Государство стало стратегическим стержнем всех общественных институтов, всей философии, мировоззрения, говорил вчера на форуме Kazan Digital Week министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин, объясняя начавшийся заход государства в соцсети Государство стало стратегическим стержнем всех общественных институтов, всей философии, мировоззрения, говорил вчера на форуме Kazan Digital Week министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин, объясняя начавшийся заход государства в соцсети

Государство зовет в чат

Государство стало стратегическим стержнем всех общественных институтов, всей философии, мировоззрения, говорил вчера на форуме Kazan Digital Week министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин, объясняя начавшийся заход государства в соцсети. Тему обсуждали на нескольких дискуссиях форума, специально для этого в Казань приехал министр «цифры» России Максут Шадаев, гендиректор «ВКонтакте» (ВК) Владимир Кириенко, а также десятки мэров, вице-мэров, вице-губернаторов и «цифровых» министров почти из всех регионов России.

Времена, когда можно было ограничиться формальным сайтом, прошли, и госорганам, как и бюджетным учреждениям вроде школ, больниц и детсадов, надо идти туда, где есть пользователи, — в соцсети, заявил Шадаев. «Время, которое люди проводят в соцмедиа, растет, информация получается ими через призму лент в соцсетях и мессенджерах, — констатировал он. — Можно делать какие угодно классные сайты, туда затащить один раз пользователя, но сделать так, чтобы он ходил туда регулярно, становится тяжело, — констатировал смерть прежней эпохи Шадаев. — Социальные медиа позволяют, один раз притащив на площадку пользователя и подписав на паблик, группу или канал, оставить его в контексте. Стоимость контакта и удержания обратной связи при этом крайне невысокая».

Вопрос, какую соцсеть выбрать, риторический. Популярные западные платформы, естественно, отпадают, а из российских критериям масштабного покрытия аудитории и функционала отвечает только ВК, с прошлого года контролируемая Кириенко. «Чтобы мы могли достучаться до пользователей, реагировать на их запросы, мы должны прийти на площадку ВК. Надо стать ближе к гражданам, чтобы им было проще с нами взаимодействовать, а нам — оказывать услуги и сервисы», — сформулировал задачу Шадаев, намекнув на то, что есть страны, где вообще нет портала госуслуг — все делается через соцмедиа и мессенджеры. Т. е. ВК становится аналогом китайского WeChat. Соответствующие поправки о госпабликах уже приняты к ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Максут Шадаев: «Время, которое люди проводят в соцмедиа, растет, информация получается ими через призму лент в соцсетях и мессенджерах» Максут Шадаев: «Время, которое люди проводят в соцмедиа, растет, информация получается ими через призму лент в соцсетях и мессенджерах»

Госуведомления и запись к врачу в ВК

Ежемесячная аудитория ВК — 100 млн пользователей, «Одноклассников» — 30 млн, взял слово Кириенко. Он отметил, что есть пересечения, но в целом целевые аудитории четко разграничиваются по профилю и возрасту — в ВК больше молодежи, школьников и студентов. К обслуживанию государственных интересов соцсеть уже подготовилась, создав госпаблики. От привычных верифицированных сообществ, помеченных синей галочкой, они отличаются значком в виде флага — он означает, что сообщество авторизовано через «Госуслуги» и к нему должен быть высокий уровень доверия.

Официальную страничку могут завести не только госорганы и муниципалитеты, но и музеи, школы, вузы, детсады, больницы, учреждения культуры и т. д. Соцсеть даст ей приоритет в поисковой выдаче. «Такие паблики — основной канал получения информации внутри соцсетей. Подписавшись однажды, люди получают информацию в ленту, и это лучший способ конверсии, намного превосходящий рассылки и СМС», — заверил Кириенко, подчеркивая, что региональные паблики уже публикуют контент, набирающий десятки тысяч просмотров, так что некоторые по охвату даже превосходят региональные медиа.

Интерес двусторонний: государство получает на блюдечке готовую аудиторию, а соцсети важно, чтобы пользователи проводили в ней как можно больше времени, не отвлекаясь на другие ресурсы. «Мы бесшовно интегрируем во „ВКонтакте“ самые популярные услуги и запускаем мини-апп „Здоровье“ — это мини-приложение прямо внутри социальной сети, — анонсировал он. — Пользователям будет доступна запись к врачу прямо во „ВКонтакте“, по аналогии с записью на портале госуслуг. Будет также сервис „Авто“. Будет доступно и получение госуведомлений в ВК-мессенджер. Сегодня он объединяет всех пользователей социальной сети. И мы договорились с „Электронным правительством“, что пользователь по своему желанию может подключить во „ВКонтакте“ уведомления о госуслугах».

Намерена ВК решить и еще одну задачу — электронного образования. Для этого разработана платформа «Сферум», совмещающая видеоконференции, мессенджер, школьный чат, сообщества и каналы школ. У ней уже 3,5 млн пользователей, представляющих 26,5 тыс. школ в 50 регионах. «Мы подключаем и региональные дневники. В частности, в Татарстане договорились о старте пилота по подключению региональных образовательных платформ, это удобно для родителей», — сообщил Кириенко.

Как достойного подражания практика на сессию пригласили вице-губернатора Московской области Ирину Каклюгину Как достойного подражания практика на сессию пригласили вице-губернатора Московской области Ирину Каклюгину

Вертикаль власти онлайн

Генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак обратил внимание на то, что к системе «Госпаблики» подключено 62 тыс. учреждений, ее охват — 57 млн подписчиков. Только вот, судя по презентации, 84,3 тыс. пабликов, которые эти госучреждения создали, генерируют всего 38 тыс. постов в неделю. С такой активностью, конечно, без приоритета в поисковой выдаче действительно не обойтись. А флажком обзавелось только 12 тыс. пабликов.

В Татарстане на госпаблики ВК подписаны более 1 млн человек. Это выше среднего, но далеко не рекорд даже в ПФО: в Удмуртии и Башкортостане — 1,4 млн, в Пермском крае — больше 2 миллионов. Соцсетями пользуются 92 млн человек. «Это большой актив, который нужно уметь использовать, — убеждал Табак. — Мы говорим не только о представительствах органов государственной власти, но о таком большом-большом СМИ, которое и на федеральном уровне, и на региональном будет площадкой для донесения нужной информации… Нужно создать экосистему, которая от самого нижнего — в хорошем смысле — уровня до самого верхнего покрывает всю страну. От детсада до правительства. Важно создать эту вертикаль власти в онлайне, чтобы люди понимали, на каком уровне и по какому вопросу можно обратиться».

Но для этого госпаблики нужно грамотно вести. Табак тут же провел экспресс-курс по SMM-продвижению. На примере группы мэрии Казани он дал 6 советов: яркое оформление, реальные подписчики, обратная связь, актуальная повестка, живой язык и визуальный контент. Чтобы сотрудникам школ, больниц и других учреждений проще было переквалифицироваться в эсэмэмщиков, для них подготовят специальные методички, проведут семинары и спецкурсы. Дело за малым — убедить их, что им это надо: «Нужно замотивировать директоров школ и главврачей, чтобы они понимали, зачем им эти площадки. Больницы смогут продвигать платные медуслуги. Мы должны показывать директору школы, что за счет таргетированной рекламы его школы увеличится набор в первый класс». Последний аргумент, конечно, вдохновит не всех директоров, но курс уже обозначен.

Как достойного подражания практика на сессию пригласили вице-губернатора Московской области Ирину Каклюгину. Она рассказала о том, что у чиновников области есть четыре часа, чтобы первично отреагировать на обращение пользователя, даже если это фотография в соцсети, и неделя — на устранение. После этого чиновники должны выслать ответ-фотоподтверждение, на которое пользователь может отреагировать лайком или дизлайком. Итоги губернатор еженедельно подводит на совещании глав всех муниципалитетов. «Вся муниципальная власть боится этого совещания, доходило даже до кадровых решений и снятия руководителя в прямом эфире», — сообщила Каклюгина. Но пока госпаблики Московской области помогают вести специалисты местного телеканала.

«Госпаблики — это некий скелет присутствия государства, который будет наращиваться мини-аппами, уведомлениями, обратной связью и так далее», — резюмировал Шадаев. Он предупредил, что система тотально прозрачна для власти, правительство будет анализировать метрики всех сообществ. «Будет абсолютно понятно, кто работает, вкладывается и развивает эту штуку, а кто относится формально, — предупредил министр. — И плохая новость для регионов: соревнование начинается сегодня».