На этой неделе миндортранс РТ отчитался об очередных рекордных миллиардах рублей, вложенных в дорожную инфраструктуру республики. Между тем к общественному транспорту, передвигающемуся по этим дорогам, все больше вопросов, особенно на фоне предстоящего нового повышения цен на проезд. А вы когда последний раз пользовались услугами общественного транспорта? И при каких условиях готовы отказаться от личного автомобиля? «БИЗНЕС Online» отвечают Олеся Балтусова, Альберт Мухаметшин, Яков Геллер, Мидхат Курманов и другие.
Олеся Балтусова помощник президента РТ по вопросам сохранения памятников культуры, архитектуры— У меня нет автомобиля, я его продала, когда дачу покупала в 2008 году, и с тех пор я пешеход. На дачу мы всей семьей ездим на «Омиках». Вот они меня и беспокоят как транспорт. Они ходят очень медленно и сильно изношены. Раньше вдоль правого берега ходили ракеты, метеоры, их нам, дачникам, очень не хватает, зря их отменили.
Транспорт в Казани меня устраивает как вид — он есть, он цифровизирован, выглядит не изношенным, современным. Но есть вопросы. Он довольно плохо охватывает центр города, и мы ездим на такси даже на рынок, и после 21:00 тоже не доберешься из района в район. Такси сейчас удобнее в этом смысле. Метро выручает, конечно, им все пользуются, особенно в часы пик.
Альберт Мухаметшин депутат Госсовета РТ, директор МУП города Казани «ПАТП №4», «ПАТП №2»— В целом я оцениваю работу системы общественного транспорта как соответствующую современным требованиям и нуждам пассажиров. Конечно, зная о проблемах, с которыми сталкиваются как горожане, так и перевозчики, считаю, что есть ряд вопросов, на которые нужно обратить особое внимание. Главным образом на финансирование, так как перевозку льготных категорий граждан не компенсируют в полном объеме и весь подвижной состав перевозчики приобретают в лизинг, что дает колоссальную финансовую нагрузку на предприятия. Вследствие чего у перевозчиков отсутствует возможность повысить заработную плату водителям и кондукторам, а это приводит к дефициту кадров и сказывается на качестве перевозок.
С целью анализа работы маршрутов, пассажиропотока и качества культуры обслуживания я периодически езжу на автобусах нашего автопарка. На самом деле я считаю общественный транспорт хорошей альтернативой, решающей вдобавок массу проблем, связанных с экологией города, заторами, а также экономией бюджета семьи. Основным моментом в пользу перехода на общественный транспорт, по моему мнению, является безопасность, чистота, качественное и культурное обслуживание.
Яков Геллер генеральный директор агентства по государственным закупкам РТ— Езжу за рулем очень давно, уже лет 30. У меня нет водителя, езжу сам и получаю от этого массу удовольствия, честное слово. Это мой отдых: сесть и тихо, внимательно поехать. При каких обстоятельствах бы пересел на общественный транспорт? А это не получится, я живу за городом. Там автобусы, наверное, ходят, потому что остановки есть. Но мне страшно представить, что сейчас будет, если моя машина сломается… Или придется вызывать такси все время, или искать автобус, а я даже не знаю, где он ходит.
Но я к народу очень близок, потому что каждое утро в пробке стою на Оренбургском тракте. Я вам скажу вот что: когда поворачиваю с улицы Пушкина на Московскую, это всегда вызывает трудности, так как все автобусы тоже там поворачивают. Это же один из самых центральных маршрутов. Помню, в Челнах был заместитель по транспорту, уже не помню, кто тогда был главой, который говорил: раз на остановках толпятся люди, значит, это хорошо. «Раз они ждут транспорт, значит, знают, что он придет», — говорил он. Если бы не приходил — они бы там не стояли. Поэтому, судя по количеству автобусов, которые поворачивают на Московскую, приходится признать, что хорошо работает общественный транспорт.
Марат Бикмуллин предприниматель— Очень давно не пользовался услугами общественного транспорта, наверное, лет 10–15, ну если самолет не считать общественным транспортом. Я летом использую велосипед, а сейчас личный автомобиль. Мы из союза велосипедистов РТ, да, у нас были случаи конфликтов на автобусной полосе с автомобилистами, мы собирались вместе с автохозяйствами, общались с руководителями, водителями. С тех пор я езжу по автобусной полосе, вполне уважительно относятся, не сбивают, с автобусной полосы не сгоняют.
Готов использовать общественный транспорт, если в Казани будут созданы более удобные условия для велосипедистов, то есть если на автобусе или на троллейбусе будут условия для крепления велосипедов, обычно спереди ставят такие рога, и велосипедист может его туда поставить. Это известная практика, много где в городах мира имеется, я думаю, Казань к ней придет. Если я смогу этим пользоваться, то, конечно, личный автомобиль будет не нужен, если только куда-то далеко, в командировки поехать. А пока вопрос не решен, использую личный автомобиль. Потому что на велосипеде комфортно можно проехать 30–40 километров, а бывает так, что за день надо по городу 100 наездить, на велосипеде уже трудно, надо быть большим спортсменом.
Дамир Исхаков главный редактор журнала «Туган җир»— Я постоянно пользуюсь общественным транспортом, в принципе, недоволен одним: у нас дороги хорошие, но самих транспортных средств недостаточно. Там народ как селедки в бочке едет, то есть надо резко увеличить число автобусов и улучшить обслуживание пассажиров. Ни в одной стране мира, где я был, а я был во многих странах цивилизованных, нет такого, чтобы народ стоял как селедки в бочке, максимум три человека стоят, например, в США, а все остальные сидят.
Ну и, конечно, стоимость проезда все время растет. Я сам как пенсионер пользуюсь льготой, уже в мою льготную сумму существенно залезли и продолжают залезать, а государство компенсации не делает на возросшие расходы. Мне выделяют 500 рублей, а сейчас, чтобы заплатить за месяц за проезд, нужно выложить 547 рублей. Это же означает, что залезают в мой личный карман, хотя государство обещало мне когда-то за былые заслуги хорошие льготы предоставить. Машины у меня нет, и она не нужна для городских поездок.
Лябиб Лерон писатель, лауреат Тукаевской премии (2022)— Сейчас я как человек, пользующийся личным автомобилем, редко езжу на общественном транспорте. Последний раз ездил дней 10–15 назад, мне надо было поехать в центр. Когда захожу, то всегда спрашиваю, сколько стоит проезд, так как цена часто меняется. Моя жена и дочери больше ездят, особо не жалуются на условия, говорят, что транспорт вовремя приходит. Променять свой автомобиль на общественный транспорт готов, если совсем тяжело будет передвигаться на машине, например, завалит дороги снегом, появятся огромные пробки. У автобуса хотя бы есть отдельная полоса, куда из-за штрафов автомобилисты стараются не заезжать. Я старюсь ездить больше на машине, потому что если пользоваться только общественным транспортом, то не успеешь сделать все свои дела.
Мидхат Курманов адвокат, экс-министр юстиции РТ— Редко пользуюсь общественным транспортом. Но сегодня вечером собираюсь воспользоваться, чтобы после пар не стоять в пробках, еду на трамвае — от Амирхана до Речного техникума. Чувствую себя очень хорошо, не волнуюсь, в пробки никакие не попаду. Заплатил свои 30 с чем-то рублей и спокойно едешь. Один раз даже проехал свою остановку, потом пришлось возвращаться пешком. Да, бывают нюансы. Хотел поехать на 30-м автобусе, а по карте показывает, что ждать 45 минут. Действительно, столько и стоял на остановке. Когда еще преподавал в Академии правосудия, поехал на трамвае, а он сгорел. Но в последнее время все по расписанию ходит. Я готов ездить хоть каждый день! За машиной надо следить, могут быть поломки, на дороге нужно внимательным быть. На трамвае же я не отвечаю за происшествия, которые могут случиться на дороге. Но иногда транспорт не ходит до нужных мне мест, тогда вынужден ехать на машине.
Любовь Мумладзе врач-андролог, директор ООО «Центр здоровья мужчины „Ираклис“»— Если бы летом в салоне кондиционеры включали и люди не падали в обмороки, то было бы неплохо. Метро у нас прекрасное, по остальным видам транспорта скажу, что трамваи ездят у нас полупустые, троллейбусы тоже. В автобусах же иногда в час пик народ собирается, но автобусы неплохие, то есть чистые, аккуратные. Последний раз я пользовалась метрополитеном, где-то месяца полтора назад.
Но ни за что не готова променять свой автомобиль, в молодости я наездилась, было так, что общественный транспорт вставал. Представляете, зимой от проспекта Победы пешком идти на Большую Красную, подводил тогда транспорт. Нет, когда привыкаешь уже к комфорту, на общественный транспорт не тянет. Потом, помните, как во время карантина: маску надевай, без QR-кода не пускали. Ну что это такое? Людей вышвыривали на улицу, это просто возмутительно.
Ильдус Янышев председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»— Честно говоря, я пользуюсь редко общественным транспортом, проехал как-то по кольцевой линии трамвая, удобный маршрут проходит через весь город, но достаточно медленно. Я считаю, что Казани надо развивать метробусы, то есть чтобы общественная полоса была выделена только для этого вида транспорта, тогда популярность общественного транспорта в городе возрастет, пример Стамбула здесь очевиден. В Казани общественный транспорт ходит нормально, регулярно, но медленно, вся проблема в этом. Мне пришлось добираться от ж/д вокзала до своего дома в Борисково, ушло, наверное, где-то полчаса. Я иногда, когда выезжаю за город на велосипеде, то использую трамвай, чтобы выехать куда-то в Кировский район и оттуда уже уехать на Лебяжье, но и то на велосипеде еду быстрее, чем общественный транспорт, вся проблема в этом. Однако ни на каких условиях не готов променять свой автомобиль, в первую очередь из-за скорости.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.