Под вопросом оказался халяльный статус магазина «Бахетле» в Старо-Татарской слободе, который в 2014 году открывался при стечении VIP’ов из числа мусульманского духовенства. И вот несколько дней назад на сайте татарстанского муфтията появилась новость: «Магазин «Бахетле халяль» на улице Тукая больше не контролируется комитетом по стандарту халяль ДУМ РТ». Обе стороны заверили «БИЗНЕС Online», что продолжают сотрудничать, а ретейлер «привержен сохранению традиций». Тем не менее сохранение большой и заметной вывески «Халяль» на входе в магазин под большим сомнением, и, похоже, причина отнюдь не в алкоголе. О сути истории в «халяльной столице» России — в нашем материале.
Под вопросом оказался халяльный статус магазина «Бахетле» в Старо-Татарской слободе, который в 2014 году открывался при стечении VIP’ов из числа мусульманского духовенства
«Магазин «Бахетле халяль» на улице Тукая больше не контролируется комитетом по стандарту халяль ДУМ РТ»
Духовное управление мусульман РТ и крупный татарстанский ретейлер «Бахетле» решают судьбу первого халяль-супермаркета в России, открывшегося в 2014 году в Казани, на улице Габдуллы Тукая. Еще в начале прошлой недели на сайте ДУМ РТ появилась оставшаяся незамеченной новость. «Магазин „Бахетле халяль“ на улице Тукая больше не контролируется комитетом по стандарту халяль ДУМ РТ», — гласила информация на сайте муфтията. Далее комитет ДУМ РТ сообщал об истечении срока свидетельства о сертификации халяль-магазина по адресу ул. Тукая, 64: «В настоящее время комитетом направлен запрос на снятие вывески „Халяль“ с фасада супермаркета».
По неофициальной информации, «Бахетле» сама решила не продлевать срок лицензии на весь магазин у халяль-комитета ДУМ РТ, истекший 3 июля, ограничившись лишь сертифицированием в муфтияте собственной продукции.
«БИЗНЕС Online» несколько дней ожидал комментариев, разъясняющих суть истории, со стороны обеих заинтересованных сторон. В итоге в редакцию поступило совместное заявление «Бахетле» и комитета по стандарту халяль ДУМ РТ, где сказано о прошедшем совещании с участием представителей обеих организаций, «на котором обсудили возможности дополнительного выделения, рекламы продукции халяль со стороны „Бахетле“». «Также стороны обсудили продление договора по контролю за производством выпечки и кулинарии по требованиям халяль со стороны комитета по стандарту халяль и возможности осведомления верующих о наличии и ассортименте такой продукции в магазинах „Бахетле“, — следует из совместного заявления. — Компания „Бахетле“ привержена сохранению традиций и в этом году подала очередную заявку на продление свидетельства халяль для выпекаемых изделий и кулинарии. Сейчас этот вопрос проходит процесс согласования».
По неофициальной информации, «Бахетле» сама решила не продлевать срок лицензии на весь магазин у халяль-комитета ДУМ РТ, истекший 3 июля, ограничившись лишь сертифицированием в муфтияте собственной продукции
Кроме того, в документе отмечается, что «Бахетле» запланировала удвоить ассортимент магазина на улице Габдуллы Тукая за счет прямого импорта продуктов из традиционных исламских стран (Турция, Иран, ОАЭ) и расширения привычного ассортимента в товарных группах молочных продуктов, тортов… «Как и прежде, компания „Бахетле“ будет стремиться позиционировать магазин на Тукая, 64 как супермаркет с самым большим по представленному ассортименту халяль в Республике Татарстан и России в целом», — указано в комментарии.
Впрочем, как откровенно сообщили «БИЗНЕС Online» представители самого ретейлера, судьба вывески «Халяль» на входе в магазин, расположенном по адресу ул. Тукая, 64, по-прежнему не решена, по этому вопросу договоренности не достигнуты.
Открытие в январе 2014 года первого в стране полностью халяльного супермаркета, именно так он позиционировался со стороны самого «Бахетле» и мусульманского духовенства, прошло с большой помпой и даже участием в церемонии верховного муфтия России Талгата Таджуддина
«Такие, как Муслима Латыпова, достойны благодарности. Она помогает людям попасть в рай»
Напомним, что открытие в январе 2014 года первого в стране полностью халяльного супермаркета, именно так он позиционировался со стороны самого «Бахетле» и мусульманского духовенства, прошло с большой помпой и даже участием в церемонии верховного муфтия России Талгата Таджуддина. «Я приехал на открытие из Уфы, с радостью приехал. Всем охота быть счастливыми, даже поев. Это святое дело, — выступал тогда председатель ЦДУМ. — Разница в супермаркетах есть. Например, в этом „Бахетле“ 400 салатов только. Надо жить и благодарить Бога. Такие, как Муслима Латыпова, достойны благодарности. Она помогает людям попасть в рай. Пусть будут чисты наши помыслы и молитвы».
Расположился супермаркет в самом центре Казани, в, скажем так, намоленном, дорогом для татар всего мира месте — Старо-Татарской слободе на улице, носящей имя великого татарского поэта. Как утверждал тогдашний председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов, продукция нового магазина проверялась в течение полугода, а сама владелица «Бахетле» Муслима Латыпова уточняла, что работа с ее стороны велась еще дольше — в течение года. Она рассказывала тогда, что в этом супермаркете 10 тыс. наименований продукции, «а не 40, как обычно». «Это дозволенные продукты ислама и здоровая пища», — добавляла спикер.
Муслима Латыпова рассказывала тогда, что в этом супермаркете 10 тыс. наименований продукции, «а не 40, как обычно». «Это дозволенные продукты ислама и здоровая пища», — добавляла спикер.
Согласно заключенному с комитетом договору данная структура татарстанского муфтията тщательно проверяла все 10 тыс. наименований продукции на соответствие их с точки зрения шариата. Допустим, такой, казалось бы, чисто халяльный продукт, как мармелад, на самом деле может быть запретным в исламе. Т. к. его производители частенько для экономии делают сладость не из агар-агара (смесь полисахаридов агарозы и агаропектина, получаемая путем экстрагирования из красных водорослей, — прим. ред.), а используют более дешевый желатин. Он, в свою очередь, получается путем гидролиза коллагена из соединительных тканей животного сырья, а оно, как правило, изготавливается из скота, забиваемого не по стандартам халяль.
Между тем супермаркет на улице Тукая как чисто халяльный просуществовал относительно недолго. Уже к концу года внутри него появился отдельный магазин с алкоголем и прочим харамом, т. е. запретными для употребления мусульманами продуктами. Справедливости ради стоит отметить, что вход в харам- и халяль-сектор все-таки разделили. И до сегодняшнего дня практикующие мусульмане смело брали продукты питания в «разрешенной» части торговой точки, тем более что на здании красовалась огромная надпись «Халяль», а с двух ее сторон расположились логотипы одноименного комитета, где то же самое было написано латинскими и арабскими буквами.
Отправившись на днях по адресу Тукая, 64, «БИЗНЕС Online» пока не заметил никаких изменений
«У нас поставщики халяль, кулинария халяль, все халяль»
Отправившись на днях по адресу Тукая, 64, «БИЗНЕС Online» пока не заметил никаких изменений: на фасаде по-прежнему висят крупные буквы «Халяль» и соответствующий логотип комитета по халяль ДУМ РТ. Вся алкогольная продукция и сопутствующие ей товары — чипсы, сухарики, шоколад — вынесены в отдельный магазин с собственным входом. Здесь висит предельно понятная табличка: «Отдел товаров, не имеющих сертификат соответствия халяль».
На входе в основную часть супермаркета посетителей встречают копии двух сертификатов халяль, на которых отчетливо читается, что они истекли 3 июля 2022 года. В зале на глаза регулярно попадается зеленая наклейка, особенно это заметно в отделе с колбасами. Около полудня магазин наполнился работниками окрестных офисов, пришедших купить еды на обед, но их поток схлынул буквально за 15 минут. Две женщины в платках рассказали журналисту «БИЗНЕС Online», что приезжают в этот магазин именно из-за его статуса «халяль», хотя сами живут в Лаишевском районе.
То же самое корреспонденту рассказала сотрудница супермаркета, раскладывавшая торты собственного производства на полках холодильника. «Вывеску никто не снимал. У нас поставщики халяль, кулинария халяль, все халяль», — заявила она. Кроме того, женщина поделилась, что для подтверждения статуса в магазин каждую пятницу приходит проверяющий от комитета, который осматривает весь зал. Если что-то покажется ему неподходящим, этот товар сразу переносят в магазин «не халяль» — например, в последний раз такое произошло с шоколадной пастой.
Собеседники газеты в ДУМ РТ подтвердили, несмотря на то, что срок действия сертификата соответствия стандарту халяль истек 3 июля, учитывая значимость проекта халяльного супермаркета и многолетнее сотрудничество с «Бахетле», профильный комитет муфтията еще три месяца до прошлой недели безвозмездно осуществлял инспектирование ассортимента продукции в торговом зале магазина и консультировал местный персонал.
Вся алкогольная продукция и сопутствующие ей товары — чипсы, сухарики, шоколад — вынесены в отдельный магазин с собственным входом
«В моем заведении «Алан аш» проверки халяль-комитета бывают чаще, чем санэпидстанция»
Источники газеты, знакомые с ситуацией, не смогли назвать сумму, которую «Бахетле» платила ДУМ РТ за сертифицирование по стандарту халяль, но они уверены, что речь не идет о каких-то неподъемных цифрах. Скорее в компании задумались об упущенной выгоде, поскольку специалисты из муфтията, действительно, очень серьезно подходили к инспекции объекта и не давали расширить здешний ассортимент. Кроме того, в сегодняшние времена «затягивания поясов» тема халяльной продукции в этом сегменте бизнеса не на первом месте.
С последним тезисом согласен глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «„Бахетле“ смотрит как выгоднее, — сказал Агеев в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Трудно сказать, какой спрос на халяль-продукцию, сейчас внимание уделяется не этому. Импортозамещение, местная продукция, продовольственная безопасность, качество продукции, рост цен — на это в большой степени обращают внимание. А халяль, будем говорить так, пропаганда здорового образа жизни. Но сейчас немного время более напряженное».
А вот совладелец национального комплекса «Туган Авылым», вице-президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Радик Абдрахманов считает, что на единичном примере нельзя делать глобальные выводы о перспективах халяль в стране и республике. «Тенденция такая, что сейчас большая конкуренция — очень много открылось хорошего качества „Пятерочек“, где много всего есть по приемлемым ценам, — напоминает Абдрахманов. — А бизнес-модель „Бахетле“ всегда была такой, что компания считалась все-таки сегментом выше среднего уровня, поэтому им сейчас непросто в условиях экономической обстановки в стране. Тем более в других магазинах и на рынке тоже появляется халяль-продукция. Поставщики стараются заходить в другие точки, допустим, „Рамаевская утка“ во многих местах продается». К тому же, напоминает совладелец «Туган авылым», сертификация — это дополнительные расходы и проверки. «Например, в моем заведении „Алан аш“ проверки халяль-комитета бывают чаще, чем санэпидстанция», — рассказал он нашему корреспонденту.
Тем не менее, считает собеседник «БИЗНЕС Online», спрос на халяльную продукцию растет. Ее покупают не только мусульмане, но и представители других конфессий, поскольку она считается продукцией дополнительного качества. «Это направление по нашему региону развивается, — говорит Абдрахманов. — Я с Рустамом Миннихановым говорил, если нас признали гастрономической столицей России, и было много споров по этому поводу (скажем, в Москве и Санкт-Петербурге намного больше ресторанов), то мы точно являемся халяльной гастрономической столицей. Потому что у нас количество халяльного общепита намного больше, именно качественных заведений. Мы уже можем заявляться на этот статус и, на мой взгляд, так будем привлекать гостей из арабского мира. Это направление обязательно нужно развивать».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.