В кризис бизнес сталкивается со множеством проблем: падение продаж, кассовые разрывы, внеплановые отсрочки платежей. Ранее в подобных случаях предприниматели брали кредит, который не только требует залога, поручительства, но и обходится достаточно дорого. Чтобы избежать этого порочного круга, многие компании переключились на факторинг, благодаря которому не надо проверять платежеспособность клиентов или переживать о рисках неоплаты поставок — все эти издержки и риски берет на себя банк (фактор). При этом никакого залога — его роль выполняет будущая выручка компании. О том, какие еще есть преимущества у факторинга, компаниям из Татарстана рассказали руководители направлений Альфа-Банка на своей конференции. Подробности — в нашем материале.
Преимущество факторинга в том, что для него не требуется искать дополнительное обеспечение — залог. Также клиенту не придется проверять платежеспособность контрагента — все это ляжет на плечи банка
Факторинг позволяет бесцельно расходовать средства банка?
На днях в отеле Kazan Palace by Tasigo прошла конференция Альфа-Банка по факторингу. Мероприятие посетили различные компании из Татарстана, среди которых производители продуктов питания, инструментов, строительных материалов, а также торговые сети. Тема встречи как никогда актуальна: бизнесу представилась возможность познакомиться с альтернативой традиционному кредитованию.
«Факторинг — эффективное решение для финансирования цепочек поставок, — первым взял слово руководитель по факторингу Альфа-Банка в Поволжье Вадим Марьев. — С его помощью поставщик получает деньги сразу, когда отгрузит товар. Даже если покупателю нечем платить, за него это сделает банк».
По словам Марьева, преимущество факторинга в том, что для него не требуется искать дополнительное обеспечение — залог. Также клиенту не придется проверять платежеспособность контрагента — все это ляжет на плечи банка.
Факто́ринг (англ. factoring от англ. factor — «посредник», «торговый агент») — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. В операции факторинга обычно участвует три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). В некоторых случаях здесь может быть и четвертая сторона-посредник, которая, например, предоставляет площадку или электронную платформу для совершения факторинговых сделок.
Основная функция факторинга — предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя.
«Данный финансовый инструмент решает проблему дебиторской задолженности в счет ее уступки, — продолжил руководитель по факторингу Альфа-Банка в Поволжье. — Например, кредитные средства можно использовать только строго по целевому назначению, указанному в договоре, а деньги, полученные по факторингу, компания имеет право направить по своему усмотрению: на зарплату, налоги, ремонт оборудования и так далее. Также при помощи факторинга можно решить проблему кассового разрыва и нехватки оборотных средств».
«Сейчас для развития бизнеса нужно рассматривать не только те варианты, к которым привык и которые на слуху, но и искать новые возможности»
По сути, факторинг избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, но делает это без увеличения кредиторской задолженности. И такое решение важных задач бизнесу по душе.
«Сейчас для развития бизнеса нужно рассматривать не только те варианты, к которым привык и которые на слуху, но и искать новые возможности, — отметил один из участников конференции Альфа-Банка, коммерческий директор ООО „Бикотекс“ Константин Чуркин. — Конечно, в кризис проблемы только множатся: кассовые разрывы, внеплановые отсрочки платежей, падение продаж. Обычно в таких случаях все берут кредит, но ни для кого не секрет, что сейчас заемные деньги дорожают и получить их все сложнее. Нужно оставлять залог, искать поручителя, подтверждать планы по продажам и поддержанию выручки на несколько месяцев вперед, а в условиях неопределенности сделать это проблематично. Для нашей компании теперь одним из инструментов роста является факторинг. Это конкурентное преимущество, потому что мы можем работать с поставщиками без предоплаты и сводить все простои к минимуму».
«Перечень клиентов, использующих факторинг, неумолимо растет: многие предприниматели и представители компаний Татарстана иначе взглянули на этот инструмент»
Только за I квартал 2022 года факторингом воспользовалось свыше 8 тыс. компаний
Компании чаще всего используют два вида факторинга: с регрессом и без регресса. Ключевое отличие между ними в том, кто берет на себя риски. В России большинство предпочитает вариант с регрессом. Как сообщает Ассоциация факторинговых компаний (АФК), совокупный измеряемый портфель на 1 апреля 2022 года составил 973,2 млрд рублей, из которых 80,7% портфеля составляют сделки без права регресса, 18,4% — с правом регресса, 0,9% — международные сделки. Рост портфеля от года к году составил 41%: только за I квартал 2022-го факторингом воспользовалось свыше 8 тыс. компаний — рост клиентской базы за год составил 13%.
Также во время конференции спикеры Альфа-Банка подробно рассказали о разновидностях факторинга, которые предлагает финансовое учреждение. Среди них открытый или закрытый факторинг, факторинг с коммерческим кредитом, агентский или экспресс-факторинг — возможность финансирования поставок любым покупателям при одновременном заведении оборотов с первоклассными дебиторами, имеющими установленный лимит в банке.
«Только по Татарстану в Альфа-Банке спрос на факторинг за год вырос почти в 4 раза, — подчеркнул Марьев. — Если смотреть клиентский портфель банка, то среди тех, кто уже пользуется факторингом, много крупных игроков. Например, среди ретейлеров это „Дикси“, „О’кей“, METRO Cash & Carry, X5 Group, „Ашан“. Среди оптовых продавцов техники „М.Видео“, „МегаФон“, МТС, „Леруа Мерлен“. Жалуют этот инструмент и производственные компании: Evraz Group, „Роснефть“, „Лукойл“, а также компании пищевой отрасли: „Мясная губерния“, „Черкизово“ и другие. Перечень клиентов, использующих факторинг, неумолимо растет: многие предприниматели и представители компаний Татарстана иначе взглянули на этот инструмент — очевидно, что для кого-то он станет палочкой-выручалочкой и позволит ускорить многие финансовые процессы».
По результатам конференции участники познакомились с видами факторинга, оценили все плюсы и минусы инструмента, а также разобрали конкретные примеры его использования. Так, территориальный менеджер X5 Retail Group Ленара Бахтиярова рассказала, как региональные компании могут стать поставщиком для крупного ретейлера и какие товары особенно актуальны в условиях импортозамещения.
«Факторинг становится все популярнее, потому что доступен, удобен, прост и не такой дорогой, как кредит, — резюмировал один из участников конференции. — Надеемся, что в ближайшее время этот инструмент станет популярным в разных сферах деятельности, что позволит быстрее развивать новые направления и получать новые продукты. А это особенно важно в текущей геополитической и экономической ситуации».
Узнать подробнее об условиях предоставления факторинга от Альфа-Банка и оставить заявку можно на сайте банка.
Альфа-Банк — крупнейший универсальный частный банк в России. На протяжении 30 лет занимает ведущие позиции во всех сегментах банковского бизнеса. Клиентская база составляет более 1 млн корпоративных клиентов и 22 млн физических лиц. Альфа-Банк развивается по модели phygital, сочетая цифровые инновации с эффективной сетью физического присутствия, которая насчитывает 510 офисов в Москве и регионах России, 900 городов с курьерской доставкой и 27,9 тыс. своих и партнерских банкоматов.
По итогам 2021 года, согласно финансовой отчетности (МСФО), совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк», включая ABH Financial, АО «Альфа-Банк» и дочерние финансовые компании, составили $75,9 млрд, совокупный кредитный портфель — $52,0 млрд, акционерный капитал — $10,6 миллиарда. Чистая прибыль — $1,6 миллиарда.