«Если не снимать обременения, не повышать внутренние закупочные цены, мы поставим под вопрос будущий урожай», — считает президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. О том, как частичная мобилизация лишает село квалифицированных кадров, как зерновая сделка увеличивает дисконт на российское зерно, а также о парадоксах, как на полях без удобрений урожайность оказалась выше, эксперт рассказал накануне на пресс-конференции. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
В 2022 году в России небывалый рекордный урожай зерновых — более 140 млн т, из них 100 млн т пришлось на пшеницу. Это признал накануне на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» президент российского зернового союза Аркадий Злочевский
«Даже если вычесть все максимальные приписки, все равно исторический рекорд по урожаю»
В 2022 году в России небывалый рекордный урожай зерновых — более 140 млн т, из них 100 млн т пришлось на пшеницу. Это признал накануне на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» президент российского зернового союза Аркадий Злочевский, который в течение всего сезона предупреждал о приписках в регионах и уверял, что в этом году рекордов по урожаю уж точно ждать не стоит. «Мои прошлые комментарии, что рекордов не стоит ожидать, к сожалению, не состоялись. Нам так катастрофически везет с погодой, что даже во время уборки сплошной шоколад, урожайность превышает все ожидания, какие были, и это компенсирует в том числе приписки. Реально мы погрузились в рекорды по многим фронтам. Наверное, где-то присутствуют приписанные объемы, но, если и вычесть все максимальные приписки, все равно исторический рекорд по урожаю. Даже если вычесть 7–8 миллионов тонн приписок, будет однозначно больше 140 миллионов, и это рекорд без вопросов. Рекордам быть! Аналитики дают прогноз около 150 миллионов тонн в весе после доработки», — заявил он.
Последний раз исторически рекордный урожай был в России в 2017-м, когда собрали 135,4 млн т зерновых. В этом году ситуация настолько парадоксальна, что в некоторых хозяйствах урожайность оказалась выше на тех полях, которые даже не удобряли. «Некоторые крестьяне говорят о том, что были ситуации, когда на какие-то поля физически не хватило финансовых ресурсов, не было возможности внести удобрения, технологически поддержать посевы, тем не менее урожай собран. Парадокс в том, что даже на невнесенных полях (например, один волгоградский крестьянин мне признавался, где он не вносил удобрений) урожайность выше, чем там, где подкормил. Парадокс, но факт. Так сложилось в этом сезоне», — удивлялся Злочевский. Также он рассказал, что еще в начале уборочной кампании крестьяне жаловались на то, что идет сплошной фураж. «А сейчас, когда должно быть падение качества, оно улучшается и улучшается, показатели по качеству пшеничного урожая все выше. Нетрадиционная история, но тем не менее случилась», — отметил глава зернового союза.
В этом году в том числе урожай привел к обвалу цен до «неприемлемого уровня», которые находятся на уровне себестоимости. Так, цены на пшеницу четвертого класса в регионах опускаются ниже 10 тыс. рублей
«Экспортный пылесос очень медленно крутится»
Но, как говорят, в России две беды — урожай и неурожай. В этом году в том числе урожай привел к обвалу цен до «неприемлемого уровня», которые находятся на уровне себестоимости. Так, цены на пшеницу четвертого класса в регионах опускаются ниже 10 тыс. рублей. Поэтому хозяйства не хотят продавать по такой стоимости и складывают зерно на склады, в амбары, везут на элеваторы, ожидая «лучших времен». «Это еще связано с комплексом факторов, в том числе с ликвидностью зерна. Спрос сократился как шагреневая кожа. Основной поддержкой для рынка в осенний период является экспорт, а экспортный пылесос очень медленно крутится», — пояснил Злочевский. Всего с начала сезона, с 1 июля по 15 октября, отгружено 16,8 млн т — это почти на 13% меньше, чем годом ранее. Глава зернового союза считает, что это «серьезный объем отставания». «На территории страны огромное количество ресурсов сформировалось, что необходимость вывоза более высокими темпами совершенно очевидна. Слава богу, темпы начали подрастать в октябре. Мы прибавили 2 миллионов 450 тысяч. Это дает надежду, что 5 миллионов за октябрь вытащим, но надо грузить каждый месяц по 6 миллионов», — беспокоится Злочевский, поскольку далее наступят неблагополучные по погоде для отгрузок времена.
Он считает, что в октябре активизация произошла по причине ослабления рубля. При этом дисконт на российское зерно за неделю существенно увеличился. «Неделю назад дисконт был около 19 долларов, а сейчас почти 30», — указал Злочевский. Причины подобного, по его мнению, кроются в том числе в зерновой сделке, которая ничего хорошего российским поставкам не сулит. «Сама реализация этой сделки довольно сильно понизила мировые цены. Угроза для ее продления данные цены будет поднимать автоматом — это чисто психологический фактор. В конечном итоге для нас, российских зерновых поставок, было бы оптимально ссылаться на то, что вторая сторона сделки абсолютно не работает: у нас по-прежнему трудности с фрахтом, платежами, отгрузками по нашим поставкам. В результате это сильно подрывает нашу конкурентоспособность. Отсюда этот выросший дисконт», — считает глава зернового союза, добавляя, что не надо продлевать сделку, если условия не будут выполняться. Он уверен, что из-за того, что в этом году высокие переходящие запасы и рекордный урожай, надо экспортировать не менее 60 млн тонн. Но с нынешними темпами отгрузки показатели недостижимы.
Все это приводит к падению цен на внутреннем рынке. Поэтому крестьяне, хоть им и хочется придержать зерно, все равно что-то выбрасывают на рынок. Все это вместе сказывается на темпах озимого сева, который отстает.
Также Злочевский рассказал о проблемах с масличными. Если раньше они были важной статьей доходов хозяйств, которая выполняла «функцию страховых запасов». Но в этом году цены на подсолнечник обвалились существенно больше, чем по пшенице. «В результате того, что он запрещен к экспорту, действует внутренний режим ограничений, цена на подсолнечник опустилась за 18–20 тысяч за тонну при себестоимости не менее 20 тысяч рублей за произведенную тонну», — пояснил он. Злочевский считает, что ситуация с маслосеменами перспективна, переработчики наращивают экспорт масел и зарабатывают большие деньги, тогда как крестьяне «в ущемленной ситуации». «Получается, за счет крестьян перекрестно субсидируем переработчиков. Так устроена наша регуляторика», — рассказал он.
Если в прошлом году пшеницу отгрузило 145 компаний, то в этом сезоне — только 80. Такая же картина складывается по странам. Раньше российское зерно продавали в 70 государств, а сейчас —лишь в 39
Нигерия, Камерун, Конго вообще не закупают российское зерно в этом сезоне
В целом глава зернового союза считает, что экономическая ситуация «выглядит неоптимистично» и скажется в будущем на производственном потенциале и урожае. Причину Злочевский видит в том числе в снижении конкуренции. Например, если в прошлом году пшеницу отгрузило 145 компаний, то в этом сезоне — только 80. Такая же картина складывается по странам. Раньше российское зерно продавали в 70 государств, а сейчас — лишь в 39. Наибольшее сокращение отгрузок отмечается в Турцию, которая переключилась с российских закупок на украинские благодаря зерновой сделке. При этом есть увеличение закупок со стороны Египта. Но выпали такие страны, как Нигерия, Камерун, Конго, — вообще не закупают российское зерно в текущем сезоне. Но есть некоторые государства, которые показывают позитивную динамику: Саудовская Аравия, Алжир, который обычно был французской вотчиной, и Пакистан.
Злочевский уверен, что причины снижения конкуренции кроются в том числе в принятых государством решениях. Например, по квотам, которые не дают появляться новым игрокам. «Надеюсь, что в этом сезоне не будут применяться квоты. Это выглядит достаточно абсурдно — на фоне подобного урожая опять вводить квоты. Такой недовывезенный объем зерна! Что там квотировать, ограничивать?» — считает глава зернового союза. Также Злочевский полагает, что давно надо отменять пошлины и ограничения на маслосемена.
«Если не снимать обременения, не повышать внутренние закупочные цены, мы поставим под вопрос будущий урожай», — уверен он. По его словам, крестьяне уже обращаются в банки, т. к. нет ресурсов, чтобы даже посеять озимые. «А это кредиты, их надо обслуживать. С другой стороны, это расчет на то, что дальше экономическая ситуация исправится, пойдут рентабельные продажи. Если и дальше будут в убыток, то автоматом и банки не получат свои кредиты назад. Не с чего окажется погашать. Нужна доходная часть, чтобы гасить кредиты. А если каждая тонна продается в убыток, то нет источников», — пояснил Злочевский.
«Парадоксальная вещь: у нас на селе избыток рабочей силы, но это на фоне катастрофического дефицита квалифицированных кадров. Очень сильно не хватает квалификации»
Также он рассказал, что в стране есть емкости для хранения зерна — единовременно 150 млн тонн. Но только треть из них — элеваторное хранение, приспособленное для длительного хранения, более года. Остальные емкости — временное хранение. Например, в амбаре можно хранить до полугода: это сохранение количества, но не всегда качества. Также есть вариант аргентинской технологии хранения в полиэтиленовых рукавах. Таким образом можно разместить порядка 30 млн тонн. Но и это тоже недолгосрочный вариант хранения, но по качеству порой лучше, чем в амбарах.
Зато частичная мобилизация затронула и зерновую отрасль. «Парадоксальная вещь: у нас на селе избыток рабочей силы, но это на фоне катастрофического дефицита квалифицированных кадров. Очень сильно не хватает квалификации», — пожаловался Злочевский. Он рассказал, что в последние годы активно шло техническое перевооружение отрасли, поэтому выросли требования к механизаторам, комбайнерам. При этом в России плохо готовят специалистов, готовых работать на современной технике. «Берете сеялку точного высева, которая стоит много денег. Как ее абы кому доверить? Он же ее поломает в первый день эксплуатации. Эта техника требует знаний по обращению с ней и умения с ней обращаться. И вот мы получаем с самого начала мобилизации сигналы, что самые квалифицированные кадры призываются», — указал Злочевский. Он удивляется, что есть бронь для айтишников и банкиров, но нет ее для высококвалифицированной рабочей силы на селе. «Это катастрофа! Заменить некем!» — негодовал Злочевский и рассказал историю, как у одного из членов зернового союза из трех механизаторов-комбайнеров призвали двух. «Такую квалификацию не получить. В разгар уборочных работ это катастрофа для хозяйства», — добавил он. Злочевский считает, что минсельхоз РФ должен был заранее «суетиться и как-то бронировать» высококвалифицированные кадры на селе. Как сейчас озимый сев вести?» — развел руками Злочевский.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.