02.jpg
Гузель Нигматуллина озвучила желание минкульта увеличить финансирование кинематографической отрасли до 45 млн. рублей в год

3D ФОРМАТ ИДЕТ В ДК

Вчера на комитете по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ депутаты приняли решение вынести на заседание республиканского парламента вопрос об обращении к президенту РТ Рустаму Минниханову с увеличением средств на кинопроизводство - с 9 млн. рублей до 45 млн. рублей в год. Предложение от министерства культуры РТ озвучила замминистра культуры РТ Гузель Нигматуллина.

Как уточнила она в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online», предполагается поддержать десять кинопроектов. Их отбор был проведен в прошлом году на впервые состоявшемся конкурсе кинопроектов. Комиссия при минкультуре рассмотрела 31 заявку на документальное, игровое кино. "В результате было выбрано десять наиболее актуальных по тематике и проработанных проектов: об истории, культуре Татарстана, выдающихся деятелях республики", - рассказала Нигматуллина. Общий требуемый объем финансирования составляет 36,7 млн. рублей, уточнила она.

Кроме того, на комитете был рассмотрен еще один проект - в 2010 году 19 районам республики президентом Татарстана были выделены автомобили FIAT Ducato для организации видеопередвижек. Это позволило увеличить охват населения кинопоказом за один год с 168 до 655 населенных пунктов. Следующим этапом реализации проекта модернизации системы кинообслуживания населения может стать приобретение комплексов видеопроекционного оборудования для показа в селах фильмов в формате 3D. В качестве пилотного варианта предлагается закупить пять комплектов оборудования, каждый стоимостью 600 тыс. рублей. Фильмы в новом формате привлекут больше зрителей в кинотеатры, заявляют в минкульте.

Однако стоит ли минкульту идти в бизнес? – этот вопрос так и не был задан его руководителям.

«НАД НАМИ СМЕЯЛИСЬ ВСЕ: КАЗАХИ, БАШКИРЫ»

Неудивительно, что на комитете депутатов интересовало не только будущее татарстанского кино, но и его (местами темное) прошлое. Азат Зиятдинов спросил о судьбе фильма «Теплые ветры древних булгар», работу над которым в 90-е начали в республике.

«Такую халтуру редко где можно было увидеть, - заявил Зуфар Бухараев, председатель Госкомитета по кинематографии РТ. - Над нами смеялись все: казахи, башкиры…». По его словам, над фильмом работали непрофессионалы, и их никто не контролировал. В результате фильм «по непонятным причинам» с двух серий увеличился до шести, а режиссер Булат Мансуров (ныне покойный) на его создание получил в общей сложности 40 млн. рублей. В 1995 году фильм был признан «творческой неудачей».

03.jpg
Зуфар Бухараев вспомнил печально известный кинопроект «Теплые ветры древних булгар», который был признан «творческой неудачей» и «откровенной халтурой»

«НАШЕ КИНО НЕИНТЕРЕСНО ЗРИТЕЛЮ»

С тех пор призрак «теплых ветров» витал и во властных коридорах вообще (надолго отбив желание властей вкладывать в кинопроизводство), и над собравшимися на данном комитете в частности. Ильдар Матуров - председатель союза кинематографистов Татарстана, заявил о двух главных проблемах отрасли в РТ: во-первых, недофинансирование, во-вторых, отсутствие художественно-экспертного совета.

Говоря о первой проблеме, Матуров привел в пример минкульт России, который заказывает документальные фильмы за 900 тыс. рублей (26 минут), а художественные - от 45 млн. рублей. «Стоимость картин, финансируемых из республиканского бюджета, весьма скромная, - осторожно сказал он. – Кинопроизводство пусть в недостаточном объеме, но осуществляется».

Согласно приведенным на комитете данным, с 2007 по 2011 годы на создание фильмов Татарстан выделил в общей сложности 63 млн. рублей (причем значительная часть пришлась на производство фильмов «Бибинур» и «Бэркетлер»). С 2007 года за счет средств республиканского бюджета было создано два полнометражных игровых фильма («Бибинур», «Бэркетлер»), шесть короткометражных игровых фильмов («Бабай», «Игры мальчиков», «Фарида», «Школьные подруги», «Аш», «Он, его муза и одноклассники»), а также 15 анимационных и 44 неигровых фильма из серии «Жизнь замечательных людей». На условиях софинансирования с минкультом РФ в 2011 году завершено производство семи неигровых фильмов, вошедших в проект «Республика, общество, человек». За счет внебюджетных средств снято пять полнометражных игровых фильмов («Дилемма», «Золотая суббота», «Трехногая кобыла», «Кунак», «Эт»), короткометражный игровой фильм «Брелок», десять короткометражных анимационных фильмов «Татармультфильма».

Глава союза кинематографистов заявил, что сегодня нет прозрачной оценки будущих кинопроектов, а существующие комиссии не несут ответственности за конечный результат: «Большинство наших фильмов - а речь идет о документальных картинах - заканчиваются премьерным показом в Казани в кинотеатре «Мир». Проблема не только в том, что отсутствует прокат, а в том, что наше кино становится неинтересно зрителю».

430 МИЛЛИОНОВ НА ПОПКОРН, ВАТУ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ В КИНО

Выступивший следом Владимир Батраков - директор государственно-бюджетного учреждения «Татаркино», представил свое видение, каким должно быть финансирование. На каждый из 43 районов республики достаточно 10 млн. рублей, чтобы привести кинозалы в порядок.

«С учетом попкорна, ваты и установки современных кресел, - уточнил Батраков, - 430 миллионов, и вся республика будет охвачена современным кинопоказом. А это, соответственно, и доходы».

Отрасль, которая, по словам Батракова, в советское время по доходности была второй после вино-водочной, и сейчас может приносить неплохую прибыль. Но надо сначала вложить.

«В Татарстане социально-значимых фильмов по итогам 2011 года закуплено на два миллиона рублей, а выручка составила двенадцать миллионов. Шестьсот процентов дохода! – добавил Батраков. - Кино – сверхрентабельная отрасль!».

Правда, добавил, что речь не идет о национальном кино, которое пока может похвастаться доходностью в 20 - 25%.

05.jpg
По мнению Батракова, отрасль, которая в советское время по доходности была второй после вино-водочной, и сейчас может приносить неплохую прибыль, но надо сначала вложиться...

КИНО СНИМАЕТ ДАЖЕ РАМЗАН КАДЫРОВ

Пока же Батраков предложил перенять опыт Китая и Узбекистана. В Поднебесной в год делают 300 кинопроектов, каждый из которых окупается (только надо было еще сравнить население Китая и Татарстана! ред.). Этому китайские специалисты научились у советских работников киноиндустрии, и теперь надо, в свою очередь, российским учиться у китайских. А в Узбекистане научились снимать неплохое малобюджетное кино – и залы даже на вечерних сеансах забиты молодежью. Оказалось, что малобюджетное кино научились снимать и в Якутии, где сейчас также пытаются создать замкнутую цепочку окупаемости картин, сообщил Матуров. В Чечне, где вместе с московскими специалистами идут съемки полнометражной картины, строят современную киностудию, а Рамзан Кадыров лично возглавил совет по развитию кинематографии.

Вообще, Москва готова финансировать проекты регионов, сообщил Матуров, однако для этого необходимо пройти жесткий художественный отбор, и справедливо говоря, финансировать просто нечего.

ДАВАЙТЕ ВЫЛОЖИМ В ИНТЕРНЕТ, РАЗ ВСЕ РАВНО ДЕНЬГИ ПРОПЛАКАЛИ

- А какова прокатная судьба фильмов «Бибинур» и «Беркетлер»? - спросил депутат Госсовета Владимир Грицких. На комитете эти фильмы неоднократно упоминались в качестве одного из итогов работ киноиндустрии РТ.

- Наиболее удачная судьба у «Бибинур»: в кинопрокате он собрал два миллиона рублей, - ответил Батраков.

- А потрачено?

- Потрачено тридцать миллионов.

В ответ Грицких заявил, что сколько бы государство ни вкладывало, на выходе получает эти самые «два миллиона». Выход – привлекать частников («там, где частный капитал, там всегда прибыль») и в части кинопроката развивать государственно-частное партнерство.

Согласно приведенным минкультом данным, в Татарстане работают 16 частных кинотеатров (93 зала), которые ежегодно посещают более трех миллионов зрителей. По количеству кинотеатров на 100 тысяч населения РТ является лидером в Приволжском федеральном округе. При этом, как было заявлено на комитете, 12 млн. рублей в год, которые госструктуры зарабатывают за год, один кинотеатр получает в месяц…

«И возможно, стоит выкладывать фильмы в интернет, поскольку и так деньги на фильмы, по сути, «проплакали». Пусть все, кого интересует татарское кино, бесплатно скачивают. Образуется аудитория. Мы хотя бы поймем потенциал рынка», - продолжил Грицких.

07.jpg
«Может быть, тогда выложить наши фильмы в интернет, чтобы приучать к ним зрителя?», - поинтересовался Грицких, на что специалисты минкульта ему ответили, что сейчас совместно с ВКТ подобный проект готовят, но разработка сайта идет вяло

Что касается кинопроизводства, то тут все упирается в кадры, а это уже государственная проблема. «Первый состав театра имени Галиаскара Камала был подготовлен в Москве, он приехал и сделал театр великолепным. Вследствие чего у меня есть сомнения: даже если мы организуем экспертный совет, качество советчиков – не хочу никого обидеть – мы не получим», - сказал депутат. - Можно привозить специалистов, но это будут приезжие. Можно отправлять учиться, а если их «перекупит Голливуд»?

Зато Грицких согласился с тем, что надо развивать малобюджетное и документальное кино. Поскольку на другое и денег нет, и это самый прямой способ дойти до тех, кого интересует Татарстан и его культура. Для этих фильмов, действительно, нужен экспертный совет, но включить в него надо и специалистов с другим взглядом, например, из Турции.

«А без всего этого просить сорок миллионов, мы получим «Теплые ветры древних булгар-2», - сказал Грицких.

- Или «Жгучие ветры», - добавил кто-то из сидящих.

- Это уже зависит от количества потраченных денег, - кивнул Грицких.