«Я был лишен права ознакомиться с дополнительными материалами дела!» — как мантру повторяли сегодня обвиняемые по делу ОПГ «Тукаевские». Вахитовский суд Казани заслушал доводы 30 предполагаемых членов группировки о якобы имевших место ошибках в их обвинении. Прокуроры настаивают, что существенных замечаний для возврата дела нет. Суд взял паузу, чтобы решить, «откатить» ли слушания по делу или нет. Подробнее — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Три месяца прошло с начала подачи ходатайств о возврате дела прокурора предполагаемыми членами ОПГ «Тукаевские». Всего на скамье подсудимых 30 человек
Ошибки в деле?
Три месяца прошло с начала подачи ходатайств о возврате дела прокурора предполагаемыми членами ОПГ «Тукаевские». За это время в суд поступило более 30 требований о дополнительном расследовании. «Считаю, что сторона обвинения затягивает уголовное делопроизводство», — заявил сегодня в суде обвиняемый Антон Логинов.
Всего на скамье подсудимых 30 человек, включая самых известных из них: Геннадия Кирилова (Гена), Наиля Шайхутдинова (Нельсон), Альфреда Гильмутдинова (Автор), Евгения Осипова, Рамиля Ахметшина (Гитлер) — сына «тукаевского» авторитета Радика Ахметшина, убитого в 1992 году в Москве. В их деле 73 эпизода тяжких и особо тяжких преступлений. На скамье и так называемые «Цумовские»: Артем Хамидуллин (Паштет), Анатолий Васильев (Толик), Марат Мидхатов (Рыба), Руслан Сафин, Орхан Абдуллаев, некогда директор компании «Центр правовой помощи иностранным гражданам» Рустем Набиев и ряд других.
Только двое из 30 подсудимых согласились с предъявленным обвинением, 6 признают вину частично, а остальные полностью открещиваются от претензий следствия. А в их числе, напомним, создание и участие в ОПГ, автоподставы, вымогательства, фиктивная регистрация иностранцев, ряд мошенничеств. До суда дело дошло еще год назад, а после оглашения обвинения защитники и обвиняемые стали буквально заваливать суд ходатайствами. Главное требование — вернуть дело в прокуратуру, т. к., на их взгляд, в ходе следствия были допущены грубые нарушения.
Ключевой довод подсудимых сегодня озвучивался, словно «под копирку»: «Я был лишен права ознакомиться с дополнительными материалами дела». По словам защитников, окончательное обвинение было дополнено материалами, которые подсудимым не предоставляли во время ознакомления с уголовным делом. Они утверждают, что постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, которое имеется у них на руках и которое есть в суде, — все документы разных редакций. К примеру, подсудимые якобы не знакомились с выводами ряда экспертиз, которые были добавлены в дело в ходе ознакомления с ним. Ошибкой они также называют то, что уголовное дело оказалось предоставлено подсудимым и защитникам еще до окончания расследования. Т. е. следователи предоставили материалы дела преждевременно. Кроме того, защитники указывают на ошибки в обвинении, что противоречит закону.
Гособвинитель Руслан Байбиков в ответ на претензии заявил, что «существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства не допущено»
Еще один довод в пользу возврата дела в прокуратуру — нарушение права на защиту обвиняемых. Дело в том, что несколько адвокатов на самой ранней стадии следствия защищали других подсудимых, и позиция их нынешних подзащитных может противоречить тем, чьи интересы они представляли пять лет назад, при задержании. К примеру, адвокат Яруллин ныне защищает подсудимого Логинова, а в 2017 году он представлял интересы подсудимого Давыдова. Логинов вину не признает полностью, в то время как Давыдов ее якобы признавал частично.
Гособвинитель Руслан Байбиков в ответ на претензии заявил, что «существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства не допущено». «Мы просим начать судебное следствие путем допроса свидетелей, лиц, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, и изучить доказательства», — рассказал прокурор в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
В то же время ряд ходатайств о якобы ошибках или опечатках в материалах дела гособвинение просит оставить без рассмотрения на данной стадии и вернуться к ним после судебного следствия.
На этом судья Артем Идрисов удалился в совещательную комнату. В ближайшее время он огласит решение о возврате или невозврате дела в прокуратуру. В первом случае дело «Тукаевских», начатое еще в 2017 году, может серьезно затянуться.
По данным следствия, с 1 февраля 2009-го по 27 декабря 2014 года структура «Тукаевских» выглядела следующим образом: организаторы назначали лидеров «ячеек», которые уже набирали людей в ОПГ. Каждое подразделение при этом занималось своей специализацией
Как дело «Тукаевских» выглядит сейчас
По данным следствия, с 1 февраля 2009-го по 27 декабря 2014 года структура «Тукаевских» выглядела следующим образом: организаторы назначали лидеров «ячеек», которые уже набирали людей в ОПГ. Каждое подразделение при этом занималось своей специализацией, среди них — вымогательства с угрозами, страховые мошенничества, аферы с регистрацией мигрантов. Часть прибыли передавали лидерам в общак, другая часть уходила на оружие, средства маскировки и иные траты. Вымогали деньги участники ОПГ даже просто на улице, промышляя так называемым гоп-стопом.
На особом счету были подразделения с присвоенным номером. Были так называемые подразделения №1, 2, 3, 4, 5, 6. Участники ОПГ, входящие в №1, по версии следствия, нападали на граждан, вымогая деньги. В №2 занимались запугиванием бизнесменов за «дань». В №3 занимались автоподставами, инсценируя страховые случаи. В №4 и 5 организовывали незаконную миграцию. В №6 занимались мошенничеством, обещая вкладчикам сомнительной фирмы высокие проценты.
Участники группировки, имея обозначенную структуру, старались расправляться с конкурентами и теми, кто отказывался от крыши. К примеру, на улице Нариманова 24 мая 2009 года члены банды приехали к дому некоего коммерсанта Гайфуллина, где выстрелили жертве в глаз, предположительно из травматического пистолета, нанеся тому серьезные увечья. Участие в нападении, по версии следствия, принимало «подразделение №1».
Весной 2012 года «подразделение №2» решило, что хозяева одного из торговых павильонов на улице Рустема Яхина должны платить им ежемесячную дань в размере 30 тыс. рублей. Но те отказались выполнять это условие. В ответ «Тукаевские» заявили, что в таком случае подожгут их точку, что и произошло в конечном итоге. Однако некоторые предприниматели соглашались на условия банды и платили им за крышу.
Подобным способом группировщики вымогали деньги у перевозчиков, чьи автобусы стоят на парковке на улице Рустема Яхина. Но тут предприниматели согласились платить дань, опасаясь, что их автобусы уничтожат. В итоге на протяжении почти двух лет ежемесячно в карман «Тукаевских» поступало по 105 тыс. рублей. И подобных эпизодов в деле 70.
Параллельно ряд участников знакомятся с материалами нового дела «Тукаевских» о многочисленных убийствах и покушениях в конце 1990–2000-х годов в Казани, а также о бандитизме. В рамках расследования проведены многочисленные обыски и ряд задержаний. Так, обвинения по указанному делу уже предъявлены предполагаемому лидеру ОПГ Кирилову.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.