перед разработкой проекта планировки проводился глубокий анализ существующих промпредприятий. Тухватуллина обратилась к застройщикам в зале. «В мире и России довольно много примеров удачной работы с бывшими промышленными территориями. Я очень хочу, чтобы в конце этого мероприятия вы по-другому посмотрели на центр города, периферию, обеспеченную дорогами и инженерными инфраструктурами. Там гигантское количество невостребованных площадок. Я не понимаю, как можно не видеть, какой там потенциал. Надо просто посмотреть другими глазами», — сказала она.
Главный градостроитель Института развития города Татьяна Прокофьева напомнила, что в прошлом генплане предполагалось либо сохранение производства, либо полный вынос предприятий. И были случаи, когда вынесенные из центра заводы не пережили переезда. Сейчас же взят курс на сохранение территорий. Да, существует «куст» проблем, который нужно решать и городу, и собственникам, и градостроителям. По словам Прокофьевой, как правило, на небольшие участки приходят не профессиональные застройщики, а люди от промышленности, которые мало задумываются о перспективном развитии. «В Казани есть понимание, что нельзя выносить предприятия, которые остались в хорошем состоянии. Будем дружить, вокруг них строить дальнейшую жизнь. Потому что они подпитывают нас, а мы — их», — говорит Прокофьева.
При аналитике работы предприятий Казани и их территорий архитекторы также столкнулись с проблемами недостатка информации об их деятельности. «Мы не всегда можем понять, чем они там занимаются, какие у них перспективы, собираются ли они выживать или больше раздробиться и распродать», — добавила главный градостроитель института.
Завод Volkswagen в немецком Вольфсбурге инвестирует в окружающую территорию, создав вокруг развлекательный центр, куда можно приехать в качестве туриста и там же отдохнуть, сидя на лежаках в окружении промышленной архитектуры
Успешными кейсами проектов реновации промышленных предприятий в России поделились приглашенные спикеры. Так, представитель архитектурного бюро MLA+ Яна Голубева рассказала о «сером поясе» Санкт-Петербурга — это большие территории за заборами, которые градостроители зачастую исключают из проектирования, хотя там может быть большой потенциал для развития. «Основная ошибка, которая сейчас происходит, — когда город или документация позволяет сносить все, что было, и формировать другую структуру с жилыми функциями без учета сложностей, имевшихся на этой территории», — говорит Голубева. Мелкие производственные активности, которые уже есть в здании, пусть даже не в самом лучшем состоянии, нужно сохранить. Она продемонстрировала на экране фотографии тех мест, где промышленность и впечатления объединяют. Например, завод Volkswagen в немецком Вольфсбурге инвестирует в окружающую территорию, создав вокруг развлекательный центр, куда можно приехать в качестве туриста и там же отдохнуть, сидя на лежаках в окружении промышленной архитектуры.
Григориос Гавалидис из архитектурного бюро GAFA говорил о практике в Москве. Все, что было в сегменте «комфорт», передвигается в «эконом». Плей-хабы, фасадная архитектура, дворы-парки, вторая жизнь старых зданий — это то, к чему шли девелоперы за последние 10 лет. «Очень много работаем с благоустройством — это то, что сейчас сильно мотивирует спрос на новое жилье, люди переезжают из вторички в первичку, потому что формируется комфортная среда. Наш основной акцент — всегда переводить заказчика с дешевого цемента, условно говоря, на хороший отечественный кирпич», — говорит Гавалидис. От классических урбан-блоков и дворовых пространств уходят в маршрутизацию больших микрорайонов, дворов-парков. Цель — развитие добрососедства, чтобы была пешая доступность из квартала в квартал, а не замкнутое заборчиками пространство.
«Диалоги» продолжаются и сегодня. Спикеры расскажут о том, как паблик-арт развивает экономику места, о соединении города и искусства, а также об актуальном состоянии продуктовых рынков в Казани и перспективе их развития, рынках как пространствах для досуга и месте фуд-холлов в регионах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.