Накануне Госдума отклонила законопроект о рекламной монополии. Если в первом чтении за скандальную инициативу выступили 266 депутатов, то в этот раз документ даже не стали обсуждать, а единогласно прислушались к совету Госдумы. Представители отрасли благодарят оппозиционные партии, деловые сообщества, а также регионы, которые направили более 60 негативных отзывов. Президент «Минченко консалтинга» Евгений Минченко указывает кощееву иглу законопроекта в виде потерь региональных и муниципальных бюджетов. Подробности в материале — «БИЗНЕС Online».
Во вторник на пленарном заседании без лишних слов против него [законопроекта о едином операторе цифровой рекламы] же голосуют уже 409 депутатов (ноль против, ноль воздержались)
«Закон о так называемом едином рекламном операторе — все!»
Буквально за два дня решилась судьба скандального законопроекта о едином операторе цифровой рекламы. Государственная дума накануне отклонила инициативу о создании монополиста, который будет 30 лет контролировать установку и содержание всех цифровых рекламных конструкций, а также размещение электронных объявлений граждан в интернете. Звучит логично, если этот же законопроект не был бы в июле одобрен 266 депутатами и принят в первом чтении. И вот во вторник на пленарном заседании без лишних слов против него же голосуют уже 409 депутатов (ноль против, ноль воздержались). Никаких дискуссий не было, а сайт нижней палаты ограничился краткой цитатой спикера Госдумы Вячеслава Володина: «Данный вопрос мы достаточно подробно обсуждали на совете Государственной думы. По мнению всех фракций, законопроект должен быть отклонен. Дума принимает ответственное решение».
Собственно, решение стало понятным еще в этот понедельник, когда отклонить проект закона предложил… сам ответственный за него комитет по экономической политике. В заключении отмечается, что поступило большое количество замечаний и предложений от органов госвласти субъектов, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций, «оказывающих концептуальное влияние на редакцию законопроекта». «Закон о так называемом едином рекламном операторе — все! — емко отразил итоги заседания в своем телеграм-канале вице-спикер палаты Владислав Даванков. — Только что совет Госдумы рекомендовал отклонить его без всякого обсуждения. Несомненно, это победа здравого смысла». В свою очередь «Ведомости» писали, что законопроект неожиданно велели «вынести быстрее на второе чтение, чтобы отклонить».
Странностей с законопроектом было достаточно с самого начала. Достаточно проследить его хронологию. Поправки к закону «О рекламе» разработал депутат-единоросс Артем Кирьянов, проект внесен в Госдуму 8 июля. Через три (!) дня состоялось его предварительное рассмотрение, и он был разослан по комитетам, а 15 июля его уже приняли в первом чтении на внезапном, даже экстренном заседании Госдумы — депутаты вернулись на Охотный ряд всего через неделю после официального закрытия летней парламентской сессии. Объяснялось это тогда просто: Денис Мантуров получил пост вице-премьера, и его должна была утвердить Госдума. Но по накалу страстей обсуждение рекламного законопроекта с лихвой перекрыло известие о повышении министра промышленности.
Логика у автора законопроекта была следующая: мол, изменения в закон нужны, чтобы обеспечить равные условия распространения цифровой рекламы, нивелировать последствия зарубежных санкций и защитить «национальные интересы России». По мнению Кирьянова, в нынешних условиях есть риски, что государство утратит оперативный контроль над размещением информации, угрожающей интересам нацбезопасности, разжигающей межнациональную рознь, оскорбляющей граждан. «Надо понимать, что технологии в рекламе в данный период — это технологии двойного назначения. Здесь нужно максимально оградить наших граждан от любых посягательств на их права, провокаций и преступлений», — отмечал депутат в беседе с «БИЗНЕС Online».
Предполагается, что единый коммерческий оператор получит полномочия по разработке программного обеспечения, использование которого будет являться обязательным для всех операторов наружной рекламы. Он станет участвовать в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах РФ, будет иметь уникальное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
«Единый оператор» получит объекты на 30 и более лет без процедуры торгов и получения разрешений на установку и эксплуатацию. Он не обязан соблюдать требования отраслевых технических стандартов, включая правила дорожной безопасности; текущее законодательство об охране культурного наследия, а также некоторые положения законодательства о рекламе. В итоге у такого оператора будет исключительное право на размещение через свой информационный ресурс частных коммерческих объявлений физических лиц в интернете.
Депутаты тогда пожаловались, что не помнят «более позорного обсуждения». Но все же изменения поддержали 266 депутатов из 365. КПРФ, «Справедливая Россия» и «Новые люди» в полном составе голосовали против, а члены фракции ЛДПР голосовать не стали.
Законопроект вызвал широкое недовольство среди предпринимателей. Крупнейшие игроки рынка организовали союз операторов наружной рекламы, чтобы от его лица вести диалог с правительством, федеральной антимонопольной службой (ФАС). Участники рынка Татарстана направили президенту Рустаму Минниханову обращение с просьбой о помощи. Компании указывали, что новый единый оператор быстро захватит позиции на рынке, а услуги остальных компаний «окажутся невостребованными». Выступили предприниматели и на круглом столе в Госдуме. «Мы понимаем, что контроль необходим, но не хотим, чтобы нами управляла частная лавочка», — отмечал там гендиректор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин.
Поправки к закону «О рекламе» разработал депутат-единоросс Артем Кирьянов, проект был внесен в Госдуму 8 июля
«Выдвинули какую-то абсурдную инициативу, отказались от абсурдной инициативы»
Попытка монополизации конкурентного и успешно функционирующего рынка вызвала мощное сопротивление, с удовлетворением констатирует Фомин, комментируя «победу здравого смысла» в разговоре c «БИЗНЕС Online». Он напомнил, что изначально резко против законопроекта выступили различные бизнес-ассоциации, а союз операторов наружной рекламы «сумел быстро консолидироваться перед лицом экзистенциальной угрозы и создал эффективный механизм защиты своих интересов».
«В защиту регионов, направивших более 60 негативных отзывов, выступил и глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Важно, что в итоге законопроект был рекомендован к отклонению по инициативе спикера парламента Вячеслава Володина, который еще в начале рассмотрения летом обещал учесть интересы всех сторон, — пояснил Фомин. — Стоит отметить и позицию „Единой России“, выстроившей конструктивный диалог с другими фракциями». При этом, по его словам, к вопросу регулирования рынка наружной рекламы нужно возвращаться самой отрасли. «Она должна выработать новые стандарты и правила, призванные обеспечить государственные интересы, и внести их на рассмотрение парламентариев», — добавил гендиректор медиагруппы «РИМ».
«Моя реакция — я очень рад, замечательно, здравое решение, — поделился в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор маркетингового агентства „Пи Арт“ Павел Савицкий. — Как говорится, выдвинули какую-то абсурдную инициативу, [потом] отказались от абсурдной инициативы, доставили удовольствие большому количеству людей, поработали». С тем, что отклонение законопроекта, — это победа здравого смысла и единственно правильное решение, согласен и директор по взаимодействию с органами власти и юридическим вопросам компании Avito Виктор Топадзе. «Мы рады, что мнения нашей компании, коллег по индустрии, ряда депутатов и региональных властей были услышаны в Думе», — добавил он.
Редакция этого документа, представленная на первом чтении, была довольно спорной, вызывала много вопросов и даже критики как от участников рынка, так и от регионов и ведомств, фиксирует в своем телеграм-канале и депутат Госдумы от РТ Илья Вольфсон. В первом чтении он не голосовал, а сейчас отметил, что, по заключению экспертов, «законопроект не решает поставленных задач и не отвечает требованиям для развития отрасли, поэтому и был снят с дальнейшего рассмотрения».
Радуется отклонению «скандального законопроекта» общими усилиями и коммунист Артем Прокофьев, не забывая напоминать, что КПРФ голосовала против указанных изменений в закон. «Мной ко второму чтению были подготовлены и внесены поправки к законопроекту, исключающие появление единого оператора рекламы, — отмечает он в собственном телеграм-канале и свою лепту. — Идея законодательного введения единого оператора в рекламе получила много негативных отзывов, в том числе от региональных властей, включая парламент Татарстана». К слову, есть версия, что к законопроекту поступило столько поправок, что отклонить его было куда проще, чем разобрать все…
«Были достаточно аккуратные сигналы, что в случае принятия закона в третьем чтении он не пройдет через Совет Федерации. Потому что палата регионов не может идти против мнения субъектов Федерации»
«Закон неизбежно вел бы к прямым и косвенным потерям региональных и муниципальных бюджетов»
По просьбе «БИЗНЕС Online» президент «Минченко консалтинга» Евгений Минченко разобрал кейс скандальной инициативы. Он напомнил, что бенефициаром законопроекта выступала одна компания, «которая достаточно открыто заявляла о своих амбициях». По мнению участников рынка, это группа Russ Outdoor, которая считается крупнейшим в стране оператором наружной рекламы. В 2020 году в 50 крупнейших городах России Russ Outdoor принадлежали 26,7 тыс. рекламных поверхностей общей площадью почти 365 тыс. кв. м, подсчитывала аналитическая компания «ЭдМетрикс-Эспар». По данным РБК, с лета 2020-го 73,6% Russ Outdoor принадлежит ООО «Стинн», фактические бенефициары которой — братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат-единоросс Госдумы нынешнего созыва Бекхан Барахоев. Владельцем оставшихся 26,4% Russ Outdoor является банк ВТБ, который выступает также кредитором группы.
По словам Минченко, законопроект удалось провести в первом чтении фактически в обход процедур, т. к. не было нулевого чтения и оценки регулирующего воздействия. «А самое главное — там была или ошибка, или намеренное введение в заблуждение в пояснительной записке, что не требуется дополнительных расходов в бюджетах, — добавил он. — Хотя в законопроекте было прописано ущемление полномочий регионов и местного самоуправления. И закон неизбежно вел бы к прямым и косвенным потерям региональных и муниципальных бюджетов». Это, по его мнению, и стало кощеевой иглой законопроекта. Потому что, помимо участников рынка, против выступили и регионы. Негативные отзывы оставили в том числе крупнейшие субъекты РФ — Москва, Санкт-Петербург и Московская область, где сосредоточено более половины всей цифровой рекламы в стране.
«Были достаточно аккуратные сигналы, что в случае принятия закона в третьем чтении он не пройдет через Совет Федерации. Потому что палата регионов не может идти против мнения субъектов Федерации», — добавил собеседник издания. В итоге от такого решения выиграли регионы, имидж парламента в целом и, конечно же, выиграл с имиджевой точки зрения сам Володин. «Тут несколько месседжей. Первое: что прислушиваются к участникам рынка, учитывают мнение потребителей, регионов. Второе: что „Единая Россия“ не пытается продавить любое решение любыми способами, а прислушивается к аргументам в том числе и со стороны оппозиционных фракций», — подчеркнул Минченко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.