ВЕРНУЛИ В ЛОНО ДУМ

Вчера пресс-служба духовного управления мусульман Татарстана распространила сообщение о подписании соглашения о совместном использовании мечети «Кул Шариф».

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель начальника отдела пропаганды и информации ДУМ РТ Ришат Хамидуллин, 2 апреля состоялось подписание соглашения между государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником "Казанский Кремль", татарстанским муфтиятом и фондом Казанского кремля. Согласно этому документу, осуществление всей религиозной деятельности в кремлевской мечети передано в ведение ДУМ РТ.

Директор музея-заповедника Казанский кремль Рамиль Хайрутдинов рассказал нам, что это соглашение стандартное и мало отличается от того, что было подписано в свое время с Казанской епархией.

«Сейчас существуют два культовых объекта на территории Казанского кремля. На основании соглашения в них проводятся и богослужения. Это мечеть «Кул Шариф» и Благовещенский собор. Казанская епархия заключила соглашение по собору, а муфтият до сих пор нет, - рассказал Хайрутдинов. - Сейчас документ подписан. Согласно ему, музей-заповедник принимает на себя обязательства по обеспечению жизнедеятельности: речь идет о ремонте, реставрации зданий, обеспечивает поставку тепла, газа, света. Есть функции за духовным управлением мусульман и казанской епархией: посещение ряда богослужений по праздникам в соответствии с графиком. Два фонда – третья сторона – занимаются аккумулированием средств для поддержания и реставрации зданий».

ПРОТЕЖЕ ПОЛУЧИЛ ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Вчера, то есть на следующий день после подписания соглашения, председатель ДУМ РТ Илдус Файзов подписал приказ о возложении на себя обязанностей имам-хатыйба мечети «Кул Шариф». Этим же документом мусульманскими священнослужителями кремлевской мечети назначены Сулейман Зарипов и Рамиль Юнусов. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщил Хамидуллин.

Казый (шариатский судья) центрального региона Зарипов и Юнусов (последний ранее исполнял функции имама мечети "Кул-Шариф") будут руководить религиозными службами в мечети в ежедневном режиме. «Муфтий Илдус хазрат будет читать пятничную молитву раз в месяц, и руководить праздничными молитвами», - рассказали в пресс-службе.

Для широкой публики за столь рутинными административными решениями в закрытой среде служителей исламского культа сложно увидеть вселенский скандал, который способен надолго предопределить атмосферу в мусульманской среде Татарстана. Однако именно на этой версии настаивают информированные источники «БИЗНЕС Online».

Так, надо отметить, что Юнусов известен как, наверное, если не самый, то один из самых популярных в Татарстане мусульманских проповедников и ораторов. Народная популярность не мешала ему выстроить и прочные политические связи. С 2002 года он был имам-мухтасибом Нижнекамского района и пользовался поддержкой тогдашнего главы Ильсура Метшина. Его дар уважал и первый президент РТ Минтимер Шаймиев.

В 2005 году Юнусов переехал в столицу и стал имамом только что построенной мечети «Кул Шариф», фактически новой соборной мечети Татарстана. Это дало повод многим экспертам считать его одним из наиболее вероятных преемников Гусмана Исхакова на посту руководителя ДУМ. Но тогда (в середине нулевых) Исхаков сумел удержаться благодаря личной поддержке Шаймиева, который не привык сдавать старые отношения. Юнусов, несмотря на это несостоявшееся «преемничество», сумел сохранить хорошие отношения с муфтием, но эксперты всегда отмечали его независимый статус. За последние пять лет бывший нижнекамский мухтасиб успел побывать председателем татарстанского совета улемов (богословов), казыем (шариатским судьей) Южного казыята и до 2010 года был и.о. первого заместителя муфтия РТ. Все это, напомним, он совмещал с работой в мечети «Кул Шариф» и всегда считался кандидатом номер один на пост татарстанского муфтия… Пока в апреле 2011 года опытнейшего Исхакова (после внезапных нурлатских событий) не сменила «темная лошадка» в лице малоизвестного широкой публике, никогда не замеченного ни в каких политических раскладах Файзова. Наши источники считают, что вопрос о его назначении решался даже не в Казани, а в Москве. В это несложно поверить, потому что на тот момент ставший президентом РТ Рустам Минниханов демонстрировал, что он больше хозяйственник и технократ, а подобные вопросы он готов делегировать умме и – если это надо – каким-то ответственным структурам.

Кстати, Юнусов не стал заявляться на выборах муфтия, хотя все предпосылки к этому были. Пересилил себя… Далее выяснилось, что Файзов – это не Гусман хазрат, и конкурентов он терпеть не будет. Не будем сейчас вдаваться в перипетии внутренней жизни местной уммы, но глухое и невидимое противостояние между разными группами мусульман происходило все это время, иногда прорываясь в причудливые формы типа выговора тому же Юнусову…

«ЭТИ ДЕЙСТВИЯ, ОНИ ПРОСТО РАСКАЧИВАЮТ ЛОДКУ ДУХОВНОСТИ,

И ЭТО ОЧЕНЬ, ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО»

Кстати, сейчас уже выясняется, что формально уволить Юнусова и перехватить верховенство в «Кул Шарифе» новый муфтий просто так и не мог. Например, по словам Хамидуллина, ранее Юнусов, которого последние семь лет знали как имама «Кул Шарифа», официального статуса имама не имел (!). «Он сам отмечал в своих интервью, что не является сотрудником ДУМ РТ, а музейным работником. То есть, по сути, проповедями в мечети руководил музейный работник. Сейчас с заключением трехстороннего соглашения, Рамиль хазрат получил официальный статус имама ДУМ РТ», - пояснил пресс-секретарь ДУМ РТ.

Впрочем, сам Юнусов после объявления ему выговора со стороны нового избранного муфтия Татарстана Файзова с занесением в личное дело летом прошлого года (причиной дисциплинарного наказания стало одобрение им выпуска книги популярного в Саудовской Аравии богослова Али бин Аби аль-Изза аль-Ханафи) заявил на страницах республиканской печати, что не является сотрудником татарстанского муфтията. Он как бы намекал, что муфтий уволить его не может, поскольку он является музейным работником. «Рамиль хазрат давно присутствует в Казанском кремле, был и сотрудником фонда поддержки мечети «Кул Шариф». На сегодняшний день он является заместителем директора музея-заповедника по связям с общественными и религиозными организациями. Для этого у него есть и светское образование», - подтвердил Хайрутдинов.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» вчера удалось дозвониться до Рамиля хазрата, но тот, сославшись на идущее совещание, попросил перезвонить позже. Больше имам на звонки журналистов не ответил. Впрочем, кремлевский имам подробно выразил свою жесткую позицию местному телеканалу «Эфир»:

- Я это расцениваю, как только конкуренцию. Есть конкуренция в бизнесе, есть конкуренция в политике, это есть конкуренция в духовенстве. Эти действия, они просто раскачивают лодку духовности, и это очень, это очень опасно. Нам надо найти общий язык. Мы уже направили уведомление о неправомочности этого указа. И, во-вторых, здание мечети Кул-Шариф принадлежит не духовному управлению, здание принадлежит Казанскому кремлю. И я на сегодняшний день являюсь заместителем директора Казанского кремля по религиозным вопросам. Финансовой деятельностью мечети занимается фонд Казанского кремля. Даже все пожертвования, все ящики с пожертвованиями – всё сдается в бухгалтерию фонда Казанского кремля.

Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в ДУМ РТ, устно Юнусов отказался от предложенной должности заместителя имама мечети «Кул Шарифа». «Хотя письменного отказа еще не поступало», - уточнил Хамидуллин.

Наши источники обращают внимание, что соглашение между государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником "Казанский Кремль", татарстанским муфтиятом и фондом казанского Кремля не могло состояться без политической санкции с самого верха. Однако они призывают видеть в этом не политические интриги, а только реализацию того карт-бланша, который получил новый муфтий на создание своей вертикали в Татарстане.

Однако открытый демарш Юнусова явно не входил ни в чьи планы. И сейчас главный вопрос звучит так: что дальше будет с мусульманским сообществом Татарстана, чей популярнейший проповедник унижен и повергнут?

Открытым остается и другой вопрос: что мешало раньше провернуть операцию по взятию «Кул Шарифа» (Благовещенский-то собор ведь давно, как сказано было выше, подписал соглашение с музеем-заповедником "Казанский Кремль")? В конце концов Татарстану, который сейчас переживает серьезнейший имиджевый кризис, грозящий перейти в политический (это связано с ЧП в «Дальнем»), не хватало еще заполучить серьезную драчку в исламской среде. Что и зачем сподвигло муфтия на эти шаги в такой момент?

ДУХОВНАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского университета, прокомментировал БИЗНЕС Online события вокруг мечети таким образом:

- Действительно, когда строили «Кул Шариф», то его рассматривали как элемент Казанского кремля, не планировали, что здесь будет действующая мечеть. Когда «Кул Шариф» открылся, то мусульмане стали ходить в мечеть и читать намаз. Сначала думали, что как мечеть «Кул Шариф» будет функционировать по праздникам, но момент был упущен, верующие стали активно совершать здесь богослужения. Тогда было дано добро, что «Кул Шариф» будет функционировать как полноценная мечеть. Как известно, единственная централизованная мусульманская организация в РТ - ДУМ РТ и все мечети находятся в юрисдикции ДУМ. Одна из крупных мечетей РТ оказалась вне юрисдикции ДУМ. Возникла правовая коллизия , и вот на днях ДУМ инициировало подписание соглашения об урегулировании этой правовой коллизии.

Имамом мечети является муфтий, и он назначает своих заместителей. Он назначил двух имамов, в том числе Юнусова. Формально ситуация кардинально не изменилась. Два имама будут проводить намазы.

Если говорить о личности Юнусова, то его отношения с ДУМ нельзя назвать близкими. Рамиль хазрат всегда держался особняком, даже при Гусман хазрате. Он его назначил первым замом, но хазрат практически ушел от этой должности. Возможно, что Рамиль хазрат вел себя не как все имамы, потому что «Кул Шариф» занимает особый статус среди мечетей. Сейчас же ДУМ выстраивает более четкую вертикаль, и это коснулось мечети «Кул Шариф».

Справка

Рамиль Юнусов

Родился 19 июля 1969 года в селе Аксу Буинского района Республики Татарстан.
1992 – 1997 годах обучался в исламском университете в Медине.
В 1999 – 2001 гг. издавал молодежный научно-просветительский журнал «Оазис» в Казани.
С 2002 г. работал имам-мухтасибом Нижнекамского района и города Нижнекамска и ректором нижнекамского медресе «Рисаля».
С 2005 года является имамом-хатыбом мечети «Кул-Шариф» Казанского кремля.
До 2010 года возглавлял татарстанский совет улемов и занимал пост и.о. первого заместителя муфтия Татарстана.

Ильдус Файзов

Родился в селе Большие Тарханы Тетюшского района 29 января 1963 года.
1982–1984 гг. прошел службу в рядах Советской Армии.
В 1989-1998 гг. после окончания казанского театрального училища проработал актером в Казанском драматическом театре им. Тинчурина.
С 1998 по 2001 год обучался в медресе им. 1000 летия принятия ислама. В 2001 году прошел курсы арабского языка в университете Аз-Зарка (Иордания). В 2002 году прошел курсы изучения хадисов в Дохе (Катар).
Имам мечети “Булгар” в Казани с 2002 года.
Начальник отдела пропаганды ДУМ РТ с 1999 по 2010 годы.
С февраля 2010 года – первый заместитель председателя духовного управления мусульман РТ.
С января 2011 года председатель духовного управления мусульман РТ.